Мужчина в период турбулентности. Глава 11

Гарри Гмбх
  Глава 11    Практик романтизма
 Эта глава далась мне тяжело.  Сначала заглючил  айфон, мой рабочий инструмент. Перестал центровать. Жмешь на одну букву, вылезает другая.  Никуда не годится. Пока починил, сбился с ритма книги. Ушло чувство полета. Когда пишешь книгу, то все остальные дела  теряют свою важность. Мыслями ты не с ними. Ты над схваткой. Как наш  президент. И время летит совершенно незаметно. Только задумался – и вот уже проехал пару остановок за нужную тебе станцию. Книга как магический артефакт, как черная дыра переносит тебя в другое измерение. У тебя прошло лишь несколько минут, а люди вокруг уже состарились..
    Мы с айфоном стали сиамскими близнецами. Ни от одного предмета я так не зависел.  Как то два месяца провел без авто. Ждал заказанный передний мост, который развалил, вылезая из сугроба. Все знают эту ломку автомобилистов. В конце-концов даже смирился и начал находить плюсы в пешем передвижении. Ноги стали сильнее, пресс и бока укрепились. Но без айфона… День – и ты  коммуникационный труп.  Тебя просто нет.  Подумать только, а купил то  я его не из-за его выдающихся менеджерских способностей. Мой друг  Писатель, который тогда носил  другое имя, настойчиво склонял меня к этому союзу. Ибо сам уже был айфонозависим. Ну и как каждый айфоголик стремился втянуть меня в свою компанию.  Описывал, как он удобен, функционален и позволяет решать все  офисные дела там, где они тебя настигли. Видимо, я не хотел их быстро решать, потому, что не менее года или полутора  успешно противостоял этому натиску.  Прозрение пришло,  когда  Писатель  дал мне послушать свою песню под акустическую гитару, записанную им  на встроенный микрофон девайса. Через наушники. Вот тут то и случилось чудо. Звук был потрясающим. И пала пелена с глаз  слепца,  и крики восторга его оглушили  глухих, сновавших мимо. И улыбнулся Стив,  ибо  еще одна свеча зажглась за его вечную душу. Вот так происходят события, меняющие нашу жизнь. С тех пор мы не расстаемся.  Между нами неразрывная духовная связь. Он хранит мои мысли. Ловит моменты. Ведет по дорогам. Поддерживает или обрубает контакты. Напоминает. Развлекает. Будит. Покупает. Иногда достает своими попытками поправить меня. И иногда я ему это позволяю. Он как ребенок может исковеркать слово, которое ты хочешь написать. У него нет ограничений в логике.
     В нашей жизни всегда есть место новым людям и предметам.  Хотя этот вывод я сделал не так давно, когда мне стало далеко за сорок. До этого я пребывал в уверенности, что все наши самые прочные связи и предпочтения формируются годам к тридцати-тридцати пяти и  уже не подлежат серьезным изменениям. Мол, с возрастом мы становимся подозрительными, нам всюду мерещится, что люди чего-то от нас хотят и не искренни с нами. Выплывают пуды соли, которые нужно съесть вместе, беды, в которых все познается и прочие напасти, не дающие нам просто наслаждаться общением с новыми и интересными людьми.   Старые друзья, безусловно, всегда с тобой.  Ты знаешь о них все. С ними можно помолчать. Ты можешь к ним неожиданно приехать. О чем-то попросить без ложного стеснения. Правда, почти никогда этого не делаешь.  Ты можешь не звонить им каждый день, не встречаться месяцами. Никто не обидится. Все чувства проверены временем. Сотни рюмок выпито за дружбу.  «Дружить по-русски».  Десятки дел сделаны.  Золотой фонд. Архив.  Шанс, что тебе позвонит старый друг и предложит испытать в жизни что-то новое и неизведанное, очень невелик, не так ли?   И тебе становится неинтересно.  Это как долгосрочный брак. Брак есть, а секса  нет.
 Но все новое способно войти в твою жизнь, только если в ней появилось для этого место.
 Один ученый  муж пришел к мудрецу. Видимо, хотел понять, в чем разница между ученостью и мудростью. А скорее всего и посмеяться над ним. Мудрец пригласил его выпить чаю и побеседовать. Они сели и стали общаться. Вернее, ученый муж стал задавать вопросы и сам же на них отвечать, ибо считал себя знающим многое. Мудрец слушал ученого внимательно и не спешил с ответами. Тот увлекся монологом и даже забыл про чай, разлитый по чашкам. Старик, слушая ученого и прихлебывая чай, взял чайник и стал доливать чай в чашку ученого. Чашка, и без того полная, переполнилась, чай потек на столик, а старик все лил и лил.
- Послушайте, уважаемый, что Вы делаете?! – закричал ученый. – В чашке уже есть чай!
- Да, - ответил старик, - в твоей чашке нет места для нового знания, ибо ты пришел говорить, а не слушать.
     Бывают исключения из правил. Если человек, которого ты знаешь давно, меняется вместе с тобой. Или даже быстрее.
     Писатель в моей жизни давно. Это Писателем он стал недавно. До этого он был Арт-Директором. Еще раньше он был.. Хотя почему был?  Он и остался. Романтиком.  Желчным,  колючим. Но меня не проведешь.   Романтик – как краб.  Чем жестче он  снаружи, тем нежнее и сочнее  внутри.   Я успел жениться, родить двоих детей, вырастить еще двоих рожденных ранее, развестись, похоронить своих родителей, потерять бизнес. Разучился читать книги и снова научился. Начал петь, чтобы не запить. Перестал пить в одиночестве.  Этот человек всегда был рядом.  Вначале я опасался его. В душе порою смеялся над ним.  Жалел его и сочувствовал его одиночеству. Иногда мне хотелось ударить его. Потом я снова опасался его слов и советов.   
     Я никогда не считал его своим другом. Хотя он провел со мной больше часов вместе и в общении – в многочасовых беседах – чем все мои друзья. Помогал преодолеть сомнения и обрести уверенность в новых проектах. .  Для меня всегда оставалось загадкой, для чего он это делает. Может быть,  из-за того, что его родители, мама и уже покойный отец – относились ко мне с теплотой? Должно же быть этому оправданье?!
   Почему я все время ищу причину,  если  люди относятся ко мне хорошо?
Время: 19.42   Место действия: vk
Я:
Друг мой!
 Долгие года ты был рядом. Я не буду говорить, что в лучшие или худшие, ибо все относительно. Я не кривя душой признаю, что могу называть тебя своим учителем. Ибо каждый, способный учиться, учится у того, у кого есть чему. Наверное, ты заметил, что я редко стремился поддерживать наше общение по своей инициативе. Ибо я не терплю авторитетов. И использую твои рассуждения для того, чтобы формировать часто противоположные выводы. Ты интересный человек и собеседник. К тому же ты обещал меня похоронить. А это немало в наши дни. Наверное, нас сближает небоязнь одиночества. Разъединить же нас могут твои публичные анализы моей предшествующей жизни, которую ты интерпретируешь как череду ошибок. Правда, с перспективой перерождения. Ты вполне способен носить эти мысли при себе, я верю. Я с большим вниманием выслушиваю тебя в личном общении. Советы оставить прошлый круг знакомых, перейти в "высшую лигу", найти партнера или покровителя и т.п.  Я не нуждаюсь в этих новых старых отношениях, на которых "всегда выезжал". Люди везде одинаковы. И чем меньше я от них зависаю, тем мне приятней. Ты снисходительно задаешь мне вопросы в американском стиле про доход, который я получил за последние месяцы своей жизни и объявляешь его ничтожным. Это мой доход. Я зарабатываю его сам. На пустом месте. Без связей. Один. На острове. И я никогда не променяю его, свой остров, на командные игры. Потому, что Мне. Это. Нравится. Я шел к этому долгие годы. Зависеть только от себя. Надеяться только на себя. Ибо разделяю мнение Пелевина : "на самом деле, никто не нужен никому". Я написал тебе это письмо, поскольку, как тебе не покажется странным, отношусь к тебе как к ребенку. Умному. Ранимому и капризному.
Время 20:11
Он:
Спасибо
Это отличное, удивительное  интро к твоему Роману.
Мои мысли - это просто лишь мнение, которое учитывает твои сильные стороны.
И я с тобой согласен во многом.
Просто жизнь коротка и в трудностях и неприятностях порой есть смысл - это становление характера.
А ведь укрепить дух - цель воина.
Но уверен - ты этим занимаешься
Остальное- как тебе угодно!
Верю в твой путь.

Наверное каждому из нас нужно располагать кем-то – я намеренно ухожу от сочетания «иметь человека» - кто имеет смелость не испытывать пиетета к нашим  ошибкам и честно, с душой критиковать нас.  Рефлекторно мы пытаемся избавиться от людей, причиняющих нам беспокойство. А зря. Именно они - источник развития.
  Нет, ну как можно сердится на него?!

    
     Ах уж этот мой пресловутый романтизм! Всегда считал себя романтиком. Наверное, так считают не все, с кем мне приходилось пересекаться по бизнесу.  На меня очень большое впечатление произвела когда-то давно прочитанная книга Ога Мондино «Величайший  в мире торговец».  В ней торговля  как стремление получить прибыль тесно переплетается с нравственностью. По сюжету этой романтической бизнес-притчи  молодой неудачливый продавец туники дарит ее  Марии, матери младенца  Иисуса  и в награду получает от своего наставника  таинственные свитки с заповедями. В заповедях много советов как достичь цели – финансового благополучия, сохраняя чистоту и нравственность, любовь, совершенствуясь и не впадая в отчаяние о неудач.  «Если я почувствую страх – брошусь вперед…, если почувствую себя неуверенно – заставлю себя говорить громче..,  если мне покажется, что я стал могучим – попытаюсь остановить ветер»
 «Если почувствую себя богаче всех – вспомню, скольких голодных я мог бы накормить»
« Нет у меня других достоинств кроме любви к людям, и я воспользуюсь ею..»               
       Меня поразили  эти мысли.   Неужели у меня есть шансы сохранить лицо,  занимаясь столь неблагородным делом как торговля?!  И  тогда и  до сих пор, уже спустя почти три десятилетия  она остается в нашей стране делом почти презираемым.  Хотя,  по сути,  каждый пришедший на этот свет торгует.  Как минимум собой. 
     Презрительное слово «комерц» я слышал и от бандитов, и от вполне уважаемых мною людей. Как выжить в этой  среде? Вчерашний педагог, почитатель Гейне, Гофмана и Ремарка, попавший в среду  торгашей.  Я задавался этим вопросом.  Еще как задавался.
     Я решил сделать  романтизм своим оружием.  Во-первых, торговцем себя,  я, человек работавший в торговой компании, а потом занимавшийся собственным бизнесом, считать так и не научился.  Отвечал всегда за закупки товара, контакты с поставщиками. . Проводил хорошие сделки, получал  большие скидки и кредиты. «Чтобы хорошо продать, надо хорошо купить».  Во-вторых,  научился накладывать  на казалось бы скучную,  на первый взгляд коммерческую повседневность, элемент романтики, приключений и даже сюра.
     Мне  приходилось часто входить  в конфликт со шкурными интересами нашего государства.  Если быть более точным – с интересами отдельных его представителей.  У меня не было и до сих пор нет никаких заблуждений касательно отношения  его  к своим гражданам.  Попав из  относительно ясной и предсказуемой системы в беспредел девяностых, я четко осознал, что выживать в них можно только полагаясь на самого себя и на друзей.  В самые неприятные моменты : разборки с налоговой, ментами, бандитами, в судах я говорил себе:  «Представь, что ты революционер и сражаешься за самые важные в жизни  вещи – благополучие своей семьи.  А ведь революционеры сражались, гибли  и шли на каторги за идею.»  Я сознательно противопоставлял себя этому государству. Государству, где пенсионеры в один день оставались без сбережений, а под прикрытием красивых фраз шло почти легальное отмывание и распил государственной собственности.  И если государство лезет к тебе в карман, ты имеешь полное право уворачиваться.     У меня большой запас прочности. Был готов и на нары. За идею то.
     Вчера посмотрел фильма «Меч короля Артура» Гая Ричи. Помимо фирменных фишек режиссера типа повторов сцен и интерпретации их с разных точек зрения и положений, есть там интересная тема молодости будущего короля и героя: он вырос в борделе, потом стал его содержателем. А также ростовщиком и рэкетиром по совместительству. Не каким-то благородным Робин Гудом, а именно бандюганом, грабившим даже викингов и заботливо складывающим «заработанное» по подвалам и сундукам. Нетривиальный ход для интерпретации одной из самых ярких легенд английского романтизма. . В финале, проткнув своего подлого, но все же столь обаятельного дядю, главный герой благодарит его: «Ты, загнав меня в бордель, бросив в жестокий мир, закалил меня и сделал сильным»  И целует его холодеющую руку..  Эх, всегда бы нам сохранять столь ясное понимание,  кто является нашим истинным другом и благодетелем. Фильм, кстати,  стал одним из финансовых голливудских провалов этого лета.
    Государство наше все время держит нас в тонусе, не давая расслабиться. А тот, кто редко расслабляется, всегда начеку и в хорошей форме. Как самурай, использующий кирпич вместо подушки.  Вот, например, вся западная демократия  с ее четкими алгоритмами, тотальным контролем  и системным доносительством  ведет к оболваниванию  масс, социальной инфантильности.  Нас, русских часто упрекают в низкой культуре. Поверьте, вся  западная культура очень быстро улетучивается, когда ее носитель чувствует безнаказанность или попадает в конкурентную среду. Как-то вылетая из стамбульского аэропорта наблюдал картину, как после сбоя компьютеров на check in началась давка. Активные русские и бесцеремонные турки, работая локтями и задами стали оттеснять от стоек добропорядочных англичан и немцев. Те сначала опешили от такой наглости, но  не прошло и пяти минут как  они приняли правила игры, культура улетучилась и первобытные инстинкты выживания заработали в полную силу. Сцепились за грудки.
   Многолетнее пребывание в экономической оппозиции не прошло для меня  даром.  Научился выворачиваться из любых ситуаций.  Любую неудачу и проблему научился превращать в преимущество, используя силу и уверенность противника.  Прямо таки айкидальных дел мастер.
     Весной  200..  года на складах, где мы снимали помещения, прошли обыски в  конторе, торговавшей алкоголем. Под предлогом борьбы с контрафактом шла война за передел алкогольного рынка и в ней пали многие крупные оптовые игроки. Зашли и к нам. Увидели коробки с бельем известной иностранной марки, прицепились, составили акт. С таможенниками договорился легко.  Спустя неделю они уже  потихоньку тянули с нас  фирменные шмотки и бабло, докладывая, как обстоят дела. Совсем как тот инспектор ГАИ в девяностых, который получив с тебя бакшиш, заботливо предупреждает: аккуратней в такой-то деревне, там тоже наши стоят..   Спустя три месяца от таможенников  поступила информация: запахло жареным. Нами заинтересовались уже совсем серьезные органы. Через неделю придут с проверкой. Тонем, короче.  Статья светит.  А тут еще удар,  откуда не ждали. Наш иностранный поставщик этой самой фирменной марки потерял лицензию, которая отошла к конкуренту. Конкурент, новый король, призвал всех дилеров приехать  на коронацию и дать клятву верности.  А я послали его на.. Остался на стороне проигравших друзей-поставщиков.  Через неделю случайно зашедшие к нам в шоу-рум дяденька и две тетеньки сделали у нас контрольную закупку и несмотря на пробитый чек – а мы всегда пробиваем чеки незнакомым дядям и тетям – засвистели в свисток. Вбежала группа захвата в виде сотрудников ОБЭП и арестовала товар. Незаконная торговля маркой. Новый российский дистрибьютор  решил наказать непокорных.  Примерно на 70 тысяч долларов, сущие пустяки.  Хотели тут же вывезти его со склада. Тут я заявил, что товар этот – в залоге у РОСБАНКА. (Был такой  крупный российский  банк.  Теперь французский. ) Хотите разбираться со службой безопасности банка – вперед. Поскольку процессом рулили коммерсанты, а  менты были из «крыши», то связываться не решились, хотя грузовик  уже заезжала во двор под загрузку.    Сложили все по коробками в соседнем помещении, накрыли какой-то сеткой, опечатали пломбами МВД.  Короче обложили со всех сторон.  Через день звонят ребята с таможни – обещанный визит с участием серьезных органов – завтра.  И в голове его созрел хитроумный план…
 На следующий день приезжают три человека в плащах. Два проверяющих с  таможни и один товарищ с неприметной внешностью.  Завожу их с черного хода в скромный, почти пустой кабинет, садимся.
- Я  - говорю я гостям, - давно вас ждал, бережно хранил товар, хотел все показать, рассказать и объяснить. Но буквально два дня назад пришли какие-то ребята  и все арестовали. И документы выгребли.  Суки.  -    Сам почти плачу.   
- Как арестовали, кто?
- Ваши же парни, из ОБЭП, - отвечаю, - и протокол показываю.
Народ переглядывается. Один пожимает плечами. Не доглядели.
- Ах, суки! – ругается теми же словами неприметный человек, -  нашу разработку, что мы ведем почти полгода, перехватили! Никому не сообщали? – смотрит на спутников.
- Мы - нет, - один из таможенников виновато моргает. – Но слить мог кто-то..
- А мне-то каково, - говорю, сдерживая рыдания, -  по миру пустили.. Сижу один, все поувольнялись.  Может, посодействуете в возвращении? В  долгу не останусь! – с надеждой смотрю на неприметного. А за стеной шоу-рум  в двести квадратных метров, товару немеряно, и склады   больше тысячи  метров. И тридцать человек как пчелки пашут. Блефую по крупному.
Тот меня уже почти утешает.
-  Попробуем, - говорит,  - напишем рапорт.  А где товар-то арестованный?
     Спускаемся вниз в отдельную комнату, демонстрирую коробки и печати. Товарищи все тщательно снимают на фотоаппарат. Актов правда не составляют. Бланков не взяли. Планировали так договориться.  Пишу объяснительную.  На том и расстаемся.  Конечно, ничем не помогли.  Дело    закрыли.  Во какие межведомственные барьеры существовали!  Не то, что теперь.
   Позже товар мы у ОБЭП отсудили. С новым дистрибьютором договорились, их представитель даже не приехал в суд.  Пожаловались на нарушение в процедуре оформления протокола. У моего зама, что его подписывал,  мародеры и  документы удостоверяющие личность не спросили.  А он и дату другую поставил. Ошибся, с кем не бывает. Даром, что сам раньше в прокуратуре работал.  Судью, когда решение о возврате товара зачитала,  стали мы  благодарить и славить прилюдно за справедливость. Так ее  в зале чуть удар не хватил.
- Идите, идите отсюда по-быстрому, - пыхтит.  Так и вернули свой дважды арестованный товар.   
  Почему при моей находчивости я не стал богатым?   Говорят, что людей, умеющих делать деньги,  отличает одна черта. Они умеют из множества альтернатив сконцентрироваться на одной. На делании денег. 
- Хм… У тебя же есть версия, которая тебя устраивает.
- Рецензент? Ну слава Богу, я уже соскучился.
- Я время даром не терял. Набросал тут пару штрихов к портрету. А про богатство лучше забудь. Тебе вредно быть богатым. Превратишься в такую сволочь.. Сам знаешь.  Итак.
  «Он  любил делать несколько дел одновременно.  Еще в детстве прочитав про способности великого Цезаря,  пытался подражать.  А может быть во всем был виноват его близнецовский «воздушный» знак.  К своим немалым  годам он, проводя часы за рулем, научился  не останавливаясь есть, пить, говорить по телефону, писать эсэмэски, деловые письма, читать новости в айфоне и даже книги.  Особенно он гордился последним – время в пробках пролетало незаметно благодаря автоматическому навыку вскидывать взгляд на дорогу. Где-то он слышал, что  летчики во время войны  дабы не быть сбитыми ,  приобретали  навык крутить головой по сторонам каждые три секунды..
   В его жизни было много событий: бизнес, семьи, дети,  поездки. Связи, деловые и не очень. Ему нравилось жонглировать словами и делами, браться за все сразу, запихивая в день кучу полезного и бесполезного, не слишком понимая для чего..  К своему возрасту ему уже казалось, что он прожил не одну, а три  или четыре жизни.  Иногда ему даже хотелось лечь,  просто сложить руки на груди и заснуть навсегда спокойным сном  много повидавшего человека, заслужившего покой.   Он ненавидел рутину и контроль, он не любил подчиняться, но и не любил подчинять.  Он привык всем быть нужен, все рвался куда-то, старался никому не отказывать, чтобы не испытывать угрызений совести.               
         Его всегда кому-то не хватало – так ему казалось. Думалось, что все по нему скучают и ждут его.  Приехав на работу, он страдал, что дети его не видят, им не хватает отцовской любви и ласки.  И он мог умчаться к ним.  Приехав к семье, он страдал от понимания своей необходимости быть на рабочем месте и упущенных возможностях. И еще о том, что так давно не навещал больную маму.  И о том,  редко звонит друзьям.  И о том, что собака часто сидит одна в квартире и с ней некому погулять.     Выехав по одному делу, пытался решить еще три, до кучи.  Начав одно,  тут же отвлекался на другое.      Когда удавалось успешно решить за один день несколько совершенно разных вопросов , он чувствовал себя счастливым  многоруким Буддой.    Руки его мелькали, мысли за ними не поспевали.  Колеса его машины крутились, его  коммуникатор отправлял письма и сообщения.    Он нигде долго не задерживался.  Он был все время в дороге.  Подчиненные  считали, что он редко бывает на работе. Семья считала, что он все время на работе.  Друзья его редко видели.  Со временем все забыли, как он выглядит.
 И однажды он понял, что он везде и нигде, он застрял где-то между.  Он со всеми и ни с кем.  Он  одинок.» 
      Одиночество – отличная форма в постижении мира и завязывании новых отношений.  Место для нового в нашей жизни освобождается либо в результате разочарований, либо размышлений. Избавляться от прошлого  в результате размышлений – удел мудрецов, удел немногих. Общался с друзьями, жизнь била ключом, был душой компании и вдруг раз: сменил имя и фамилию, пол. Уехал из страны в сказочное Бали.  Выключил айфон, в конце-концов.
  Как правило,  разочарования разгребают завалы вокруг нас значительно чаще. Эти  эффективные менеджеры создают свободные для полета зоны. Разочарования всегда ездят верхом на очарованиях. Читай, на романтических завышенных ожиданиях. Ожиданиях, что можно получить что-то от этого мира ничего не предлагая взамен. Чисто на базе уникальности субъекта ожиданий. Эта романтическая  иллюзия свойственна почти всем женщинам и части мужчин.  К сожалению,  человек состоит с природой и Космосом в неком аналоге товаро-денежных отношений: отдай – получи. Пожалуй, единственный выход для романтика здесь – самому быть источником очарования для других. И возможно, это один из самых востребованных элементов человеческих отношений. Ибо умение очаровать человека не внешностью, а чем-то другим  всегда связано с сумасшествием.  Иррациональным ходом наперекор вышеприведенному закону. Я даю, ничего не требуя взамен. Просто так.  С точки зрения выживания это должно привести к гибели. Ан нет. Истинный романтик получает свой аванс назад по любому.  Причем немедленно. Энергетическим кэшем.  А потом еще и прибыль. В качестве любви и обожания.
   С другой стороны, может быть и неплохо ждать от мира чуточку больше, чем он может нам дать? Отличный стимул разорвать старые отношения, разлюбить или сменить место работы. Если ты всем доволен и принимаешь все нисходящее на тебя философски, так ли уж далек ты от животного?