Нонна Менделевна Слепакова 1936-1998 - сценарий

Татьяна Латынская
                Литературный вечер

                "И НЕ УШЛА НИКУДА"

Слайды- 1.Портрет Нонны (Рисунок)
Слайды- 2, 3 Фотографии Нонны
1. ВИДЕО - (читает Н. Cлепакова)
Вдвоем с душой
Я говорю по вечерам
С душой моей ранимой…и т.д.

Ведущая:
«Как поздно в жизни начало светать,
Так тяжко, неохотно, что потом
День даже вовсе может не настать...
Поговорим иль помолчим о том…»

Говорить о  Нонне Слепаковой  - непросто. Во-первых, потому что  она еще совсем недавно была, жила совсем рядом с нами на Петроградской стороне, пила чай с друзьями на кухне в доме на Большой Зелениной, ходила по грибы  на даче в Карташевке, вместе с нами переживала все трудности и нелепости «перетруски», как она называла 90-е годы, горячо откликаясь  на них до последней минуты.
Во-вторых, Слепакова была человеком очень ироничным до язвительности и ранимым. Свой юбилейный вечер в 1996 году она организовала своеобразно: отказалась от ведущего, сама вела вечер, читала стихи буднично, всячески избегая патетики. Поэтому, говоря о ней, не хотелось бы излишнего пафоса, но и преуменьшать ее дар и вклад в литературу нельзя.
В-третьих, и в - главных,  потому что Нонна Слепакова – не только мощный поэт, но и прекрасный прозаик, переводчик, драматург, она сочиняла песни, играла на гитаре  - как вместить все эти грани в один вечер!
Слайды- 4. Фотография  Собрания сочинений,
Говорить о ней непросто, но чтобы не застыл навечно ее блистательный дар, чтобы не заглохла для потомков ее живая страстная душа, такие вечера, встречи-воспоминания просто необходимы!

ПРОЩАНИЕ (Т.1.Стр.121)
Горе, прощай! Я тебя исписала,
Я иструбила надрывной трубой
Птицу, что пёрышко мне ниспослала.
Я не губила её, не спасала —
Живописала рядом с собой.

Всё. Я способна на кустике лоха
Сосредоточиться. На облаках.
На передаче, где бредит эпоха.
…Буду тебе до последнего вздоха
Я благодарна: мне так было плохо —
Просто до счастья. До лиры в руках.
1985г.

«Поэтом называется человек, дающий современникам,  а в идеале и — потомкам — запоминающиеся и точные формулы для выражения трудновыразимого» -
так начинает свое эссе-предисловие к пятитомнику Нонны Слепаковой Дмитрий Быков, самый верный ученик и друг Нонны Слепаковой,  единственный серьезный исследователь творчества Слепаковой. (На нашем вечере он будет часто упоминаем; мы его еще и увидим, и услышим…)
Слепакова была едва ли не единственным поэтом своего поколения, чей масштаб личности не уступал масштабу дарования” – утверждает Дмитрий Быков, - «она всю жизнь решала литературные задачи исключительной сложности. Скажем лишь, что она пыталась вслед за Некрасовым и Слуцким, хотя и собственными способами, сформировать новый поэтический язык, на котором можно было говорить не только о реалиях современности, но и о самых больных и напряжённых её проблемах. Сочетание интимности и пафоса, бытовой приземлённости и метафизической страстности — вот её авторская метка»  (Дмитрий Быков)

Аудио - "О былом" 
А снег идет и все былое так бело,
И так светло, что может быть
У нас с тобой
И вовсе не было былого.

А этот снег, он за год всем успел побыть,
Листвой, травой, грозой, росой, тобой и мной,
Тобой и мной,
И белым снегом стал он снова.

Так пусть Борей плетет, закутает скорей
Нас в этот снег -- свой белый мрак,
Ведь только так
Мы сможем стать, как прежде, рядом.

Метет, метет, о толчея, круговорот,
Чтобы опять могли мы стать листвой, травой,
Грозой, росой,
Дождем, друг другом, снегопадом.

А снег идет и все былое так бело,
И так светло, что может быть,
Что может быть, что может быть.

Начало 1970-х.
( исп. С. Давыдова и Ю. Оносовская)
Нонна Слепакова - ленинградка. Она родилась 31 октября 1936 г. в Ленинграде, на Петроградской стороне. За вычетом двух лет эвакуации (в «ошеломляющий Арал») прожила на Петроградской стороне всю жизнь. Все свои 62 года.
Дед ее был директором типографии Академии наук, из простых печатников вырос в большого начальника, очень по тем временам храброго. Дал, в частности, работу Дмитрию Лихачеву, которого после Соловецких лагерей никто никуда не брал. На самого деда был донос, но он умер за день до того, как за ним пришли.
Отец — инженер-текстильщик, до войны работал на фабрике «Красный ткач» (комбинат им. Тельмана), а после войны стал там же директором ФЗУ. Участник Великой Отечественной войны Мендель Цалевич Слепаков был тяжело ранен и в 1951 году в результате этого ранения парализован; умер в 1956 году.
Мать — бухгалтер, позднее — киоскер.
 Стихи Нонна стала писать с детства.
«Одаренность, талант поколения в значительной степени объясняется войной, знанием ребенка о смерти — это знание раскрывает перед ним те страшные, потаенные пропасти жизни, о которых не догадываются дети в другие, мирные времена. Раннее взросление накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь» (Александр Кушнер)

 «Стихи о трех повешенных»
 
В Ленинграде, у кинотеатра "Гиганта",
В месте полуокраинном, полупустом,
Три фашиста повешены были когда-то -
В сорок пятом, а может быть, в сорок шестом.

Немцы были не шишки. Их по разнарядке
Ленинграду прислали. На этот процесс
Ленинградцы пришли посмотреть, ленинградки, -
Нездорово-здоровый возник интерес.

Мать с отцом не пошли, но про казнь толковали:
Это им за блокаду, за бомбы в ночи!
Содрогались - и едко вдавались в детали -
Про язык синеватый, про струйку мочи...

Я полвека по площади этой не просто
Прохожу: непременно гадаю в тот миг,
Где же точное место глаголя, помоста,
Где текла эта струйка, болтался язык,

Где толпу и влекла, и морозно знобила
Неизвестных мерзавцев публичная смерть,
Где чужих по разверстке казнила чужбина
Средь чужих, прибежавших на это смотреть,
Где мой город, победный и средневековый,
Превращал справедливое мщенье в позор, -
И взлетал леденеющий свист подростковый,
Безразлично-пронзителен, зрелищно-зол.
1995.

НО детство даже скудное, бедное, как у Нонны Слепаковой и многих ее современников, все равно драгоценно и незабываемо. Ребенок, живя в коммунальной квартире, среди кухонного чада и коммунальных свар, считает свою жизнь единственно возможной и прекрасной: он не догадывается о существовании других вариантов.
«Праздничный путь»
День счастья, день Седьмого ноября
Далекого сорок седьмого года…

Это большое стихотворение «Праздничный путь» впервые было опубликовано в сборнике 1985 года «Петроградская сторона». На протяжении 1960-70-х у Слепаковой  вышло несколько детских и «взрослых» книг, но первым, обратившим на себя серьезное внимание, был именно этот сборник.
Он открывается стихотворением «Утренний путь» - одним из лучших стихотворений о детстве.
Стих-е: Утренний путь…6 строф...до строк …»На улице меж тем огни гасили!
Слепакова — наверно,  последний летописец Петроградской стороны, Петроградской 50-70-х, которую помнит она и ее современники . НО Петербург Слепаковой — вызывающе непарадный, мокрый, полуразрушенный, данный через быт, —И точно привязан ко времени.

Слайды - 12 и 13 и 17 Фотография Гатчинской и дома Н. Слепаковой

 «Окно на Гатчинской улице»
В банках майонезных
Лук торчит буграми,
Зелень стрел полезных
Прижимая к раме.
За облезлым, чадным
Двориком и домом,
За Двором Печатным
В кирпиче знакомом,
За привычной Гатчинской –
Чую дух тревожный,
Едкий и заманчивый,
Железнодорожный.!..
1960

А вот прекрасная зарисовка дома на Гатчинской из романа  Н.Слепаковой «Лиловые люпины» Маленькая Нонна (в романе Инка Плешкова) возвращается из ненавистного ей пионерского лагеря и радостно встречает каждую мелочь своего родного дома:
Нонна Слепакова Собр. Соч. Т.4 «Лиловые люпины». Роман. стр. 40
Слайды - 12 и 13 и 17 Фотография Гатчинской и дома
"Лечу в грузовике. С Большого поворот – и Гатчинскую вдруг я  возвращаю глазу: дом номер двадцать два и подворотни рот, булыжным хлебушком набитый до отказу. Соскакиваю я у дома с колеса. Подвальный тлен двора, фон радиохорала… Без этого прожить невмочь и полчаса! И – месяц не было? На месяц умирало?! …По черной лестнице взбираюсь я к себе, спасая на пути бачки, ступеньки, окна, и паклю трогаю на фановой трубе: она лохматится и ржавенько подмокла. Погибшего звонка несбыточная трель в квартирном далеке звучит, очнувшись, резво. И щелкает замок: я дома! Но ужель все это сгинуло и только что воскресло? Свет не зажгли еще, и в летней полумгле они все в целости – так любящи, любимы – в столовой, за столом. И в вазе на столе – меж них высокие лиловые люпины»

Слайды - 14. 15 Фотография Большой Зелениной улицы, д. 29

Исчезни завтра Петроградская — или по крайней мере ее родная Большая Зеленина, — и по слепаковской книге можно будет ее восстановить: и старинные дома, сотрясающиеся от грохота трамваев, и витражи, лепнину, чугун решеток, у подъездов — тумбы, вросшие в землю. Воочию увидеть локомотивное депо, плывущее в лиловатом полумраке, ползучий пар над шлаком ноздреватым, безмерно долговязый элеватор, завода запотелое чело, цистерны, бункера, трубопроводы.…
 «Чтобы написать старые башмаки как драму, нужно быть Ван Гогом. Чтобы сделать из примуса в коммуналке поэзию, надо быть Нонной Слепаковой», – заметил в посвященной ей статье «Вплотную к жизни» (Николай Ковалев)
«Вещи»
«Между рамами окна
В синей мисочке котлеты
Основательно подъеты —
«Особенность ее дара состояла в необыкновенной отзывчивости как на земное, так и на небесное. При этом как бы не существовало привычного разделения на живых и мертвых: все сидели за одним столом, все равноправно участвовали в продолжающемся спектакле. И этот мистический аспект у нее выглядел не только естественным, но и единственно возможным.. (Елена Елагина – поэт, литературный критик)
А вот еще замечательное стихотворение, в котором Нонна останавливает время:

Слайды - Фотографии 30-х годов

Иногда я копаюсь в альбомах
Той давнишней, забытой поры…
Или это мне кажется только, -
Оттого что про эти года
Знаю я, уж, наверное, столько,
Сколько им и не снилось тогда...

И мы знаем горькое продолжение той беспечно-веселой жизни, тень которой отразили фотографии 30-х:
Сейчас послушаем стихотворение «Последний раз в ЦПКИО» в исполнении Дмитрия Быкова, нами здесь уже многократно упоминаемого. Это стихотворение он прочитал год назад, на вечере памяти Нонны Слепаковой в доме Союза Писателей на Звенигородской, 22:

2. ВИДЕО - Последний раз в ЦПКО (читает Дм. Быков)
 
Однажды с перепою, с переругу,
С тоскливого и злого похмела,
Сочтя меня - ну, может, за подругу,
Она ко мне в каморку забрела…и т.д.

Слайды -17. Фотография Нонны и романа «Лиловые люпины»

Но эта невеселая прогулка будет нескоро, пройдет детство, юность.
 Детство для Нонны Слепаковой закончилось как-то сразу, внезапно, и это мгновение она смогла описать психологически точно. Вот оно – трудновыразимое:

Слайды - Фотография моста и молодой Нонны.

ИМЯ
Я помню, как назвали Нонною
Меня впервые на мосту…
Я огляделась виновато.
Мне показалось: я одна
И через мост идти куда-то
Самостоятельно должна.
1960г.

«Думаю, эти стихи по достоинству оценили бы и Толстой, и Пруст, и Пастернак, написавший “Детство Люверс”. Неужели эти стихи написаны в двадцать три года? В этом возрасте сегодня, кажется, такие оригинальные, такие совершенные стихи не пишутся»  (Александр Кушнер)

Слайды - Фотографии молодой Нонны

О детстве и ранней юности Нонна Слепакова написала роман «Лиловые люпины, или Дым без огня». Автобиографический роман, назывался вначале                “Последняя в девятом-первом”. Девятый-первый был ее класс, в котором она вечно числилась последней — не по успеваемости, но по дисциплине: она окончила школу в 1953 году и в реальность тогдашней школы решительно не вписывалась, за что  ее нещадно ломали, травили. Последней была она и в семье, где из-за своеволия и самолюбия вечно оказывалась одна против всех. Время гнуло и ломало людей, вгоняло в стандартные рамки, приучало к двуличию, лицемерию:  « Все мы поначалу особы, - говорит в романе библиотекарша Александра Ивановна, - пока нам рога не обломали»…, но Ника Плешкова, героиня романа Слепаковой,  как бы ей ни «обламывали рога», остается сама собой, даже если при этом приходится быть изгоем, последней,. И Нонне Слепаковой всю жизнь удавалось  оставаться  внутренне и внешне абсолютно свободной от всех влияний, как бы трудно ей это ни давалось. 
В 50-е годы в нашем городе в Горном институте появилось Литературное объединение, ЛИТО, которым руководил замечательный поэт и педагог Глеб Сергеевич Семёнов.
 
Слайды - Фотография Глеба Семенова

 "Ребята, я, конечно, не смогу научить вас писать хорошие стихи, — говорил юным поэтам Глеб Семёнов, — это только Господь Бог может. Но если я смогу научить вас отличать плохие стихи от хороших, значит, мы не зря провели время".(Глеб Семенов)
Семёнова любили. Его ученики гордо называли себя рядовыми Глеб-гвардии Семёновского полка. Вот имена этих "рядовых": Андрей Битов, Александр Кушнер, Александр Городницкий, Глеб Горбовский, Татьяна Галушко, Галина Гампер, Нонна Слепакова....
Нонна к тому времени окончила Ленинградский Государственный библиотечный институт (1958), работала в типографии "Печатный Двор".
Нонна пришла в ЛИТО в 1960 году. И Глеб Семенов признан молодой своенравной поэтессой главным учителем, признан навсегда.  Как она сама утверждает, Глеб Семенов стал ее учителем не только в поэзии, но и во взгляде на мир и на себя, он утвердил в ней ту независимость, которая стала главным принципом в жизни.
 
 Слайды – Фотографии молодой Нонны

Вспоминает Александр Кушнер: «Нонна Слепакова — из тех поэтов, что пришли в литературу с хрущевской оттепелью, в начале шестидесятых. Хорошо помню ее, молодую, стройную, светловолосую, очень привлекательную. А главное — безоговорочно, несомненно талантливую, что, впрочем, тогда не вызывало удивления: талант в те годы был нормой»
В 1968 г. вступила в Союз писателей с тремя книжками: двумя детскими и одной взрослой.
Александр Кушнер однажды проницательно заметил что, широкому прижизненному признанию Слепаковой мешала сама Слепакова. Она чуралась любой «стайной» позиции – как консервативной, так и либеральной. Она всегда готова была поступать наперекор любой ангажированности. Вполне сознавала, что такая позиция мешает успеху, тормозит широкое признание. Но изменить себе не могла: «Я знаю, как надо жить, но я так жить не хочу!» – И это не пустая декларация: она подтверждена всей ее жизнью.
 
ДУХ ПРОТИВОРЕЧИЯ
Не могу, когда советуют «успей!»,
«Куй железо», говорят, «не упусти!»…
Хоть по крошечкам свободу-то сберечь,
По осколочкам в мозаику сложить!
1973 г.

Здесь - Ее вечное — принципиальное, - нежелание петь в общем хоре. Установка на отдельность, на неучастие в стаях, на абсолютную независимость, на отвращение ко всем, кто берет сторону сильных. Об этом она тоже высказывалась часто и откровенно:
У сильных, как всегда, в полузапрете,
У слабых, как всегда, в полубойкоте,
Я вновь — нелепый валенок при лете,
Селедочное масло при компоте.

Об этом же — ее «Собаки и кошки» (Детские стихи для взрослых) (Собр. Соч. т.2 стр. 213), стихотворение, которое сама Слепакова считала шуткой и опубликовала при жизни единственный раз, в газете.
 «Я не люблю собак: загрызли, задушили-
Вдвоем на одного – любимого кота…и т.д.»

Неуживчивая, саркастичная, она осталась в памяти друзей и близких как человек с характером мятежным и взрывчатым, совсем не смиренный, нелегкий в общении, неудобный для кого-то и очень привлекательный для тех, кого она приняла в свой круг. Поэтом бесстрашным и самостоятельным назвал ее Александр Кушнер, человеком, которому одинаково тяжело живется в любые времена, и в брежневские, и в перестроечные.
В 1968г., когда советские танки вошли в Прагу и положили конец «Пражской весне». Слепакова пишет стихотворение «Клеопатра», сопроводив его эпиграфом -  заметкой из газет «Сегодня наши войска вошли в Прагу»

«Клеопатра»
«Власть была неоспорима.
Красота-неповторима.
Умираю, против Рима
Дерзко выставив ладонь и т.д.»

«Она оказалась проницательней других: В 60-е  Слепакова чувствовала обреченность советских иллюзий, в 70-е — хрупкость жизни, казавшейся неколебимо устойчивой, а в 80–90-е — фальшь перемен, казавшихся такими желанными". (Из статьи Льва Аннинского)
 
3, ВИДЕО - «Особое мнение» и «Прощание с Юрмалой» » (Читает Слепакова)

«Она раньше многих поняла всю второсортность, всю энтропийную природу начавшейся свободы и много делала для искоренения моего полудетского либерализма”. Так пишет о своем учителе, наставнице Дмитрий Быков.
«И самая главная заслуга Нонны Слепаковой — она не разматывала на стихотворные строки личные неурядицы и несчастья, но принимала как свои собственные общие и национальные беды, невзгоды и потрясения. И именно в этом смысле она — автор истинно трагедийный по охвату явлений и настрою души. Видимо, это — особая конструкция душевной системы: иначе — не получалось! Слепакова всегда сострадает одиночке, меньшинству, последнему. Дать голос безгласным, дать надежду отчаявшимся, дать оправдание бессильным постоять за себя» (Дмитрий Быков)

4. ВИДЕО - ОЧЕРЕДЬ  (исп.Нонна Слепакова)

Чем медленней хожу, тем более бегу,
Ушедших торопливо нагоняя,
Хоть лезу на рожон и ждать от них могу
За долгую задержку — нагоняя.
Их опыт площадной и лестничный язык
Разрух, очередей и коммуналок
Передо мной опять воочию возник
И не обиден более, но жалок.

За чем они стоят в раю или в аду?
Чем хвастаются после, отоварясь?
С ехидным торжеством, когда я подойду,
Мне скажут: “Вы последняя, товарищ”.

“Товарищ”, не товар, отнюдь не “госпожа” —
Мне “госпожа” звучит не лучше “суки”, —
Меж мертвых и живых не жажду рубежа,
Таящегося в пышном этом звуке.
Не то чтобы хочу, о младости стеня,
Совково называться по-простому,
Но, видимо, ничем не выбить из меня
Старинной тяги к равенству Христову.

Я просто к ним иду, их выкормыш-птенец,
И после промедлений многолетних
Степенно стану в хвост, гордясь, что наконец
Сумела сделать первыми последних.

Это стихотворение Слепакова написала в 1994 году и оно стало символичным для ее поэзии и ее судьбы,  своеобразный эпиграф к посмертному собранию ее сочинений, оно даже выделено составителями курсивом.
 
Слайды - Фотографии сборников Слепаковой
Слайды - Фотография пятитомника Слепаковой

Она писала стихи с удивительной легкостью и свободой — «Нонна может сесть к столу и за пятнадцать минут написать шедевр», восхищенно говорил о ней друг-поэт Александр Зорин. В 60-годы начала писать песни и написала около 30 песен, сама их исполняла, играя на гитаре.

 Слайды – 20 Фотография Нонны в белом платье и диска «Талисман»

Вспоминает Александр Городницкий: «В 1958 году в ДК имени Первой пятилетки я впервые услышал стихи молодой поэтессы Нонны Слепаковой. Нонне тогда только что исполнился двадцать один год. У нее были светлые коротко стриженные волосы и узкие зеленоватые глаза. В то время Нонна начала писать песни и довольно успешно выступала с ними в Ленинградском доме писателей, аккомпанируя себе на гитаре. Песни эти отличались точностью образной поэтической строки, глубокой неповторимой лирической интонацией»

Аудио «Свеча» (исп. Давыдова и Оносовская)
Слайды - Фотографии молодой Нонны

Звучат песни Нонны Слепаковой: «Свечечка», «Гадание» и «Девочка Надя»
В связи с песней «Она была девочка Надя» хотелось бы отметить, что Слепакова очень любила экспромты, пародии — и в жизни, и в литературе — и во всем находила возможность игры, приключения. Ну, например, эта песня, конечно, подражание городским сентиментальным песням, романсам. Помните романс Даргомыжского на стихи Вейнберга
«Он был титулярный советник,
Она — генеральская дочь;
Он робко в любви объяснился,
Она прогнала его прочь… вот этот романс и был использован для создания песни-пародии «Она была девочка Надя». Сейчас эту песню очень часто исполняют, она стала популярна, но мало кто знает, что автор этой песни – такой серьезный и даже  зачастую трагичный поэт – Слепакова Нонна.
И еще об одной , очень забавной ситуации в связи с этим даром Слепаковой хотелось бы упомянуть:
Вспоминает Александр Городницкий:
Где-то в начале 60-х мы с Нонной решили «создать» нового поэта на манер Черубины де Габриак. Выбор пал на одну из ее подруг, очень красивую жгучую брюнетку Галю Букалову, учившуюся в Ленинградской консерватории по классу вокала. За два-три присеста мы с Нонной настряпали около десятка «ультралирических» стихов со строчками вроде: «Сколько в верности предательства, а в измене чистоты», и, снабдив Галю стихами, отправили ее в Дом имени Первой пятилетки к Глебу Семенову. Эффект, который она произвела на первом же занятии своей внешностью и стихами, особенно на мужскую часть объединения и прежде всего, на самого Глеба Сергеевича, был потрясающим. Мужчины наперебой прочили ей большое поэтическое будущее. Подборку стихов немедленно затребовал ленинградский молодежный журнал. К сожалению, артистических возможностей Гали хватило ненадолго, и она довольно быстро «раскололась», положив конец столь удачно начатой мистификации. Игра эта Нонне понравилась. Позднее она написала несколько стихотворений под именем своей подруги Галины Букаловой, в том числе известное стихотворение «Помяни поэта, дева», положенное на музыку Сергеем Никитиным. И сейчас эту песню на полном серьезе исполняют и самодеятельные певцы и вполне профессиональные.
Видео - «Помяни поэта, дева»
Ну, а сейчас затронем более серьезную тему – любовную лирику Нонны Слепаковой. Тот же Александр Городницкий вспоминает как Нонна, тогда еще совсем молодая, пела такую ее песенку: 
А на улице темно, темно,
Свист милиции ночной, ночной,
Долетает к нам в окно, в окно» 
поглядывая на тоже молодого тогда Льва Мочалова

Слайды – 23,24, 25, 26 - Фотографии Слепаковой и Льва Мочалова
5. АУДИО - Хорошо тебе со мной, со мной (поет Нонна Слепакова)

Эта песня посвящается Льву Мочалову - искусствоведу, известному поэту, мужу Нонны Слепаковой.  «Случилось так, - вспоминает сам Лев Всеволодович, - что «в 50-е годы Глеб Семенов поручил в рамках литобъединения мне взять шефство над одаренной дебютанткой» и Мочалов взял шефство… и спустя десятилетия совместной жизни, овдовев, собрал и подготовил к изданию наследие Слепаковой.
«Два поэта под одной крышей – это слишком много» - так часто говорят. Союз Нонны Слепаковой  и Льва Мочалова был счастливым исключением. Если и не было в нем идиллии, но зато было взаимное понимание, человеческое и поэтическое (свидетельствует поэт Илья Фоняков – близкий друг семьи Мочалова-Слепаковой).
Льву Мочалову
А жил ты где-то очень рядом —
Недалеко-недалеко…
И хорошо, что мы с тобою
Еще не встретились тогда.
1960

Слайды – 23, 24, 25, 26 - Фотография Нонны и Мочалова

ВИДЕО - Песня « Мужское царство» (на видео Городницкий – Слепакова)

Любовная лирика Слепаковой часто трагична, в ней много жесткой правды, горьких объяснений, каких-то даже неловких ситуаций, о которых писать женщине даже как-то и не пристало. Часто это взгляд со стороны, насмешливый и беспощадный.
Вот еще одно из лучших стихотворений Нонны Слепаковой о любви.

ВИДЕО - Стихотворение «Последние минуты» (читает Быков Д.)

Кончалось всё у нас — поездка и любовь.
Трудились мы в такси над болтовнею вялой…
То стыдно стало мне, что слишком налегло
И стиснуло меня пустое приключенье,
Что, в лифте ускользнув, смеешься ты в стекло,
Летучее свое лелея облегченье.
1985

Давайте вспомним  и еще об одном даре Нонны Слепаковой - ее драматургии

Слайды – 27. - Фотография Спектакля ТЮЗа

На сценах российских театров поставлено несколько  ее пьес для детей; самая известная — "Кошка, которая гуляла сама по себе" 1978 г. по сказке Р.Киплинга.
Нонна к Киплингу относилась с особенной любовью, она даже находила символичным, что он умер в 1936 году, год, когда она родилась, считала себя его перевоплощением, что ли! Может быть, поэтому ее пьеса по сказке Киплинга «Кошка, которая гуляет сама по себе» оказалась самой известной из всех ее пьес.
Есть что-то знаменательное в том, что именно Нонна Слепакова стала автором киплинговской кошки. Вообще кошки были ее страстью, она написала несколько стихотворений , посвящений кошкам, одно мы уже слышали здесь. Она умела даже дрессировать кошек. Например, последнего — Мику — брала на руки и говорила: "Ну-ка, куда Мика прячется от советской действительности?" — и он нырял ей под мышку.
 
Слайды – 28. Фотография Нонны с кошкой

 «Она и сама была той самой кошкой, которая гуляет сама по себе, нисколько не заботясь об  общепринятых правилах и мнении окружающих. (А. Городницкий)

Слайды – 27. - Фотография Спектакля ТЮЗа
Аудио – Песня Кошки– исполняет актиса Лен. ТЮЗА ИринаСоколова

Кроме этой знаменитой, до сих пор любимой многими детскими театрами пьесы, были еще и другие «Пришло, прикатило Рождество Христово», «Бонжур, месье Перро» 1982г., - фантазия по сказкам французского сказочника, где лихо закручена интрига и перемешано несколько сказок. Известные персонажи - Кот в сапогах, Золушка и Спящая Красавица - совершают необычные поступки и говорят стихами. В этой истории много поэзии и одновременно поднимаются серьезные философские проблемы (как и в любой хорошей сказке), в частности, о верности себе, которую не уничтожить никаким огню, воде и медным трубам.
Сейчас эта пьеса идет в Екатеринбургском ТЮЗе и, наверно, во многих других детских театрах.
Евгений Зимин, режиссер Екатеринбургского ТЮЗа: "Когда я наткнулся на пьесу «Бонжур, месье Перро», то даже удивился, насколько добротно сделан этот драматургический материал, и главное - для детей".

Слайды – 32 - Прекрасное лето в  Карташевке

Драматургия  для  Нонны Слепаковой – наверно была главным удовольствием,  необходимой игрой,  иначе зачем бы она тратила свое драгоценное дачное время в Карташевке(за Гатчиной) на сочинение забавных пьес для детей писательской дачи уже в 90-е годы, в последние годы своей жизни. Вот сейчас и можно раскрыть имена исполнительниц песен Нонны Слепаковой, которые вы уже слышали, это те самые маленькие девочки, участвующие в спектаклях Нонны в Карташевке. Это Софья Давыдова, нынче Берлина, а другая – Юлия Оносовская. Карташевка для всех этих детей осталась заповедным, почти священным местом.

Слайды- 33.34.-Фотографии поющих девочек

 Фильм "Золушка"
Над сталинской оплошкой важной –
Над лентой, чудом разрешенной…
…Заносчиво сведя к нулю
Его морозы и угрозы,
Я только нынешние слезы,
Как чистый жемчуг предъявлю.

Слайды –Фотографии Слепаковой –все медленно повторяются

В 1990-е гг. она закономерно стала голосом всех отверженных. И тут-то к ней пришла поздняя слава: ее последних книг было не достать, журналы охотно брали подборки. Что у другого было бы невыносимой газетчиной, или пошлостью, или диссонансом — в стихах Слепаковой было органично, ибо все сплавлял воедино жар ее неутолимого желания высказаться, выговориться до конца, назвать и заклясть, утешить и оправдать. Это была яростная поэзия («Какие страшные стихи!» — восхищенно говорила о них Лидия Гинзбург):

Попытка к бегству
"Жена же Лотова оглянулась позади его и стала соляным столпом"
(Быт., 19:26)
 Город, где хнычет гармошка,
Город, где рычет резня,
Темечком чувствовать можно,
Но оглянуться нельзя.
Чтоб на холме я блистала,
Дивно бела и тверда,
Солью земли этой стала
И не ушла никуда.
1990г.

«Невзирая на весь ужас и отчаяние ее поздней лирики, даже в ней звучит такая витальная сила, такая заразительная энергия, особенно заметная на фоне тотальной энтропии, поразившей нашу поэзию, что в конечной способности русской души и русского стиха выдержать все наши мерзости перестаешь сомневаться» (Дмитрий Быков)
 Художник Илья Кабаков  иронически заметил: «В будущее возьмут не всех…» За будущее  Нонны Слепаковой волноваться не стоит: уже многие ее стихи шагнули в Бессмертие, ее творчество еще осмыслят и оценят по достоинству. В одном из посвященных ей стихотворений Лев Мочалов вспоминал:
«Бросала словечко,     прищуря
 рассеянно-снайперский глаз.
 И вот оказалось – вещунья, –
 Копила прозрений запас».
Давно известно: прозренья воспринимаются не всеми и не сразу. Но нужно расширять круг людей, постигающих эти прозренья, воспринимающих ту формулу трудновыразимого, что смогла выразить в своем творчестве  Нонна Слепакова. Вот это мы сейчас с вами на нашем вечере и попытались сделать.

Моление о птице»
Просыпаюсь на рассвете —
не последнее ли утро?
Хлеб на досочке кромсаю —
не последний ли кусок... и т.д.

ДВЕ МОЛИТВЫ
Только две молитвы возноси
В ликованье, в скорби, либо-либо:
Горе, Горе, Господи, спаси!
Радость, радость, Господи, спасибо!..
Никакой тебе молитвослов
С утренним ли правилом, с вечерним -
Не заменит этих двух основ
Под сиротским бдением дочерним.
Покаянный пламенный канон
И акафист нежный, сладкопевный,
Не откатят этих двух корон
С их жестокой сменой повседневной.
Первая корона, как ворона,
Твой затылок прокогтит сурово,
И залечит ссадины вторая,
Помавая крылышками рая.
И ничем ты первую не сгонишь,
И вторую не удержишь, - ибо
Можешь только выкрикнуть всего лишь:
Господи, спаси! Или - спасибо.
1988

Аудио –Песня «Печаль светла»(исп. С.Давыдова-Берлина и Ю.Оносовская)

                Использованная литература:
Нонна Слепакова Собр. Соч. Т.4 «Лиловые люпины». Роман.- СПб, 2010
Нонна Слепакова. Собр. соч. 1-5 т.СПб, 2010
Быков Д. Пружина. О поэзии Нонны Слепаковой // Нева. 1998 №6;
Быков Д. Перелет. Памяти Нонны Слепаковой // Русская мысль. 1998. №4235. 3-9 сент.;
Зорин А. К начальнику жизни нет очереди // Дружба народов. 1998. №11;
Фоняков И. О нас, о времени, о себе // Культура и искусство Санкт-Петербурга. 1998. №11;
Куклин Л. Стоящая отдельно // Нева. 1999. №2;
Быков Д. Последняя // Новый мир. 1999. №2;
Ковалев Н. Стихи из письменного стола // День и ночь. 1999. №4;
Елагина Е. В полосе отчуждения // Знамя. 1999. №7;
Мочалов Л. [Предисл.] // Полоса отчуждения. Смоленск, 1998;
Кавторин В. Человек и его время // Нева. 2000 №8
Воспоминания А, Городницкого и др.
Использованы аудио-и-видео  записи песен и стихов Н. Слепаковой