Работа по тексту Н. А. Бердяева О природе творчест

Викториана Россейкина
Проблема  природы творчества становится наиболее  актуальной, интересной  и  фундаментальной в философской и научной мысли XX века. На процесс становления  проблематики творчества в  XX  веке повлияла концепция Н.А Бердяева, фундаментально  и  радикально  значимая по своему замыслу и масштабу. Для лучшего понимания этой концепции , по моему мнению, необходимо рассмотреть биографию Н. А. Бердяева.

Николай Александрович родился в дворянской семье. Его отец,  офицер-кавалергард Александр Михайлович Бердяев, был киевским уездным предводителем дворянства, позже председателем правления Киевского земельного банка. Мать, Алина Сергеевна Кудашева, была француженкой. А старший брат Сергей - поэт, публицист и издатель.

Николай Александрович поступил на естественный факультет Киевского университета, через год на юридический. В 1897 г. за участие в студенческих беспорядках был арестован, отчислен из университета и сослан в Вологду. В 1899 г. в марксистском журнале «Die Neue Zeit» напечатана его первая статья «Ф. А. Ланге и критическая философия в их отношении к социализму».

В 1901 г. вышла его статья «Борьба за идеализм», закрепившая переход от позитивизма к метафизическому идеализму. В 1903—1904 годах Н.А. Бердяев принимал участие в организации "Союз освобождения", главной целью которой было установление в России конституционной монархии и проведения всеобщих выборов в стране.

В 1911 году выходит знаменитая "Философия свободы" - первый опыт построения оригинальной бердяевской философии.
В 1913 году за написанную им антиклерикальную статью"Гасители духа", посвященной  защите  афонских монахов был приговорен к депортации в Сибирь, но Первая мировая война и революция помешали приведению приговора в исполнение, а результате чего, три года он провел в ссылке в Вологодской губернии. Перед мировой войной , в 1916 году Бердяев завершает вторую свою большую книгу -"Смысл творчества Опыт оправдания человека".

После отъезда 29 сентября 1922 года — на так называемом «философском пароходе» — Бердяев жил сначала в Берлине, а в  1924 году он переехал в Париж. В 1942—1948 гг. был 7 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Умер Бердяев в 1948 г. в своём доме в Кламаре, расположенном под Парижем, от разрыва сердца.
 
Сложная , но в то же время и насыщенная судьба была у Николая Александровича. Эти долгие ссылки и изгнание с России сказались на философской мысли  Бердяева, он считал, что смысл любого творческого акта  - не в накоплении культурного потенциала самого по себе, а в приближении "конца", или, точнее, преображении мира. Он писал:"Творческий акт в своей первоначальной чистоте направлен на новую жизнь, новое бытие, новое небо и новую землю".

В книге"О природе творчества" Н.А. Бердяев раскрывает свою точку зрения на возможность существования творчества человека в мире такими словами: "Мир не был эманацией Бога, рождением или эволюцией , а творением , т.е. абсолютной новизной, не бывшим. Творчество в мире потому только и возможно, что мир сотворен, что есть Творец. И человек, сотворенный Творцом и по его образцу и подобию , есть также творец и призван к творчеству." А творчество по Бердяеву предполагает не только свободу, но и дары данные человеку - творцу Богом - Творцом, предполагает мир как арену творчества.

По Бердяеву, творчество человека предполагает три элемента  -  элемент свободы, элемент дара и связанного с ним назначения(благородный дар, например, вдохновение, воображение) и элемент сотворенного уже мира в котором и совершается творческий акт. Человек не сам виновник своего дара и своего гения. Он получил его от Бога и потому чувствует себя в руке Божьей, орудием Божьего дела в мире. Данные три элемента и предполагают возможность творчества человека.

Лишь в совокупности этих элементов действительно проявляется творчество человека. Невозможно представить себе акт творчества без одного из элементов. Для более глубокого доказательства правоты Николая Александровича давайте попробуем разобраться с его высказываниями в работе более детально и приведем наглядные примеры.

Н.А. Бердяев на первый план выдвигает элемент свободы, но вот что он подразумевает под словом свобода? Может это элемент свободы слова? Или элемент свободы в физическом понимании (отсутствие тюремного заключения)? Или Н.А. Бердяев рассматривает какой-то другой элемент свободы?

Но давайте представим на мгновение, что элемент свободы слова отсутствует. Примером может послужить история произведения "Сатанинские стихи" Салмана Рушди. За него Рушди был в 1989 году вынесен смертный приговор Аятоллой Хомейни, т.к. по мнению Аятоллы , в книге присутствовали богохульские намёки на Аллаха и его жён. Аятоллой была создана фетва - религиозное распоряжение, предписанное к исполнению любому мусульманину, по которому должно произойти убийство Рушди. Вследствие этого теперь Рушди вынужден жить под охраной секретной службы Британии. Хотя в практически любом контексте смертный приговор за литературное произведение представляется как нечто абсурдно недопустимое. Однако одобрение приговора в пользу смертной казни исходит не только от мусульман. Тот факт, что смертный приговор был вынесен за литературное произведение, - является серьезным нарушением свободы слова.

Как мне кажется, принцип независимости литературы от политического влияния имеет фундаментальное значение для цивилизации, его следует защищать от атак мстителей и сторонников цензуры.

При анализе элемента свободы в физическом понимании (отсутствие тюремного заключения)  можно опереться на историю написания романа "Что делать?"  Николая Гавриловича Чернышевского.  Автор был заточен в Петропавловскую крепость в июле 1862 года за прокламацию "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон", в которой резко критиковались положения Крестьянской реформы 1861 года. Роман"Что делать?" был написан уже 4 апреля 1863 года специальная комиссия, а затем и цензоры, прочитав рукопись заключенного, увидели в романе лишь любовную линию, что позволило Н. А. Некрасову опубликовать произведение Чернышевского в журнале «Современник». Получается, что даже формально находившись вне свободы (заточение в крепости) Н.Г. Чернышевский смог совершить акт творчества. Из этого следует , что если Бердяев имел в виду свободу в физическом понимании этого слова (присутствие заключения под стражу ), то он ошибался. Ведь акт творчества может совершаться и в заточении творца.

Проанализировав предыдущие варианты данные нами элементов свободы можно прийти к выводу, что скорее всего, Бердяев имел в виду свободу как чувство душевного состояния. Данная свобода безусловно присуща всем творцам. Ведь для совершения творческого акта необходим тот самый "душевный" полет. Автор может творить только по вдохновению, из глубины, свободно. Нельзя творить по приказу и не творить по запрету.
Вторым и третьим элементом Бердяев называет элемент дара и элемент сотворенного уже мира, в котором и совершается творческий акт. Наверное, никто не будет сомневаться в том, что элемент сотворенного уже мира является важным и неоспоримым фактом создания творческого акта.

Как мне кажется, концепцию Бердяева о создании творческого акта можно воссоздать в одном вопросительном предложении - Что стоит жизнь без творчества, творчество без вдохновения, вдохновения без свободы? Отсюда вытекает - свобода духовного творчества- вот, путем долгих размышлений мы и пришли к верному ответу. Бердяев под свободой понимал именно свободу духовного творчества.

Николай Александрович считает , что - "Творчество нужно для Царства Божьего, для дела Божьего в мире, но оно совсем не нужно для личного спасения. Или если нужно, то потому лишь, что творец оправдывается творчеством."а в дополнении вышесказанных слов Бердяев  добавляет, что - "Творчество, творческое отношение ко всей жизни есть не право человека, а долг и обязанность человека".

Таким образом, в отношении творчества Бердяев полагает, что смысл творчества человека  заключается не только в создании культурных  ценностей, но  прежде всего  в  реальном, а  не  символическом воздействии на мир. Утверждение человеком ценностей  не через  предметы культуры, а через само творческое действие личности.

Николай Александрович акцентирует наше внимание на зависимости человека от Бога, от первичной реальности, но при этом уточняет , что важна и независимость человека от мира. Творческое возвышение невозможно  без любви  сердца человека. Поэтому творчество исходит из любви и присуще каждому человеку, есть  духовное  качество, как  творящая любовь. Подлинное творчество всегда есть любовное творчество  и  творческая любовь. Сам философ высказывался о природе творчества: «Творчество  есть сфера человеческой свободы, исполненной преизбыточной любви к Богу, миру и человеку».