о книге Янагихары маленькая жизнь

Наталья Сурнина 2
Завершила большое погружение в роман Янагихары «Маленькая жизнь».  Мне жаль, что я дочитала эту книгу. Так было в детстве.  Хочется еще побыть с этими героями. Или хотя бы  узнавать о них. Хочется быть в этом мире,в этой маленькой жизни. Она привлекла, затянула,  заворожила. Без неё чего – то не хватает, и я не могу сразу  взяться за другую книгу, с другими героями,  живущими в другом мире.  Много цитировала оттуда друзьям, писала на своей странице,   чувствовала  различия или близость  мыслей.  Так,  одна из героинь только в аду смогла вздохнуть спокойно:  не опекать вздорную мать и забитого отца; не слушать самовлюбленную болтовню подруг;  не слушать нытье … без всякой надежды на благодарность.  Или еще:     психотерапевт советует герою: не старайся никому угодить. А еще назвать три вещи,  в которых тебе нет равных. Герой с трудом назвал одну. Надо попробовать  тоже.
      Финал не понравился.  Я предполагала, что автор  найдет что – то иное, чем самоубийство героя. Он выдержал  в жизни всё, кроме заботы и дружеского участия. Это как – то нелогично.
      Узнала в интернете, что   Ханья Янагихара (англ. Hanya Yanagihara, род. 20 сентября 1974, Лос-Анджелес, штат Калифорния) — американская писательница гавайского происхождения.Янагихара родилась в Лос-Анджелесе в семье гематолога и онколога Ричарда Янагихары и эмигрантки из Сеула.В 1995 году, закончив Колледж Смит, Янагихара переехала в Нью-Йорк, где несколько лет работала публицистом. Также она работала редактором в двух журналах: с 2007-го — в журнале для путешественников Conde Nast Traveler, с 2015-го — в T: The New York Times Style Magazine.Первый роман Янагихары «Люди среди деревьев» увидел свет в 2013 году. Образ центрального персонажа целиком основан на Дэниеле Гайдузеке — педиатре и вирусологе, лауреате Нобелевской премии по физиологии и медицине, который в 1996 году был арестован по обвинению в педофилии и впоследствии признал свою вину. Роман написан в форме дневника, и сексуальность главного героя является одной из центральных его тем.Успех Янагихаре принес ее второй роман «Маленькая жизнь», рассказывающий о четырех друзьях детства. Роман стал бестселлером и получил положительные отзывы критиков.

        Эта книга – очередной этап освоения мною дивайсов. В этот раз я закачала из ЛитРес несколько книг, читала все с интересом, но не успела дочитать в положенный срок «Маленькую жизнь» Янагихары, она удалилась. А именно она более всего меня заинтересовала, я специально в Центре компьютерной помощи  попробовала разными способами (сканировать, например,)  скопировать оттуда цитаты, потому что о художнике  там очень много интересного. Теперь нужно  было, если её кто – то не «взял», снова  себе в телефон закинуть. Но мне  довелось дочитать её традиционным способом: отпечатанную на бумаге, книгу дал  дочитать хороший человек.
.
       Для одного из героев книги    важнее всего  реализация в искусстве, для другого – отношения в семье с родителями (через них он познает себя и мир), для третьего – своё место в этом мире.
      Когда я читала эту книгу, я подумала, что не классика при всей глубине  её изучения человека, а современная литература  помогает нам понять себя и мир. Мы  преподаем в школе литературу и считаем, что сможем сформировать идеалы у учеников на жизненном материале   более двухсотлетней давности! Убеждена, что это невозможно.  Человеку приходится жить и адаптироваться совсем в другом мире. И  нужно понять его.
Автор касается современных семейных отношений. Обычно  в произведениях русской литературы  это глубокая и сложная тема, а в западном мире всё иначе.  Один из героев   говорит о себе,  что с родителями перезванивается, ведет  обязательные беседы, но на упреки друзей  о том, что нельзя переставать с ними общаться,   отвечает, что не  считает нужным притворяться, что  они должны держаться  вместе, и что  родителя чувствуют так же.   Он в результате размышлений пришел к выводу, что   отношения с родителями, как и всякие другие,  требуют упорства и внимания,  а у них  ни одна сторона: ни он, ни его родители, -  не желают себя этим утруждать. За многие годы работы учителем  я  ни разу не встретила родителей,  которые бы строили своим отношения с детьми,  меняли их по мере взросления детей. Ведь ребенок проходит у них на глазах огромный путь,  становится человеком, личностью, и только  папа  с мамой  строят с ним  всё на том, что он «должен».  Герой  говорит, что, когда родители умерли, он вспомнил, что любил их, что они научили его многим вещам, которыми он дорожил,  никогда не требовали, чтобы он был таким, как они.  Еще не покинув семью, он понял, что родители  не могли полностью посвятить себя  детям. Тем более что неясно было, кто из детей  выживет, долго проживет, рождались другие.  Я уверена, что такое горькое открытие далеко не каждому по плечу. Оно вызывает  ощущение страшного беспредельного одиночества в мире, такое ощущение в дальнейшем уже ничто не погасит. Но он понял, что они никогда не требовали от него непосильного и невозможного. Вот это – совсем   не мало!  Многие строят свои отношения с детьми полностью на требованиях,  о посильности вообще не думают!
       Взаимоотношения четырех друзей строятся на  умении держать дистанцию,  уходить, когда перед тобой захлопывается  дверь, а не ломать её. У многих дружба начинается  с того, что люди обмениваются  секретами и воспоминаниями. Но эту стадию можно пропустить.  Можно сразу перейти на другую, когда  отношения становятся  «разношенными» и границы соблюдаются обеими сторонами.
      Герой   размышляет о том,  кто из окружающих его знает то же , что и он,  потому что давно он заметил, что  у всех зацикленность  на себе.  Никто не хочет слушать  чужую историю,  каждый хотел рассказать свою, это помогало ему не говорить о себе, молчание вошло у него в привычку. Когда  друзья его о чем – то спрашивали, он использовал тактику тысячи  мелких  умалчиваний и искажений, так обставляя свое взаимодействие с миром.  Ему хотелось бежать от своей прошлой жизни, стать человеком,  которого никто не знает. Никто из окружавших его не представлял счастье как отсутствие тоски и страха. Это источник настороженности,  готовности отовсюду ждать беды. Разве они могут его понять?  И у него знание жизни смутное.  К тому же он, как многие, заметил, что не знает ничего по – настоящему полезное.  Сколько раз, завершив образование, мы все это  осознаем! Он не имеет никакого имущества! Оказавшись в съемной квартире, он остро чувствует, что её площадь ему принадлежит, пространство ему принадлежит.  И он  приходит к выводу, что по – настоящему защищают только деньги. Герою близка идея потери мира,  отстранения и ухода от него. При этом  он ищет убежища и безопасности.

     Джей - Би обратился к  психотерапевту и тот посоветовал ему несколько раз в день  спрашивать  самого себя, как  себя чувствуешь? Это проверка звука, способ общаться с собой,  изучать себя, вместо того чтобы просто  следовать первому порыву. Герой романа счел совет «дебильным»… и начал ему следовать.  Герой завидует способности восхищаться, которой обладают люди с серым тяжелым детством,  их вере в то, что взрослая жизнь  будет «одаривать  невероятными   впечатлениями, что  их самые чудесные годы еще впереди». Он не понимал, «каково это – быть взрослым и по – прежнему получать удовольствие от жизни?» Конечно,  герой мучается от навязанных отношений: «Он понял, что Джексон от него никогда не отцепится, и ему стало страшно. Он больше не принадлежал самому себе, он был чьим – то.  Как же ему снова стать ничьим?  Как же ему снова стать собой?»
     И, конечно, тема одиночества. Куда без неё в литературе 21 века?  Вилллем приходит в свою квартиру. «Я одинок, -  говорит он вслух, и тишина квартиры   впитывает его слова, как хлопок впитывает кровь. Это одиночество для него внове, оно отличается от всех одиночеств, которые испытывал раньше.  …Он тогда думал, что одинок, но это был страх, а не одиночество. Сейчас он защитил себя: у него есть квартира, где двери закрыты на три замка, у него есть деньги».