Мой 7 ноября

Александр Чурсин 2
             

   "День 7 ноября, красный день календаря, посмотри в свое окно, все на улице красно." ( известнейшее детское стихотворение времен СССР). Для меня с раннего детства праздник 7 ноября был самым главным, выше 1 мая, и даже Дня Победы, вне конкуренции был лишь Новый год - но это был праздник иной, навсегда из детства, припорошенный снежком, рождающийся в сказочной ночной тишине и пахнущий хвоей и шоколадными конфетами.
   
   Проснувшись 7 ноября, я залазил на широченный подоконник в нашей двухкомнатной хрущевке и смотрел в окно. Наш дом стоял вдоль проспекта Ленина, одной из центральных магистралей заречной части города, по которой друг за другом, проходили колонны трудящихся различных предприятий города. Их маршрут пролегал по направлению к главной площади города, площади Ленина, где всё потоки соединялись в одну большую человеческую реку, протекающую мимо трибун с руководством города и области, коммунистами, комсомольцами и, очень редко, беспартийными ответственными лицами, большими начальниками. А за ними возвышалась огромная статуя вождя, идейного вдохновителя разворачивающегося действа. Так было во всех больших и малых городах Советского Союза - колонны с окраин соединялись где-то в центре, чтобы мощной лавиной пронестись по главным площадям, мимо местных представителей власти на трибунах. Аппофеоз ноябрьской демонстрация проходил в Ленинграде и Москве, трансляция из Москвы была всесоюзной, объединяющей у телевизоров весь советский народ. Московская демонстрация, да еще и парад войск и военной техники её предваряющие, действительно была самая большая, красивая и зрелищная, я часто смотрел ее в детстве. Но знакомился я с этим праздником именно сидя на подоконнике и рассматривая колонны, идущие с транспарантами, знаменами и даже оркестрами. Обилие красных знамен завораживало, наполняло гордостью за свою историю и было очень красиво, мы даже, как и некоторые немногочисленные, сознательные граждане, вывешивали красные флаги с размером полотнища 50 на 40 см, на балконе. На саму демонстрацию я ходил первый раз лет в 8 от организации, где работала мама, но ее стройтрест находился почти у самой площади Ленина, конечной точки шествия. А большим маршрутом, в несколько километров, мне довелось пройти уже в школе, классе шестом, вместе с друзьями однокласниками и это был последний раз, когда я ходил на демонстрацию с удовольствием. Впоследствии я уже всячески игнорировал и отлынивал, а последний раз, когда меня заставили пойти, был уже во время учёбы в техникуме, впрочем заставили пойти всю группу. Это уже был конец 80-х годов, когда ко многому менялось отношение и в тренде было противостоять привычному укладу жизни, я даже в комсомол демонстративно не вступил, тем более, что за это уже ничего не было, кроме неодобрительного "аяяй".
   
   В детстве в этот праздник обычно проходили встречи родственников с застольями и возлияниями, пением песен ( у нас любили" Все подружки по парам в тишине разбрелися..." и " Он живет не знает ничего о том, что одна дивчина думает о нем..."). К нам приходили мамин брат, дядя Костя, с женой, моей крестной и дочерью, моей двоюродной сестрой Людой, младше меня на год. Дядька приносил мне традиционную шоколадку, а с сестрой мы традиционно бесились, а под занавес целовались  - дети, что с них взять!? Была еще бабушка, она цементировала наши межсемейные встречи, проходившие и у нас, и у семьи дяди, и у бабушки. Раньше, в советские времена, межродственные встречи были более распространены, чем в наши дни, наличествовали семейные традиции.
   
   В подростковом возрасте я регулярно смотрел, транслируемые по телевизору 7 ноября, фильмы про революцию и гражданскую войну. Обычно показывали фильмы " Ленин в Октябре" и " Ленин в 1918 году", часто крутили " Чапаев" - эти киноленты я выучил наизусть, кстати сказать, сняты они очень талантливо, хотя и грешат исторической неточностью, но ведь  любая картина отражает субъективный взгляд режиссера и цензоров, а истина и объективность всегда где-то посередине! Так случилось, что именно Ленин и Чапаев с самого раннего детства сопровождали меня по жизни. Про Ленина не знать в СССР было просто невозможно, про него начинали говорить уже с детского сада ( висели портреты, разучивали стихи и песни), потом в школе и ВУЗе, во всех организациях висели портреты и стояли бюсты, на улицах и площадях размещали огромные плакаты на стационарных щитах и воздвигались памятники, по радио и телевизору, в концертах, фильмах, передачах, для Ильича всегда находилось свое место. Советские дети , за редким исключением, относились к дедушке Ленину с любовью, но некоторые, включая меня, с особым пиететом. Неслучайно я выпросил у бабушки подарить мне на день рождения бюст Ленина, который стоял у меня на письменном столе и до сих пор хранится. Впрочем очень подробно о своей Лениниане и изменению отношения к вождю я писал здесь https://vk.com/id389303649. А Чапаев внимательно следил за мной со своего портрета, висящего на ковре, над моей кроватью и я неоднократно встречался с ним взглядом. Я не помню откуда появилось у нас  это оригинальное изображение легендарного комдива, выполненное в виде чернобелой фотографии, вырезанной по контуру и помещенное на доску размером  примерно 25 на 15 см., а сверху покрытое толстым слоем лака, причем явно фабричного производства.
Этот портрет, к счастью до сих пор сохранившийся у меня, висел над моей кроватью все время, до нашего переезда на новую квартиру. Благодаря этому портрету мое знакомство с Чапаевым было раньше, просмотра одноименного фильма и раньше того периода детской жизни, когда мы все рассказывали и слушали массу анекдотов про него. Кстати сказать, недавно я посмотрел довольно неплохой многосерийный фильм " Страсти по Чапаю", к достоинствам оного можно отнести более правдивый взгляд на исторические события и интересную трактовку образов Троцкого, Фрунзе, ординарца Петра Исаева и самого Чапаева. Главный персонаж показан свежо, ярко и с некоторой долей иронии, без которой образ героя многочисленных анекдотов номер 1 был бы не верен. Артист, игравший комдива, справился с ролью замечательно, хотя чисто физически на реального Чапаева и не сильно походил ( согласно просмотренной мной  кинохронике он был среднего роста, так что Бабочкин, из советского фильма " Чапаев" в этом плане был более похож).
   
   В юности, пришедшейся на годы перестройки я, как и вся страна, пересматривал своё отношение к Октябрьской революции и празднику как таковому, все более задавался вопросом альтернативного пути событий 1917 года, а он наверняка был. Как историк я понимаю , что история не терпит сослагательного наклонения, ответ на вопрос - что было бы, если бы было то-то и то-то - является из области фантастики, но все же...
   
   Октябрьская революция безусловно самое значительное событие в истории человечества в 20 веке, а рождение СССР небывалый социальный эксперимент, когда многое было явлено миру впервые, но какова была цена...!? Не буду рассуждать про плюсы и минусы советской действительности, ибо тема эта слишком объемная, достойная нескольких монографий и не может быть вмещена в формат эссе, но некоторые мысли по этому поводу мне хочется озвучить. Территориально наша страна стала меньше, хоть и осталась самой большой в мире - Финляндия и Польша обрели самостоятельность. Ранее преимущественно аграрная страна стала одной из ведущих индустриальных держав, но достигнуто это было путем ограбления крестьян - были насильственно созданы колхозы, позволившие государству присваивать результаты аграрного труда. У крестьян надолго отбили желание к хозяйственному труду, на благо своей семьи и страны, превратив практически в крепостных ( ограничили свободу передвижения путем невыдачи паспортов, вплоть до времен Хрущева, а также долгое время селянам не выплачивали пенсию). Сравните со знаменитой Столыпинской реформой, достижения и цели которой были совсем другие. Кстати крестьянские бунты при советах жестоко подавлялись, например на Тамбовщине, где на подавлении волнений отличились Жуков, будущий маршал победы, и Тухачевский, применивший против крестьян отравляющие газы. Пролетариат заметно вырос и получил многие социальные гарантии ( 8-и часовой рабочий день, оплачиваемые отпуска и больничные, профсоюзы и т.д.), но и тотальный контроль над собой. Контролировалось вообще все и вся, для безопасности режима были созданы органы государственной безопасности ( такие организации как ЧК, НКВД, КГБ наводили ужас не только на своих сограждан, но и на весь мир). Неугодные помещались в специальные лагеря, а в годы террора просто уничтожались. Труд заключенных широко использовался в промышленности, особенно на стройках первых пятилеток ( строительство Магнитки, Днепрогэса, Волгодона и т.д.). Жесточайшей цензуре подвергалась деятельность творческой интеллигенции - писателей, художников, артистов, многих третировали, а иные погибали ( например была организована травля Ахматовой, Пастернака, Эйзенштейна, а самоубийство Маяковского и Есенина до сих пор вызывает вопросы). Большевики в первые годы советской власти насильственно выслали из страны многих ученых с мировым именем, не принявших новый строй, которых не решились уничтожить. В эмиграции, добровольной или вынужденной, оказались Шаляпин, Рахманинов, Бунин, Дягилев, Павлова, Стравинский, Деникин и многие, очень многие, другие. Политическая система России тоже претерпела значительные изменения, на смену множеству партий, разрешенных при царе, только партия большевиков имела право на существование и всё - своих оппонентов победители уничтожили. Ну и, наконец, разразившаяся в результате революции гражданская война, сколько она принесла бед, никто еще и не подсчитывал.
   
   Любая революция является злом, а её делатели, личности безусловно талантливые и яркие, преступниками и безумцами, которые как правило не связаны религиозными ограничениями, их совесть как орган корректирующий мысли и поступки человека, как канал связи творения с Богом, практически бездействует. Страну они используют как полигон для воплощения своих амбиций, а человеческая жизнь как высшая ценность для них не существует - они готовы миллионы жизней положить на алтарь своих стремлений и даже уничтожить своих соратников в борьбе за власть. Так произошло во Франции во время Великой французской революции, также случилось и в России во время революции Октябрьской.
   
   Я часто спрашивал у отца в детстве наступит ли коммунизм - отец всегда пожимал плечами. Именно к этой цели вели за собой большевики и многие простые люди верили в коммунистические идеалы, особенно в 20-30-е годы, и после победы в Великой отечественной войне, и видя достижения СССР в различных сферах, например полет Гагарина в космос, а Хрущев самонадеянно даже озвучил дату его наступления в 1980 году, чего как известно не случилось. Но все более и более идея коммунизма вызывала у подавляющего большинства наших людей если не объект для сатирического высмеивания, то явный скепсис точно. В анекдотах сравнивали коммунизм с линией горизонта, к которой чем больше приближаешься, тем более она от тебя отдаляется. На мой взгляд построение коммунизма как высшей формы организации человеческого общества невозможно в принципе нигде на нашей планете, просто человеческая природа как она есть сейчас, несовместима с ним. Будем считать что социализм, как последняя ступенька на пути к коммунизму, в СССР был построен ( несмотря на всю его уродливость и несуклюшность). Основной принцип при социализме гласит - от каждого по способностям, каждому по труду - то есть человек получает материальные блага в соответствии со своим трудовым вкладом, ему платят определенный размер заработной платы на которую он и обеспечивает себя. При коммунизме надобность в деньгах и товарно-денежных отношениях, как таковых, пропадает, ибо принцип устроения общества иной - от каждого по способностям, каждому по потребностям. То есть проще говоря, каждый человек отдает обществу свой трудовой вклад, а взамен получает всё то, что ему нужно. А вот здесь, учитывая реалии человеческой природы, а особенно стереотипное представление о нашем национальном характере, начинается сущая сказка. Подавляющее большинство нашего населения вряд ли будет гореть желанием поработать на благо общества, когда контроль возлагается на сознательность самого работника, его самодисциплину и высочайшее чувство ответственности. Представьте какого-нибудь дядю Васю, который денно и нощно переживает о своей работе, с чувством высочайшей ответственности отвечает сам себе на вопрос, все ли он сделал на благо общества, а может надо было больше!? Уверен, дорогие мои читатели, что улыбка уже засияла на ваших лицах, а некоторые и посмеялись. Ведь вы и я - россияне, и прекрасно представляем, что наш человек, дай ему волю, будет как Емеля на печи по-щучьему повелевать, а в способности надуть наше родное государство ( вынести с завода, стырить в магазине, заныкать государственное добро), с нами не сравнится никакой иностранец.  Зато, когда наш дядя Вася за свой вклад в общественную копилку, будет удовлетворять свои потребности...никакого товара не хватит, он и пароход прихватит в придачу, хотя водоемов, вблизи его места жительства, отродясь не бывало . Я конечно смеюсь ( ведь я оговорился про стереотипы), а если серьезно, то все выше сказанное относится не только к россиянам, но и ко всем жителям земли. Никто не будет альтруистически подходить к работе на благо общее, зато все будут в полной мере удовлетворять своё Эго в потребностях - никаких товаров и услуг не хватит такому обществу, коммунизм закончится так и не начавшись. Причина сего фиаско, по моему мнению, кроется в несоответствии задачи её условиям.
   
   В 1917 году, на территории самого большого государства в мире, произошло самое значительное событие 20 века - Великая Октябрьская социалистическая революция. Под красными знаменами и лозунгами " Долой эксплуатацию человека человеком" миллионы людей, осуществляя давние чаяния человечества, устремили свою поступь к светлому будущему человечества, к коммунизму.  По моему мнению, как верующего человека, была провозглашена задача построить рай на земле, но без учета Бога и греховной природы человека ( большевики исповедовали атеизм). В результате класс эксплуататоров с успехом заменило тоталитарное государство, а почти райские условия жизни были созданы для небольшой кучки цековской номенклатуры и кремлевских вождей. Задачу построения общества высшей справедливости большевики провалили, ибо хотели обойтись без Бога там, где без него совершенно не обойтись. Коммунизм построить можно, но это задача будущего, когда будут полностью изменены жизненные реалии (условия задачи), упразднена греховная природа человека, но сделать это должен Бог по праву Создателя всего сущего.
   
   ... Маленький мальчик сидел на подоконнике и завороженно смотрел на проходящие мимо колонны трудящихся с красными знаменами и транспарантами, до его слуха доносились революционные песни, а фантазия рисовала картины выстрела крейсера " Авроры", штурма "Зимнего Дворца" и выступления Ленина в " Смольном". Он ничего толком не знал про революцию, да и сейчас по этой теме вопросов больше, чем ответов, но у него было ощущение величия и значимости момента, а сердце наполнялось гордостью за историю своей Родины и не подозревало, что с исторической наукой будет связана его дальнейшая жизнь..., а с портрета, висящего над кроватью, за мальчиком бдительно приглядывал легендарный комдив Чапаев.
©                ( А.В.Чурсин)

   P.S. Друзья, готовы ли вы поделиться своими впечатлениями от 7 ноября - оставляйте свои комментарии. Тем из Вас, которые своими финансами поддерживает мою литературно-публицистическую деятельность , особая благодарность, реквизиты банковской карты и каталог опубликованных ВКонтакте произведений здесь https://vk.com/wall389303649_505.