52. Восемь психотипов

Ник Пичугин
Проект "Ребенок"

    Вероятно, Эрих Фромм был первым, кто обратил внимание на то, что каждому психотипу соответствует определенная ниша в обществе. Та, которая ему более всего по душе, и к которой он бессознательно стремится на протяжение всей активной жизни; где он и достигает гомеостаза с окружающей социальной средой. Психотип человека раскрывается в характерном для него образе жизни; наступает «устойчивая функциональная автономия» (по Г. Олпорту) его личности. Как именно раскрывается каждый отдельный психотип?   
    Ну, прежде всего, в гомеостазе каждая «черта личности» приобретает специфическую, законченную форму. «Внешний локус контроля» означает просто «исполнительность», а «внутренний» – «инициативность». Целевые установки тоже становятся более конкретными: не «пассионарная – дефицитарная», а «творческая – потребительская» соответственно. Этим двум конструктам мы посвятили по одной публикации проекта, где и дали им более детальное описание.
    Что касается конструкта «способ мышления», то тут одной публикацией обойтись невозможно. Черты личности, которые его составляют, обсуждались не раз, – как по отдельности, так и в сравнении. Затем, в публикации «Самость» рассматривался и сам конструкт в действии. Расставим акценты, которые связывают структуру характера с предыдущим изложением.
    В стандартной ситуации доминирует ассоциативное мышление, а нестандартная рассматривается по сути, и довлеет абстрактному мышлению. Это уже определенные стили, и когда одна из этих черт личности фиксируется в психотипе, она доминирует в поведении до тех пор, пока человек не выходит за пределы привычного образа жизни. Так возникают «конформный» и «суверенный» способы мышления. Смысл суверенитета в том, что общепринятые нормы и общепризнанные истины («социальные установки») в поведении суверенной личности («Иного» по С. Лукьяненко) значат не слишком много.  Напротив, конформист только ими и руководствуется. Кроме самых общих формул житейской мудрости, «установки поведения» являют собой великое множество разрозненных «типичных ситуаций», которым соответствует шаблонный способ действий. Даже если обстановка выходит далеко за пределы этого набора стереотипов, конформист все равно действует «по аналогии», подбирая подходящий по форме пример. Более общие, более абстрактные стратегии за пределами обыденного опыта он даже не пытается искать – таков способ его мышления.
    Уже на этом примере видна основная проблем конформиста – его неспособность к полноценному (абстрактному) мышлению; это дало повод одному из авторов сайта (Леонид Андреев 2) сделать вывод, что «народ совершенно не умеет мыслить». Пусть так, но у суверенной личности своя проблема: неспособность полноценно действовать. На самом деле, это одна и та же проблема – логического ассонанса, не достигнутого в латентном Возрасте. Абстрактное и ассоциативное мышление – два различных психических процесса. Для того, чтобы воплотить свое понимание в действие (или, напротив, понять действительность), нужно перебросить мостик между этими логическими цепочками.

    Дадим краткие характеристики психотипам личности, используя для этого их устойчивую форму «функциональной автономии». Всего их восемь – именно на столько долек делится яблоко, если его трижды разрезать крест-накрест. Каждому психотипу соответствует определенная конфигурация конструкта О-В-И, которую мы будем обозначать тремя цифрами; причем цифра «1» соответствует «чертам личности», довлеющим Первой сигнальной (исполнительность, конформное мышление, потребительские цели), а цифра «2» – Второй (инициативность, суверенное мышление, творческие цели). В частности,

(212) соответствует психотипу инициативного конформно мыслящего творческого «креативного конформиста» (бытовой аналог: «талант»). Его расхлябанность и необязательность более или менее компенсируется обаянием и артистизмом. Он прекрасно ориентируется в любой обстановке – такая способность приобреталась в постоянных дисциплинарных конфликтах тишайшего латентного Возраста. Поэтому и взрослые свои конфликты он переживает легко и без заморочек, успешно справляясь со всеми проблемами, которые сам же себе и создает. Способ и средства к существованию (порой весьма оригинальные) выбирает себе сам; его затеи имеют хороший спрос, но плохо вознаграждаются. Эгоистичен, щедр, замкнут, непритязателен. Основная его проблема – противоречие между рассудком и чувствами: он прекрасно себя знает, но ничего не может поделать.
(112) – исполнительный, конформно мыслящий, творческий «конформный труженик» («рецептивный» психотип по Э. Фромму) – один из наиболее распространенных. Отличается повышенным чувством долга;  как правило, и в личной жизни. Узость интересов компенсируется ответственным отношением к труду, который для него является средством самовыражения. Личностный смысл образа жизни труженика создается прочностью взаимной связи между долгом и трудом, в котором он ориентирован на результат. Простодушен, доверчив, открыт, непосредствен. 
(111) – «конформный исполнитель» с потребительской целевой установкой («накапливающий» психотип по Э. Фромму). Как видно из шифра, вся его сознательная жизнь происходит в семье – поскольку общественная функция никаких интеллектуальных усилий не требует. Поэтому характеризуется авторитарной суггестивностью (внушаемостью) и  идейной зависимостью. Педантичен, дисциплинирован, эмоционально ригиден. Теряется и зависает в любой нешаблонной ситуации (бытовая характеристика – «тупица»), поэтому старается их избегать; это его основной интерес. Упрям, последователен, предусмотрителен, лоялен, сдержан. Один из наиболее распространенных психотипов, который служит кадровым резервом для системы власти.
(211) – инициативный «конформный приспособленец» с потребительской целевой установкой («дурак») существенно отличается от «тупицы» именно инициативой, источником которой является «диссонанс Фестингера», вывернутый наизнанку: он болезненно воспринимает любое отклонение от общественных норм и активно этому препятствует. Упрям, своенравен и авторитарно доминантен. Личностный смысл образа жизни создается твердым убеждением в безупречности собственных  мнений и решений, которое постоянно подтверждается практикой. Обладая психологией «Верного Руслана», является идеальным капореджиме и составляет кадровый источник для системы власти.
(221) – инициативный, суверенно мыслящий «виктимный циник» с потребительской целевой установкой («эксплуатирующий» психотип по Э. Фромму) отличается от «дурака» свободой мышления; он очень хорошо знает цену всем «социальным установкам» и охотно их нарушает при случае. Использует общественные догмы для планирования и управления окружающими. Его богатый виктимный опыт не был сублимирован в латентном Возрасте, зато сформировал дарование психолога-практика; а также способность к интриге и социальную мимикрию, – как правило, «под дурачка». Скрытен, подозрителен, последователен, целеустремлен, самоотвержен, функционально лабилен. Хороший стратег и идеолог. Личностный смысл образа жизни создается осознанием своего морального права и способностью его осуществлять. (Эти ничтожества должны ему по жизни.) Берет все, что ему нужно – силой или изобретательностью. Психология «серого кардинала» резервирует ему место среди руководящих кадров системы власти… и Дневного Дозора.
(121) – исполнительный, суверенно мыслящий потребитель, «сервильный прагматик» («рыночный» психотип по Э. Фромму). Легкомыслен, умен, замкнут, беззаботен, хладнокровен. Отношения с окружающими поверхностны  и формальны: он такой, каким его хотят видеть. Оценивает личность (в т.ч., свою) как как товар, который можно выгодно продать или обменять. Оппортунистичен, бесцелен, неразборчив; ведет чувственный образ жизни. Широта кругозора с избытком компенсируется равнодушием к новизне. Основная проблема, сформированная виктимными конфликтами подросткового возраста, та же, что и у «таланта»: противоречие между чувством и рассудком. Он хорошо понимает, что творит, но ничего не может с собой поделать. Высокие интеллектуальные потенции при симптоматической моральной идиотии (бытовая характеристика – «журналист»). Основной контингент «офисного планктона». Кадровый резерв обслуги для системы власти.
(122) – инициативный, суверенно мыслящий творческий «моральный скептик» («интеллигент»). Адекватно воспринимает реальность, проницателен и беспристрастен в оценках. Действовать предпочитает словом. В общественной жизни старается держать дистанцию, но в личной эмоционально лабилен. Ведет обывательский образ жизни, смысл которой создается прочной связью между долгом и трудом с ориентацией на процесс.
(222) – инициативная, суверенно мыслящая «творческая личность» (бытовая характеристика – «гений»). Предпочитает «интеллигентский» обывательский образ жизни, но «из-за своего характера» вынужден вести богемный. В общении открыт, прост, искренен, что постоянно приводит к конфликтам с окружающими, в том числе – близкими. Последовательно разделяет средства и цели, форму и суть, главное и второстепенное. Социальные нормы соблюдает только до определенной им самим границы. Функционально ригиден («принципиален»). Всегда имеет свой взгляд на ситуацию, свободен в своих поступках независимо от персонального и социального окружения,  сопротивляется попыткам «социализации». Такая независимость со стороны наблюдается как вызов… чем она в действительности и является. Отмечен свежестью восприятия, любознательностью и познавательной активностью при широте кругозора и глубоком общественном интересе. Философское чувство юмора больше напоминает чувство сатиры. Воспринимает окружающую жизнь как объект творчества. Личностный смысл создается прочной связью между самодостаточностью личности и ее диссонансом с обществом. «Чтобы остаться собой, я должен изменить мир.»

    В этих характеристиках указаны «диспозиции», релевантные (сопутствующие) указанному психотипу. Надо ясно понимать, что они по-разному проявляются  («позиционируются») индивидуально; в частности, мы полностью абстрагировались от диспозиций, связанных с темпераментом. Более того, все эти свойства по-разному понимаются разными людьми и сильно зависят, в частности, от психотипа наблюдателя. В качестве иллюстрации этой мысли приведем восприятие «гения» «виктимным циником».
    "Эгоцентричны, равнодушны к другим, склонны противиться общественным устоям. Беспокойны, трудно контактируют с другими людьми и не встречают у них понимания, намеренно причиняют им неприятности… Возможно, генетически предрасположены к психопатологии." (Г. Айзенк, 1976)
    Вероятно, в персонологии это пока единственная характеристика данного психотипа; другие исследователи не отличали «гения» от «таланта». Эрих Фромм, например, объединил их в «продуктивном» психотипе. Из 15 характеристик «самоактуализующейся личности» по А. Маслоу только 13 относятся к «гению», и только 7 – к «таланту» (5 характеристик – общие). Различие в способе мышления – наиболее интимный фактор, слабо отражающийся в феноменологии.
    В заключение, скажем несколько слов о валидизации «черт личности». Статистическое распределение людей по психотипам отражает, как уже было сказано, общественную структуру и изменяется от нации к нации, из века в век. Ментальный анализ опытов Аша и Милграма (Соломон Аш, 1951, 1956; Стенли Милграм, 1965, 1974) соответствует социальной конфигурации США 50-70-х годов прошлого века. Но думаю, что он – в пределах точности эксперимента (не слишком высокой) – характеризуют все развитые страны ХХ-ХХI ст.ст.

(212) – «креативный конформист»: 7%; (112) – «конформный труженик»: 27%;
(111) – «конформный исполнитель»: 37%; (211) – «конформный потребитель»: 10%;
(221) – «виктимный циник»: 3%; (121) – «сервильный прагматик»: 8%;
(122) – «моральный скептик»: 6%; (222) – «творческая личность»: 2%.