Новостройка

Игорь Ли
     И снова здравствуйте, мои дорогие читатели. Во-первых, строках своего рассказика поясню, что на Флоте «новостройка» - это не строительство нового дома или дачи, как для себя, любимого, так и для отца-командира. Бывало по-разному, но Флот это все же не стройбат. Отнюдь. Новостройка - это строительство нового корабля. И попасть на новостройку мечтают очень многие офицеры и матросы. А почему, вы поймете несколько позже, потому что очень много критериев желать попасть служить именно на строящийся корабль. Описывать их все тут – это только забить вам голову ненужной информацией. «Сапогам», а также «гидросолдатам» и «гидроофицерам» это сложно понять. Поясню для несведущих, что «сапоги» - это военнослужащие сухопутных войск, «гидросолдаты» - это матросы, которые носят флотскую форму, флотские звания, но ни разу не бывавшие в море и его не нюхавшие, а проведшие всю службу на берегу, или кораблях ремонта или консервации. «Гидроофицеры» - ну... это по аналогии к «гидросолдатам». Для понимания важности этого текущего вопроса нужно быть насквозь просоленным, продутыми морскими ветрами корабельным офицером, мичманом или матросом, послужившим не один год в железе и у которого не одна тысяча морских миль за кормой и задница в таком слое ракушек уже, что ни одним инструментом ни в одном доке не очистить. Ну про задницу и ракушки – это так, метафора. Надеюсь, все это поняли сразу.  И железо это моталось по морям как велосипед, выполняло различные стрельбы и задачи, ломалось в ненужный момент и чинилось невзирая на качку и отсутствие комплектующих, документации при помощи энтузиазма масс, подкрепленное острым военно-морским словом. Железо, которое служило верой и правдой Родине вместе с экипажем, а не стояло и тихо ржавело в базе в ожидании ремонта или списания. Однако, друзья, продолжим.

     Итак, что такое для офицера, служащего на ходовом корабле или подводной лодке, попасть на новостройку? Наказание? Поощрение? Ни то и не другое! Это, ну как бы вам сказать то… Это как билет в новую жизнь, что ли, в кратковременный служебный рай или отпуск при части. Ну естественно, это несколько утрировано, но тем не менее. Оставаясь корабельным офицером, ты как бы переходишь, пусть и временно, но несколько в другой статус. И хотя заморочек на новостройках тоже хватает, но они уже другого характера. О заморочках чуть позже, да и стоит ли о них? Хотя…  Итак, следуем далее вперед малым ходом.

     Первым пунктом в повествовании коснемся, наверное, материально части. Ну, можно коротко, матчасть. И, наверное, немного вскользь, личного состава. Вот наконец то уже минули и остались за кормой чехарда и нервотрепка сдачи дел и обязанностей на своем корабле, подписание акта приема-передачи. Позади ругань и пьянка со сменщиком, поиски куда-то запропавшего и до сих пор никому не понадобившегося осциллографа, который не видели со времен приемки корабля, потерянные график ППО и журнал проведения занятий по специальности, отсутствие наполненной соответствующему моменту  емкости для «шила» и простава по поводу назначения на новую, обычно вышесидящую должность. Коротко поясню. Это начальники могут быть вышележащими или вышестоящими. Если ты ходатайствуешь о чем-то перед начальством – то оно вышестоящее. Оно не может лежать, когда ты ходатайствуешь, не положено по Уставу. Ну а если его не трогать, то оно принимает естественное для решения вопросов несения службы положение тела. Ну сами понимаете какое. А ты сам можешь в лучшем случае быть только вышесидящим начальником. Хотя подчиненные могут думать иначе...  Но мы не об этом сейчас.

     И вот оно, долгожданное поступление твоего офицерского величия в распоряжение командира всея Экипажа новостройки. А ты, уже свежевыбритый и наглаженный, докладываешь ему о прибытии для дальнейшего прохождения службы и пытаешься дать свои верительные грамоты в виде предписания, продовольственного, денежного, вещевого аттестатов и других прочих всевозможных аттестатов. Но командиру сейчас не до тебя. Ему обрывают телефон и уши вышележащие начальники из штабов бригады или дивизии по всякой ерунде, начиная от наличия трусов и мыла для матросов до понимания важности международной обстановки на момент приемки экипажа и корабля. И что враг не дремлет. Он торжественно жмет тебе руку, говорит короткое напутственное слово, ну или два слова, и благополучно сплавляет тебя к старпому для получения дальнейших инструкций и постановки на все виды довольствия.

     Старпому тоже некогда из-за спихнутых на него командиром тебя, любимого, а также  задач штаба о наличии тех же трусов с мылом и подворотничков для матросов до нужного количества коек в казарму и важности проведения политинформаций на тему очередного Съезда Партии в следующем году. Современным офицерам этого не понять. А в наши советские времена, политинформация – это было очень важное мероприятие. Для политработников – показать свою очередную важность и необходимость. Для матросов – это возможность не ходить на работы и строевые занятия, а тихонечко покемарить на шкентеле. В смысле где-то на задних рядах. И вот задерганный до неприличия старпом, коротко проинструктировав тебя, кто и где из безответственных лиц за постановку тебя, любимого, на все виды довольствия находится, бодро сплавляет тебя уже для самостоятельного дальнейшего прохождения службы в самом лучшем и почти уже гвардейском экипаже нового корабля под чутким руководством Его Величества Старпома. Ах, да! И командира, конечно же, тоже.  Благо что экипаж новостроек до убытия к месту приемки корабля находится в казарме, занимаясь всем чем угодно, только не боевой подготовкой, и что тебе не нужно бегать по отсекам от одного безответственного за что-то определенное к другому, такому же безответственному. Тут все рядом, бывает, что и даже в одной каморке они сидят. А почему безответственные, конечно же спросите меня вы? Ребяты! Ответственный на корабле всегда только один человек, это сам старпом! Ну... И командир, конечно, же. Немножко. А все остальные – безответственные разгильдяи, которым не новый корабль принимать надо а снова учить таблицу умножения у тех бездарных школьных учителей, которые выдали им аттестат. Как то вот так по мнению старпомов. Правда надо поменять все слова гражданские на военно морские. Так точнее и более емко будет.
 
     Только чуть позже, сдав все аттестаты, получив свое временное рабочее место в каком-то классе-кабинетике со столом, стулом и настольной лампой, став одним из таких же безответственных за что-то уже свое, ты медленно начинаешь понимать, что принимать то эту вот самую матчасть тебе не нужно. Да и пока нечего и не у кого, а принять надо будет только любимый личный состав. Начиная от трусов и коек до журнала проведения политинформаций. Вы понимаете? У вас на определенное время не будет этой зловредной, вечно не вовремя ломающейся, требующей ухода и «шила» матчасти. «Шила», правда, тоже пока не будет. Это вот такой минус жирненький. А также не будет сопутствующих ЗИП, КИП, кучи журналов по ведению и учету, ППО и ППР, регламентных работ, ремонтных работ и прочей тягомотины, связанной с безаварийной эксплуатацией. Один только любимый, ненаглядный, зацелованный во все места личный состав. Который, по бытовавшей тогда во Флоте традиции, на новый строящийся корабль отбирался, по возможности, самый подготовленный и дисциплинированный. ПОДГОТОВЛЕННЫЙ И ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЙ! Пошла фильтрация мысли в мозги?

     Ну, по поводу матчасти, вы, мои читатели можете возразить, что её отсутствие на новостройке – это же ненадолго, ведь для того и формируют экипаж, чтобы ее принять, новенькую, и эксплуатировать. И будете совершенно правы. Однако! До момента приема новой техники проходит от нескольких месяцев до года и даже больше. Быстро только у замполитов техника принимается. Кинопроектор, чуть позже появились видеомагнитофоны. И зависят от размеров, назначения и типа корабля. И оную новенькую, исправную, свежевыкрашеную в желтый цвет, чуть ли не в смазке и целлофановой обертке, с полным комплектом технической и эксплуатационной документации, необходимыми инструкциями, с КИП и ЗИП, передавать вам будут специалисты завода. И не по быстрому,за пару тройку дней, а очень долго, въедливо и вдумчиво. Ты будешь видеть, как и кто ее устанавливает, где проходят трассы и распредкоробочки, можешь задавать работягам любые вопросы, на которые будешь получать очень подробные и обстоятельные ответы. Рабочим нравилось, когда оказывали внимание их работе и рассказывали про все нюансы и капризы устанавливаемого оборудования, как их предупредить или быстро восстановить. При этом новая техника точно прослужит без поломок и сбоев не менее нескольких лет при надлежащем уходе. Да еще и с гарантийным сроком, когда по любому чиху ее превосходительства матчасти ты не имеешь права ее ремонтировать, а должен обращаться к заводу изготовителю. Ну, если корабль в этот момент не в море или не на боевой службе, конечно. Но в этом случае уже есть полный комплект ЗИП, новый и исправный и инструкция. Мелочь, конечно, но приятно. И ты, долго общавшийся с монтажниками своего оборудования и специалистами завода - изготовителя, уже точно знаешь, как нужно поступать и где все это расположено. Для того, чтобы опять заработало. Ведь не зря говорят, что первый экипаж, который принимал корабль – самый грамотный и подготовленный.

    Думаю, что технике мы уделили уже достаточно внимания.  Коснемся теперь все-таки всеми любимого личного состава. Как я вам уже намекал, на приемку нового корабля посылали подготовленных и дисциплинированных, насколько это возможно, матросов и старшин, причем не последних годов службы. И дело тут было не в каком-то престиже или послаблении для остальных. Тут был чистейший флотский прагматизм. Очень молодых матросов не брали потому, что обучать азам службы и навыкам общения с техникой при приемке строящегося корабля было некогда. А очень уж старослужащих не жаловали потому, чтобы не случился у них дембель раньше, чем корабль будет принят, испытан, отработан и принят в состав Флота и поднят на нем Флаг. Тогда такого матроса надо будет обязательно менять, а вот лошадей на переправе и матросов во время приемки корабля менять не принято, потому что некому и некогда.
    
      Бог с ними, лошадьми, не они службу на кораблях несут. Ведь нужного матроса на замену нужно еще в части или на другом корабле найти, одеть, снабдить всякими необходимостями от мыла и до тетрадок для конспектов, командировать за ним занятого приемкой офицера или мичмана и доставить в экипаж. При этом списанного дембеля нужно будет доставить в свое соединение тоже без приключений. В смысле, чтобы не напился дембель по дороге от счастья и не потерялся. Тогда его еще и искать придется. Тем не менее время тикает и все меньше его останется побыть дома с семьей пару-тройку дней межу поездками. Это хорошо, если часть и завод относительно недалеко друг от друга. А если нет? Вот раньше, в Союзе, большие корабли строили в городе Николаев. Сейчас это Украина. А экипажи на приемку приезжали и с Северного, и Тихоокеанского, и Балтийского флотов. Понятно, тогда на это денег в советском государстве не жалели, но смотаться с Николаева на Камчатку за матросом и обратно все же было нервно и накладно. Вот потому экипажи новостроек были более или менее выдержаны по срокам службы матросов. И годковщины в таких коллективах было намного меньше. Что уже давало большой плюс к спокойствию офицерским нервам. В прохождении службы. Да и матросы старались особо не выделываться. Всем им хотелось сходить на новом корабле на боевую службу после приемки. Такое практиковалось постоянно. А это опыт, престиж, возможность посетить с отрядом кораблей какую-то другую страну с дружеским визитом. Чтобы потом честно хвастаться на гражданке, где побывал, а не выдумывать сказки о дальних походах. Красиво было, ну и валюты в виде чеков Внешторгбанка государство подкидывало всем. Подводникам, правда, заходы в порты не грозили. Но у них свои плюсы были. А вот адекватный, подготовленный и управляемый личный состав – это уже тоже немало. Однако, хватит и о нем.

     Следующим пунктиком нашего круиза мы прогуляемся по специфике несению дежурства. Те, кто нес дежурство по кораблю с лейтенантства знают, что это за гимор. Начиная от подготовки и до сдачи дежурства. Опустим стандартные и не очень нервотрепки с подготовкой. Вот и случилось, вы доложились о приеме дежурства по кораблю старпому или командиру. С этого момента и до такого же доклада о сдаче дежурства другому несчастному сослуживцу ты абсолютная крайняя задница по всем неприятностям. От некачественной приборки до любого сбоя распорядка дня. Ты раб на галерах и виновный во всех происшествиях, которые произойдут в те ближайшие двадцать четыре часа на корабле и в радиусе 5 метров от него. Ну или 10 метров. Как старпому будет угодно. Ты отвечаешь за несение службы общекорабельными нарядами и вахтами боевых частей, за приготовление пищи и своевременный отбой, за наличие огнетушителей на штатных местах и за порядок и чистоту в санузлах. Вам нужно каждые два часа делать обходы, ночью отвечаете, чтобы каждый матрос, который не на вахте, должен быть в койке, за то, чтобы успеть перехватить пожаренную для годков картошку и оттяпать порцию для себя, любимого. Сделать нужные записи в журналах и съесть отнятую картошку пока не остыла, накопать кучу замечаний по заведованиям своих друзей-офицеров для утреннего доклада. Чтобы им было чем заняться в течении дня, и чтобы они не расслаблялись. И никто не обижался. Потому что завтра уже другой будет тащить эту службу и копать замечания уже на тебя и твое заведование. Ибо, суровая правда службы состоит в том, что, если ты не нарыл замечаний на своих собратьев-офицеров – значит ты спал, а не бдил дозором службу. Соответственно будешь тогда снят с дежурства и заступишь по новой. И еще очень много таких мелких прелестей.

           А тут, в экипаже новостройки… Оставим нервотрепку подготовки, тут ничего нового. Дальше пока все как обычно на корабле. И вот, вы доложились о приеме дежурства по кораблю старпому или командиру. С этого момента и до такого же доклада о сдаче вы дежурная задница, раб на галерах и крайний во всех неприятностях и происшествиях, которые произойдут в те ближайшие двадцать четыре часа. Но уже не на корабле!!!! А в экипаже без корабля! Днем экипаж под руководством своих старшин или офицеров занимается, несет службу на камбузе или что-то получает на складах, рисует стенгазеты и пишет боевые листки и т.д. В общем почти под контролем и почти при деле. А ты медленно и строго делаешь обход казарменного помещения и гальюна с умывальником на предмет чистоты, отсутствия посторонних вещей, и чтобы коечки были заправлены и полотенечки висели ровно и с одного краю. Контроль за параллельностью линий и строгой перпендикулярности углов! И все!!! Все помещения на одном этаже. Класс занятий общий, потому что проводятся только общие подготовки. Тебе уже не нужно заранее подходить на камбуз, чтобы контролировать готовность и справедливую раздачу пищи. А только прийти в столовую на берегу и проверить качество сервировки столов и соответствие установленным нормам. Ночью обойти спальное помещение пару раз и посчитать матросиков в коечках на предмет отлучившихся самовольно. И вся нелегкая служба на одном этаже. И никакой матчасти, дежурной или введеной в работу, которую надо контролировать вместе с вахтенным на этой технике… После нескольких лет корабельной службы ты попадаешь в как бы в пансионат. Ты не веришь, что так тоже можно служить Родине и поначалу периодически щипаешь себя, чтобы удостовериться. Что это не прекрасный сон о службе. И в первые дни очень хочется, чтобы эта идилия продолжалось до самого конца службы офицерской нелегкой службы. Но того, кто служил на кораблях, море просто так не отпускает, и через какое-то время начинаешь хотеть быстрей принять корабль и выйти в море… Но об этом не тут и не сейчас…

     Вы, мои читатели, можете справедливо сказать, что мол, шел бы служил на берег, и наслаждался бы такими прелестями каждый день. Наверное и так… Но, скорей всего будете не правы. Ведь я не о том, что все это так прекрасно на берегу, и так плохо на кораблях. Корабельная служба хороша по-своему. Да, она тяжела и непреклонна, требует самоотдачи, большого мужества и затраты сил. Но ничто по своей притягательности, красоте, романтике и самоуважению к себе не может сравниться со службой на корабле, который ходит в море. А желание попасть вот в такие более простые условия новостроящегося корабля вызваны только желанием несколько сменить обстановку, отдохнуть от нелегкой службы и с новыми силами в море. Ведь новый корабль и принимается для того, чтобы он служил и выполнял боевые задачи именно в море. Так что, дорогой читатель, все правильно и все по делу. Но опять немного отвлекся.

   А после дежурства ты можешь… ехать домой!!! Да отдрайте же вы свои мысленепроницаемые переборки то! Не устранять замечания по заведованию или потому, что последний катер отошел минут пять назад, пока старпом компостировал вам мозги по завтрашнему строевому смотру. А домой! Ну или в свою общагу, где размещена офицерская часть экипажа новостройки. Потому что в казарме остается только дежурный офицер, его помощник из мичманов и старший в экипаже. Все остальные разбредаются по домам или в общежитие, если нет дома. Или снятой квартиры. Потому что мест в казарме для житья офицеров не предусмотрено, а корабля своего у тебя еще нет, не приняли. Если бы еще и служба с девяти до восемнадцати… Да два выходных в неделю… (Это я опять у А. Покровского выражение слямзил). Но это уже будет полный борзёж и неуважение к канонам флотской корабельной службы!

      Но... До определенного момента. Пока ты не убудешь из места сбора и формирования почти уже гвардейского, трижды застуженного, дважды орденопросного, имени товарища Старпома, ну и командира, конечно же, тоже, экипажа. И не пребудешь к месту постройки корабля. А это обычно, большой красивый город с красивыми девушками и большими магазинами, театрами и кабаками. Это общежитие для офицеров и мичманов за территорией воинской части, и из вышележащего начальства над экипажем царит только вросшее всеми корнями в берег как правило, гидроруководство БСР (бригады строящихся кораблей). У которых рабочий день всегда с девяти до восемнадцати… И два выходных в неделю… И этот почти гражданский распорядок плавно переходит на всех офицеров и мичманов вновь прибывшего экипажа. Нет, дежурства по графику несутся, конечно же. Экипаж днем занят делом. Учит устройство матчасти по инструкциям и техническим описаниям. С девяти до восемнадцати. А потом его можно отпускать и в увольнение. Или разрешить смотреть телевизор подольше… Или же запретить все, а то «кабы чяго не вышло»! Но уже по-граждански лень и нет смысла что-то запрещать. Ибо кто же будет, кроме тебя самого, контролировать эти запреты про «кабы чяго»? После восемнадцати часов? А самого себя лишать  схода не хочется.

     А чуть позже ко многим офицерам приезжают семьи. И они пусть небольшой отрезок своей службы начинают ощущать себя полноправными гражданами своей необъятной страны, у которых есть время и на свои семьи, и на решение своих каких-то дел. Все это рядом вот. В городе. Не нужно ждать катер или автобус, чтобы добраться с корабля в военный городок. И их семьи успокаиваются, потому что папа, муж, вечером будет дома и проверит у дочки или сына уроки. А не будет искать спертый матросом друга-сослуживца со штатного места пожарный шланг или огнетушитель. Кажется, что это будет уже вечно.

       Даже потом, когда начнется приемка строящегося корабля, когда корабль, обычно уже спущенный на воду и достраивается у стенки, этот райский период службы будет еще продолжаться, потому что рабочие завода не работают в три смены, у них Закон о Труде. Но уже время возьмет и включит неумолимый обратный отсчет,  суровые корабельные будни будут приближаться. И многие моряки будут мечтать о том, когда снова в море, вспоминать как здорово это было раньше. А некоторые уже не вернуться с кораблем обратно в свое соединение, потому что подсуетятся и найдут себе место службы на берегу, там, где не будет больше боевых подготовок и оргпериодов, отработок курсовых задач и выходов в штормящее море. А только с 9 до 18... Но за рюмочкой в кругу семьи или друзей всегда будут вспоминать и прихвастывать, что они из корабельного сословия. Будут в громком споре с новыми сослуживцами меряться, слегка привирая, количеством пройденных морских миль и пережитых штормов.  Бог и море им будут судьями.

     Знаете, наверное, на этой несколько лиричной ноте я и закончу повествование о таком прекрасном месте прохождения службы как «Новостройке». До новых встреч, мои дорогие читатели.