Голубая Надежда. На грани Добра и Зла ч. 11

Анна Магасумова
Ценная бандероль стоимостью в один доллар
Blue Hope/Голубая Надежда
На грани Добра и Зла

Рождественский камень или камень императора

"...Может камнем чья-то память,
Может камнем чья-то жизнь"
(Омар Хаям)

     Когда Анне исполнилось 17 лет, родители подарили ей серьги с фиолетовыми камушками. Потом она узнала, что это камень александрит. И главное, что его всегда носят в паре. В серьгах как раз два камня, на каждую серьгу по камню.
 Если же кольцо или перстень, то обязательно к александриту нужна  была пара... Почему, Анна узнала об этом позже. В далёком 1975 году  над тем, какие драгоценные камни лучше носить тому или иному Знаку Зодиака еще даже не задумывались. Да и астрология не  считалась наукой.
Путь был труден, путь был долог,
Мгла легла со всех сторон,
И безмолвен шёл астролог,
Созерцая небосклон...
(Н.Морозов)
  Оригинально и правдиво  написал в 1973 году о Знаках Зодиака Владимир Высоцкий:
Неправда, над нами не бездна, не мрак, -
Каталог наград и возмездий.
Любуемся мы на ночной зодиак,
На вечное танго созвездий.

Глядим, запрокинули головы вверх,
В безмолвие, тайну и вечность.
Там трассы судеб и мгновенный наш век
Отмечены в виде невидимых вех,
Что могут хранить и беречь нас.

        Горячий нектар в холода февралей, -
Как сладкий елей вместо грога:
Льет звездную воду чудак Водолей
В бездонную пасть Козерога.

Вселенский поток и извилист и крут,
Окрашен то ртутью, то кровью.
Но, вырвавшись с мартовской мглою из пут,
Могучие Рыбы на нерест плывут
По Млечным потокам к верховью.

Декабрьский Стрелец отстрелялся в конец,
Он мается, копья ломая,
И может без страха резвиться Телец
На светлых урочищах мая.

Из августа изголодавшийся Лев
Глядит на Овена в апреле.
В июнь, к Близнецам свои руки воздев,
Нежнейшие девы созвездия Дев
Весы превратили в качели.

Лучи световые пробились сквозь мрак,
Как нить Ариадны, конкретны,
Но и Скорпион, и таинственный Рак
От нас далеки и безвредны.

        На свой зодиак человек не роптал,
        Да звездам страшна ли опала?!
        Он эти созвездия с неба достал,
        Оправил он их в благородный металл,
        И тайна доступною стала.
    Это в середине 70-х годов XX  века было новым, ещё неизведанным. Тогда
Анна познакомилась с молодой женщиной, астрологом  которая составляла натальную карту -  персональный гороскоп, построенный на момент рождения человека  по данным расположения планет.
   Анна, как всякая молодая девушка мечтала о любви. Но она не стала просить составить  ей гороскоп. Это была не только долгая процедура, но и дорогостоящая.
"Долгая надежда слаще, чем скорый сюрприз"
(И. Рихтер)
Мы чертим карты своих судеб, 
Надежду в сердце не тая, 
И слепо веря в гороскопы, 
Твердим "у каждого своя".

Не пересечься, мол, вовеки 
Твоей судьбе с моим путём. 
И все мечты о человеке, 
Все мысли светлые о нём 
 
 ...Но стоит ли напрасно верить, 
Что нет чудес на всей Земле? 
И стоит ли напрасно мерить 
По звёздам путь к своей мечте? 
 
Наперекор судьбе суровой 
Своею страстью живи. 
Ведь в этой реальности жестокой 
Всегда есть место для любви.
(Эрл Грей yapishu.net)
  Анна была уверена, что придет время и она  встретит свою настоящую  любовь. Школьная оказалась неразделенной и принесла много душевных терзаний, ведь в молодые годы это  чувствуется намного острее.
"Это все пройденный этап, - думала девушка. - ОН еще пожалеет".
   Ой, не надо принимать на душу  тьму, она не только разъедает,
 но и оплетает путами, сбивая с истинного пути, начертанного свыше. Пока все шло как надо. Закончен 10 класс, прошел выпускной вечер, сданы документы в ВУЗ, какая? Анна ещё в детстве решила стать учителем, сначала думала о  начальных классах, а потом увлеклась историей и географией. Всегда мечтала попутешествовать.
  Но после родительского подарка Анна заинтересовалась драгоценными камнями, самоцветами, ведь недаром она жила на Урале. А сказки Бажова были ее самыми любимыми с детства. Особенно "Серебряное копытце".
  Вот, что Анна нашла в районной библиотеке о александрите.
  АЛЕКСАНДРИТ - редкая ювелирная разновидность минерала хризоберилла. Хризоберилл - прозрачный камень золотисто-желтого цвета хризоберилл получил название от греческого слова "chrysos" -  золотой.
    Александрит отличается от классического желтовато-зеленого хризоберилла сильным плеохроизмом. Термин плеохроизм происходит от греческих слов pleon - более многочисленный, больший, и chr;a - цвет. Означает этот термин способность некоторых минералов обнаруживать различную окраску в различных плоскостях в проходящем через них свете.
   Александрит меняет свою окраску от изумрудно-голубовато- и травяно-зеленой при дневном свете до красной, малиновой, пурпурно- или фиолетово-красной при вечернем и электрическом освещении. Смена цветности просто завораживает.
Молва о нём недобро говорит...
Загадочный кристалл александрит -
Исток сомнений, камень преткновенья.
То синим на руке огнём горит,
То теплится сиреневым свеченьем.
Молва о нём недобро говорит...
(из Интернета)
     Этот редкий камень был открыт в XVIII веке минерологом членом-корреспондентом Петербургской Академии наук Нильсом  Густавом Норденшёльдом на уральском прииске изумрудов в окрестностях города Екатеринбурга. (1)
 Однако минерал этот был известен, но не диагностирован намного раньше, только принимали его за другой: в XII веке в Запорожье был погребен половецкий хан, на безымянном пальце которого современные археологи нашли чудесный золотой перстень с александритом. Упоминается он и в древнеиндийском трактате, написанном 4000 лет назад, как "блестящий и переливающийся, как павлиний глаз"  хризоберилл.
   Шведский ученый, по найму Горного департамента Финляндии, проводил изыскания изумрудов на Урале, в районе знаменитых Изумрудных копей. В апреле 1853 года Нильс Норденшёльд, изучая очередной квадрат местности, случайно обнаружил в отвалах слюды ярко-зеленый самоцвет. На солнце он пульсировал нежнейшим, зелено-голубым пламенем.
  Вначале ученый  принял камень за изумруд, из-за зеленого цвета, но этот камень  отличался невероятной прочностью. Вечером, изучая самоцвет,
Норденшёльд поднес его к свече. Камень вспыхнул красным пламенем. Поэтому из-за необычной способности изменять цвет сначала его назвали диафанит, от греч. "diaphanite": "di" два и "aphanes" -  невидимый, или "phan" - казаться, то есть "двойной блеск". А уж потом назвали самоцвет в честь будущего императора Александра II.
  Согласно другой версии, нашел александрит намного раньше на реке Токовой обер-гиттенфервальтер Екатеринбургской гранильной фабрики Яков Васильевич Коковин, вернее, один крестьянин.(2)
   Это весьма запутанная история и связана она не только с находками, но и потерями, да что сказать! Просто заклятие или проклятие?!... Но все по-порядку.
   "Среди великого множества драгоценных самоцветных камней есть такие, что называются историческими, ибо кроме материальной ценности они имеют свою судьбу, свою историю, которая измеряется порой веками. О таких камнях складывают легенды. Эти самоцветы согласно возложенным на них надеждам и суевериям должны дарить людям разные благополучия и защищать их от печалей и несчастий, но "поступают" такие камни часто совсем наоборот"
(Игорь Шакинко "Загадка уральского изумруда")
  На Урале издавна  драгоценные и полудрагоценные камни называли самоцветами. Впервые термин "самоцветы"  встречается  в книге М. И. Пыляева "Драгоценные камни", изданной Императорским Санкт-Петербургским минералогическим обществом в 1888 году:
"Самоцветный камень, или самоцвет. Этим именем в старину в России называли алмаз по свойству его светиться в темноте после нагревания на солнце или перед огнем. Под именем самоцвета на языке екатеринбургских промышленников известен лучший малиновый шерл".
   Академик А.Е. Ферсман (3)  пишет:
"Цветные камни или цветники - это красиво окрашенные непрозрачные или просвечивающие минералы или горные породы, хорошо принимающие полировку и идущие для декоративных целей".
   В "Геммологическом словаре"  П. Дж. Рида (1986) самоцветом считается не только "обработанный камень, внешний вид которого позволяет использовать его в ювелирных украшениях, но и материал, красота, редкость и прочность которого позволяют использовать его в качестве ювелирного сырья".(4)
  А в народе говорили:  "Самый цвет, то есть самый красивый".
   Самоцветы - это прозрачные камни. Они хорошо отражают свет, переливаются разноцветными огнями на свету, "сами светят". Так на Урале в горных породах очень редко, но встречался камень, меняющий свою окраску.  При естественном, дневном освещении зеленый, а при искусственном - розово-сиреневый.
 Среди уральских горняков бытовало поверье: "Если встретишь камень, светящийся как "кошачий глаз", вспугнешь изумруд. Так что лучше его не замечать".
  Но удивительно, всем коренным месторождениям характерна тесная связь этих минералов.
Ах, этот вечный изумруд...(5) 
Как этот тонко огранённый,
Хранящий тайну тёмных руд,
Ничьи огнём не опалённый...
Тёмно-зелёный изумруд.(6)
   Яков Коковин был родом  из крепостных крестьян. Его отец Василий и дед Евстафий занимались камнями с детства. Его первый учитель - отец Василий Евстафьевич. С малых лет Яков показал себя способным рисовальщиком. Так называли в народе художников. Благодаря своей одарённости он был принят в 1799 году в воспитательный класс при Петербургской академии художеств. В октябре 1800 года его покровитель граф А. С. Строганов (7) перевёл его в ученики академии со стипендией в 150 рублей в год. Это при том, что его  тесть М. И. Воронцов после того, как Анна  Михайловна и Александр Сергеевич раз'ехались, говорил всем, что "негодный зять" "ветреного нрава и злое сердце имеет".
   Учился Яшка  с усердием, осваивая программу сразу двух классов -скульптурного и  медальерного (изготовление монет и медалей). В сентябре 1804 года он был удостоен на конкурсе Второй серебряной медали "за лепление с натуры', а через год - Первой серебряной медали.
  На выпускном экзамене в 1806 году Коковин получил золотую медаль и был удостоен аттестатом I степени, жалован шпагой по привилегии академии чином 14-го класса.
   Это значит, что  Яков Коковин стал свободным человеком. Планировался его выезд в "чужие края", но с 1806 года, из-за наполеоновских войн в Европе, выезд за границу выпускников Академии художеств был временно прекращён. А. С. Строганов определил его на бронзовую фабрику при Академии художеств.
   В августе 1807 года Строганов отпустил Якова Коковина в Екатеринбург "для свидания с родственниками" сроком на полгода. Но сначала Якова задержала в Екатеринбурге болезнь отца, затем смерть покровителя - графа Строганова. В 1812 году началась война с Наполеоном, и вернуться в Академию ему так и не удалось. С тех пор вся жизнь и работа Якова Васильевича Коковина были связаны с Екатеринбургской гранильной фабрикой, с Уралом и камнерезным искусством.
   В конце 1807 года  Коковин создаёт при фабрике свою школу, в которой преподаёт "правила рисованию и леплению из воска и глины и высекания из мрамора способным к такому занятию мастеровым". Кроме преподавания в школе, он продолжал заниматься и камнерезным производством и в 1814 году был определён в  мастера при Горнощитском заводе "с предоставлением под особое его руководство к производству мраморных вещей".
  После смерти отца, в 1818 году, Яков занял его место -  был назначен главным мастером, а вскоре и обер-гиттенфервальтером,  команди­ром, директором Екатеринбургской гранильной фабрики.
Душа поёт и говорит,
И жить, и умереть готов,
И сказка вешняя горит
Над вечной скукой старых слов.
(Федор Сологуб)
  Яков Коковин тонко понимал природу камня. Он хорошо знал уральские месторождения. В поисках цветного и драгоценного камня он исколесил почти весь Урал, побывал и в киргизских степях.
   На Урале кроме новых месторождений яшм и родонита он открыл первое месторождение наждака особого вида. Екатеринбургские камнерезы придавали этой находке особое значение:  наждак - самы необходимый материал для художественной обрабоки камня. Без него нельзя ни пилить, ни сверлить, ни шлифовать, ни полировать камень. Раньше подобный наждак привозили из Германии и Англии. Коковинский наждак, который официально получил такое название,  превосходил "силой и действием иностранный и мог заменить даже алмазный порошок".(8)
И улыбаются уста
Шептанью вешнему берёз,
И снова чаша не пуста,
Приемля ключ горючих слёз.
(Федор Сологуб)
  Занимаясь "камнерезным делом" по заказам,  Яков Коковин одновременно работал над вазой из яшмы. Он задумал создать вазу-мечту, чашу души своей, вкладывая в нее  весь опыт художника,  олицетворяя в ней лучшее творение своей жизни.
   В наследство от отца Якову  достался огромный пыльный монолит благо­родной серо-зелёной яшмы с башкирского озера Калкан, привезенной в Екатеринбург в 1817 году. Именно ее  уральский мастер выбрал для вазы. Калканская яшма (9)  на первый взгляд неброская, скучная.  Она не была цвета мягкой зелени склонов Уральских гор,  а отливала холодной серой озерной гладью, с едва заметным полосатым рисунком  с оттенками   серо - зелёного цвета. Но стоило только всмотреться,  как однотонный серо-зелёный цвет,  покоряет густым и благородным тоном. И, что особенно важно, на этом спокойном фоне всегда великолепно смотрится самый филигранный орнамент.
"Самые жизнерадостные цвета всегда используются там, где не остается  места надежде"
(Катрин Энгберг)
  Яков Васильевич долго вынашивал рисунок своей главной вазы. Закончил его только через четыре года после смерти отца - в 1822-м. На эскиз обратили "особое внимание"  в Петербурге.
"Для художника-творца нет ничего сложнее, чем нарисовать розу, ведь сперва он должен забыть о всех розах, нарисованных раньше"
(Анри Матисс)
   Началась обработка яшмового монолита. И первое разочарование -  камень оказался с внутренним пороком. Нужен был другой материал.
  От работы Коковина отвлёк приезд в Екатеринбург в сентябре 1824 году императора Александра I.(10) В последний год жизни император Александр Павлович нередко грозился отречься от престола и "удалиться от мира". Но мало, кто знает: вдохновила царя-батюшку на эту идею, казалось бы, обычная деловая поездка на Урал…
Хотелось жить обычным человеком,
Хлебать из чугунка густые щи,
Полями любоваться, грозою в дождь и снегом,
Жить, просто жить! От лета до весны.
Стареть красиво, никого не замечая,
Ходить по лесу, слушать пенье птиц,
Заваривая  липового чаю,
Вокруг себя не видеть льстивых лиц...
(стихи автора)
  Как писали газеты того времени: "Государь въехал в уральскую столицу, сопровождаемый радостными восклицаниями восхищенного народа".
  Временная императорская резиденция была устроена в усадьбе Харитоновых-Расторгуевых на Вознесенской горке, построенного по проекту Малахова.
"Да это настоящий дворец!" - вырвалось у Александра Павловича, а он понимал толк в роскошных аппартаментах.
   Через 13 лет, в 1837 году здесь же поселили будущего правителя России Александра II.
   За краткое трехдневное пребывание на Урале император Александр I
осмотрел Монетный двор, Гранильную фабрику,  Нижне-Исетский, Верх-Исетский, Березовский и Пышминский заводы, госпиталь Верх-Исетского завода, гранильную фабрику.
"Уральский край чрезвычайно заинтересовал императора, - писал Дмитрий Климентьевич Тарасов, лейб-хирург императора, постоянный его спутник в путешествиях 1819-1824 гг. -  он особенно полюбил жителей этого края…"
   В литейном цехе  Нижне- Исетского завода Александр I самостоятельно отлил несколько ядер. У одного из заводских горнов   под руководством опытного мастера отковал два гвоздя, у другого горна -  топор. 
  Изготовленные монаршей рукой вещи и инструменты, которыми он пользовался, тут же забрали в заводскую контору "на сохранение в потомство".
   На Верх-Исетском заводе корнета А.И. Яковлева Александр I беседовал с управляющим Г.Ф. Зотовым, после чего написал супруге:
 "Друг мой! В первый раз в жизни я встретил мужика с таким светлым умом и опытностью во всех отраслях горного искусства".  Посетив госпиталь  завода, Александр I восхитился увиденным и признал:
"У корнета Яковлева есть такой прелестный госпиталь для рабочих, у российского императора нет такого для своих солдат".
   Правда, после больничной еды император остался голоден.
   Особенно заинтересовали  его  Березовские шахты, где добывали золото. Представители дирекции были уверены:
"Царь-батюшка мельком взглянет на тяжелое производство и отправится трапезничать".
  Но не тут-то было!  Александр Павлович  потребовал:
"Подать мне  немедленно  кирку!"
  Все, кто был рядом с царем, недоуменно переглянулись, но приказ  выполнили беспрекословно. Тогда 47-летний монарх спустился на 20-метровую глубину и вместе с опешившими рабочими принялся добывать руду.
  Найти золото к его сожалению,  не удалось. Тогда неутомимый Александр Павлович отправился на Мариинский прииск, только что открытый по левую сторону от реки Пышмы.
  Осматривая золотоносный песок, он признался:
"У  меня  точно такой же есть на дорожках в Царскосельском саду".
Улыбнувшись, пообещал золотопромышленникам:
"Когда вернусь в Царское Село, стану промывать песок, чтобы проверить, нет ли и там золота".
  Однако ждать до возвращения домой император не стал. Он взял лопату и принялся накладывать золотоносный песок в бадью. При этом Александр Павлович приговаривал:
"Чтоб быть тут самородку!"
  Самородок попался, но не императору, а  простому копщику, работавшему рядом. Камешек был небольшой, весом всего в 76 грамм, за что рабочему тут же дали премию - 100 рублей. Местное руководство при этом нервно переглядывалось: самородок-то этот был заранее закопан в песок, чтобы государь его нашел. Кто ж знал, что попадется он простому рабочему?
"Твоим же добром, да тебе же челом"
(русские пословицы и поговорки)
  Александр Павлович был доволен увиденным. При посещении гранильной фабрики он обратил внимание на выпускаемые изделия. Ему преподнесли изумительный букет цветов из разноцветной яшмы, малахитовую шкатулку, несколько дорогих вещей из халцедона, аметиста и золотистого агата (дендрита).
Коковин протолкался к императору через толпу вельмож, купцов, генералов, заводчиков, и распахнул чертёж царь-вазы, над которой работал. Александр поднёс к глазам лорнет, внимательно рассмотрел и благосклонно кивнул.
   Позднее в ознаменование высочайшего посещения гранильной фабрики эту вазу снабдили оправой золоченой бронзы, украшенной памятной надписью: "Государь Император Александр Павлович, во время посещения своей Екатеринбургской гранильной фабрики 26 сентября 1824 года соизволил участвовать в обработке и украшении сей чаши".
   В последний день своего визита на Урал Александр I наградил горного начальника бриллиантовыми знаками ордена Святой Анны второй степени, а всем заводчанам и горнякам, которые показывали ему Екатеринбург и окрестности, пожаловал 6100 рублей, после чего послушал божественную литургию в Соборной церкви и даже не переодевшись, отправился со свитой в Пермь.
   Спустя чуть больше года, 19 ноября 1825 года Александр Павлович неожиданно умер от брюшного тифа. Но народная молва тут же связала эту внезапную кончину с желанием "царя" отречься от престола. Вскоре из уст в уста стали передавать легенду о "старце Федоре Кузьмиче". По этой версии, умер и был похоронен вовсе не император, а его двойник. Что до настоящего Александра I, то он якобы долго и счастливо жил старцем-отшельником в Сибири. Ну а вдохновила императора на новую скромную жизнь та самая поездка на Урал.(10)
  "Вы говорите, - писала Екатерина II  барону Ф. М. Гримму, - что внуку предстоит выбрать, кому подражать: герою (Александру Македонскому) или святому (Александру Невскому). Вы, по-видимому, не знаете, что наш святой был героем. Он был мужественным воином, твёрдым правителем и ловким политиком и превосходил всех остальных удельных князей, своих современников… Итак, я согласна, что у господина Александра есть лишь один выбор, и от его личных дарований зависит, на какую он вступит стезю - святости или героизма".
   Что ж, Екатерина II, великая бабушка Александра I, предположила, что ее внук может выбрать путь святости. Действительно ли, умерший в 1864 году старец Федор Кузьмич был в прошлом императором, останется тайной века...
"К чему нарушать спокойствие существ, занимающихся только молитвами к Предвечному и никому не делающих зла? Какое Вам дело до того, кто как молится Богу! Лучше, чтобы молились каким бы то ни было образом, нежели вовсе не молились"
(Александр Павлович Романов)
    По возвращении в Петербург Александр I выразил открытое восхищение мастерством камнереза Якова Коковина.
"Там, в Екатеринбурге, есть мастер Коковин, и я им совершенно доволен".
Эти слова были немедленно сообщены Коковину.
-  Государь в рифму заговорил, - подумал Яков Васильевич. - Надеюсь, это добрый знак.
  Императорский Двор отпускал для гранильной фабрики немалые деньги, давал большие заказы. Все, что поручалось сделать Якову Коковину, он выполнял  добросовестно, за что его регулярно повышали в чинах. Среди наград золотые часы, перстни с бриллиантами, даже орден.
   Но такой человек не зазнается и не успокоится. Душа мастера.  Целое лето 1825 года ездил Яков Васильевич по Южному Уралу и наконец нашёл подходящую яшмовую скалу -  камень нужного цвета, без трещин и других изъянов. Сам наметил линию раскола…
   На скале разожгли костры, чтобы накалить камень. Потом поливали водой и крушили с помощью тяжёлых молотов. И скала сдалась -  расступилась там, где хотели люди.
   В трещину забили деревянные клинья, но монолит ещё крепко держался. Пришлось обильно поливать клинья водой,  так, разбухая, они расширяли трещину.  Почти два года ушло на то, чтобы отделить монолит и доставить в Екатеринбург. Много терпения и смекалки понадобилось уральским мужикам, чтобы протащить каменную громадину сотни верст через степи, горы, тайгу.
   И вот монолит доставлен. Но к работе приступить  опять не удалось.  В 1827 году  Коковина, как отличного знатока камня отправили в Финляндию для "осмотра и разведки цветных камней".
"Что ж, это тоже дело! - думает Яков Павлович.-  И себя показать, найдётся  и чему поучиться".
    С возвращением он начинает первичную обработку камня. И новая неудача - тонкая трещина прошла по монолиту. Правда, по краю глыбы, но задуманная ваза уже не вписывалась. И снова сидит  Коковин над рисунком. Ведёт длительную переписку с Петербургом и, наконец, добивается утверждения нового эскиза.
"Можно заново приступать к обработке камня, - думает он. -  Как ни сложно было вырубить и привезти монолит, но главные трудности оказались впереди. Нет камня упрямее для обработки, чем яшма, -  ни один обычный инструмент не берёт её".
  Здесь-то и пригодился знаменитый коковинский наждак.
Если яшме пестроцветной
Задавать вопрос заветный,
Она даст вам знак ответный
Через разум всепланетный.(11)
   Яшмовый монолит скалывали очень осторожно, один неверный удар - и опять погибнут все труды. Калканская яшма, несмотря на большую твёрдость, самая хрупкая, а потому требует особого, деликатного обращения. Процесс сложный и длительный.
    В тончайшие рельефные украшения Яков Васильевич собирался вложить всё свое искусство художника-камнереза. Ажурные рельефы на твёрдом цветном камне - дело чрезвычайно трудное. Ещё никто и никогда не наносил их на такое большое изделие из яшмы. Для этого Коковин изобрел так называемую "надносную машину",  которая  покрыла вазу волшебным орнаментом.
"Нельзя быть драгоценным, как яшма, нужно стать простым, как камень"
(Лао-цзы)
    Годы ушли на то, чтобы только приблизиться к форме будущей вазы. К концу 1835 года успели произвести обрезку камня, грубую обточку и "выемку внутренностей"…
   Закончить свою вазу Якову Коковину не удалось -  роковые события прервали его работу… Через шесть лет работу над вазой продолжил ученик Якова Коковина - мастер Гаврила Налимов.
   Более четверти века создавался этот шедевр камнерезного искусства.(12) Только в 1851 году  ваза была готова.  Сейчас  она заняла достойное место в Эрмитаже. 
   Каждый, кто приходит в Эрмитаж, может полюбоваться этим каменным чудом.
      Ваза сплошь покрыта рельефными украшениями. Резьба вазы совершенна, изумительна по мастерству и характеру.  Создается впечатление, что на нее наброшено прозрачное ажурное кружево.
"Рукой чеканщика, прилежной и умелой,
Нарезан... рельефов лёгкий ряд..."
(Д.И.Глушков)
   Высокая ножка, украшенная виноградной лозой, грациозно и легко поднимает овальную массивную чашу. 
 На музейной этикетке написано: "Екатеринбургская фабрика. 1851 год. Работа мастера Г. Налимова".
 Но, наверное, было бы справедливо, если бы рядом с этим именем стояло и имя Якова Коковина, командира изумрудных копей
Ах, этот вечный изумруд
Всегда в стихах зелёных трав!
Зеркальный, вечно тихий пруд
В кольце лирических оправ! 

И небо, словно бирюза,
И вечное дыханье роз,
И эта вечная гроза
С докучной рифмою угроз! 
(Федор Сологуб)
   В 1831 году Яков Коковин, пользуясь своим служебным положением, организовал экспедицию на речку Токовую. В лесу у реки  из-под корней соснового пня  смолокур (13) Максим Кожевников подобрал камень. Он потёр свою находку о рваный локоть армяка и решил, что сыскал гнилой аквамарин. Кожевников подобрал ещё несколько таких "стекляшек" и показал Коковину.
  Яков Васильевич положил камушек под прицел микроскопа, и душа камнереза вздрогнула: это был изумруд.  Эти камни ещё называли сказочным персидским словом "смарагд".
 Изумрудов в России до того ещё не находили. А изумруд, если весил больше 5 карат, был дороже алмаза. Сенсация потрясла  весь мир - на Урале нашли изумрудные копи. До этого времени Колумбия была единственным местом добычи изумруда в мире.
   Первый прииск, названный Сретенским, оказался самым счастливым. Он дал много прекрасных изумрудов, там же нашли и единственную в своем роде друзу (14)  сросшихся друг  с другом  изумрудных кристаллов, оцененную столичными ювелирами в сто тысяч рублей.
   Превосходный штуф изумруда послали в Берлин в подарок знаменитому Гумбольдту.(15) 
"Подарки получает тот, кому есть чем одаривать"
 (Б. Бжезиньский)
  Русский император подарил прусскому принцу Вильгельму семь изумрудов для колье и четыре - для серег. Изумруд в виде груши весом в 101 карат преподнесли самой императрице. О драгоценном минерале говорили в аристократических салонах, о нем писали научные журналы.
Горный журнал сообщал:
 "Твердостию своею уральский изумруд превосходит изумруд восточный и блеском оному не уступает".(16)
  Мода на уральские изумруды буквально захлестнула придворные круги. Заполучить новый самоцвет жаждали самые сановитые вельможи.
"Своим цветом - то густым, почти черным, с таинственной глубиной, то сверкающим яркой ослепительной зеленью, с особыми оттенками, не похожими ни на какие другие зеленые самоцветы мира, уральские изумруды вызывали восторг и восхищение знатоков и любителей камня"
(Игорь Шакинко "Загадка Уральского изумруда")
    Находка изумруда под сосновым пнём станет причиной, что крестьянину Кожевникову при жизни поставят чугунный памятник, а командиру и камнерезу Коковину безжалостно сломают судьбу.
Лучами обманно-влекущими,
Лучами небес опьянён,
Он, грезящий райскими кущами,
Зеленый и радостный днем,
Ночью горит
Александрит,
Вкованный в перстне моём!
(Надежда Тэффи) 
    Среди уральских горняков существовало поверье: если в изумрудной копи встретится камень, меняющий свою окраску с зеленого на красный -  все надежды найти хорошие изумруды тщетны. Удача навсегда отвернется. А ведь о существовании мерцающего камня  многие ювелиры были только наслышаны. Нашли его на Урале  несколько лет раньше изумруда.
Бродил я лесом…
В глуши его
Найти не чаял
Я ничего.
(Гете)
    Зима  1830 года  была  долгой и морозной. Cнег покрывал деревья, дома, ледяные сосульки свисали с крыш. Бедный крестьянин трудился в тёмной шахте, когда едва заметный блеск привлёк его внимание. Приглядевшись, он увидел в скальной породе кристалл, который менял цвет в зависимости  от того,  под каким углом он его рассматривал.
- Вот так Рождественский подарок! - обрадовался бедняк. - Отнесу командиру, чать что-нибудь на праздник для ребятишек перепадёт.
  Так камень оказался у Коковина. Яков назвал его рождественским, ведь нашли его в канун Рождества. Сам камень с припиской "Рождественский" незамедлительно отправил  в Санкт-Петербург.
  Там сначала его приняли за разновидность изумруда, однако профессура Петербурга смущенно докладывала о том, что уральский изумруд слишком тверд и почему-то умеет менять цвет.(17)  Более тщательным  изучением минерала занялся граф Лев Алексеевич Перовский, министр в Департаменте уделов - ведомства,  контролирующего имущество императорской семьи, земли и крестьян. Он был очарован камнем и объявил:
- Это не изумруд! Что за название "Рождественский"?  Уже весна! Мерцающий камень!  Диафанит!
  Тем временем, во дворце Царского Села, удобном и тёплом, Алекс, молодой царевич,  будущий царь Александр II,  праздновал  шестнадцатый день рождения. Оттенки камня, найденного на Урале, - красный и зелёный совпадали с цветами, отождествляющими царский суд, а бело-сине-красный флаг был помечен еще Петром I как "обычайно торговых и всяких российских судов флаг".
 Уральские александриты имеют голубовато-зеленую окраску, в то время как камни с Цейлона обладают густым оливково-зеленым цветом.
Красный и синий -
 цвета России!
Белый цвет несет Добро,
Вот  кому-то повезло!
Белый для невесты,
Синий - королевский,
Красный - прекрасный,
Хотя и опасный.
Красный цвет крови,
Значит и боли...
(стихи автора)
  Флаг России с 22 августа 1991 года  представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос:  белого,  синего и красного цвета.
Белый цвет как белый снег,
Синий - волн природный цвет,
Ну а красный - будто мак:
Это наш трехцветный флаг.
Пусть несложный сей узор -
Гордо реет триколор!
(стихи из Интернета)
 После длительного исследования представить свету необычный самоцвет Перовский решил в день совершеннолетия Александра, сына императора России Николая II. На заседании Императорского минералогического общества о камне заявлено следующее:
"Новый сей минерал по кристаллизации, сильному металлическому блеску, тяжести, твердости и перемене цветов заслуживает особенное уважение и усиленных розысканий, и ежели будет находиться прозрачен и чист, то в ценности он может равняться алмазу.
Твердость сего ископаемого при огранке равна твердости яхонта, сапфиру, легко чертит все до сего известные камни, и что совершенно новое и весьма значительно: при дневном свете ограненный и в натуральном виде густо-зеленого цвета, а при огненном розовый или малиновый, судя по толщине и прозрачности камня". (18)
   Желая сделать уникальный подарок цесаревичу, Перовский преподнес самоцвет имениннику. В честь Александра он и получил столь красивое название - Александрит. (19)
   Александрит ассоциировался с роскошью, стал камнем аристократии. Его носили дамы российского императорского двора и жены иностранных дипломатов. Иметь серьги и кольцо с александритом было очень модно. Этот камень оправляли исключительно в золоте, а "спутниками" в ювелирных украшениях были бриллианты и изумруды.
....камень и пылает и горит,
Каждый перстень в бездну тянет и манит.
(Алена Лен стихи.ру)
  Император Александр ІІ носил перстень с александритом как талисман, практически не снимая.  Именно защите минерала молва приписывала  неудачный исход нескольких  попыток  покушения на жизнь царя. А было их ни много ни мало шесть. Русский император шесть раз оказывался на волоске от смерти, как и предсказала ему когда-то парижская цыганка.(20)
  Оберегая, в тоже время александрит  в своём сиянии пророчески предрекал его судьбу: зеленый и синий -  цветущие дни, жизнь и здорлвье, алый и красный -  кровавый  закат и гибель.
"...вот-вот тот вещий русский камень… Коварный сибиряк!
Он все был зелен, как надежда, а к вечеру облился кровью…
в нем зеленое утро и кровавый вечер…
Это судьба, это судьба благородного царя Александра!"
(Н.С. Лесков " Александрит. Рассказы кстати" СПб и М., 1886 г)
   Роковое событие произошло 1 марта 1881 года. В этот день Александр II  свой талисман - перстень с александритом не надел. И поплатился за свою забывчивость. Торопился на развод караулов, а потом на  чай  с кузиной в Михайловский дворец.
Все издалека предвещало,
Что  час свершится роковой,
Что выпадет такая карта...
(Александр Блок)
   Возвращался император  в карете с небольшим конвоем казаков. Он   
намерен одобрить конституционный проект М. Т. Лорис-Меликова, после которого Россия должна была пойти по пути конституции.
  На  набережной Екатерининского канала их встретили террористы.
   Участник покушения Михаил Фроленко вспоминал о том памятном дне:
"…Когда Александр II выехал на канал, то его встретил первый метальщик и бросил бомбу. Бомба попала в переднюю часть кареты, но царя не тронула. Он выскочил и подошел к раненому бомбой прохожему. К нему подвели и метальщика - Рысакова, которого успели схватить. “Хорош, нечего сказать!” - заметил царь. - “Слава Богу, что не удалось!” - добавил он. “Ну, еще кто его знает, слава ли Богу!”  - будто сказал Рысаков. Но дело не в этом, а в том, что в это время подошел второй метальщик - Гриневицкий и, встав вблизи царя, бросил бомбу между собой и царем; бомба упала у ног царя и взорвалась; и царь и Гриневицкий упали, у них обоих ноги были оторваны. Царя подхватили и стали тащить на сани. Тогда третий метальщик, забыв, что у него под мышкой бомба в виде портфеля, бросился помогать усаживать царя в сани…"(21)
   Полученные  ранения оказались несовместимыми с жизнью. Император скончался через несколько часов  в Зимнем дворце.
   После этой трагедии интерес  александриту  возрос ещё больше, поскольку он стал памятью и символом любимого царя.  В литературе
часто александрит стали  называть александрином, александридом, императорским.(22) Многие в России в знак  уважения к русскому императору стремились сохранить или приобрести предметы,  напоминающие о нем.
 Вместе с кольцом с александритом принято было надевать ещё два бриллианта, олицетворяя самого императора и два его величайших свершения: отмену крепостного права и основание новой системы судопроизводства.
Александрин, александрит,
Он еще многих не раз удивит,
Вы не подумайте, это не зря!
Камень, что в перстне был у царя
Символом, памятью  многим он стал,
Этот зелено-красный кристалл,
Меняет он настроение
Становится сине-сиреневым...
И еще многих не раз удивит
Александрин, александрит.
(стихи автора)
   Во время мировых войн и сталинских репрессий самоцвету дали наименование вдовий камень. Тогда женщины массово получали похоронки на мужей, и многие из них носили александритовые украшения, которым и приписали несчастья. Тогда и появилось поверье, что носить камень необходимо в паре, чтобы избежать одиночества и вдовства.
Он никогда себя не повторит,
Так невозвратно каждое мгновенье.
Печальный знак - кристалл александрит -
Знак бренности любви и вдохновенья.(23)
    В Европе александрит считался символом влюбчивости и одновременно - ревности, чему способствовала смена его цветности от спокойного зеленого к красному цвету ярости. В Шри-Ланке и в Индии его называют "камнем процветания". Он символизирует долголетие, предохраняет от проказы, чесотки и других заболеваний, в том числе от алкоголизма. Это один из любимых камней священнослужителей, он стимулирует работу мозга и умиротворяет душу.
С азартом жить на свете так опасно,
любые так рискованны пути,
что понял я однажды очень ясно:
живым из этой жизни - не уйти.
(И.М.Губерман)
 Александрит делает своего владельца мирным и сговорчивым. Существует поверье среди заядлых картежников и любителей азартных игр, что это их камень-талисман: он обеспечивает выигрыш. Его советуют носить людям, обладающим неврозами, он очищает кровь, укрепляет сосуды, регулирует кровообращение. Это один из любимых камней священнослужителей: он стимулирует работу мозга, особенно в часы медитации и умиротворяет душу.
"Я так скажу: превратности судьбы
Проверка наших сил...
Лишь в бурях жизни познается доблесть.."
(Уильям Шекспир "Троил и Крессида")
    Людям исстари известны особые магические свойства александрита.Колдуны верят, что днем минерал способен стать изумрудом, а с приходом ночи приобретает ярко красный оттенок рубина.
 Так, древние астрологи считали этот минерал камнем-пророком и настойчиво утверждали, что он способен предсказать предстоящие несчастья, изменяя спокойный цвет на оттенки красного.  Особенно опасным считалось появление в камне желтого цвета, как предвестник грядущего тяжелых событий для его владельца.
  Камень настолько силен, что способен помочь человеку справиться с любыми бедами и неприятностями, устранить последствия нервного срыва или предотвратить его. Однако помогает александрит лишь тем людям, которые обладают внутренней силой,  сильным духом. Они должны быть готовыми к преодолению невзгод и нелегких испытаний, тогда их ждет удача, победа и благотворное влияние этого чудесного камня.
Чрез пламя огней очищающих,
Отринув надежду и страх,
Иду я к блаженству сгорающих
В безогненных чёрных кострах...
Прокляты дни,
Жизни огни...
Солнцем рождаемый прах!

Разрушу я грани запретные
Последним кровавым мечом...
Открой же мне тайны двуцветные,
Ты, вкованный в перстне моём!
Жги и гори!
Жди до зари!
В солнце мы вместе умрём.
(Надежда Тэффи)
  Самый большой из ювелирных кристаллов александрита был найден на Урале и весил почти 532 карата. Он был оценен в 25 тыс. рублей (сейчас он стоил бы в тысячу раз дороже), но покупателя на него не нашлось, и столь редкий камень был разделен на несколько кусков.
   Самая крупная друза кристаллов александрита массой около 5 кг (25x15 см) находится в московском Минералогическом музее им. Ферсмана, а самый большой ограненный александрит массой 66 каратов хранится в США, в знаменитом  вашингтонском Смитсоновском институте. В том же, где и не без известный  голубой бриллиант Око Бхайравы.
  С голубым бриллиантом однажды демонстрировался еще один прекрасно ограненный хризоберилл -   Хризоберилл Хоупа, который был приобретен Британским музеем естественной истории. Совершенно безупречный желтовато-зеленый камень весит 45 каратов.
Под меланхолии вуалью
моею лучшей из подруг,
Александрит кровавит гранью,
он камень боли и разлук

Его себе я не купила,
в наследство не приобрела,
С ухмылкой в сердце мне вонзила,
моя проказница Судьба

Его в кольце ты не примеришь,
лучом лиловым не сверкнешь,
На шею белую оденешь
и вместе с ним на дно пойдешь

Вуалью душу я покрою,
лицо улыбкой распишу,
От вас, прохожих, правду скрою,
Александрит в себе ношу.
(Севастопольская Общелит.ру.стихи)
   В наши дни александриты ценятся весьма высоко, уступая лишь алмазу, рубину, изумруду и сапфиру. Даже небольшая подвеска со скромным натуральным камнем может оцениваться в сотни долларов США.
    К сожалению, единственный прииск на Урале был выработан и закрыт в конце XX века.  В ювелирных магазинах сейчас можно, в основном, найти изделия из искусственного александрита , который ничего общего с настоящим не имеет. Это обычный рубин с александритовым эффектом, который дает небольшая примесь ванадия и кобальта.
   Теперь купить натуральный Уральский александрит почти невозможно. И хотя сегодня на рынке можно встретить натуральные александриты из Бразилии и Африки - эти драгоценные камни оливкового цвета не сравнить с немеркнущей красотой русского камня.

Александрит -  камень для разных знаков зодиака

Нежелательно носить александрит людям, подверженным чужому воздействию, легко внушаемым. Камень способен изменять мироощущение, угнетающе влияя на состояние владельца. Александрит - камень с тяжелой энергетикой, подходящей только для сильных людей, не отступающих перед лицом опасности или невзгод.
Астроминерологи рекомендуют александрит не одному и даже не двум  знакам Зодиака. Мерцающий камень  подходит  Близнецам,  Скорпионам, Львам и Водолеям.
  Кому, как не переменчивым и непостоянным Близнецам, удастся айти взаимопонимание с камнем, олицетворяющим перемены судьбы. Беспокойство натуры нередко толкает их на принятие неверного решения. Александрит для Близнецов станет учителем и проводником в поиске равновесия, при этом не подавляя их необычность и разносторонность.
Для Льва александрит станет талисманом, ведущим к вожделенному успеху и власти. Совместно преодолевая трудности, усиливая уверенность в себе и эффективность взаимодействия с другими людьми, они станут союзниками на долгие годы.
  Кстати, Анна по гороскопу Лев, но серьги с Александритом ей не помогут устроиться в жизни.
Кольцом с аметистом составят несчастливую пару и украшения ей  не принесут счастья. Аметист из кольца выпадет, а серьги она отдаст добровольно, чтобы расплатиться после потери денег.
  Правда, такой случай очень редкий.
Скорпиону, прирожденному бойцу с сильной волей и огромным запасом энергии, по плечу любые особенности минерала с характером. Испытания его не страшат, перемены заставляют мобилизовать недюжинные силы, поэтому александрит для Скорпиона подходит идеально, помогая выйти своему подопечному на новый уровень духовного развития.
Типичному Водолею александрит усилит творческие способности и интуицию, граничащую с даром предвидения. Оригинальность, общительность, свободолюбие Водолеев находят в талисмане-александрите поддержку и отражение.
Огненным знакам также можно носить александрит. Для Стрельца, подвижного и неунывающего, обладание таким талисманом станет защитой от  беспокойства и неурвановешенности.
 "Своим" знакам Зодиака александрит отдает все самое лучшее, стимулируя во владельце рост положительных качеств. Но родившимся под знаками Тельца, Рака и Девы астрологи рекомендуют даже не примерять украшения с таким непростым камнем.
  ***
Загадочный кристалл александрит -
Исток сомнений, камень преткновенья.
То синим на руке огнём горит,
То теплится сиреневым свеченьем.
Молва о нём недобро говорит,
Но я ношу опасное убранство.
Изменчивый кристалл александрит -
Служитель моего непостоянства.(23)
 

(1) Минералогия - наука о минералах -  природных химических соединениях.
Минералогия изучает состав, свойства, структуры, и условиях образования минералов. Минералогия — одна из древнейших геологических наук. Первые описания минералов появились у древнегреческих философов. В дальнейшем развитию минералогии способствовало горное дело. В настоящее время интенсивно развиваются генетическая и экспериментальная минералогия. (словарь "Академик")
   Нильс;Густав;Норденшёльд (1792-1866) - швед по национальности, финский химик, минеролог
   Екатеринбург (с 1924 по 1991 годы -  Свердловск) - город в России, административный центр Уральского федерального округа и Свердловской области.
Расположен на восточном склоне Среднего Урала, по берегам реки Исети.
Основан 7 ноября (18 ноября) 1723 год, как железоделательный завод. Имя дано в честь императрицы Екатерины Первой. Екатерина II в 1781 году даровала Екатеринбургу статус уездного города Пермской губернии.
(2)  Яков Васильевич Коковин (1787-1840) - потомственый мастер- камнерез. Его первый учитель - отец Василий Евстафьевич (1761-1818) и дед Евстафий тоже занимались камнерезным делом. Яков Васильевич изобретатель -  он создал станки для обработки камня. С именем Якова Коковина связано открытие многих новых месторождений цветного и драгоценного камня. В конце жизни по злой воле клеветников и завистников Коковин был объявлен жуликом и вором.
     Обер-гиттенфервальтер - горный чин высокого класса, старший горный (горнозаводский) управляющий
     Екатеринбургская гранильная фабрика - старейшая русская фабрика художественной обработки камня. Основана 19 декабря  1751 года.  Находилась в Екатеринбурге, состояла в ведении Императорского кабинета.  С 1782 года фабрика специализировалась на изготовлении ваз и чаш из твёрдого камня. В 1917 году Екатеринбургская гранильная фабрика была переименована в фабрику "Русские самоцветы".
   В 1930-е годы фабрика стала называться "Свердловская гранильная фабрика". На ней выполняли крупнейший государственный заказ: вырезали гигантские рубиновые звёзды  для кремлёвских башен, одна звезда диаметром около 5 метров.
 1977 году фабрика была преобразована в Производственное объединение "Уральские самоцветы". После распада СССР фабрика преобразовалась в Открытое акционерное общество "Русские самоцветы', которое прекратило деятельность в 2003 году.
(3) Александр Евгеньевич Ферсман (27.10. (8.11) 1883 - 20.05.1945) - российский и советский минералог, один из основоположников геохимии, "поэт камня" (по определению Алексея Толстого). Действительный член (1919) и вице-президент (1926-1929) Академии наук.
(4) Виталий Гадиятов "Что такое самоцветы" http://www.proza.ru/2012/01/26/1279
(5) Федор Сологуб, стихи
(6) "Изумруд" Музыка Бориса Фомина, Слова Анатолия Д'Актиля
с нотами http://a-pesni.org/romans/fomin/nipurpur.php
(7) Александр Сергеевич Строганов (1733-1811) - русский государственный деятель из рода Строгановых: сенатор, обер-камергер (1797), действительный тайный советник, с 1800 г. президент Императорской Академии художеств. Крупнейший землевладелец и уральский горнозаводчик; коллекционер и благотворитель. С 1784 г. петербургский губернский предводитель дворянства.
(8) сайт История Урала. "Талантливый художник-камнерез Яков Коковин"
"Яков Коковин. Призвание и признание" опубликовано 14.11.2013
(9) Калкан (башк. ;ал;ан - щит (круглой формы) - за круглость озера)  - озеро на Южном Урале. Туристическая достопримечательность, в XVIII-XIX  вв. центр добычи яшмы. Находится в Учалинском районе Башкортостана, возле деревни Калканово, в 10 км к северо-западу от г. Учалы
(10) "Комсомольская правда" 1.10.14 "Как Александр I на Урале работал шахтером и кузнецом" Даниил Свечков  https://m.ural.kp.ru/daily/26290.3/3167212/
Александр I Павлович (1777-1825)  - император и самодержец Всероссийский, протектор Мальтийского ордена, великий князь Финляндский, царь Польский, старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны. В официальной дореволюционной историографии именовался Благословенный
(11) "Камень ЯШМА в природе и в истории культуры"
"Яшма в искусстве и литературе, в эзотерике и в стихах"
http://mindraw.web.ru/stih9_Jasper.htm
(12) Драгоценные грани Урала. Русские самоцветы
Литературно-краеведческий проект.
Уральские редкости в Эрмитаже
http://lit-karta.blogspot.ru/p/blog-page_9914.html
(13) смолокур - работник, занимающийся выгонкой смолы из хвойных деревьев
(14) друза (от нем. druse - щетка) -  скопление сросшихся кристаллов
(15)  штуф  (нем. Stufe) - кусок руды или другого ископаемого, который можно поднять руками
Барон Фридрих Вильгельм Генрих Александр фон Гумбольдт (1769-1869) -
 немецкий географ, натуралист и путешественник, один из основателей географии как самостоятельной науки
В 1792 году Гумбольдт получил место обер-бергмейстера/главного начальника над рудокопнями в Ансбахе и Байрейте (Бавария). Занятия, связанные с этой должностью, вполне отвечали желаниям Гумбольдта, и он ревностно принялся за них.  Старался поощрять и развивать горную промышленность, изучал её историю по архивным документам, возобновил заброшенные рудные копи в Гольдкронахе, устроил школу горного дела в Штебене, занимался изучением газов в шахтах и пытался изобрести безопасную лампу и дыхательный аппарат для употребления в тех случаях, когда в шахте скапливается много углекислоты или других вредных газов.
В 1829 году  исследователь провел несколько недель на Среднем Урале. Огромное внимание Александр  уделил  геологическим изысканиям и осмотру месторождений железных, золотоносных руд, самородной платины, малахита.Побывал и на екатеринбургском Нижнетуринском заводе
(16) "Горный журнал" - старейшее российское периодическое издание области горного дела и горных наук. Журнал основан в 1825 году
(17) "Все об александрите"  (18) читайте "Александрит - камень-хамелеон" Виталий Гидиятов на Проза.ру
Глава из книги "Самоцветы - каменная радуга Земли".
Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2012 г.
"Камни - тайны и таинства. Загадочный камень царя Александра" на сайте
universe-tss.su/main/klimat
(19) "Как выглядит натуральный камень александрит - определяем подлинность"
(20) "Александр II: история покушений"
© Русская Семерка russian7.ru
(21) "Убийство Александра II" http://storyo.ru/empire/180.htm
(22) "Александрит -  царственный камень"  http://prostokamni.ru/spisok/aleksandrit.html
(23) стихи о александрите на сайте: "Стихи и проза e-reading" 
читайте:
   "Значение камня александрит" сайт "Магия камней"
    Камень Александрит: лечебные и магические свойства ledigrez.com
    Камень александрит - магические свойства драгоценного камня александрит - Леди Грёз - Женский журнал
ledigrez.com › Драгоценные Камни