Мужчина в период турбулентности. Глава 10

Гарри Гмбх
  Глава 10 Друзья и деньги. История Грязного Гарри
    « Дети мои, я  часто и много говорю о дружбе.  Очень много. Ибо давно начал сомневаться в ее существовании.
      Я пытался дружить с женщинами. Все заканчивалось одним и тем же. И теперь у меня четверо детей, старая хижина и хромая лошадь, на которой я не смогу догнать даже подстреленного бизона. Поистине скво* не способна дружить с мужчиной.
     У меня были друзья моих  друзей, дававшие мне деньги на бизнес  под проценты.  Я исправно платил проценты и не  брал с них расписок, я верил им на слово. Вы скажете, что Гарри дурак. Но я привык верить друзьям и скажите мне, что в этом плохого?  Они внезапно потребовали вернуть долг,  подали на меня в суд и выиграли процесс, утверждая, что не получали от меня ни цента. Так я стал должен им миллион долларов. Несколько лет они посылали вымогателей, грозивших мне. Пытались разрушить бизнес. Но старину Гарри испугать нелегко, хотя я  кажусь  мягким и воспитанным. Грязный  Гарри играет по правилам, пока с ним играют по  правилам.  Его правилам.   Потом он может выпустить когти или отхватить пол руки до самой задницы.  Кстати о правилах.
    Правило первое. Если дают, лучше брать. Если просят – лучше не давать. Или дать столько, сколько можешь списать другу без переживаний.   Если кто-то считает,  что быть должником слишком действует на нервы, предлагаю быстро ответить на вопрос:  Какой вариант ты  предпочтешь:  Тебе кто-то должен миллион баксов в bad debts** или ты должен кому-то миллион баксов? А? Не слышу?  Вот то-то и оно.  Решай сам, на каком боку  не спать. 
     В конце концов моих кредиторов наказала жадность и  очередная Великая Депрессия, обесценившая их активы, бывшие под моим управлением. Кстати я предлагал им скот, который  приобрел на их деньги… Они не захотели чистить навоз, клеймить коров и помогать торговать ими. Они привыкли сидеть на откатах, а не вкалывать до заката. И теперь я не имею права покинуть просторы нашей любимой  Родины.
 Она, как   заботливая, но недальновидная  мать терпит и лелеет меня, не отпуская  от своей груди.  Я связан с этой дурой  обязательствами. Не перед ней.  Перед друзьями, которые ее же и обворовывали.  Хотя есть в этой  связи нечто унизительное и даже противоестественное.  Я бы наоборот  выпихивал всех должников за пределы Штатов. Пусть там еще у кого-нибудь подзаймут.  А назад бы  пускал после оплаты налогов, штрафов и прочих задолженностей. Представляю, какие бы очереди выстроились на границах из желающих заплатить… А как бы жены ждали своих бывших мужей, рвущихся заплатить алименты!
      ..  Еще у  меня были младшие партнеры по бизнесу. Больше чем друзья, но просты как дети. Один из них  пытался обмануть меня спустя десять лет совместной работы, урвав кусок моей филейной части.  Ушел ни с чем.  До сих пор вот уже пятнадцать лет он поздравляет меня с днем рождения. Хотя я  послал его побродить по свету и набраться сексуального опыта,  когда он поимел наглость  требовать свою долю. Второй партнер был стар и труслив, но не крал. Побоялся налетов бандитов, угона скота и  неурожаев.  Ушел наемником к моему конкуренту, Малышу Биллу, получив от меня немалые денежки. Я даже не вычел ничего из его доли, хотя мы как партнеры вместе вкладывали в новый забор вокруг ранчо и курятник.  Пожалел старика. Мягок. Знаю.
 
    Правило второе.  Взял деньги в дело – будь тверд и доступен для кредитора как базарная шлюха. Все кто дает деньги, рассчитывает заработать на тебе. Помни это всегда.  Заработать раза в три, а то и в пять больше, чем  положив  в  банк. А высокая ставка – это всегда их риск. Тех, кто дает деньги. Не можешь платить кредитору – предлагай альтернативы. Завали его предложениями нахер. Товар, доля в бизнесе, встречные проекты. Всегда веди диалог. И так, будто он тебе должен. Никогда не прячься. Отвечай на все звонки, ходи на все встречи.  Сам звони кредитору. Пусть он начинает избегать встреч. И все фиксируй. Каждый цент. Каждый шаг. Посмотришь, что будет с кредитором через год.
 
   И все же  в моей жизни есть человек, которого я, Грязный Гарри,  считаю своим другом.  И буду считать другом пока не уйду к праотцам.  Я верю ему больше чем себе. Он сиу. Его зовут Грива Скачущей Лошади.  Если он скажет мне однажды:
- Гарри, ты неправ. Ты плохой. Иди, сними с себя скальп и  продай его, - я сделаю, как он сказал.   Без промедления. К счастью, я  знаю, что он так не скажет.  Вот каков мой друг Грива. Он появился в моей жизни, когда я покинул босса и его бизнес и увел за собой пятьдесят   лучших  стрелков и торговцев нашей банды. Всю его гвардию, которая делала ему деньги. Но этому предшествовала другая история. И тоже про дружбу.  Дружбу с Банкиром.
 
 bad debts** - «плохие долги» англ. профессиональный термин для обозначения невозвратных долгов (прим. автора) Не путать с "bed debts" - "постельные долги" - долги, которые накапливаются у супругов за время раздельно проведённых ночей. 
 
     Я вошел в дело уже далеко не юнцом и быстро сделал у босса карьеру.  В те времена деньги текли полноводной рекой подобно могучей Миссисипи и важна была не рентабельность, а оборот. Под него давались кредиты. Кому-то, избранным - под льготные проценты. Сорок - пятьдесят годовых. Вся наша Америка сидела у банков на игле.
      Банда нашего босса  была самой крутой и амбициозной в городе.  Пока одни торговали на рынках индейскими маисовыми лепешками с пеммиканом***  и виски из под полы, мы уже вышли за границы штата и стали окучивать почти всю территорию Среднего Запада.   Нет, мы не грабили, не прессовали. Ну, разве что должников. Наш босс был другом местного мэра, шерифа. И, конечно, в больших друзьях был  Банкир. Дружили домами и семьями.
        Наши фургоны колесили по дорогам в сопровождении охраны. Времена были неспокойные. Правительство все время воевало с  непокорными племенами – то с команчами,  то с черноногими… Кругом орудовали шайки дорожных грабителей, которые тормозили фуры, избивали возниц и мгновенно перегружали товар на свои повозки. Даже относительно короткая и охраняемая дорога до метрополии,  с многочисленными фортами и засадами конной полиции была небезопасна.
     Мы быстро развивались. Раскручивали клиентов на бабки и  раскручивались сами.
  Это было время  больших афер, торговли воздухом. Объемами без содержимого. Надо было всегда быть начеку.  Работали с пятью-шестью концами. Наши парни, вольные стрелки и торговцы,  наведывались в самые далекие уголки страны, самые дальние фактории и ранчо.  Пахали от заката до рассвета. Скупали или выменивали у племен шкуры, поставляли огненную воду, медовые пряники, шоколад, конфеты. Травили индейцев. Да и своим, белым, доставалось. Многие потом стали страдать от диабета и ожирения, резко переключившись на высококалорийную диету после постной и здоровой пищи эпохи до Большой перемены.   Но стремление заработать глушило совесть.   Денежки сами шли в руки.
 
    Банк финансировал наши операции. И тоже хорошо зарабатывал.  Отношения развивались.  Босс вошел в состав правления Банка, а Банкир стал партнером босса. Но Банкир был, вернее, была «спящим» партнером, а  босс никогда не дремал. Кстати я не сказал, что Банкир был женщиной? Совсем выжил из ума старина Гарри.  Забыть такую красавицу просто невозможно. Высокая  элегантная блондинка с отличными формами. Умная и эффектная. Редкие качества для женщины. Когда она выходила из своего белого дилижанса  перед банком, все публика окрест восхищенно цокала языками, а молодые и дерзкие ковбои призывно посвистывали. Ну да я отклонился в сторону. Короче говоря,  у нас  с Банком царили мир, любовь. Дружба дошла до того, что всем членам банды предложили обменять полученную от федерального правительства   вау-черную бумагу, полученную от приватизации,  на акции Банка.  И мы  обменяли наши бумаги на его бумаги.. И великая сопричастность наполнила наши сердца.  В течение десятка лет я как миноритарный акционер  получал письма  с предложением поучаствовать в заслушивании годовых отчетов о его деятельности. Недавно позвонил, чтобы узнать, сколько денег заработал Банк для меня за 20 лет.  Два с половиной доллара. Хотя, после всего того, что случилось с ним с нашей помощью  этому трудно удивляться.
   Так мы стали одной семьей с Банком. Я, как правая рука босса по работе с Дальними территориями заходил в любой отдел  как к себе домой. Говорил, что нужно.  Получал что нужно. Уходил, когда нужно. 
 
Пеммикан** (индейский пищевой высококалорийный концентрат из мелкопорубленного бизоньего мяса и ягод)
 
    Шеф быстро вошел во вкус больших денег. Стал принимать прагматичные решения. Но я твердо знаю: если бы не обстоятельства, он никогда бы  не стал поступать непорядочно со своими друзьями. Все дело в них.  Обстоятельствах.  Я до сих пор считаю его своим учителем и  хорошим человеком.   Во всяком случае, не хуже себя.  Каждый человек несет ответственность за своего учителя. Ибо сам выбирает себе, кого слушать. И несет услышанное другим.
 
   Правило третье. Задача кредитора по возврату кредита в два раза сложнее и затратнее  возможности заемщика его не отдавать.  Возможно, в три.  Защищаться всегда проще. Забирать сложнее, чем не отдавать. Время всегда работает на должника. Кто бы вам чего не насчитывал.
 
     Тот год,  предшествовавший году  Большого выбора,  выдался крайне успешным для нашего бизнеса. Фуры с товаром из Дальних территорий шли потоком. Банк под наши сделки организовал схему факторинга с одним из крупных банков Дальних территорий. Суть ее, несмотря на разницу в написании, правильно передается при произношении. К цепочке Покупатель-Продавец подключаются их банки, которые оплачивают счета, выставленные за товар, беря на себя за вознаграждение  обязательства по оплате. И все трахают друг другу мозг, заваливая кучей счетов и выкладок, но! - стоимость  такой услуги,  обходится  всего в  шестнадцать с половиной  процентов годовых.  То, что у нас годовое, у всех месячные. Благодаря  тому, что наш Банк вошел в  элитный  факторинговый клуб, FCI. Я, как организатор схемы  и правая рука босса на всех  переговорах,  просто открывал ногой дверь в огромный столичный  допофис  банка  и вел себя как заместитель шерифа в местном борделе, пришедший с ордером на обыск. Всегда в белой рубашке, стильном шелковом шейном платке, костюме, модной шляпе и с кольтом на боку. Стильный Гарри.
     . Банк входил  в десятку крупнейших в стране. Более тысячи филиалов  по всему Восточному побережью.  И все шло прекрасно. Но незадолго до Большого выбора в свободной прессе стали курсировать слухи, что  Банк хранит золото  апачей, могучего индейского племени и бывших хозяев этих мест. И не просто хранит, а использует его против Великого Белого Отца. Подкармливает кандидата от партии индейцев. Он хочет, чтобы старые апачи вернулись и отобрали землю и нефтяные вышки, которые уже поделены  новыми апачами.  Положение Белого Отца было не ахти.  Пожалуй, всех его сторонников можно было разместить на колесном прогулочном пароходе, что ходят вверх по Миссисипи от  Финикса до Нового Орлеана. Но это были влиятельные люди. И просто взять и уплыть на пароходе они не планировали.
    Возможно, Банк сам дал повод слухам.  Председателем правления Банка состоял некогда весьма уважаемый человек. Имя его в переводе с языка апачей можно было перевести как Помеченный Солнцем.   Когда то Председатель Совета вождей Великой страны, теперь он пребывал на заслуженном отдыхе. Именно он, как писали газеты,  охраняет сокровища, накопленные  за годы Золотого Отстоя ( «золотым отстоем» называют золотой песок, остающийся в лотке после промывки  – прим. автора). Его  присутствие в Банке означало: золото здесь, вот он - вход в пещеру. Однозначно. Хотя мне кажется, что старик  просто  хранил здесь свои пенсионные  сбережения.   
     После того, как Большой выбор был сделан и Великий Белый Отец остался  Великим, пришли федеральные золотоискатели и пинками прогнали старого вождя. Проходимцы на внедорожниках рыскали по всей округе, но золота не нашли.   Старые апачи оказались хитрее и, видимо, вовремя перетащили ценности в другую пещеру.. но скорее всего, это была просто легенда.   В отместку золотоискатели затопили пещеру. Объявили  Банк неликвидным, проводившим рискованную кредитную политику.  А Банк  уже вышел на рынок публичных ценных бумаг - вексельных обязательств. И очень многие компании имели их на руках. Ликвидности не хватало и векселя Банка использовались в качестве средства расчетов.. И вот-вот должны были превратиться в простую бумагу…
   А  у  босса  на шее висит кредит в пару миллионов долларов. Как Вы думаете, у кого он занимал деньги? Вы правильно мыслите. У Банкира. И если вы, дети мои, сейчас немедленно не поймете, как решил поступить наш босс, то поставьте крест на своей карьере миллионера. Вы умрете в бедности.
 
    Босс собрал нас, своих учеников. 
; Парни, - сказал он, -  я собрал вас, чтобы обсудить ситуацию и найти решение. Наш Банк тонет.   Мы можем пойти на дно вместе. Но разве затем мы здесь собрались? – босс значительно и человечно оглядел нас.
- Нет! – дружно сказали мы.  -  Все  мы здесь, чтобы заработать.    
; У меня есть план, -  сказал он проникновенно голосом, которым обычно говорят «У меня есть мечта». Босс умел казаться первым среди равных.
- Какой? – спросил самый несдержанный из нас. Судя по голосу,  это был я.
-  Он потребует нашего совместного решения, ибо его исполнение будет зависеть от каждого. И каждый спасется. Получит свой спасательный жилет и всплывет,  ибо такие как мы тонуть не должны, - не заметив иронии, скрытой в собственных словах,  продолжал босс.

-  Предлагаю проголосовать. Кто за этот план?
Все подняли руки. «Голосуй или захлебнешься». Это так по нашему, по-американски. 
-  Я создаю секретную группу из особо доверенных лиц. Она будет заниматься делом исключительной важности. -  Босс многозначительно оглядел присутствующих еще раз, зафиксировав поочередно свой взгляд на каждом.
- Знать об этом плане не должны даже ваши жены.  Работаете парами. Отчитываетесь лично мне.  Каждый получит по пять процентов.     Все затаили дыхание.  Мы не знали, от какой суммы проценты, но это было неважно. Кровь уже закипала от избытка азота. Нас выталкивало на поверхность.
- Именно жены в первую очередь! Не должны. – это заговорила правая рука босса Большой Билл. На самом деле Билл любил свою жену, и именно поэтому не хотел рисковать операцией -  все уезжаем из города и переходим на казарменное положение.
- Вперед, на винные склады, - невпопад пошутил я.
     В тот же день  мы  оседлали  коней с тяжелыми переметными сумками, набитыми стодолларовыми купюрами  и в сопровождении вооруженной охраны тронулись в путь.
   
     Да, вы все правильно поняли.  Мы стали планомерно скупать  векселя Банка у держателей за 25-30 процентов от номинала. Жили неделями на казарменном положении, давали объявления. Встречались с первыми лицами.  Платили сразу. Налом. Почти все   держатели векселей были рады хоть что-то получить за обесценивающиеся на глазах бумаги. В сумках, коробках из под ксероксов, во внутренних карманах костюмов мы привозили их боссу. И лицо учителя становилось все спокойнее. И задумчивее.
         Спустя несколько месяцев, когда пришло время возврата кредита к двери банка подкатила  незаметная машина. Коробки были затащены в кредитный отдел. Векселя предъявлены Банку в счет погашения кредита. Их было много. С учетом всех дисконтов и отбраковки из-за ненадлежащего оформления записей. Гробовая тишина.  Несколько дней из Банка не доносилось ни звука. Наша банда никогда не пользовалась векселями. Банк всегда выдавал нам наличные. Это было не просто «Джон послал Мэри». Мы были  связаны с банком в одну кровеносную систему как сиамские близнецы.  Пять текущих кредитов, выданных живыми деньгами с разными сроками гашения. Счета. Бухгалтерские отчеты. Операции клиентов. Личные отношения, длившиеся годами. Юристы. Сотрудники, начальники отделов. Экономисты. Секретари. И наконец Она, руководитель банка.   С одной стороны. И мы. Про себя ухмыляющиеся мальчики. С другой.
        Какой разговор состоялся у босса с Банкиром, мне неизвестно. Формально схема чистая, не придерешься. Можно писать учебник по аферам. Наверное, он объяснил, что.. А впрочем, неважно, что он объяснял.
        А мы не получили того, что обещал нам наш босс. Видимо, это была вторая часть плана. Видимо, он подумал, что мы можем погибнуть от чересчур быстрого подъема на поверхность. Он заботился о нас. Я высказал ему все, что думаю на совещании доверенных лиц. Я сказал, что в трудную минуту капитан объединил команду, поставил цель и команда вывела корабль из шторма. Но когда замаячил берег, обещания забылись. Не помню, что он ответил. А впрочем, неважно, что он ответил.
             Нет, я не в обиде на босса. Я получил от него немало. В том числе и денег в виде невозвращаемых кредитов. Уже имел небольшое ранчо, три десятка голов скота. Но в тот момент я понял, что  скоро уйду из банды. И никогда больше не буду работать наемником.  Возможно, это поняли и другие. Что я уйду.

      Этот эпизод стал поворотным для всей команды. Началась эпоха распада. Обманутые стали встречаться. Вести разговоры о создании своей отдельной банды, где все должно строиться на доверии и дружбе. А не как здесь. Глупо, что босс допустил это. Не дал подросшим деткам начать самостоятельные проекты, под крылом материнской фирмы. Быть может, он перестал доверять нам?
        Через полгода,  войдя во вкус, он стал выстраивать план как кинуть  нашего основного Поставщика с Дальних территорий. Это была уже напрямую моя тема. Мои связи, репутация.  Я был нужен. Еще на полгода.  Цена вопроса –  под миллион долларов, которые после удачной операции с факторингом были предоставлены нам Поставщиком в виде товарного кредита. Он решил инвестировать  эти средства в создание сети розничных магазинов по всему штату.  Не, ну а как..  Ну и прикупить пару ресторанов, пару тысяч акров земли  на черный день.     Мне было поручено за взятку  договориться с супервайзером поставщика. Дети мои, я не ангел. Супервайзер еще раньше по своей инициативе организовал для меня премиальную систему со своей стороны. Торговля шла на ура, он пробивал для меня бонусы у своего руководства, которые мы честно делили на двоих. Совет и любовь, несмотря на различие религий, которые мы исповедовали. Это непростое для меня признание и пусть оно не звучит оправданием для меня. Это мой выбор.
     Когда я начал разговор с супервайзером о невозврате долга, он не удивился. Не выразил возмущения по сути вопроса. Сказал, что готов решить его. И еще. Что готов поделить со мной сумму взятки от моей компании пополам. Предложил поиграть на повышение отступного. Он ценил нашу взаимовыгодную дружбу и мою порядочность. 
      Я отказался. Сказал, что не смогу так и извинился. Я понимал, что унизил своего партнера по распилу. Показал, что у меня еще остались  принципы. Но он понял. И как мне показалось, не обиделся. Я никогда не жалел о том выборе.
         Боссу я доложил, что обо всем договорился, но вести дело о невозврате кредита и передавать деньги не буду.  Пусть это делает его правая рука, Большой Билл.  Я уже искал путь, как вырваться отсюда.

                Как то раз мы с Гривой Скачущей Лошади шли по городу. Припоминаю, что  я взял его с собой в метрополию. Он уже бывал там и не удивлялся  уже грохоту поездов, шуму механических повозок и гомону большого города.               
       Проходим мимо сквера, посреди деловой торопящейся толпы,  Грива вдруг остановился и стал прислушиваться, чуть склонив голову. На лице его появилась довольная улыбка.
- Чему ты улыбаешься?  Что ты там услышал? – спросил я.
- Сверчок вон в той клумбе встретил  подругу и запел ей свадебную песню, - ответил индеец.
- Как ты в  шуме толпы и этом грохоте умудрился услышать это?- не поверил я ему.
- Ухо белого человека тоже может слышать  хорошо, - ответил Грива. – У моего белого брата есть несколько центов?
Я выгреб мелочь из кармана и положив в его ладонь. Грива сделал неуловимое движение кистью, будто метнул копье в землю и мелочь, зазвенев, покатилась по  булыжной мостовой.
Десятки людей, спешащих среди грохота и шума, замедлили свой бег и дернули головами вниз, пытаясь понять, откуда раздался звон.
- Видишь, мой белый брат,  усмехнулся Грива – Просто ваше ухо настроено слышать  другие звуки.   

       Через еще полгода, когда невозвращенные  Поставщику деньги были инвестированы в торговые точки, начался набор рядового персонала: продавцов, уборщиц, администраторов.  И одновременно сокращение банды свободных стрелков и торговцев, искателей приключений. Ибо торговать стремительно становилось  нечем.  Им предлагалось идти в администраторы, либо пасти скот на боссовых пастбищах.  Я уже не скрывая готовился к уходу. Подготовил площадку. Договорился о поддержке команды с поставщиками. Договорился с теми, кого считал друзьями и единомышленниками. Решили, что я ухожу первым, остальные присоединятся спустя пару месяцев.
    На последнем собрании  после того, как босс объявил о роспуске банды   перед  почти семью десятками  людей, я выступил после него. Я предложил всем, кто хочет, идти со мной.  Надо было жить и работать здесь  не один год, чтобы понять, что означал этот массовый исход.  Предложение приняли больше пятидесяти человек, с семьями и обозами – под полторы сотни.  Подобно пророку Моисею я повел этих людей в новые земли.  Никогда я не брал на себя столько ответственности.
     Думаю, это было хорошее решение проблемы для босса. Не надо устраивать ночь длинных ножей и разгонять старую гвардию.  В последнем приватном разговоре он сказал, что ценит меня и предложил остаться рядом.  Спасибо, учитель.
Больше мы  не встречались по делам. Но его руководитель охраны через неделю нашел наш новый лагерь и  предложил помощь и поддержку. Вряд ли без ведома босса. 
   Вот тогда в моей жизни и появился мой друг Грива .….»


    Иногда я думаю, что мы употребляем слово «дружба» просто для удобства. Как делим неподвластное нам время на условные единицы: часы, минуты.  Чтобы удобнее было  продавать свое время или покупать чужое.  То же самое мы делаем и с людьми, давая им разные названия – Друзья. Знакомые. Коллеги. Братья. Партнеры.  И тоже относимся к ним соразмерно их значимости для нас. На каждую категорию – свое количество времени. Внимания. Заботы. Помощи.   Иногда для кого-то эти обозначения родства души, тела, общности интересов и взглядов превращаются просто в способ войти в доверие и  конвертировать его в выгоду.  Почему человек так легко делает свой выбор в сторону материального?  Почему босс кинул Банкира? Наверное, ему очень хотелось остаться боссом. Больше, чем другом. Не думаю, что денег у него стало бы меньше. Могли бы сесть и вместе найти решение. Быть может,  точно такое же, которое провернула наша ушлая команда. Но вместе.  И было бы о чем вспоминать  с улыбкой на старости лет.
   А может быть, есть  универсальное средство, лишающее тебя этого нелегкого выбора? Просто порядочность. Ко всем.
      Внутри меня уже давно живет Кассир. Он считает и помнит все. Конвертирует. Не дает совершать безрассудные поступки. Экономит мое время. Запрещает поддерживать невыгодные знакомства. Я часто посылаю его подальше. Подвожу за спасибо. Трачу время на проекты, которые точно не принесут прибыли. Пытаюсь совершать глупости.  Но он тут же подсаживается ко мне, кладет руку на плечо и шепчет: «Молодец! Отличный ход. Заботься о своей душе, поднимай самооценку. Всегда помни, когда поступил хорошо.  Главное - фиксируй это.» Нет, ну что за сволочь!