Психоанализ

Любовь Коваленко
"Психоаналитическая процедура - это, в сущности, процесс, в котором человек пытается выявить свою подлинную сущность. "Свободные ассоциации" означают, что человек должен выражать свои подлинные чувства и мысли, говоря всю правду. Но правдивость при этом относится не только к тому, что надо говорить всё, что подумал, а и к тому, что само по себе мышление обязано быть совершенно правдивым, не связанным со знанием того, какие мысли иметь можно, а какие - нет. Фрейд подчёркивал подавление "дурных" мыслей; по-видимому, он не заметил, насколько часто подавляются мысли "хорошие".

Эрих Фромм "Бегство от свободы"


Как говорить правду и только правду и ничего кроме правды, если сказано, что "слово произнесённое есть ложь", и только в голове происходят процессы, анализ своих мыслей и поступков, недоступный никому, если не сделать его достоянием всех присутствующих. Но и здесь не всё так просто, потому что человек может быть не склонен к самоанализу, и потому в его голове мысли только о том, что ему сегодня есть на ужин и где купить сапоги. Это раз. А вторая закавыка в том, что и себя, оказывается, можно легко обмануть.
"Зачем он спросил?", "А зачем я соврал?". Человек вообще часто не отдаёт отчёт себе в том, отчего он лжёт не только другим, но и самому себе. А у него есть на это причины. Он боится знать свою подлинную сущность, потому что этот человек ему совсем незнаком, а к псевдоличности он уже привык и сроднился с ним. Вот сказали, к примеру, человеку, что он - горький пьяница и пропащий, а он поверил, потому что сказали близкие люди, а не кто-нибудь. И живёт этот человек с ярлыком всю жизнь, и даже не знает правды о себе, о том, насколько он может быть замечательным, если поверит в свою "хорошесть".

Почему люди так боятся, что человек зазнается и возгордиться, если обращать внимание на его хорошие качества? Почему мы не боимся, что человек станет ничтожеством, если постоянно говорить ему о том, что дальше обезьяны ему не подняться? И если даже труд не способен его облагородить, то он и вовсе никчемный элемент, раковая опухоль на теле Вселенной? А как часто мы завидуем беспечным и легковесным людям? Да, я завидую. Внешне кажется, что у них всё благополучно, что улыбка не сходит с их лица. Но на самом деле это самые несчастные люди, потому что узнать правду о себе у них меньше всего шансов. А возможно ли жить в реальности и видеть её такой, как она есть, если ты даже с самим собой незнаком? Навряд ли.

Мы подвергаем критике всех людей, а особенно близких людей. Нам кажется, что мы знаем их настолько хорошо, что просто обязаны постоянно указывать им на их недостатки, потому что полагаем, что достоинства человек и сам в себе способен видеть, а вот недостатки, как бревно в глазу, ему не мешает. Бревно может не мешать? Когда-то он знал о своих недостатках, но когда все стали тыкать его носом в них, он предпочёл сделать вид, что он их не замечает и прекрасно с ними уживается. А потом и вовсе о них забыл, считая их частью своей личности. Без них - я уже не "я". Он и не собирался их исправлять только потому, то вы ему "раскрыли глаза". А достоинства в человеке заметить гораздо сложнее, потому что у тебя-то этого достоинства нет, а потому, замечая его в другом, ты лишний раз подчёркиваешь, что в тебе его нет, а следовательно самооценочка падает, а этого допустить никак нельзя - скатишься в комплекс неполноценности. А человек с ощутимым комплексом неполноценности - это кто? Это слабак, затюканный, задёрганный всеми. И прожить долгое время с ощущением своей неполноценности невозможно. Поэтому мы все условились, что мы все "плохие мальчики и девочки", проявляя солидарность и толерантность.

     Цветочки, конфеточки, ресторанчики - всё это прекрасно, но кисло. Хочется новых ощущений... например, прочувствовать свой комплекс неполноценности. Спасибо "доброжелателям", что открыли мне глаза на самоё себя. Только портретик получился не очень. Уж какой-то я прямо очень замечательный, без единого изъяна. Может, вы меня путаете с кем-то другим?