Производственное единство эпохи индустрии, часть 3

Пол Путешественник
ЧАСТЬ 3
Производственное единство
эпохи индустрии


Эпоха знания и информации
 
Согласно исторической восходящей последовательности развития общества по сложности за эпохой индустрии следует, разумеется в идеальном модельном движении, - эпоха знания и информации. Повторяя индустриальную последовательность обоснования, но уже интегральной формулы-схемы чистой формы эпохи ЧФЭ «знания», получим соответствующие выражение для её записи.

Формула-схема ЧФЭ «знание» на этапе социально-воспроизводственной градация Информационное общество (9) и доминирования ЧЭФ «информационная» (подчёркнуто жирной линией) имеет вид:
 
см. иллюстрацию
(9)

где К', К'', К''' – контент (информация!) как базовый объект-предмет с возрастающей ценностью;
ТР', ТР'', ТР''' – информационная ценность (трекерсы) по возрастанию ценности;
иСп – контентно-информационные средства воспроизводства информационного производства;
Рс – рабочая сила контентно-информационной жизнедеятельности;
Пз – «производительное потребление» контентно-информационных средств производства и рабочей силы;
Пзн', Пзн'', Пзн''' – общественное познание как базовый объект-процесс с возрастающей ценностью;
Ис', Ис'', Ис''' – исследовательский статус функции по возрастанию ценности и степени благообеспечения;
зСп – исследовательско-познавательные средства воспроизводства управления и производства;
Рс – рабочая сила общественного познания и управленческого труда.
Пз – «производительное потребление» средств производства общественного познания (исследования) и рабочей силы.
 

Соответственно, формула-схема чистой формы эпохи ЧФЭ «знание» на этапе социально-воспроизводственной градация Общество знания (10) и доминирования ЧЭФ «общественное познание» (подчёркнуто жирной линией) имеет вид:
 
см. иллюстрацию
(10)
 
 
Особенности революционных переходов
в историческом развитии общества
нашего времени
 

Наиболее актуальна и современна следующая диспозиция исторических эпох в развитии современного социума по сложности.
 

А. Переход от экономического к функциональному способу производства, от градации капитализм (6) к градации социализм (7):
 

см. иллюстрацию
(11)


Этот революционный переход имеет следующие характерные особенности.

Во-первых, осуществляется «внутри» одной эпохи индустрии и в своей сущности есть метаморфоза этой эпохи от состояния доминирования ЧЭФ «экономическая» к состоянию с доминированием ЧЭФ «функциональная». Как видно из этой формульной схемы (11) этих двух состояний воспроизводственных процессов, происходит лишь смена доминирующей ЧЭФ (подчёркнуто).
 
Во-вторых, этот революционный переход осуществляется в рамках одного индустриального производства Пинд(…), то есть связан исключительно с производством одного базового объекта типологии «вещь». Акцент в обустройстве этого производства, то есть трансформации производственных отношений и отношений собственности, связан, можно сказать, лишь со сменой ракурса господствующей общественной активности от продукта производства («вещь») к процессу производства («функция»).
 
В-третьих, - это переход от активности (подчёркивание верхней строки) в отношении продукта воспроизводства как объекта-предмета «вещь», находящегося для агентов производства до этого преимущественно в отношениях частной собственности, к активности (подчёркивание нижней строки) в отношении уже самого процесса как функции (технологии) производства, то есть как объекта-процесса «функция, технология», находящегося для агентов производства в ограниченных группоиерархических отношениях собственности.
 

Б. Следующая актуальная и современная диспозиция исторических эпох в развитии современного социума по сложности заключается в революционном переходе от функционального способа производства к информационному способу производства, от градации социализм (8) к градации Информационное общество (9):
 
 
см. иллюстрацию
(12)


Этот революционный переход, во-первых, осуществляется между двумя «соседними» эпохами, между эпохой индустрии в фазе градации социализм (доминирует ЧЭФ «функциональная») и эпохой знания в фазе градации Информационное общество (доминирует ЧЭФ «информационная»). Как видно из этой формульной схемы (12) этих двух состояний воспроизводственных процессов двух разных эпох, имеет место революционный переход от ЧЭФ «функциональная» к ЧЭФ «информационная» (на схеме эти ЧЭФ подчёркнуты).
 
Во-вторых, этот революционный переход сопровождается сменой доминирующего типа производства, - от производства продукции типологии «вещь» Пинд(…) к производству продукции типологии «информация» Пз(…). То есть имеет место переход от доминирования в воспроизводственном процессе базового объекта-процесса «функция, технология» к доминированию в воспроизводственном процессе базового объекта-предмета «информация».
 
В-третьих, - это переход от активности (подчёркивание нижней строки в формуле-схеме эпохи индустрии) в отношении продукта воспроизводства объекта-процесса «функция, технология», находящегося для агентов производства до этого преимущественно в отношениях ограниченной группоиерархической формы отношений собственности, к активности (подчёркивание верхней строки в формуле-схеме эпохи знания) в отношении уже воспроизводства такого абстрактного объекта-предмета как информация, то есть объекта-процесса, находящегося для агентов производства в ограниченных частных отношениях собственности.

Наконец, в-четвёртых, это не просто смена типа производства и базового объекта производства, а это и становление нового типа материально-знаковых отношений и целого ряда прочих атрибутов, свойственных новой доминирующей типологии воспроизводственного процесса.

В частности, уже сегодня наблюдается, как говорят философы, "дурная форма на хорошем основании" материально-знаковых отношений наступающего Информационного общества как новой социально-воспроизводственной градации (устар. - формации). По нашему мнению, имеющее место интенсивные проявления феномена децентрализованной формы денег, - цифровой валюты, например, «биткойн», - это и есть «дурная форма» материально-знаковых отношений, возникающая на «хорошем основании» развитых информационных воспроизводственных процессов, где базовым объектом-процессом воспроизводства является «информация». Прежняя форма «золота» и «бумажных денег с золотым обеспечением» процветала в период расцвета экономических, товарно-денежных отношений капиталистического способа производства (капитализма) с базовым объектом-предметом воспроизводства – «вещь» (товар!).

В книге 2013 года "Теория Информационного общества ..." [7] предлагалось называть форму материально-знаковых отношений Информационного общества - "торрент", который по своей природе есть информация. Согласно метатеории "Полилогия современного мира ...", - http://polilog.ucoz.net/, новая градация Информационного общества несёт с собой замену традиционных денег (капитала) на новые, но физически близкие формы главному объекту будущего общества, - "информации".

 
Таким образом, в силу перечисленных особенностей этих двух революционных (по сути!) переходов, актуальных для нашего исторического времени, можно отметить следующие очевидные характерные сравнительно-отличительные черты их воплощения:

- в целом переход от капитализма к социализму слабо связан с технологическим переустройством производства и сводится в основном к революционному разрешению отношений собственности как переходу от рынка к плану и соответствующего изменения в структурах управления народным хозяйством;

- однако на следующем историческом градационном революционном переходе от социализма к Информационному обществу возникают в первую очередь сложности уже не в части отношений собственности, а сложности создания собственно информационного производства, которого как такового, развитого и социально адаптированного, при социализме ещё нет. Эта потребность в развитии специфической сферы материального производства диктуется запросами дальнейшего развития самого общества и его общественных отношений. Так полная реализация потенций «всеобщего интеллекта», ставящего по контроль общества всё народное хозяйство, все процессы ЧЭФ, невозможна без соответствующей научной, информационно-знаниевой и материально-технической базы страны.

 
С этой проблемой в своё время столкнулся и СССР, но не смог её не только просто разрешить, а не смог даже и понять, ограничившись чисто внешними проявлениями в, так называемых, «дурных формах» публичных призывов к «гласности» и «онаучиванию» принимаемых решений. А это и были запросы не только на информационное обеспечение перестройки (ЧЭФ «информационная»), но и на развитые отношения ЧЭФ «общественного познания». Но ни первого, ни второго, наука, а тем более управление, не знали и, не могли поэтому адекватно реагировать. Вместо того, чтобы идти вперёд к обществу информации и знания, СССР, после первых же столкновений, повернул «в зад», - к вольному или невольному, осознанному или неосознаваемому, но построению и «реставрации» капиталистического общества, основанному на товарно-денежных отношениях и на индустриальном товарном производстве (вещей).

Идеи метатеории «Полилогии современного мира …» в то время лишь начали формироваться в строгую теорию исторического развития общества.

Разумеется, современный интерес вызывает и проявления «перескакивания» и скачкообразного исторического восходящего развития общества, в частности, от капитализма к Информационному обществу в развитых странах мирового сообщества, но это предмет отдельного исследования.
 
 
Александр Тимофеевич
ХАРЧЕВНИКОВ,
кандидат технических наук
 
 
 
Список литературы:
 
Харчевников А. Т. Краткий курс полилогии современного мира. Путь в будущее: в схемах, рисунках и таблицах. М.: ЛЕНАНД (URSS), 2016. - 488 с.

Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Под ред. Ф. Энгельса. Т. II. Кн. II. Процесс обращения капитала. М., Политиздат, 1969. – IV, 648 с.

Шушарин А.С. Полилогия современного мира (Критика запущенной социологии). В 5-и томах. М.: Мысль, 2005 - 2006.

Шушарин А.С. Полилогия современного мира (Критика запущенной социологии). Раздел второй: Эндогенная логика. М.: Мысль, 2005.

Харчевников А. Т. От "Капитала" к "Полилогии современного мира ...". Генерализация "Капитала". Die Generalisierung Des "Kapitals". LAP LAMBERT Academic Publishing, 2017. - 567 с.

Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. I. Кн. I. Процесс производства капитала. - М., Политиздат, 1983. – VI, 905 с.
 
Харчевников А. Т. Теория Информационного общества. О революционном переходе от капитализма и социализма к новой формации. М.: ЛЕНАНД, 2014. – 672 с.