Аквариум в Волгограде

Владимир Викто
- БГ? Борис Гребенщиков? Тот самый?
- Ну, да!
- В Волгоград? Приезжает? С «Аквариумом»? Он ещё выступает?
- Да, да. Он.
- Точно он? Тот самый?

Тот самый, это… Для кого-то мечтательный и романтичный:

Под небом голубым есть город золотой,
С прозрачными воротами и яркою звездой.
А в городе том сад, всё травы да цветы;
Гуляют там животные невиданной красы.

Для других это тот, с кем он подпевает с укоризной:

Не пей вина, Гертруда.
Пьянство не красит дам.
Нажрёшься в хлам
И станет противно
Соратникам и друзьям.

Для кого-то, наоборот, призывающий:

А ну-ка мечи стаканы на стол,
А ну-ка мечи стаканы на стол,
А ну-ка мечи стаканы на стол,
Прочую посуду.
Мне говорят, что пить нельзя,
Мне говорят, что пить нельзя,
Мне говорят, что пить нельзя,
Я говорю, что буду.

Для меня это, прежде всего, коллекция магнитоальбомов (на кассетах). И, конечно же:

Я бы жил себе трезво,
Я бы жил не спеша,
Только хочет на волю
Цепная душа.
Сарынью на кичку,
Разогнать эту хмурь…
Ох, Самара, сестра моя…
Кострома mon amour…

Это и замечательный исполнитель песен Булата Окуджавы. Помните?

Девочка плачет, шарик улетел.
Её утешают, а шарик летит…

Или, вот:

За что ж вы Ваньку-то Морозова?
Ведь он ни в чём не виноват.
Она сама его морочила,
А он ни в чём не виноват.

И вот знаменитый БГ и «Аквариум» (состава 3.0) в Волгограде. Как можно пропустить настоящую легенду?
Я ни в коем случае не ждал появления того задорного длинноволосого паренька, что был на обложках хранимых до сих пор альбомов. Но, когда на сцену под аплодисменты вышел, прямо скажу, старик… А впечатление это от того, что на голове у него теперь пусто, а на лице шикарная борода. Не просто «козлиная» бородка, а густая окладистая борода. Это было, мягко говоря, неожиданно. Но, вспомнив, что это он стоял у истоков советского рока, понимаешь и принимаешь его новый облик. Патриарх, всё-таки.

В любом случае главное – музыка. И она зазвучала, мягко обволакивая и заполняя не только зал, но и тебя. Песни лились. И старые, известные… В том числе и «Город золотой», которую я ждал с нетерпением, чтобы сравнить того давнего и нынешнего. Нет, всё по-прежнему. И голос, и помыслы. Чистые, те же. Кстати, к моему удивлению, я только недавно узнал: у этой песни и стихи, и музыка совершенно других людей.  Но как они слились у Гребенщикова! Да и сам певец не скрывал, что многие его песни используют заимствования некоторых иностранных текстов.

БГ никогда на месте не стоит. Много нового. Порой неожиданного. Не только в песнях, в музыке. Сказать, что эти произведения пропитаны индуистскими мотивами – мало.

Здесь вспоминается Битлз. Когда после разнузданного сумасшедшего рок-н-ролла они обратились за просветлением к Кришне. Но только для Битлз это влияние хоть и было сильным, но недолгим. Недолгим по причине распада группы и отхода от той музыки, на которой они вознеслись над миром. Правда, сэр Пол Маккартни пел ещё  до недавних пор. Но в традиционной привычной манере.

А Гребенщиков и «Аквариум» видят, пожалуй, в своём индуистском направлении смысл своей музыкальной  жизни. Да, просто бренчать на простой гитаре – это слишком примитивно для БГ. И он усложняет звучание песен. Погрузиться в тайны древних индийских инструментов – вот это оно!

Вспоминается опять Дж. Харрисон, посвятивший долгие годы ситару. Просто для себя. Не для того, чтобы потом выступать.

А «Аквариум» выступает. Не только у нас в стране. Гастроли за рубежом. Где Гребенщикова знают и ценят. В определённых музыкальных кругах. Не за советский рок. Там он признанный мэтр буддийских мантр, которым не одна сотня лет. Напомню, слова в этом случае подобраны определённым образом и своими чередованиями звуков призваны воздействовать на человека. Впрочем, то, что мастер пришёл к мантрам – закономерно. Перечитайте тексты песен, именно тексты, без музыки.  Есть там смысл?

Кто-то говорит, что в них бессмысленный набор образов. Кто-то видит очень, ну очень глубокий смысл, который надо расшифровывать. Но и, не вникая, без расшифровки, при прослушивании песен попадаешь под власть звуков. Так сказать, русские мантры.

Не могу не вспомнить, опять же, как сочиняли свои песни Джон Леннон и Пол Маккартни. Часами, а то и днями, подбирали пришедшие им в голову слова, обрывки мыслей, афиш, фрагменты услышанного по радио, в разговорах, склеивали всё это, стремясь уложить на запавшую мелодию. И потом критики также делились на лагеря. Одни признавали стихи непритязательными, простенькими. Другие призывали вдумываться и искать в них глубокий философский смысл. А люди просто слушали, не вникая или не понимая иностранных слов. Слушали и впадали в экстаз. 

Вот об этом и многом другом я раздумывал, улетая под влиянием магии патриарха русского рока.

Читатель! Ты уж извини. Хотел написать маленькую миниатюру о концерте «Аквариума» в Волгограде, а получилось…