Яков Петрович Полонский 1819- 1898 - сценарий

Татьяна Латынская
               
           Литературный вечер (из цикла "Классический русский романс)



Писатель, если только он
Волна, а океан – Россия,
Не может быть не возмущен,
Когда возмущена стихия.
Писатель, если только он
Есть нерв великого народа,
Не может быть не поражен,
Когда поражена свобода.

Звучит "Песня цыганки"(Мой костер в тумане светит) Я. Полонского - комп. Пригожий Я.Ф. исп. Евгения Смольянинова
1.Портрет Я.П.Полонского (основной)
Яков Петрович Полонский прожил долгую жизнь. Он - как бы живая история русской поэзии XIX века Его творчество захватило своими краями всю классическую русскую литературу:  Он родился в 1819 г., был лично знаком еще с В. Г. Белинским (однажды, придя к Белинскому, столкнулся в дверях с Пушкиным), дружил с Фетом, Тютчевым, Толстым, И. С. Тургеневым и Ф. М. Достоевским, радостно приветствовал появление в русской литературе А. П. Чехова и в конце жизни видел начало Серебряного века, встречаясь с Д. С. Мережковским, 3. Н. Гиппиус, К. Бальмонтом и многими другими.
2.Фотографии Полонского с Фетом и Толстым и др.
3.С Тургеневым, с Некрасовым
"У Блока в «Записных книжках» 1903 года есть негодующее восклицание: «Публика любит большие масштабы: Полонский уже второстепенность!». Блоку это казалось абсурдным, а мы до сих пор не отделались от нелепого представления о второстепенности Полонского. Как раз ничего второстепенного в поэзии Полонского нет. Мало того, что он совершенно самобытен и оригинален, в его стихах есть и та «лирическая дерзость», которую Л. Толстой назвал «свойством великих поэтов». В тех стихотворениях , где он до конца «воплотился», где он, так сказать, «вполне Полонский», он есть в лучших своих стихах, он равен своим великим современникам. Думается, что творчество «самого трудного из наших поэтов», — как назвал Полонского Н. Страхов, — далеко не в полную меру разгадано и нашим временем. Попытаемся же понять, в чем своеобразие его единственного, незаменимого места в русской поэзии." (Е. Ермилова)
Среди поэтов конца века, с их духовным и стилевым разладом, Полонский занимает особое место - в его лирике воплотилось то лучшее, что характерно для поэзии XIX век: неразложимая цельность и глубина содержания, свобода и естественность выражения, благородство и прямодушие, твердая ясность идеала.
   Полонский писал и поэмы, и рассказы, и воспоминания (особенно замечательны - о Тургеневе, с их подкупающим сочетанием простодушия и проницательности), но все же он, конечно, прежде всего - лирический поэт, обладающий в наивысшей степени тем, что Белинский в статье о нем назвал "чистым элементом поэзии". Пожалуй, ни о ком другом этого нельзя сказать с такой определенностью, как о Полонском: никакая другая жизненная роль "не подходила" ему, кроме роли поэта.
     Полонский – высокий красивый с правильными чертами лица крупный бородатый мужчина, «дядька», как называла его хозяйка литературного салона Елена Андреевна Штакеншнейдер,
4. Портрет Полонского в молодости
О себе Полонский сказал в ответах на вопросы "Петербургской газеты". Вот некоторые из них:
"Главная черта моего характера. - Уживчивость.
 Достоинство, которое я предпочитаю у мужчин. - Оригинальность и неподкупность.
 Достоинство, которое я предпочитаю у женщин. - Глубокое понимание близких ей людей, в особенности недюжинных.
 Мое главное достоинство. - Все мне кажутся главными.
Мой главный недостаток. - Излишняя откровенность.
 Мой идеал счастья. - Слишком далек, чтобы говорить о нем.
 Кем бы я хотел быть. - Человеком - так, как я его понимаю.
 Мой девиз. - Все, что человечно, то и божественно".
    Кто бы из современников ни отзывался о Полонском, - идет ли речь о его личности или о стихах, - неизменно возникает чрезвычайно обаятельный человеческий облик. В мнениях о нем царит полное единодушие. Некрасов писал, что произведения Полонского "постоянно запечатлены колоритом симпатичной и благородной личности".
Д. Григорович свидетельствовал:
"Я еще в жизни не встречал человека с душой более чистой, детски наивной; сколько подлостей прошло мимо него, он не замечал их и положительно не верил, что есть зло на свете".
 А. Голенищев-Кутузов:
"Весь он, так сказать, насквозь был проникнут бесконечным добродушием, благожелательностью и юношеской, почти наивной доверчивостью ко всем и всему, что его окружало".
Е. А. Штакеншнейдер [Елена Андреевна Штакеншнейдер - дочь петербургского архитектора А. И. Штакеншнейдера. Ее "Дневник и записки" представляет ценнейший документ как по количеству фактов, существенных для понимания эпохи, так и по глубине и проникновенности их истолкования. Была многие годы верным и преданным другом Я. П. Полонского, часто посещавшего дом Штакеншнейдеров. Именно ей в первую очередь мы обязаны тем, что живой облик поэта сохранился для нас во всей своей полноте:
 5. Портрет Елены Штакеншнейдер
"Полонский - редкой души человек, думаю, что второго такого доброго, чистого, честного и нет".
С лёгкой руки поэта Николая Щербины, автора шутливого «Сонника современной русской литературы», доброта Полонского вошла в поговорку:
 „Булгарина видеть во сне  – предвещало быть битым, графа Соллогуба  – дать взаймы и не получить.Видеть во сне Якова Полонского- значит быть на ёлке и с детьми беседовать".
    Очевидно, благодаря этим свойствам своей личности Полонский в течение своей жизни был в дружеских отношениях - от самой тесной дружбы до искренней приязни - со всеми величайшими поэтами и прозаиками своего времени.
О редкостной доброжелательности и мягкости Полонского можно судить и по собственным его письмам, воспоминаниям и дневникам. Если ему, например, надо высказать замечания по поводу стихов начинающих поэтов, то при совершенной непоколебимости и твердости суждений он не забывает тут же, как бы вскользь, добавить, что вот у него те же самые недостатки и на них ему неоднократно указывал Фет, да и он Фету не спускал подобных же погрешностей.
И сами стихи и его письма убедительно свидетельствуют о совершенной открытости его - как человека и как поэта. Поэтому когда мы находим в них отчаянные или шутливые жалобы на преследующую его судьбу, то сама их простодушная искренность как бы служит залогом того, что эти обиды исчерпывают "теневую" сторону его натуры, - все остальное в нем принадлежит свету.
В потемках
Один проснулся я и - вслушиваюсь чутко,
Кругом бездонный мрак и - нет нигде огня.
И сердце, слышу я, стучит в виски... мне жутко...
Что, если я ослеп! Ни зги не вижу я,
Ни окон, ни стены, ни самого себя!..
И вдруг, сквозь этот мрак глухой и безответный,
Там, где гардинами завешено окно,
С усильем разглядел я мутное пятно -
Ночного неба свет... полоской чуть заметной.
И этой малости довольно, чтоб понять,
Что я еще не слеп и что во мраке этом
Все, все пророчески полно холодным светом,
Чтоб утра теплого могли мы ожидать.

Родился в Рязани в 1819 г. в небогатой дворянской семье. О своей родовитости Полонский сообщал, что его бабушка, Александра Богдановна Кафтырева, была незаконнорожденной дочерью графа Алексея Григорьевича Разумовского. В 1838 окончил Рязанскую гимназию.
В 1838 Яков Полонский поступил на юридический факультет Московского университета (окончил в 1844). В студенческие годы сблизился с А. Григорьевым и А. Фетом.
6. Московский университет
Еще на вступительных экзаменах Полонский познакомился с молодым москвичом, - Аполлоном Григорьевым. Оказалось, Григорьев тоже пишет стихи.
7. Портрет А. Григорьева
"В первые дни нашего знакомства, - вспоминал потом Полонский, - он нередко приходил в отчаяние от стихов своих, записывал свои философские воззрения и давал мне их читать. Это была какая-то смесь метафизики и мистицизма..."
От того и другого Полонский был далек. Его еще не терзали противоречия философские и религиозные.
"Раз в университете, - пишет он, - встретился со мною Аполлон Григорьев и спросил меня: "Ты сомневаешься?" - "Да", - отвечал я. "И ты страдаешь?" - "Нет". - "Ну, так ты глуп", - промолвил он и отошел в сторону".
   С той поры Григорьев относился к нему в лучшем случае снисходительно. Самолюбие Полонского было уязвлено, но он старался не подавать виду. Его привлекали сборища друзей у Григорьева, - тут собирались молодые философы и стихотворцы (поэты А.А.Григорьев, А.А.Фет, историки С.М.Соловьев, К.Д.Кавелин, писатель А.Ф.Писемский, юрист Грановский и другие. )
Иное дело Афанасий Фет.  Он  к Полонскому относился иначе, нежели Григорьев. Фет стал другом Полонского на всю жизнь.
8. Портрет А. Фета (в молодости)
9. Фет и Полонский
 А. А. Фету
Нет, не забуду я тот ранний огонек,
Который мы зажгли на первом перевале,
В лесу, где соловьи и пели и рыдали,
Но миновал наш май - и миновал их срок.
О, эти соловьи!.. Благословенный рок
Умчал их из страны калинника и елей
В тот теплый край, где нет простора для метелей.
И там, где жарче юг и где светлей восток,
Где с резвой пеною и с сладостным журчаньем
По камушкам ручьи текут, а ветерок
Разносит вздохи роз, дыша благоуханьем,
Пока у нас в снегах весны простыл и след,
Там - те же соловьи и с ними тот же Фет...
Все тот же огонек, что мы зажгли когда-то,
Не гаснет для него и в сумерках заката,
Он видит призраки ночные, что ведут
Свой шепотливый спор в лесу у перевала.
Там мириады звезд плывут без покрывала,
И те же соловьи рыдают и поют.

"Что касается меня, - вспоминает Фет, - то едва ли я был не один из первых, почуявших несомненный и оригинальный талант Полонского. Я любил встречать его у нас наверху еще до прихода многочисленных и задорных спорщиков, так как надеялся услыхать новое его стихотворение, которое читать в шумном сборище он не любил. Помню, в каком восторге я был, услыхав в первый раз: "Мой костер в тумане светит"
1.Мой костер в тумане светит; 1853г.
1 вариант - Комп. Пригожий Я.Ф. исп. Евгения Смольянинова
2 вариант - Чайковский, исп.Тамара Синявская
3 вариант - Ф. Садовский, исп. Алла Боянова (цыганский вариант)
 
Якова Петровича Полонского называют родоначальником городского романса.
Наибольшую популярность приобрел "цыганский романс" Я.Ф.Пригожего (Яков Фёдорович Пригожий (1840—1920, Москва) — российский пианист, дирижёр, композитор и аранжировщик-аккомпаниатор. Руководитель русских и цыганских хоров, автор более 300 романсов, песен, вальсов.) В основе песни - мелодия вальса Вальдтейфеля "Студентина". Авторское заглавие стихотворения Полонского - "Песня цыганки". Привычная ныне мелодия романса - это мелодия Ф.Пригожего, хотя обычно она публикуется как мелодия неизвестного композитора
На стихи Полонского писали романсы и Чайковский, и Даргомыжский, и Рахманинов, и Танеев.

В 1840г. в журнале «Отечественные записки» опубликовано стихотворение Полонского «Священный благовест торжественно звучит…», о котором с похвалой отзывался профессор словесности Московского университета И.И.Давыдов. Это первое произведение поэта, вышедшее в печати.
В 1844 вышел первый поэтический сборник Полонского «Гаммы». Сборник получил благосклонный отклик у литературных критиков «Если это не сама поэзия, то прекрасные надежды на нее». Лучшие стихи этого сборника «Пришли и стали тени ночи», «Дорога» «Встреча», «Зимний путь» и др.) Литературовед Б. Эйхенбаум впоследствии называл главной чертой стихов Полонского «сочетание лирики с повествованием». Для них характерно большое количество портретных, бытовых и других подробностей, отражающих психологическое состояние лирического героя:
Пришли и стали тени ночи
На страже у моих дверей!
Смелей глядит мне прямо в очи
Глубокий мрак её очей;
Над ухом шепчет голос нежный,
И змейкой бьётся мне в лицо
Её волос, моей небрежной
Рукой измятое, кольцо.
Помедли, ночь! густою тьмою
Покрой волшебный мир любви!
Ты, время, дряхлою рукою
Свои часы останови!
Но покачнулись тени ночи,
Бегут, шатаяся, назад.
Её потупленные очи
Уже глядят и не глядят;
В моих руках рука застыла,
Стыдливо на моей груди
Она лицо своё сокрыла…
О солнце, солнце! Погоди!
2 "Зимний путь" – романс комп. С. Танеева, исп. Георгий Абрамов
 "Простота" и "прозаичность" - очень существенное разграничение, и Полонский неоднократно подчеркивал, что для их различения "нужно особенное поэтическое чутье". Там, где это чутье ему не изменяло, стихи его и достигают наивысшего размаха и свободы. Именно на этом пути Полонский и приходит к самому замечательному своему достижению, и здесь он - первый среди своих современников: поразительно его умение "превращать в перл создания всякую жизненную встречу" (Фет).
Полонский принадлежал к тому типу поэтов, у которых жизненное поведение и личный облик вплотную слиты с поэзией. В письме к Фету он пишет:
"По твоим стихам невозможно написать твоей биографии, и даже намекать на события из твоей жизни... Увы! по моим стихам можно проследить всю жизнь мою...
Первая любовь Полонского.
Полонский был беден, в Москве он жил сначала у своей бабушки, а после ее смерти он остановился у своего товарища по гимназии Михаила Кублицкого. Кублицкий тоже перебрался из Рязани в Москву, но не стал поступать ни в университет, ни на службу. Он был сыном состоятельных родителей и собирался просто жить в свое удовольствие.
Постоянно проживать в квартире благополучного приятеля оказалось для Полонского неудобным, даже тягостным. Надо было искать другое жилье.
 "И где, где я тогда в Москве ни живал! - вспоминал он впоследствии. - Раз, помню, нанял какую-то каморку за чайным магазином на Дмитровке и чуть было не умер от угара... Жил у француза Гуэ, фабриковавшего русское шампанское, на Кузнецком мосту; жил на Тверской в меблированной комнате у какой-то немки... Выручали меня грошовые уроки не дороже 50 копеек за урок".
Михаил Кублицкий познакомил Полонского с Евгенией Сатиной, обыкновенной девушкой, но для Полонского эта встреча оказалась значимой - он увлекся! К девушке поэт относился трепетно и нежно.
Однажды Евгения уехала из Москвы на несколько месяцев и вернулась только в январе... сохранилась черновая записка Полонского к ней: "Вы здесь! Я опять могу видеть Вас..." Но… сохранилось и черновое письмо его, написанное несколько позже: "Боже, я готов за один поцелуй Ваш отдать половину жизни моей... Вдруг слышу, что другой, не любя Вас, не страдая, даже не думая о Вас... говорят, что даром пользуется тем правом, за которое я готов платить так дорого".
Этим другим оказался его приятель Михаил Кублицкий.
И была встреча Полонского с Евгенией - последняя, он рассказал о ней стихами:
   Вчера мы встретились; она остановилась -
   Я также - мы в глаза друг другу посмотрели.
   О боже, как она с тех пор переменилась:
   В глазах потух огонь и щеки побледнели.
   И долго на нее глядел я молча строго -
   Мне руку протянув, бедняжка улыбнулась;
   Я говорить хотел - она же ради бога
   Велела мне молчать, и тут же отвернулась,
   И брови сдвинула, и выдернула руку,
   И молвила: "Прощайте, до свиданья".
   А я хотел сказать: "На вечную разлуку
   Прощай, погибшее, но милое созданье".
 
   Выражение "погибшее, но милое созданье" он заимствовал из пушкинского "Пира во время чумы".
3. «Вчера мы встретились» - комп. С. Рахманинов, исп. С.Лемешев,
-Судьба Е. Сатиной: Полонский получил в зрелом возрасте письмо от Е. Сатиной, где она пишет, что все у нее в жизни хорошо, что она стала самостоятельной личностью, учительницей. И кто знает, м.б. именно встреча в молодости с Я. Полонским на нее так благотворно повлияла. Иначе, зачем бы ей писать это письмо?
Второе увлечение Полонского: (1844г.)
Но молодость берет свое и теперь притягательным для молодого поэта был дом знакомого доктора Постникова. В этом доме поселилась родственница доктора Мария Михайловна Полонская (с Яковом Полонским она и муж ее оказались лишь однофамильцами, никак не в родстве). К ней постоянно приходила младшая сестра ее Соня Коризна, красивая белокурая девушка. Ей было семнадцать лет.
"Страстная, недюжинная по уму и насмешливо остроумная, - вспоминает Полонский, - она всю массу своих поклонников раз при мне назвала своим зверинцем. "А если так, - заметил я, - я никогда не буду в их числе, уверяю вас..." 
"Влюбленный без памяти, при ней я притворялся холодным", - признавался он потом. "Увлечь девушку было не в моих правилах, а жениться я не мог, так как и она была бедна, и я был беден... Я еще не служил и не желал служить... Да и мог ли я думать о женитьбе, когда, вышедши из университета и нуждаясь в партикулярном платье, я вынужден был продать золотые часы свои, полученные мною в дар в то время, когда я был еще в шестом классе гимназии".  Друг его Игнатий Уманец предостерегал его от женитьбы "или от такого шага, от которого оставался бы один шаг до брака", и советовал уехать в Одессу. Полонский - в смятении - согласился, решил покинуть Москву. И вот, когда Соня узнала, что он уезжает, она передала ему письмо, глубоко его поразившее:
 "Когда бы судьба не разлучала нас в эту минуту, я бы не стала писать к вам... Но теперь - чего бояться? Завтра или послезавтра я вас больше не увижу; взгляд ваш не встретится с моим взглядом, и вы не прочтете в нем более того, что теперь прочтете на этих страницах... Там, далеко, вы, может быть, забудете меня - мы расстаемся надолго, - я попытаюсь забыть вас, но чувствую, что это будет нелегко и невозможно. Прощайте".
День отъезда в Одессу был уже назначен.
Полонский уехал - он просто бежал от своей любви.
И в 1857 г.,(через 13 лет!) в Баден-Бадене  написал он стихи, обращенные, по всей видимости, к Соне Коризне - к давней Соне, не к нынешней, где-то в России существующей Софье Михайловне Дурново, где звучат такие строки: 
Но - боже мой! с какою болью
В душе очнулся я без вас!
Какими тягостными снами
Томит, смущая мой покой,
Все недосказанное вами
И недослушанное мной!
Это стихотворение ("Утрата") он послал - уже из Женевы - Майкову в Петербург.
В конце письма Майков отозвался о стихотворении "Утрата": "В пьеске, присланной тобой мне, есть два великолепные, пушкинские стиха, да и вся пьеска пахнет ароматом Пушкина: «Все недосказанное вами  И недослушанное мной".
   4. "Когда предчувствием разлуки" – комп. Давид Ашкенази, исп.  Валентина Пономарева ( артистка театра «Ромэн»)
    1845г. Одесса - Так  Яков Полонский оказался в Одессе, где выпустил второй поэтический сборник «Стихотворения 1845 года» В Одессе Полонский стал заметной фигурой в кругу литераторов, продолжавших пушкинскую поэтическую традицию.
    Главное в лирическом даре Полонского: жизнь как она есть, самая реальная и обыденная, и в ней, - а не над ней, - открывающаяся далекая перспектива, это тайна самой жизни, неразгаданная и даже как бы без попытки разгадать - зримый образ тайны. Про Полонского не скажешь, конечно, как Фет сказал про Тютчева: "Здесь духа мощного господство". Он не взрывает так глубоко и сильно существенные пласты бытия, не решает мировых вселенских противоречий, но ставит перед нами обыденную жизнь так, что она предстает полной красоты и тайны и еще не раскрытых, неясных возможностей. (литературовед Ермилова)
    Тоньше всех подметил это Достоевский и выразил устами своей героини (Наташа) из "Униженных и оскорбленных"
"Как это хорошо! Какие это мучительные стихи... и какая фантастическая, раздающаяся Картина. Канва одна и только намечен узор, - вышивай что хочешь... Этот самовар, этот ситцевый занавес, - так это все родное... Это как в мещанских домиках в уездном нашем городишке": речь идет о стихотворении "Колокольчик", по свидетельству современников, любимом стихотворении самого поэта:
Колокольчик
Улеглася метелица... путь озарен...
Ночь глядит миллионами тусклых очей...
Погружай меня в сон, колокольчика звон!
Выноси меня, тройка усталых коней!
Мутный дым облаков и холодная даль
Начинают яснеть; белый призрак луны
Смотрит в душу мою - и былую печаль
Наряжает в забытые сны.
То вдруг слышится мне - страстный голос поет,
С колокольчиком дружно звеня:
"Ах, когда-то, когда-то мой милый придет -
Отдохнуть на груди у меня!
У меня ли не жизнь!.. чуть заря на стекле
Начинает лучами с морозом играть,
Самовар мой кипит на дубовом столе,
И трещит моя печь, озаряя в угле,
За цветной занавеской кровать!..
У меня ли не жизнь!.. ночью ль ставень открыт,
По стене бродит месяца луч золотой,
Забушует ли вьюга - лампада горит,
И, когда я дремлю, мое сердце не спит
Все по нем изнывая тоской".
То вдруг слышится мне, тот же голос поет,
С колокольчиком грустно звеня:
"Где-то старый мой друг?.. Я боюсь, он войдет
И, ласкаясь, обнимет меня!
Что за жизнь у меня! и тесна, и темна,
И скучна моя горница; дует в окно.
За окошком растет только вишня одна,
Да и та за промерзлым стеклом не видна
И, быть может, погибла давно!..
Что за жизнь!.. полинял пестрый полога цвет,
Я больная брожу и не еду к родным,
Побранить меня некому - милого нет,
Лишь старуха ворчит, как приходит сосед,
Оттого, что мне весело с ним!.."
В 1846г. Яков Полонский получил назначение в Тифлис, в канцелярию наместника М. Воронцова.
11. Старый Тифлис
Одновременно стал помощником редактора газеты «Закавказский вестник», в которой печатал очерки. В Тифлисе в 1849 вышел поэтический сборник Полонского «Сазандар» («Певец»). В него вошли баллады и поэмы, а также стихи в духе «натуральной школы» - т.е. изобилующие бытовыми сценами («Прогулка по Тифлису») или написанные в духе национального фольклора («Грузинская песня»). В Тифлисе написал Полонский стих-е «Затворница» Одна из первых его песен  «Затворница» стала необыкновенно популярной песне, особенно среди революционеров-демократов. Это удивляло и даже сердило либерального монархиста Полонского. Но тоска по вольнице, желание все изменить прозвучавшая в «Затворнице», привлекла к этой песне молодых бунтарей.
Иван Бунин, вспоминая в эмиграции о своей студенческой молодости, писал: «Весенней парижской ночью шел я по бульвару в сумраке от густой свежей зелени… чувствовал себя легко, молодо и думал:
В одной знакомой улице
Я помню старый дом,
С высокой темной лестницей,
С завешенным окном…
Чудесные стихи! И как удивительно, что все это было когда-то и у меня! Москва… глухие снежные улицы, деревянный мещанский домишко — и я, студент…
Ах, что за чудо-девушка
В заветный час ночной
Меня встречала в доме том
С распущенной косой…»
5. «Затворница» - исп. Олег Погудин, композитор Николай Казанли ( Николай Иванович Казанли (17 декабря 1869 — 5 августа 1916)
В 1851 г. Яков Петрович едет в Петербург. В Петербурге Полонский надеется на литературный заработок, однако его ожидания не оправдались: литература начала 1850-х годов переживала трудное время. На жизнь приходилось зарабатывать частными уроками. Однако в эти годы расширился круг литературных знакомств Полонского: кроме старого приятеля И.С.Тургенева, он встречается с Д.В.Григоровичем, А.В.Дружининым, А.Н.Майковым. Среди немногих домов, где Яков Петрович чувствовал себя легко, был дом известного петербургского архитектора А.И.Штакеншнейдера. Из всего семейства особенно расположена к нему была Елена Андреевна, дочь архитектора – их знакомство переросло в многолетнюю дружбу, она оставила много воспоминаний о Полонском.
В 1855г. издана книга «Стихотворения», благожелательно встреченная критиками. Его произведения начинают печатать в петербургских журналах – «Отечественных записках» и «Современнике». Полонский становится постоянным сотрудником "Современника Однако гонорары за литературный труд не могли обеспечить жизнь поэта. И Яков Петрович устраивается домашним учителем сына гражданского губернатора Санкт-Петербурга Николая Михайловича Смирнова. В 1857г. Смирновы, а вместе с ними и Полонский, едут за границу, в Баден-Баден. Вскоре Яков Петрович расстается с семьей Смирновых и путешествует по городам Европы: в Женеве берет уроки рисования у художника Дидэ, посещает Рим, Неаполь, Париж, где общается со многими русскими и зарубежными деятелями культуры. Александр Дюма-отец позднее напишет, что Полонский «мечтателен, как Байрон, и рассеян, как Лафонтен». В это время Яков Петрович получает предложение стать редактором журнала «Русское слово», издание которого планирует граф Г.А.Кушелев-Безбородко.
Встреча с первой женой
12. Портрет Елены Устюжской
В 1858 г. Полонский (37 лет) в Париже с графом и графиней Кушелевыми.  Встретил Полонский в Париже одного приезжего из России - некоего Зборомирского.  "Зборомирский позвал меня к Шеншиным, - рассказывал Полонский в письме к Марии Федоровне Штакеншнейдер, - рекомендовал меня, и мы уселись. Минут через десять приехали две девушки". Одна из них произвела на Полонского, по его словам, "невыразимо приятное впечатление.
Прежде чем я успел порядком разглядеть ее, - рассказывал он в письме, - ее голос - ласковый и приветливый - как-то особенно отозвался во мне, как давно знакомый мне музыкальный мотив, который долго не лез в голову и вдруг пришел на память совершенно неожиданно.
Дочь русского (церковного старосты, бывшего когда-то певчим) и француженки, она довольно хорошо говорила по - русски, была прекрасной музыкантшей, образована и умна.  Ее звали Еленой Устюжской. Ей было 18 лет. У нее были иссиня-серые глаза, тонкий профиль, нежная белая кожа, и когда она краснела, то краснели не только щеки, но и лоб.
 "Божий голос или голос Мефистофеля в эту минуту, - рассказывал далее в письме Полонский, - шепнул мне: "Вот та, которую ты искал всю свою жизнь, и кроме нее для тебя никого нет на свете".
   Это была большая семья. Елена - старшая среди детей - уже сама давала уроки музыки и дома занималась воспитанием младших сестер и братьев. Мать, француженка, по-русски не говорила совсем, Елена понимала, но почти не говорила - не привыкла. Букву "р" выговаривала по-французски, грассируя.   Ему казалось, что он снова молод, а ведь он был вдвое старше Елены...  Наконец он объяснился ей в любви.    Она этого ждала и просто, без всякой экзальтации, сказала о своем взаимном чувстве.       Свадьба состоялась 26 июля по новому стилю.    Полонский был счастлив как никогда.    Днем позже приехали в Париж друзья Полонского Николай Васильевич и Людмила Петровна Шелгуновы. Первый вечер они провели у молодоженов Полонских.
   "Она была очень хороша собою и очень хорошая девушка...ей было всего 18 лет, она всех поражала красотой и обаянием. - написала в воспоминаниях Шелгунова о Елене Полонской. - Я приехала в Париж на другой день после свадьбы и спрашивала Елену Васильевну, что понравилось ей в Полонском, тогда не молодом и не красивом... Она подумала и потом мне отвечала, что он выглядит благородно".
Полонский приезжает с женой в ПЕТЕРБУРГ. В 1858–1860 Полонский редактировал журнал «Русское слово. В 1860г. - в комитете иностранной цензуры открылась вакансия - должность младшего цензора, и Тютчев, председатель комитета, предложил Полонскому занять это место.
Сначала место секретаря было предложено Николаю Щербине, но тот порекомендовал - вместо себя - Полонского.    Узнав об этом из записки, которую прислал Щербина, Полонский отвечал ему: "...право, мне совестно пользоваться твоим великодушным отречением. Будь я холостой, да ни за какие блага мира я бы им не воспользовался. Если теперь ищу место, то, право, не потому, чтобы думал о себе. Я привык ко всем нуждам и лишениям, но - жена, семья и нужда - три вещи трудно совместимые... Если будешь у Тютчева, замолви сам обо мне словцо".
Хлопотали за Полонского также Тургенев и Майков, который служил в том же комитете цензором.
Быть цензором? Полонский растерялся, не зная, как поступить.
Правда, цензорскую должность занимал такой почтенный писатель, как Иван Александрович Гончаров, цензором - и давно уже - был Аполлон Майков...
Полонский решил посоветоваться с Некрасовым.
13. Портрет Некрасова
 Полонский впоследствии вспоминал:
"Я пришел к нему в тот день, как открылось это место и мне стали предлагать его; я высказал ему, как я колеблюсь, как тяжело мне быть на таком месте, служенье которому идет вразрез моим убеждениям. Некрасов засмеялся. Он назвал меня Дон-Кихотом, чуть не дураком. - Вам дают место в 2500 рублей жалованья [в год], а вы, бедный человек, будете отказываться - да это просто глупо! Никто вам за это спасибо не скажет - за ваше самоотверженье вас же осмеют".
В марте 1860 года Яков Петрович был принят на службу и служил в Комитете до1896 г. к концу жизни став членом Совета Главного управления по делам печати. Работал он по большей части дома, просматривая французские, английские, итальянские книги и журналы
Яков Петрович полиглотом не был. Его спрашивали, как при слабом знании языков он берётся определять, достойна ли чужестранная печатная продукция к распространению в России. Полонской несерьёзно отвечал, что ищет в тексте слово Царь и переводит со словарём только сопутствующие эпитеты.
При таком способе поиска крамолы чрезвычайное происшествие не могло не произойти. Как-то монархический либерал Яков Полонский разрешил к продаже книгу англичанина Артура Бута «Роберт Оуэн, основатель социализма в Англии». Так как к книге был проявлен читательский интерес, то кто-то предложил перевести книгу на русский язык, но потребовалось в данном случае разрешение цензуры, которая ведала контролем над русскоязычными изданиями. Однако такого разрешения не последовало: петербургский цензор запретил книгу, разрешенную Комитетом иностранной цензуры. Скандал! Результатом неординарного инцидента было предписание Главного управления по делам печати о выговоре младшему цензору Комитета. Вмешательство Тютчева спасло Полонского от более строгих санкций.
8 июля 1860 года после неполных двух лет семейной жизни жена Якова Петровича, Елена Васильевна скончалась.
14. Снова портрет Елены Устюжской
Первый публичный вечер в пользу Литературного фонда состоялся в зале Пассажа 1860г. 10 января.
   Елена Андреевна Штакеншнейдер, большой друг Полонского вспоминала в своем дневнике: "Зала была полна, - записала в дневнике Елена Андреевна Штакеншнейдер. - Первым читал Полонский. Бедный, бедный, сынок у него умирает. И ради этого чтения сегодня в первый раз после болезни вышел Полонский из дома, в первый раз и с сокрушенным сердцем. Его пустили первым, чтобы он мог раньше уехать домой".
Полонский потом рассказывал в письме к одной старой знакомой:
"Только что я выздоровел и стал показываться на свет - заболел мой ребенок. Трое суток продолжались беспрерывные родимчики, и он - умер (от зубов) в ужасных страданиях. Жена моя долго была безутешна и много плакала..."
   И вот письмо Полонского Шелгуновой:
"8 июня 1860 г.   
 "Моя Елена с 6 часов вчерашнего вечера и до сих пор лежит без памяти, изредка бредит - зовет меня, произносит имена своих знакомых. Она на пути к смерти. Если мои слезы, мои мольбы ее не остановят, если ни бог, ни природа не спасут ее, пожалейте разбитого жизнью вашего друга".
 Она скончалась в тот же день. Полонский долго не мог оправиться от этого удара. Он даже какое-то время пытается заниматься спиритизмом, с его помощью он ищет... "сообщения с тем миром, в котором скрылась его жена".
 Поэт впоследствии посвятил смерти Елены стихотворение "Последний вздох" (1864г.):
              "Поцелуй меня...
   Моя грудь в огне...
   Я еще люблю...
   Наклонись ко мне".
   Так в прощальный час
   Лепетал и гас
   Тихий голос твой,
   Словно тающий
   В глубине души
   Догорающей.
6. «Поцелуй меня» - комп. Исаак Шварц, исп. Елена Камбурова
 Из Парижа писал Полонскому Тургенев:
 "Ты не поверишь, как часто и с каким сердечным участием я вспоминал о тебе, как глубоко сочувствовал жестокому горю, тебя поразившему. Оно так велико, что и коснуться до него нельзя никаким утешением, никаким словом: весь вопрос в том, что надобно, однако, жить, пока дышишь; в особенности надо жить тому, которого так любят, как любят тебя все те, которые тебя знают...   Будь уверен, что никто не принимает живейшего участия в твоей судьбе, чем я. Будь здоров и не давай жизненной ноше раздавить тебя".
…1860-е годы, которые были, как известно, годами размежевания творческих и гражданских позиций, Полонский переживает мучительнее, чем другие. Он не мог уйти ни в резкость "отрицательного" направления, ни в отрешенную надмирность "чистой" поэзии. Позиция "между партиями" ставила поэта в трудное положение. По всему складу своей личности он и не мог быть "над схваткой". Беды общественные Полонский всегда ощущал как личные:
 "До такой степени тяжело отзывается на всем существе моем этот страшный мертвенный застой русского общества... это умственное и нравственное разложение     всего нашего литературного общества, что я - я иногда боюсь с ума сойти".
    Порою он буквально мечется между лагерями.  В критике по традиции еще порой говорят о социальной неполноценности, ущербности Полонского. И собственные его признания в "лавировании" как будто служат тому подтверждением. Между тем позиция Полонского, оказавшегося "между лагерями", говорит лишь о своеобразии его облика и органичности его пути: резко разошлись пути "гражданской" и "чистой" поэзии, что было для Полонского вовсе неприемлемым. Его знаменитая "Узница", скажем, которая обычно трактуется как "отражение политического либерализма", - просто живая и непосредственная боль за "молодость в душной тюрьме", продиктованная тем же чувством "участия", или "причастности", которым проникнута вся его поэзия:
"Читая произведения Полонского, чувствуешь себя во всевозможных сферах русской жизни, которая ему близка, которую он не только внимательно наблюдает, но в которой он сам - непрестанный участник", -
 отмечал рецензент Поливанов, представлявший сборник стихотворений Полонского на соискание Пушкинской премии
       В феврале-марте 1877 года общее внимание приковал к себе судебный процесс над большой группой русских революционеров-народников. Это был так называемый "процесс 50-ти».
Одним из главных обвиняемых на процессе была Софья Бардина (в числе пятнадцати приговоренных к каторге оказалось, шесть женщин). На суде она заявила: "Преследуйте нас, как хотите, но я глубоко убеждена, что такое широкое движение, продолжающееся уже несколько лет сряду и вызванное, очевидно, самым духом времени, не может быть остановлено никакими репрессивными мерами..."
 О том, что происходило на суде, и о суровых приговорах Полонский узнавал из газет. И волновался, и переживал, и задавал себе вопросы, на которые не находил ответа:
   Что мне она - не жена, не любовница,
   И не родная мне дочь,
   Так отчего ж ее доля проклятая
   Ходит за мной день и ночь?
   Словно зовет меня, в зле неповинного,
   В суд отвечать за нее -
   Словно страданьем ее заколдовано
   Бедное сердце мое.
   Вот и теперь мне как будто мерещится
   Жесткая койка тюрьмы,
   Двери с засовами, окна под сводами,
   Мертвая тишь полутьмы...
   Только в сентябре 1878 года эти стихи (в переделанном виде, причем была выброшена вторая строфа) появились на страницах "Вестника Европы". Редактор Стасюлевич, с разрешения Полонского, вычеркнул заголовок - "Узница".
В стихотворении прозвучало глубокое сочувствие поэта к женщинам, осужденным по "процессу 50-ти"
« Я никогда не признавал себя ни нигилистом, ни либералом, ни ретроградом, - писал Полонский Поливанову, - я всегда хотел только одного: быть самим собой".

7.«Узница» («Что мне она! – не жена, не любовница») - исп.Андрей Иванов, комп.С. Танеев,
    В 1866г. Полонский встретил девушку, которая стала его второй женой.
Вторая жена Полонского
15. Портрет Жозефины Рюльман
Сестра и брат Жозефина (1844-1920гг.) и Антон Рюльманы были незаконнорожденными (носили фамилию матери), их родителей уже не было в живых. Средства к существованию давала им служба в доме Петра Лавровича Лаврова. Антон, студент-медик, был домашним учителем сына Лаврова, Жозефина - компаньонкой его жены Антонины Христиановны (родным языком обеих был немецкий).
   Когда Антонина Христиановна умерла,  Лавров предложил Жозефине быть компаньонкой его старой матери. Девушка согласилась. Положение осложнилось тем, что Петр Лаврович влюбился в Жозефину. Как рассказывает Елена Андреевна Штакеншнейдер, Жозефина, "приученная смотреть на него глазами его семьи как на нечто не от мира сего, не знала, что делать, и только - трепетала. Он тоже не знал, что делать, но себя понимал отлично и поэтому глубоко презирал".
    Жозефина решилась посоветоваться с братом, брат в свою очередь, обратился за советом к доктору Конради, который бывал у Лавровых.
Доктор Конради и его жена решили вмешаться. "Молодую девушку Конради взяли к себе и поспешили разгласить эту историю под секретом повсюду, где только могли, - вспоминает Елена Андреевна, - от них узнала ее и я".
 4 апреля 1866г. - покушение Каракозова на царя. Еще никто не мог предполагать, что ожидает Лаврова...   
16 апреля Полонского пригласили на домашний спектакль в частный пансион для девочек. Он записал в календаре:
"Был в первый раз у Конради. М-lle Рюльман - глаза".
 У нее были темные глаза и темные волосы, матовый цвет лица.
 Вот его письмо к Жозефине:
 "Если бы в голове моей возникло хоть малейшее сомнение в том, что я люблю Вас, если б я в силах был вообразить себе те блага или те сокровища, на которые я мог бы променять счастье обладать Вашей рукою, если бы я хоть на минуту струсил перед неизвестным будущим, я счел бы чувство мое непрочным, скоропреходящим, воображаемым - и, поверьте, не осмелился бы ни писать к Вам, ни просить руки Вашей. Не сомневайтесь в искренности слов моих, так же, как я не сомневаюсь в них. Простите меня, если мое признание не обрадует, но опечалит или обеспокоит Вас...
Ваше "нет", конечно, будет для моего сердца новым, великим горем; но, во имя правды, я мужественно снесу его - не позволю себе ни малейшего ропота и останусь по-прежнему
Вас глубоко уважающий, Вам преданный и готовый к услугам Я. Полонский".
8 "Ночь"- комп. П.И. Чайковский, исп.Д. Хворостовский
Она дала согласие.
Нет, она его не любила. Ведь он был даже старше Лаврова (ему уже стукнуло сорок шесть) и далеко не красавец. Но никто за нее не сватался, кроме Лаврова и Полонского, и Полонский имел то преимущество, что не был обременен семьей и не сидел теперь в крепости.
   По словам Елены Андреевны Штакеншнейдер, Жозефина решила тогда выйти замуж потому, что "ей некуда было голову приклонить".
Полонский почувствовал ее холодность и с болью сказал, что без ее сердца ему не нужно ее руки. Она попыталась как-то изобразить, что любит его, - у нее это плохо получалось...
 "Если не любишь, - написал ей Полонский, - ...скажи мне это перед свадьбой. Я скажу, что я не сумел приобрести твоего расположения - и ты, по чистой совести, отказала мне... Все это я мог бы на словах передать тебе, но обо всем этом мне тяжело говорить!"
17 июля 1866г. Яков Петрович Полонский и Жозефина Рюльман венчались в церкви.
   Счастливыми себя не чувствовали ни он, ни она. Он невесело написал Елене Андреевне Штакеншнейдер
"У меня еще не было медового месяца, и, стало быть, отрезветь мне не от чего... Задаю себе одну из труднейших для меня задач в жизни - это приучить жену мою хоть со мною поменьше церемониться".
Надо же было как-то друг к другу привыкать... Новая жена Полонского, по словам Елены Андреевны Штакеншнейдер, первое время была холодной и молчаливой, "как статуя". "Потом обошлось, они сжились. Голубиная душа отогрела статую, и статуя ожила".
 9. «Поцелуй» - исп. Иван Козловский, комп.Зайцев
   Летом 1868 года у Полонского родился сын Александр, через 3 года  – дочь Наташа, ещё через 4 года  – сын Борис.  Брак их сложился счастливо.
16. Можно показать портреты детей Полонского
У Жозефины Антоновны, жены Полонского, обнаружился талант ваятеля. Её работы стали появляться на выставках, и многие из них известны по сей день. Скульптурный портрет И.Тургенева установлен на могиле писателя. Большой бюст Пушкина её работы был установлен в саду Императорского Александровского лицея.
Поздний Полонский
17. Портрет Полонского в поздние годы жизни
    Интерес к поэзии Полонского вновь возник в 1880-е годы. Вместе с А.Фетом и А.Майковым он входил в «поэтический триумвират», пользовавшийся уважением читающей публики. Полонский вновь стал знаковой фигурой в литературной жизни Петербурга.
   С лета 1878 года широкую известность получили в Петербурге пятницы в доме Полонских на Владимирском проспекте Поэтическая  натура Якова Петровича Полонского обладала магической притягательностью. Его дом в Петербурге был распахнут для всех. По пятницам у Полонских собирались поэты, литераторы, артисты, музыканты, художники, среди которых часто можно было видеть Ивана Гончарова, Илью Репина, Антона Рубинштейна… Пятницы посещали Лесков, Гаршин, Аверкиев, художник Айвазовский, историк Соловьёв, пианистка Синягина-Блюменфельд и др. Поэт дружил с Чеховым, внимательно следил за творчеством К.Фофанова и С.Надсона. "В конце века он, «последний яркий представитель века» (Блок), как бы отвечает перед, новым поколением за всю русскую классическую поэзию." Е. Ермилова.
Традиция пятниц продолжалась и после смерти Полонского до 1916 года. 
Заключение:
  Умер Полонский Яков Петрович в 1898 г. в Рязани.
Вечерний звон – душа поэта,
Благослови ты этот звон, –
Он не похож на крики света,
Спугнувшего мой лучший сон.
Вечерний звон, и в отдаленье,
Сквозь гул тревоги городской,
Ты мне пророчишь вдохновенье,
Или – могилу и покой?..
 Но жизнь и смерти призрак – миру
О чем-то вечном говорят,
И как ни громко пой ты, – лиру
Колокола перезвонят.
Без них, быть может, даже гений
Людьми забудется, как сон, –
И будет мир иных явлений,
Иных торжеств и похорон.
Полонского называли одним «из трех праведников, ради которых и стоит мерзостный Петербург». А. Блок, очень ценивший стихи Якова Петровича, признавался, что они с матерью склонны судить о людях по тому, любят ли они Полонского,  и с недоверием начинали относится к тем, кто пренебрежительно отзывался о его поэзии.
И мы будем помнить прекрасного поэта и человека Якова Петровича Полонского, помнить и любить.