Счастливый

Яков Звягин
      Я обыкновенный человек. Мне нечем хвалиться. Да и не люблю. Просто живу, как миллионы окружающих меня. Хожу по земле матушке. Исправно несу свою житейскую ношу. Стараюсь не обижать и не осуждать. Что еще надо нормальному человеку? Хлеба, крышу от ненастья, слово доброе, и самое главное — любви. Без нее нет человека. Манекен и только. Уметь радоваться чужому счастью, восхищаться окружающим миром, как малое дитя - дар Божий. Дар, о котором можно мечтать. Но самое главное - сохранить его до старости. Не ожесточить сердце, не позавидовать. К этому стремлюсь. Стараюсь... Но ничего не получается.
Полно в груди мусора. Каждый день собираю его помимо воли. Что с моим сердцем? Пылесос и только. Сокрушаюсь и болею от бессилия. А так хочется быть похожим на того старика. Ведь он смог, сохранил, сберег...
Кто ты, однажды встретившийся на моем пути, маленький человек с огромным сердцем? Его голубые глаза смотрели на мир с детским восхищением. Глядя на проплывающие облака, радовался их причудливым очертаниям. Улыбка не угасала на его губах. Он улыбался ветру и солнцу, ползущей по стебельку букашке, летящему самолету в небесной дали и воркованию голубей на крышах. Он радовался первой капле дождя и первой снежинке. Смеялся вместе с детьми, играющими в песочнице. Плакал над умирающим под колесами автомобиля котом. Он желал обнять весь мир, огромный как его детское сердце...
Я хорошо помню первую нашу встречу на базаре в то солнечное воскресное утро. В те времена, на рынках продавали не только старые тряпки и семечки, примусные иголки и сапожные гвозди. Среди хрюканья и визга розовых поросят, запаха конского навоза и щенячьего писка, слышно было нежное воркование голубей. Эти хрупкие, создания в белоснежных, черных, сизых оперениях, неизменно притягивали детей и взрослых.
Он стоял как-то по-особенному. В стороне. И улыбался. Его голубые глаза, радостно смотрели на оживленную толпу около птичьих клеток. Что больше всего меня поразило, это выражение лица. Взрослый человек, а лицо ребенка. Непосредственная улыбка и лучистый взгляд. Это несоответствие заставило меня приблизиться к нему поближе и еще пристальнее взглянуть на него. Взрослый ребенок с детской улыбкой. Странно. Я долго смотрел на этого не обычного человека. Он с умилением любовался птицами и еще с большим восторгом провожал их полет, когда голубятники выпускали своих питомцев в небеса.
Шли годы. Казалось, тот образ незнакомца давно мною был позабыт. Но однажды...
Ранним летним утром, я решил посетить лесные просторы нашей необъятной родины. Попутный грузовик высадил меня за городом километрах в десяти. Так получилось, что я шагнул вправо, потом влево и заблудился, как говорят, среди трех берез. Шум проезжающих машин по шоссе заглох за пригорком, а маленькое болотце неожиданно окружило меня с четырех сторон.
- Этого мне еще не хватало, - прошептал я испуганно под нос. Почти потеряв надежду, после двухчасового усилия, выбраться из заболоченной местности, решил нырнуть под низкие еловые лапки. И о чудо! Именно в этом месте болотная жижа выпустила меня из своей коварной схватки. Я снял промокшую грязную обувь. Окружающий лес был неимоверно красив. Свежий ветерок медленно прогуливался по вершинам деревьев, перебирая невидимыми пальцами мягкую листву берез и нежные иголки елей. Тонкие голоса птиц, вплетались в эту тихую симфонию леса. Я лежа наблюдал за всем этим волшебством, позабыв о потерянном направлении, наслаждаясь одиночеством, среди солнечного света и лесных теней. Среди трав и стрекотания случайного кузнечика у изголовья. Неожиданно, метров в десяти от моего лежбища появился человек.
Я узнал его. Он шел среди белых берез, широко улыбаясь, задрав голову вверх. В старом коричневом пиджаке, в резиновых сапогах, с глубоко посаженной кепке на лбу. Я не видел его глаз, устремленных в небеса. Чувствовал — они смеются, словно две голубые капельки, упавшие с небосвода. Шел по земле, взрослый ребенок, восхищаясь и радуясь. И в то же время, пристально оглядывая ветви молодых берез. Что искал он в июньском лесу? Не скоро еще выглянет гриб из-под земли, и красная лесная ягода не подмигнет среди зеленого молодого стебля.
Я замер. Мне захотелось стать невидимкой. Подольше понаблюдать за этим человеком, судьба с которым свела мне уже дважды. Он срезал тонкие березовые ветки.
- Понятно, - мелькнуло у меня здравая мысль, - Любитель париться.
Набрав охапку зеленого полуфабриката, он присел неподалеку и стал творить. Да-да. Я не ошибся. Именно творить. Человек, с особой тщательностью, осматривал срезанную ветку, поворачивая ее вокруг оси. Аккуратно обрывал лишнее и бережно укладывал произведение своего творчества в общий букет. Его взгляд критически оценивал работу. Рука встряхивала изделие, не позабыв пару раз шлепнуть своего хозяина по спине. И только после этого ритуала, если тест был удачным, человек бережно откладывал произведение искусства в сторону, радостно улыбаясь своему творчеству. Кто еще способен с такой любовью вязать березовые веники? Вложить в этот простой процесс столько любви и счастливого созерцания? Я снова был поражен. Мне вдруг нестерпимо захотелось пасть на колени среди душистых трав, и взмолиться Творцу о той великой милости, которую он излил в сердце этого простого маленького мужика.
Когда на душе становилось хмуро, а проза жизни придавливала своей немилосердной лапой грудь, я вспоминал его. И мне вновь хотелось встретиться с тем наивным восхищенным взглядом. Каждое воскресенье я посещал рынок, в надежде увидеть его около воркующих птиц. Как и он, когда-то, стоял я в стороне пытаясь уловить на своем лице ту счастливую улыбку... И не мог... В какие дали занесло моего незнакомца? Подойти бы к нему. Спросить о той несказанной тайне его чувств... Может быть я что-нибудь и понял... Увы.
А в прошлый понедельник, я неожиданно оказался в толпе провожающих в последний путь своего знакомого. Стоя поодаль у свежей могилы, я оглянулся... Чуть в стороне смотрел на меня тот незабываемый взгляд. Знакомая, счастливая, мягкая улыбка... Те же детские глаза... на холодном гранитном камне... Даже здесь, среди молчаливых надгробий, этот взгляд продолжал любить всех тех, кто встретился с ним.
- Я не знаю вас, - услышал я тихий женский голос, - Вы, наверное, были с ним знакомы?
Я кивнул. Что-то оборвалось в груди... Словно лопнула невидимая струна. И темная злая туча угрожающе повисла над кладбищем. Хлынул дождь...
Я и незнакомая женщина остались одни.
Она грустно вздохнула.
- Он вернулся издалека. Там, где яркое солнце, пустыня и море. Вернулся, чтобы встретиться со своим прошлым. Ему очень не хотелось вновь уезжать. И он решил остаться. Навсегда. Здесь... Его сердце исполнило его просьбу. Оно остановилось...