Праведник мира василий волошин глава 13

Петр Чванов
Глава 13. Дядя Коля

 В конце зимы 1942/1943  года, зайдя к одному  из одноклассников, Стеблину Николаю, Василий увидел незнакомца, лет 35-40.  Его, как и его одноклассника, звали Николай.
- А как Вас по отчеству? – спросил Василий.
-Да зови просто дядя Коля, - улыбнувшись, ответил тот и добавил: - О нашей встрече лучше никому не говори!
,
Василий уже давно научился держать язык за зубами и не стал рассказывать  об этом даже своим друзьям. Потом, подумав, решил сообщить о незнакомце старшему своей «пятёрки» Ивану Добровольскому.
-Спасибо, - усмехнувшись сказал Иван. –Это свой человек. Завтра ты с ним познакомишься поближе.

Спустя пару дней Иван предложил Василию  проверить силки, которые они поставили на зайцев. Рано утром, чуть забрезжил рассвет, Анна Марковна подняла Василия.
-Вставай сынок, уже светает! –положив руку на голову любимого сына, - сказала она. Василию очень хотелось спать, но откладывать поход за зайцами было нельзя. Надо было свои походы  в лес совершать как можно  скрытнее.  Ведь основные  посадки, где зайцев было больше всего, граничили с местами жительства немцев-колонистов. А там у Василия и братьев Добровольских врагов было, хоть отбавляй. Не зря ведь отец, который не отличался многословием, предупреждал:
-Будьте осторожными. Н забывайте, что эти Гансы ещё со школы на вас зубы точат. А теперь у них  не только зубы.

Пришёл Иван Добровольский. Ребята выпили по кружке молока, надели лыжи и помчались в лес. Всё шло как нельзя лучше. Ребята почти сразу нашли двух зайцев попавших в петли, засунули их в мешок и разбежались в разные стороны. Забравшись в заросли терновника, Василий вдруг обнаружил незнакомый след, который привёл его к входу в землянку. Василий заглянул в землянку и отпрянул назад. Из землянки навстречу ему, улыбаясь, вышел дядя Коля. На скамейке Волошин  заметил наушники и радиопередатчик.
-Я тебя давно заприметил,- сказал дядя Коля.
-А что Вы здесь делаете? – удивлённо спросил Василий. Только тут до него дошло, что дядя Коля не простой мужичок.
-А ты там не наследил? – не отвечая на вопрос Василия, продолжал выпытывать тот.
-Да нет, что Вы? Я хитрый, как лиса, - засмеялся Василий.
-Ладно, хитрован,  запомни это место и уходи, не маячь! Теперь мы будем встречаться  довольно часто, - не отвечая на вопрос, сказал дядя Коля. Он слегка приобнял Василия и добавил: -Где-то под Ленинградом и у меня такой же шустряк есть.

Сторожко оглядываясь, Василий окончил проверку  силков и вышел к месту встречи с Иваном.  Рядом с Иваном, улыбаясь, стоял радист.
До сих пор дядя Коля имел одного связного. Это был сын родственника дяди Миши, Николай Стеблина, но он охотой не занимался и его визиты в лес могли кого-то насторожить. Теперь , соблюдая конспирацию, дядя Коля, уходя в лес, посылал  Ивана или Василия  в кузницу, которая располагалась на окраине села Богдановка. Там они получали от кузнеца по фамилии Капсюль бумажку,  заполненную цифрами, и передавали её дяде Коле.  Они понимали, что это шифрованная информация, но вопросов не задавали.

Однажды  дядя Коля приказал:
-Ребята, завтра вечером быть у меня в землянке! Прихватите с собой побольше пороха!
На другой день вечером ребята были в землянке радиста
-Ночью прилетят ангелы, - улыбаясь сообщил дядя Коля. – Нужно их встретить. На краю леса, у села Коштово, есть участок поля, который колхозники обозвали Макитра. Он как кратер вулкана, уходит глубоко в землю. Если там зажечь костры, то видно их будет только с неба. Вот вы и будете жечь порох, как только  услышите гул самолёта.

Ребята приготовили артиллерийский порох, спички и стали ждать. Небо было безоблачным. Как только ребята услышали гул мотора, они начали жечь порох. И вот вдали  показалась чёрная точка, которая быстро увеличилась в размерах до величины коршуна и от него начли отделяться «ангелы».  Пятеро из них приземлились недалеко от ребят. Они быстро собрали свои парашюты  и  снаряжение и подошли к ребятам.

Высокий плотный десантник, наверное, командир группы, шёпотом сообщил, что у одного из них не раскрылся парашют.
-Надо искать, - горестно резюмировал он. Десантники  разошлись в разные стороны, долго бродили вокруг, но безрезультатно. Надо было уходить.

Наутро Иван Добровольский и Василий, усталые и не выспавшиеся, всё равно встали с рассветом и пошли  проверять петли на зайцев, а главное, искать пропавшего десантника, как их вчера просил дядя Коля.

После долгих поисков Иван обнаружил десантника в  поле на краю длинной зигзагообразной траншеи. Молодой солдат уже окоченел. Ребята забрали у него оружие документы и похоронили там же в траншее. Убедившись в том, что их погибший друг предан земле, группа десантников  ушла в Ольшанские леса. Проводником у них был Миша по кличке Молдован.

Чуть позже Миша геройски погиб в бою с жандармами. Он работал кучером у румынских пограничников. Это давало ему возможность свободно разъезжать по всему району. При этом его лошади стояли  в конюшне. Там же в конюшне Миша хранил запасы оружия и боеприпасов. Когда Миша Молдаван пошёл домой, в конюшню был направлен работник из гетто, чтобы убрать навоз. Уборщик случайно обнаружил наган и две немецкие гранаты и сразу побежал к румынам и сообщил им о своей находке. Узнав об этом, Миша дожидаться жандармов не стал, а захватил автомат, наган и гранаты и помчался в кузницу. Увидев вооружённого Мишу кузнец, дед Капсюль, и его молотобоец Ким выскочили из кузницы. По направлению к кузнице бежали два румынских солдата и полицай, по фамилии Сливин.

Миша закрыл на засов дверь кузницы и открыл огонь по солдатам на поражение. Первой же очередью он одного из румынских солдат убил, а второго ранил. Раненый румын, бросил под дверь кузницы гранату, а полицай Сливин забрался на крышу кузницы и  вылил в горн  банку отработанного масла. В кузнице начался пожар. Задыхаясь от дыма, Миша выбил окошко и, дав очередь из автомата, попытался выскочить на улицу. Окошко оказалось слишком маленьким. Миша  с трудом протиснулся в него и тут же был расстрелян полицаем Сливиным.

После этого боя, труп  Миши Молдавана несколько дней лежал возле кузницы с табличкой на груди «ПАРТИЗАН». Там был выставлен полицейский пост, чтобы не допустить похорон героя.

Дядя Коля был очень огорчён гибелью  Миши и временной потерей связи. Эта смерть надолго нарушила связь дяди Коли с партизанами. Сам дядя Коля, которого ребята между собой называли "Лесной филин", перебрался жить на чердак к Михаилу Соколову.