Ушастик

Михаил Поленок
Лето перелистывало последние страницы, наполненные желанным теплом, ласкающим приморскую полосу жёлтого песка с золотистыми проблесками янтаря. Активный сезон купания до одури в море и безмятежного расслабления на бархатистой полосе у шипящего прибоя  прошёл. Однако любители тянулись  ещё на морское взморье и, найдя укромное местечко, наслаждались не повторяющейся музыкой наката мелких волн на песчаную морскую отмель. Черта горизонта была чистой, небо безоблачным — всё предвещало хорошую погоду.

Мы с женой давно мечтали всей семьёй — с двумя дочками и тремя внучками, насладиться живописной природой и подышать чистым морским воздухом. Заканчивались летние школьные каникулы — надо было спешить. Текущий выходной день с ожидаемой прекрасной погодой наиболее соответствовал нашим замыслам. Решили выехать на так называемый местными жителями 10-й километр взморья, севернее города Балтийска, в котором проживала старшая дочь Ира.

Облюбовав тихое местечко на верху крутого спуска к чистому урезу  Балтийского моря, расположились на поляне, меж зарослей облепихи и рябины. Отсюда открывался прекрасный вид на море. Оно искрилось и играло в лучах поднимающегося солнца. Лёгкая дымка, неспешно оторвавшись от морской глади, уплывала ввысь. Деревья рябины, перегруженные увесистыми и яркими кистями ягод,  величаво склонили ветви до земли. Нежная желтизна переплетённых и колючих зарослей облепихи, плотно облепленных ягодами,   ковром покрывала весь склон.

Неподалёку обнаружили созревший шиповник. Многим нравилось богатое витаминами варенье, приготовленное из его крупных розовых, с тонким ароматом плодов. Вдоль всего побережья тянулись сплошные заросли сладкой ежевики. Тёмно-синяя, осветлённая лучами солнца, она манила и  приглашала попробовать мягкий, тающий во рту, полевой привкус  ягод с приятной лёгкой кислинкой, возбуждающей аппетит. Крупный и сочный щавель хорошо прижился рядом с мягким и скромным клевером, лукаво покачивавшим головками соцветий.

Все были довольны состоявшимся и своевременным выездом. Внучки резвились на разостланном покрывале, взрослые занялись сбором даров природы.

- Ушастик! Ушастик! - обрадованный возглас средней десятилетней  внучки Даши привлёк внимание.
Она смотрела и показывала рукой на высокий куст боярышника, находившийся в двадцати метрах. Около него стояла большая собака.
- Даша, Даша, осторожно — не подходи! - раздался испуганный крик её мамы Тани, собиравшей  щавель.
Все поспешили к месту отдыха, к дочерям и внучкам.

Крупная худощавая овчарка спокойно, с лёгким интересом смотрела на отдыхающих. Затем, удовлетворив любопытство, равнодушно оглянулась по сторонам и легла, положив голову на передние лапы.
- Даша, а почему Ушастик? - спросила бабушка Люба.
- У него ушки красивые — длинные и высокие, а затем падают, - прозвучал ответ.

Действительно, удлинённые и чётко очерченные уши, чутко прослушивая окружающее пространство, стояли торчком, а в минуты расслабления - опадали, полуопущенные вниз, выдавая лёгкую смесь овчарки с дворняжкой.

Собака продолжала лежать на прежнем месте, не показывая своих намерений, но было видно, что уходить ей не хочется.

- Мама, давай пригласим к нам — она хорошая! - предложила Даша.
Её поддержали сёстры Настя и Маша. Бабушка присоединилась к внучкам.
- Не знаю. Она же бездомная. Вдруг покусает, - с сомнением ответила Татьяна.
- Ушастик! Ушастик! Иди к нам, - приветливо замахала рукой Даша, а за  ней и младшая восьмилетняя внучка Маша.

Собака, как будто ожидала предложения, с готовностью встала и неспешно двинулась к людям. Приблизившись, на удалении пяти метров она опять легла в прежней позе, устремив задумчивый взгляд на людей.

Это была рослая худощавая овчарка тёмно-серого окраса с белыми пятнами, разбросанными по бокам. Волчий разрез умных и добрых глаз снизу обрамляли  продолговатые белые просветы, красиво очерчивавшие скулы и сходившиеся к удлинённому носу. Белый цвет ног придавал особый шик стройному и поджарому телу собаки. Много повидавшие глаза, слегка замутнённые временем, с какой-то глубинной тихой тоской смотрели на окружающий мир. Её осанка и поведение подтверждали длительную дрессировку. Исхудавшее тело с  выступающими рёбрами говорило об отсутствии ухода и хозяина.

- Погладить её можно? - спросила Даша.
- Не надо, мы её не знаем, - ответила её мама Таня.
- А покормить? Она - голодная, - спросила старшая из внучек шестнадцатилетняя Настя.
- Покормить надо обязательно, - с сочувствием подтвердила Ирина.
- Ушастик! Иди сюда, возьми мясо, - поспешила пригласить Маша, протягивая кусок курицы.

Никто не успел ничего сказать, как овчарка с достоинством подошла, осторожно взяла мясо и отошла обратно. Ела его лёжа, не спеша, придерживая лапами, аккуратно откусывала и бросала благодарные взгляды.

Услышав шум винтов пролетавшего над морем пограничного вертолёта «МИ-8», овчарка встрепенулась и вскочила на ноги. Она долго и с какой-то тихой надеждой целеустремлённым взглядом сопровождала его полёт. По её поведению чувствовалось, что этот звук и сам вертолёт были хорошо знакомы ей — возможно, что она ранее была на службе у пограничников.

Наступил полдень. Расположившись на покрывале, мы стали раскладывать припасы, собираясь перекусить. Рядом спокойно лежал Ушастик, не бросаясь к разложенной еде. Его культуре поведения, выдержке мог бы позавидовать даже воспитанный человек. Только умный взгляд из-под прищуренных век выдавал его желание.

- Ушастик, возьми сардельку. Она вкусная, - приглашала Машка.
- Ушастик, держи колбаску, - советовала Дашка.
- Ушастик, съешь бутербродик, - уговаривала Настюшка.

Теперь его кормлением, прямо с рук, с удовольствием занялись практически все. Одновременно каждый при этом хотел погладить и приласкать не обычную собаку. Глаза её ожили. Благодарная она приветливо помахивала хвостом и лизала влажным языком руки.

После обеда внучки стали играть в прятки.
- Ушастик, ищи Настю. Где она?
Овчарка с пониманием посмотрела вокруг, опустила голову и взяла след. Найдя прятавшуюся за кустом боярышника Настю, подала голос.
- Молодец, Ушастик!

Довольные девчонки  ласково трепали собаку за ушами, гладили по голове, лежали вместе с ней на траве, загорая в тёплых и мягких лучах солнца. Ушастик, прикрыв глаза от удовольствия, нежился в волнах уже забытой ласки со стороны человека.

День пролетел незаметно и очень быстро. Полные впечатлений стали собираться домой. Всем  было жаль расставаться с собакой.

- Мама, давай возьмём Ушастика домой, - предложила Маша.
- Как мы возьмём? У нас попугай по квартире летает. Хочешь, чтобы он его съел?
- Нет, не хочу. Попугая жалко и Ушастика тоже, - задумчиво ответила Маша.

Овчарка сразу почувствовала, что речь идёт о ней, и «навострила» уши. Поняв итоги разговора, отошла в сторонку, прилегла и грустно наблюдала за сборами. Прощание было печальным и трогательным.

Дорога с остановкой автобуса, следующего на Балтийск, находилась в километре. Я забрал в машину семейство старшей дочери и повёз к автобусу, планируя затем вернуться обратно.

Жена и младшая дочь Татьяна пошли пешком по полевой дороге за нами. Ушастик поднялся и задумчиво шёл рядом с ними. Лучи розового закатного солнца сопровождали их.

Внезапно, из ближайших по ходу движения зарослей, выкатился клубок дерущихся бездомных собак различной породы. Дюжина обозлённых чем-то животных, с лаем, сверкая клыками, мчались на Любу и Таню. Те, оцепенев от невольного страха перед грозной и никем не управляемой стаей, замерли на месте. Бежать было некуда, прятаться — негде.

Овчарка зарычала и неожиданно, выдвинувшись вперёд, встала между людьми и приближающейся обезумевшей сворой собак. Она грудью отбросила первую из них, остальные сразу же ринулись на внезапного противника.   Увернувшись, овчарка  бросилась в сторону от дороги, уводя за собой скопление обозлённых животных.

Ещё долго жена и дочь слышали удаляющийся голос Ушастика и злой вой стаи. Он, как разведчик в бою,  уводил противника, спасая друзей...

Воспоминания о необычной овчарке, спасшей жену и дочь, долго не покидали нас. Все сожалели, что не забрали её с собой. Спустя время, оказавшись опять в  том же месте, долго и с надеждой смотрели вокруг, ожидая внезапного появления нашего Ушастика. Чуда не произошло...
В память о верной овчарке дочь Татьяна приобрела Дашке собаку.
   22-24.12.2017г., Дубрежка