Homo sapiens

Александр Финогеев
1
Был конец октября 2014 года. Я медленно шел с двумя увесистыми сумками по улице Фалеевской в сторону здания областного отделения Союза писателей, что на улице Никольской, 44. В одной были книги, а в другой все, что должно стоять и лежать на столе, создавая веселье. Сегодня у меня большущий праздник – мне должны вручать билет члена Союза писателей России! Мечта, к которой я шел, мучаясь бессонными ночами, сочиняя книги, стараясь быть собой, никому не подражая, свершилась! Сердце бешено колотилось от радости и счастья!
 У Свято-Николаевской соборной церкви меня догнал моложавый мужчина в темном пальто, норковой шапке и шерстяном мохеровом шарфе. В нем не было ничего необычного. Он абсолютно не отличался от проходящих мимо людей. Лучики морщинок у глаз и рта свидетельствовали о его позитивном характере, глубокие складки над переносицей – о силе характера этого человека. И говорил он тихо, с легкой хрипотцой, как сказку рассказывал. Такой голос обычно бывает у магов и гипнотизеров. Их хочется слушать не перебивая. Люди с такими признаками обычно любимы в коллективе и очень добры.
 – Здравствуйте, дружище-писатель! – произнес он улыбаясь. – Далеко путь держите?
 Я не знал, что сказать. Сказать правду было неудобно, мол, какой я еще писатель, а солгать в этой ситуации – не мог придумать ничего правдоподобного.
 – Ну, что молчите? Давайте мне ручку сумки, вижу, как вам тяжело ее нести.
 – Я не знаю, что сказать.
 – То есть стесняетесь?
 – Получается, что так.
 – Можно тогда я сделаю это за вас?
 – Было бы интересно. Вы волшебник или обладаете паранормальными способностями.
 – Ни то и ни другое, хотя от подобных талантов не отказался бы. Вы идете в Союз писателей?
 – Да, – удивленно ответил я.
 – И сегодня вас принимают в члены Союза?
 – Да, – я остановился, пораженный услышанным.
 От произведенного эффекта мужчина рассмеялся.
 – Извините, а вы кто?
 – Иванов Александр Кузьмич. Слышали о таком?
 – Фамилия довольно редкая, но встречалась мне на жизненном пути один-два раза, – улыбнулся я.
 – Я тоже писатель и иду на ваше торжество. Вы же Финогеев Александр Витальевич, или ошибаюсь? Так?
 – Нет, то есть да… – я был в полной растерянности. – Совершенно верно.


2
 Мы вошли в здание Союза писателей. В нем, кроме его бессменного председателя, поэта и барда, Качурина Вячеслава Тимофеевича, еще никого не было.
 Мы поздоровались.
 – Александр Кузьмич, это вы его привели, или он сам дорогу нашел? – засмеялся Качурин. – Ну, – он хлопнул меня по плечу, – проходи, именинник. Ты хоть знаешь, с кем пришел?
 – Да. С писателем Ивановым.
 – Это великий человек! Он единственный из нас всех знает ноты. Композитор! С ним здороваться надо за версту…
Договорить он не успел – стали подходить гости, писатели, собратья по перу. Из Москвы приехал Христенко Владимир Николаевич, который и привез мое удостоверение. Неистовый почитатель, собиратель и хранитель всего, что связано с писателями Николаева и теми, кто жил или родился в этом городе, основатель Интернет-журнала «Николаев литературный», который читают почти в ста странах мира.
 Мы быстро накрыли на стол – и торжество началось.
 Поднялся Вячеслав Тимофеевич Качурин, произнес трогательную и назидательную речь, вручил удостоверение члена Союза писателей России под аплодисменты присутствующих. Все радостно пожимали мою руку, искренне желая здоровья и творческих успехов, а я стоял, поджав губы, и слезы наворачивались на мои глаза. Я понимал, какой новый груз ответственности ложится на мои плечи перед читателями и этими людьми, в которых не было ни пафоса, ни надменности.
 За это и выпили.
 Затем поднялся Александр Кузьмич Иванов.
 – Позвольте и мне, – он беззащитно улыбнулся, – сказать пару слов. Труд, упорный и изнурительный, создал из обезьяны человека! Ты, Саша, врач, а теперь и настоящий писатель, можно так выразиться, врачеватель человеческих душ. В тебе живет дар Божий! И его никак нельзя растерять. Ты – мастер рассказа, малой повествовательной прозы. На двух-трех страницах ты должен передать и показать все: уместить сюжет, интригу, представить взаимоотношения и характеры героев. Это порой сложнее сделать, чем в больших формах, где есть широта и простор. Опыт и писательская фантазия должны быть неиссякаемы! А этого у тебя как у человека, врача, военного моряка, прослужившего на флоте двадцать шесть лет, хватает с избытком. И пишешь ты интересно. И пусть не иссякнет писательский задор и талант. Благословляю тебя на этом поприще. У меня к тебе только один вопрос: ты человек взрослый, почему писать стал так поздно?
 – Тянуло заняться этим давно, но в мозгу жили противоречия по поводу несправедливости, которую на службе, да и не только на ней, творили власть имущие. И это непременно бы вылезло на страницы. За что меня могли бы изгнать со службы, а может быть, и посадить. А лебезить и петь хвалебные песни я не мог и не могу.
 – Это хорошо, когда человек не кривит душой! Я желаю тебе всего доброго. Пусть твои книги не пылятся на полках библиотек, и чтобы ты нашел своего читателя.
 Торжество переросло в пир. Александр Кузьмич взял гитару. В его руках она зазвучала профессионально. Пальцы не теребили струны, а искусно исполняли мелодию. Передо мной был уже другой человек – молодой, энергичный, с горящими глазами.
 Ты сохрани от вспыхнувшей свечи
 Волнение таинственного света,
 Дыхание горячее в ночи,
 Предчувствие вопроса и ответа…

 Ты сохрани от начатой строки
 Познание таинственного слога,
 Прикосновенье трепетной руки –
 Все сохрани, молю я, ради Бога!

 – Да, это талантище! – тихо произнес сидящий со мной рядом Валерий Васильевич Бабич, автор многочисленных книг об авианесущих кораблях.
 Меня очень заинтересовала личность Иванова. Придя домой, я открыл интернет и ахнул – у него было столько заслуг и наград, что и десятку человек было бы предостаточно. И вот что я вычитал:
«Иванов Александр Кузьмич – профессор Николаевского филиала Киевского национального университета культуры и искусств. Украина, Николаев. Заслуженный работник культуры Украины. Он член Союза писателей России (2010), член Национального союза журналистов Украины (1990), член президиума Ассоциации деятелей эстрадного искусства Украины (1997), заслуженный работник культуры Украины (1996), доцент (2000), профессор (2004), член-корреспондент Международной Кирилло-Мефодиевской академии Славянского Просвещения (2010).
 Иванов А. К. – поэт и прозаик, композитор, публицист, научный работник. Автор учебника по курсу «Гармония» для высших учебных заведений культуры и искусств (2004), имеет около 100 научных и учебно-методических работ, а также публикаций по вопросам музыкальной педагогики, эстетического воспитания и украинского музыковедения. Автор более 100 вокально-хоровых произведений на авторские стихи и на слова украинских и российских поэтов.
 В творческом багаже Иванова А. К. книги прозы, поэзии и песен («Пісні, що йдуть від серця», «Гей, заграйте, музики!», «Мне ветер сердце не остудит», «Моєї пісні бентежна струна», «Все сокровенное я доверяю вам», «Зов романтики», «Портрет на фоне времени», «Музыкальный момент», «С подлинным верно», «Душа созрела для полета», «Новеллы»).
 С авторскими концертными программами поэзии и песен он представлял свое творчество в Украине, России, Беларуси, Болгарии. В фондах Украинского радио и телевидения записаны 5 радио- и телепередач о творчестве Иванова А. К., изданы авторские аудиоальбомы с авторскими песнями («Исповедь наедине» в 2003 году и «Исповедь наедине – 2» в 2004 году).
 Иванов А. К. – лауреат премии им. Ю. Яновского (1984), лауреат журналистской премии им. Л. Крохмального (1985), лауреат премии им. Н. Аркаса (2010), заслуженный работник культуры Украины (1996), лауреат многих фестивалей и конкурсов.
 По итогам рейтингов общественного признания Иванову А. К. присвоены почетные звания – «Горожанин года» (2008), «Лидер в регионе» (2008), «Имя в образовании» (2009)».
Вспомнилось из нашей приватной беседы. Меня просто поразил и восхитил этот человек. Он был настолько же Велик, насколько и Прост. Как может один человек обладать таким количеством талантов? Я пошел в библиотеку, взял все книги, которые он написал. Начал со стихов.
 В ночной тиши не каждый замечает,
 Как, времени идя наперерез,
 Вдруг исподволь биение легчает
 И умолкает колокол небес.
 Он отзвучит хрустальным перезвоном
 С невиданными россыпями нот,
 И этот звон печальным унисоном
 С последним стуком сердца совпадет.
 Стихи были мелодичны и, казалось, сами звучали, как песня. И пел Александр Кузьмич самозабвенно, с какой-то затаенной грустью и любовью, сердцем, а не голосом. И нельзя здесь не согласиться с польским поэтом А. Мицкевичем, который сказал: «Подлинной лирической поэзии без музыки не существует».
 «Поэтическое деяние, – подчеркивает Иванов, – есть стремлением приблизить разговорную речь к музыкальной выразительности». И это действительно так.
 Проза А. К. Иванова также глубоко самобытна. В ней он раскрывает житейские истории, иногда грустные, чаще – с улыбкой, не опуская человека, а приподнимая его, вещая правду простым и доступным языком.
 Мы изредка встречались с Александром Кузьмичом на читательских конференциях, заходили с Христенко В. Н. и Качуриным В. Т. к нему на кафедру, но мне хотелось большего – поговорить с этим человеком, узнать его корни, дорогу жизни. Я осмелился и попросил у него найти время для встречи со мной.
 – Ты днем можешь? – спросил он.
 – Могу.
 – Я узнаю на кафедре свое расписание и позвоню тебе. Договорились?
 Вскоре я сидел в его скромном кабинете, где самым ценным была гитара.
 – Саша, тебе сорока пяти минут хватит?
 – Вполне. Александр Кузьмич, – начал я, – извините, но я хотел бы узнать о вас больше.
 – Это тебе зачем?
 – Есть мысль написать о вас.
 – Ты думаешь, стоит?
 – Думаю, что да.
 – Ну, хорошо, только кратко, без звезд и фейерверков. Не люблю этих павлиньих расцветок. Я из первого послевоенного поколения. Окраина родной Александрии. Босоногое голодное детство. Из доступных радостей – музыкальная школа. Сначала музыкой просто увлекся, а потом прикипел всей душой. Как оказалось – на всю жизнь.
Отец, Кузьма Степанович, шофер, прошел от звонка до звонка Великую Отечественную, а мама, Ефросинья, воспитывала нас, меня и двух братьев. Правда, была еще старшая сестра, которую в оккупации, маленькой, толкнул фашист, и она, ударившись головой о стену, долго болела и умерла.
 В 1970 году я закончил с отличием Кировоградское музыкальное училище по классу баяна. И вдруг приворожила гитара. Стал профессионально осваивать игру на гитаре. Начал сочинять свои песни, исполнять их. Вот до сих пор и пою.
Для тысяч и миллионов людей (среди них и я) авторская песня стала тем духовным стержнем, той религией, на которой формировался новый тип человека – человека думающего и чувствующего. Абсолютно не тиражируемые радио и телевидением песни Юрия Визбора, Булата Окуджавы, Александра Галича, а позже Владимира Высоцкого знала вся страна.
 Стихи – как эпиграф к песне. Эта творческая находка подвигла меня к созданию стихов, изначально не предназначенных для песен. В таком формате – стихи и песни – был издан мой первый музыкально-поэтический сборник «Мне ветер сердце не остудит». Впервые мои стихи отдельно от нот стали проникать на страницы газет и журналов, что приблизило меня к поэтическому сообществу.
 В 1980 году окончил музыкально-педагогический факультет Кировоградского педагогического института имени А. С. Пушкина, получив специальность – преподаватель музыки высшей квалификации.
 Начал свою деятельность преподавателем в музыкальной школе. Был директором школы искусств и центра эстетического воспитания, где проводил исследование о влиянии художественно-творческой деятельности на эстетическое воспитание детей. Эксперимент был нашумевшим, а результаты оказались ошеломляющими.
 С легкой руки Михаила Поплавского А. К. Иванов приехал в Николаев в 1998 году в качестве заместителя директора по учебно-воспитательной работе Николаевского филиала Киевского национального университета культуры и искусств Украины. Он пришел к студентам не с пустыми руками, а со своей методикой преподавания гармонии, самой сложной науки в теории музыки, со своими учебниками, где стройно и понятно разложил по полочкам премудрости предмета. Пришел со своей песней, музыкой и стихами.
 – Вы понимаете, Александр, я вовремя понял, что звания и награды не делают человека умнее и талантливее. Тут важна некая долгосрочная творческая программа. Свое кредо я сформулировал так:
 И пока меня, бегущего по краю,
 Не подкосят в жухлую траву,
 В каждом слове я живу и умираю,
 С каждой нотой умираю и живу!
 Десять лет Александр Кузьмич возглавлял Николаевский филиал Национального университета культуры и искусств. Сейчас он профессор кафедры музыкального искусства, незаурядный педагог и воспитатель, он вызывает уважение своей творческой харизмой и вниманием к обыкновенному студенту, считая его главной фигурой в университете. И студенты отдают должное, очень ценят своего учителя и наставника.
 В этом весь Александр Кузьмич Иванов, заслуги которого безмерны и оценены по достоинству.
 Душа созрела для полета,
 И миг счастливый не забыть –
 Когда из тысячи мелодий
 Моя любимая взлетит.
 И понесет на чудо-крыльях
 К тем, кто в оркестр навек влюблен,
 Как будто новый мир открыли
 И стал неповторимым он.
 Мы ездим рядом с ним в маршрутном такси, троллейбусе и абсолютно не знаем, кто этот ЧЕЛОВЕК!
 Здоровья Вам, дорогой, на долгие годы. Да храни Вас Господь!