Марлен Дитрих встала перед ним на колени

Валерий Стрельцов
                Константин Георгиевич Паустовский

       Я любил его книги в юности и чувствовал его близким человеком. Родственные души...  Перечитав недавно некоторые из них, мне стала понятна духовная природа этой любви и близости. В своей главной книге «Повести о жизни» в рассказе «Россия в снегах» он пишет: «Без чувства своей страны - особенной, очень дорогой  и милой в каждой ее мелочи - нет настоящего человеческого характера. Это чувство бескорыстно и наполняет нас великим интересом ко всему. Александр Блок написал в давние тяжелые годы:

Россия, нищая Россия
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,
Как слезы первые любви...

        И дальше писатель продолжает: «И нет ничего омерзительнее, чем равнодушие человека к своей стране, к ее прошлому, настоящему и будущему, к ее языку, быту, ее лесам и полям, к ее селениям и людям, будь они гении или деревенские сапожники.» Если в юности я все это воспринимал эмоционально, то сейчас, особенно после последней моей поездки по России, проникся  этим всем своим существом и по настоящему возрадовался этому, наверное, запоздалому откровению… Я принял этого человека в себя, а с ним и все, что он любил и ненавидел. И сразу для меня все встало на свои места: я понял   тончайший лиризм его прозы, почему его герои так душевно близки мне и почему они так естественно и органично связаны с окружающей их природой и своей страной. И он умел находить добрых и интересных своими простыми судьбами людей и писал о них. В его рассказах они составляют единое неразделимое целое. Поля, леса, реки, туманы, гудки пароходов и чувства и настроение людей. Так и должно быть у взаимно любящих и полностью принимающих друг друга существ. Это очень трудно, но это настоящая все поглощающая любовь… О гармоничности К. Паустовского и о том, что его любовь к природе была взаимной говорит одна очень на мой взгляд очень трогательная история из его тарусского периода жизни. Он очень любил рыбачить с лодки на Оке и впадающей в нее в черте города реке Таруске. Рассказывают, что когда он сидел в лодке с удочкой, к нему часто приплывал и забирался в лодку черный кот, чтобы получить от писателя свою долю добычи...

Мы, обычные люди своим ленивым умом и слабыми чувствами не можем понять сущности окружающей нас жизни, но в какой-то момент я стал понимать какие откровения и прозрения несут нам талантливые и гениальные поэты. Источником этих озарений являются чувства поэта - ворота, через которые в человека входит окружающий его мир. Они же для поэта  и инструмент его познания. И этих откровений иногда пророческих очень много, нужно только не лениться их собирать. Для меня это открытие было, наверное, запоздалым, но я  все-таки его сделал и пришел к этому сам, что меня очень радует. Но перечитывая «Повесть о жизни» я нашел такое открытие и у Паустовского, когда он пишет о своем юношеском увлечении поэзией: «Ни тогда, ни сейчас я не жалею о своей юношеской одержимости поэзией. Потому что знаю, что поэзия - это жизнь, доведенная до полного выражения, раскрытие мира во всей его глубине, трудно охватываемой ленивым взглядом». В этом признании  - суть и критерий для определения поэтического таланта.  Правда, он говорит о юношеском увлечении, у меня оно тоже было, а осознание смысла поэзии может быть и к нему пришло в зрелом возрасте, часть повести с этим признанием он закончил писать в 1954 году, за год до того как они с женой поселились в Тарусе, когда ему было уже более 60 лет. Родился он 31 мая 1892 года.

  Окружающая нас жизнь бесконечна, сложна и многогранна. Обычный человек не может воспринять ее во всем ее многообразии. И, формируя свое мировоззрение, человек, так или иначе, упрощает для себя окружающий его мир. Если эта модель адекватна личности, потребностям и запросам человека, и условиям его жизни, то  он может жить и находиться в относительной гармонии с окружающей его средой. Романтики не принимают и не хотят принимать окружающую действительность, так как она есть, они не могут принять всей его жестокой правды, они создают свой мифический мир, в котором они  могут жить, не мучаясь от душевных конвульсий. И населяют его близкими им по духу людьми. Слава Богу, таких в России не мало.
Таким романтиком был и Константин Георгиевич Паустовский. Он принимал и проповедовал советскую идеологию и был очень талантливым и тонким апологетом советского образа жизни. Того образа жизни, которым жили большинство простых советских людей и который сейчас многие пожилые люди с ностальгией вспоминают... Он с большим интересом вглядывался в людей, умел видеть хорошее в людях и талантливо писал об этом. Люди простые из народа с сокровенным в душе, деревенские мальчишки, старики,  люди талантливые, увлеченные своим делом энтузиасты - вот кто населяет его рассказы и очерки. Это, пожалуй, главная черта его таланта.

Разоблачителем, обличителем и критиком он не был… Это занятие других людей, иногда очень умных и проницательных пророков, иногда  ограниченных и крепкоголовых, иногда неистовых и по своему жестоких. Были писатели и другого склада, например А.И. Солженицын, который несколько десятилетий своей жизни посвятил борьбе с коммунистической идеологией и политическим строем СССР. Такие писатели исследуют подноготную нашей трагической истории и действительности, поднимают на поверхность страшные факты, пишут о трагическом и потаенном в нашей жизни, ищут виноватых в преступлениях власти, ходят с этой правдой по белу свету, некоторые спекулируют на ней, «глаголом жгут сердца людей», бьют в набат, зовут к восстанию,  мучают этой правдой своих близких и читателей, мешая им спокойно трудиться и растить детей. Солженицын с Паустовским люди разных поколений, разных судеб и разных точек зрения. У каждого свое мировоззрение и у каждого своя правда… Только не нужно сталкивать эти правды лбами...

Что меня сейчас восхищает в моем юношеском кумире, так это цельность его личности: герои его книг красивые, нравственные и поэтому привлекательные люди, и сам писатель таков в моем представлении. Он и сам не мог отделить писателя от всего им написанного и писал, что долго не мог принять пушкинское откровение, что временами и писатели и поэты бывают ничтожней всех «меж людей ничтожных мира». Эта шокирующая метаморфоза гениальных и талантливых людей и меня очень часто травмировала. И сам Александр Сергеевич был этому подвержен, и многие и многие другие легко жертвовали христианскими заповедями ради свободы самовыражения.
 
На могиле Константина Георгиевича родными поставлен христианский крест, хотя в его книгах  я не видел попыток выражения христианских чувств, но я думаю этот крест на его могиле поставлен неспроста…