рассказ Ходоки

Александр Атрушкевич
Рассказ:
«ХОДОКИ»
                Крестьяне-ходоки, повидавшие Ленина и услышавшие   от               
                него мудрые советы, считались тогда первыми  людьми 
                на селе.             
                Воспоминания о Ленине. Т.2, стр.76.

Память человека избирательна, с этим согласится даже тот, кто желал бы что-то из своего прошлого забыть, да никак не получается.  Ну ладно, что помним, то помним, придётся с этим багажом и дальше шагать в светлое будущее. Не понять причины, но однажды  я вспомнил не о моём, а о нашем коллективном письме Никите Сергеевичу Хрущёву, в то время первому секретарю ЦК КПСС.   Написал данную аббревиатуру, и как-то даже не по себе стало – как давно всё  это было!  И было ли?
Мы учимся примерно в пятом классе, школа наша расположена в Залинейном районе города. Собрали деньги (жертвовали на поздравление  вождю кто сколько мог), и далее инициативная группа пошла на железнодорожный вокзал, где была почта.  Телеграмма с пожеланием здоровья и счастья дорогому Никите Сергеевичу была направлена в Кремль. Что телеграмма была принята и отправлена, сомнений нет, ибо на оставшиеся деньги мы купили себе мороженое. И, конечно, съели его.  Кто такие «мы» и сколько нас было – кануло в Лету. Читал ли Хрущёв наше послание – не знаю.  Но,  думаю, если не читал, то себе на беду.  Пренебрёг нашими пожеланиями и, как следствие, вскоре  был снят с должности генсека завистниками.
Чтобы всё поставить на своё законное место, заглянул в Энциклопедический словарь. Итак, родился Н.С. Хрущёв в 1894 году.  В 1953 году он избран первым секретарём ЦК КПСС.  14 октября 1964 года его освободили от всех обременительных должностей. Поздравлять мы его могли только с 65-м днём рождения.  А оно было в 1959 году, когда мы учились в пятом классе. Всё сходится, одного только жаль, что документального подтверждения акции школьников нет, квитанция об отправленной телеграмме не сохранилась.
 Жаль, конечно. Ибо переписка с великими людьми своего времени поднимает авторитет отдельного человека. Ныне авторитет, этой отдельно взятой личности, называют иностранным словом – имидж.
В 1983 году американская девочка Саманта Смит написала письмо генеральному секретарю ЦК КПСС Юрию Андропову с пожеланием отстаивать мир на планете Земля. И что вы думаете? Она была приглашена в Советский Союз и провела здесь неплохо целых две недели. Экскурсии по стране, встречи со стахановцами – разве это не интересно?  Нужно было и мне, послав этот пресловутый коллективизм к чёртовой бабушке, слать за личной подписью  телеграмму с поздравлениями  Никите Хрущёву. Была возможность прославиться и побывать в Кремле… Была возможность, да ума не хватило ею воспользоваться.  Сегодня я подобного бы шанса не упустил.
   Замечу, что Екатерина II, которую народ незаслуженно обвиняет в излишней любвеобильности (хорошо бы сначала на себя посмотреть!), вела обширную переписку с  великим  французским  философом-гуманистом  Жан-Жаком Руссо, общалась (опять же с помощью писем) с Вольтером и Дидро.  Русская императрица обладала литературным даром, писала статьи в журналы, она автор нескольких пьес.  Было бы интересно узнать предмет и тему переписки, но… заглядывать в чужие письма признак плохого тона. Хотя письма великих мира сего подчас становятся достоянием общественности.  И мне бы хотелось  отчитаться перед современниками, но текста телеграммы, даже если бы от этого зависела жизнь человечества, восстановить не в силах. Но уверен – здоровья и счастья пионеры 5 «Б» класса желали вождю вполне искренне. И заметьте, ничего ни для себя, ни для школы не прося. Законченный альтруизм – скажите вы, и будете правы на 100%. Нынче, я имею в виду день сегодняшний, не часто с таким отношением к жизни встретишься. Только и слышно кругом: дай, дай, дай… Но мы воспитывались на примере старика из чудной сказки А.С. Пушкина.  Старый рыбак, отпуская на волю пойманную Золотую рыбку, ничего для себя не попросил: мол, плыви с Богом плавучая красавица, да счастлива будь.  И такое поведение, сегодня я так считаю, несомненно,  заслуживает уважения. Но изменять человеческую судьбу, на счастье или на беду, может не только литература, а и живописные полотна и композиции.
Маленький мальчик, недавно научившийся читать, листает огромный фолиант «Воспоминания о Ленине» (Москва, 1954 г.). Иллюстрации художников способствовали усвоению приведённых фактов биографии вождя. Более другого мальчика поразила картина В. Серова «Ходоки у Ленина».  Три до невозможности бородатых мужика, одетые в потёртые кожухи, невесть что выпрашивали у главы Советского государства. Ленин, внимательно вслушиваясь в слова просителей, что-то карандашиком записывал на белом листке бумаги.  Отец, совсем недавно сменивший   журналистскую стезю на партийную работу, пояснил: «Всегда есть подобные людишки… Всем и вся недовольны… Ходят, клянчат…»  Папино пояснение не внесло ясности в детскую голову. Меня волновал такой вопрос: выполнит ли Ленин, подобно Золотой рыбке (сказку я к тому времени уже прочитал), просьбу этих ходоков? И, главное, что они просят? Отец, когда я ему  совсем одурил голову постоянными «зачем?» и «почему?», сказал просто и ясно: мол, что просили, то и получили. А может быть, даже и больше того.
А детский ум, как губка – всё в себя впитывает. Тут ещё в школе на уроках пения мы хором твердили  изо дня в день, как буддийские мантры, святые слова:  Ленин жил, Ленин жив, и, вообще, наш вождь живее всех  существ, обитающих на нашей   планете Земля.  И я решился…
Жила наша семья не то чтобы бедно, но небогато. Трое детей, беспрерывно болеющая мама, потому свести концы с концами на одну зарплату инструктора обкома партии не очень-то получалось. Но сальдо домашнего бюджета меня мало интересовало, более другого меня волновало здоровье мамы.  Потому я решил отправить её  в какую-нибудь больницу в Москве, там, как говорило мне радио, работают такие доктора, которым излечить человека от любой болезни, что раз плюнуть.  Для них любая болезнь – не вопрос. Был бы лишь больной под рукой.  Но как к ним попасть?  Как записаться на приём?  Эту чрезвычайно сложную задачу мог решить только Ленин. Если наука обеспечила вождю народов вечную жизнь, то уж маму она от сердечных приступов, несомненно, избавит. Остальное было, как говорят, дело техники: сухари в сумку от противогаза, была у нас в семье такая, да тишком и молчком на тормозную площадку товарного вагона...
На ошибках учатся, эту аксиому я и проверил на себе. Главное, что пацан вынес из первого путешествия «в люди», – тормозная площадка должна быть не впереди вагона, а за ним. Но чтобы понять такое, надо промёрзнуть  на встречном ветру до такой степени, что зуб на зуб не попадал. «Всё, – думал я в особо жуткие минуты, – так, толком  не повзрослев и не выучившись,  умру я на горе родителям».   Второе, что я вынес из путешествия – это необходимость изучения географии и некоторых других наук.  В те годы такого понятия  как «наука выживания» ещё не знали, приходилось знания искать на ощупь.  Не умея ориентироваться на местности, взамен кабинета В.И. Ленина я попал на сортировочную горку  товарной станции Брест. Из этого пограничного  города милиция меня депортировала на родину – по указанному адресу: Гомель, улица Банная Аллея.
Родители, ввиду сильной занятости, лишь слегка меня пожурили  (насилие в нашей семье не практиковалось)  и оставили в покое, надеясь на осознание проступка. Юрка из четвёртой квартиры, он был на пару лет старше меня, растолковал причину неудачи, расставив всё по полочкам:
– Дурачина, – учил он, – Ленин на крейсере «Аврора» за главного командира. Он в буржуев с пушки стрелял и царя насмерть убил. Ленин в Ленинграде живёт, а ты додумался – совсем в другую сторону рванул. В твои годы надо уже понимать, как концы меж собой увязывать...
Но дураком быть стыдно и невыгодно. Потому со  второго раза я до крейсера «Аврора» всё-таки добрался. И пушку видел, из которой Ленин стрелял. Дядя-матрос меня даже обедом накормил, а потом и растолковал, что мой Ленин ещё чёрт знает когда в Москву жить перебрался, прямиком в Кремль.  Куда, как я на картинке видел, ходоки и заходят. Но потом этот же добрый матрос сдал меня на руки милиционеру. А дальше, по накатанной дорожке – паровозом примчался я на Банную Аллею.
В кругу семьи состоялся серьёзный разговор, даже можно сказать мужской. Я отцу, не скрывая детали, ситуацию обрисовал, мотивы поступка объяснил.
– Голова садовая, – говорит он, ты бы меня пять раз лучше переспросил, чем наугад действовать.  Ленин в Мавзолее который год мёртвый лежит. А что вы там, в школе вашей, про живого пели, то это… иносказательное мнение, вроде  как понарошку. Понял?
Ничего я толком не понял, но на всякий случай головой кивал исправно. Если Ленин умер – то так и скажите. Если живее живых – адрес сообщите, чтобы не мотаться в его поисках по огромной стране под названием СССР.
А уже через год, в целях укрепления детской психики, родители меня повезли на экскурсию в Москву. Поездка была затеяна с единственной целью – бальзамированное тело Ленина должно убедить мальчика из дому напрасно не убегать.
Ситуация ясна? Вывод напрашивается сам собою –  родители всегда правы, у них жизненного опыта и начитанности куда больше нашего. Увидел я вождя в гробу, даже рукой гроб этот тронул, за что от охранника замечание получил,  и успокоился. Чего зря нервы трепать – смерть  многие вопросы  с повестки дня снимает.  Стоял я у гроба, смотрел на Ленина и понимал одно – нет на всём белом свете больше человека, который бы мне помог. Нет!  Стоял  и плакал, а какой-то дяденька в штанах с красными лампасами, что следом за нашей семьёй в Мавзолей зашёл, похлопал меня по плечу и шепнул: «Не бойся его, сынок. Не бойся… Из гроба он нипочём не встанет».
 А слова те, умным человеком сказанные, только когда в школе биологию стали изучать, понял.  Коли ты умер, то это уже навсегда… Даже грамотнее скажем: навеки.
2014 г.