Чтобы помнили. Глава 1

Ольга Тинне
Не могут люди вечно быть живыми,
но счастлив тот, чье помнить будут имя.

Алишер Навои


Глава 1

   - Понимаешь, дочь, - разговаривая с Лизой, отец, как обычно, был предельно серьезен, – потери в Великой Отечественной для нашей страны огромны и толком не подсчитаны. В советские годы все замалчивалось. Когда я в школе учился, счет шел на семь миллионов, а сейчас цифры уже приближаются к тридцати, а в иных источниках - к сорока миллионам. И это не считая последующих потерь.

   - Что значит «последующих»? – спросила Лиза.

   - Например, нерожденных детей. Мужчин-то война выбила, не от кого было женщинам рожать. Бабушка моя, твоя прабабушка, вспоминала, какие красивые девушки одинокими оставались, не хватило на них женихов. А нет мужчины – нет детей. Миллионов детей. Еще потери – это умершие от ран. С ними вообще ситуация спорная. Практически у всех воевавших были ранения, часто тяжелые. Да, люди возвращались с фронта домой. Живыми возвращались. И умирали спустя год, два, пять. Их уже не считали военными потерями, но суть не менялась. Человек возвращался инвалидом либо тяжелораненым и вскоре умирал. В масштабах страны счет шел на многие тысячи. А, кабы не война, жил бы да жил. Вот так.

   Лиза внимательно слушала. Тема Великой Отечественной войны была для ее отца любимой. Много лет преподавая историю в школе, Петр Александрович углубился в нее и стремился докопаться до истины, в меру своих возможностей убрать белые пятна. Отец состоял в поисковом отряде, искал места сражений, а в Карелии их было немало. При обнаружении останков бойцов отец собирал информацию по крохам: проверял личные вещи, изучал записки в медальонах. В общем, тянул за все возможные нити. Каждый раз, когда удавалось установить личность погибшего, радовался неимоверно. Еще одним неизвестным солдатом становилось меньше.
 
   Ученики Петра Александровича ездили вместе с ним в поисковые экспедиции, сидели в архивах. Отец, будучи преподавателем от бога, умел заражать людей своими идеями. Лиза, его единственная дочь, тоже не устояла. С малых лет Лиза интересовалась историческими событиями, сначала Древнего мира, потом Средневековья. Постепенно подойдя к углубленному изучению века двадцатого, логично остановилась на Второй мировой войне, от нее плавно перейдя к Великой Отечественной. Отец, историк во втором поколении, привил дочери умение смотреть профессиональным взглядом: наиболее интересны события, провоцирующие поворот истории и сказывающиеся на ее дальнейшем ходе. Коллапса большего масштаба, чем Великая Отечественная, в России не было. Исход войны повлек изменения во всем мире. Это ли не тема для изучения? Не смотря на столь профессиональный подход, Лиза, как и ее отец, не могла абстрагироваться от тех событий и изучать их как сторонний, незаинтересованный наблюдатель. Война слишком глубоко сидела в ней. Впитавшись с рассказами родных, война казалась событием дней недавних, а ее непосредственные участники представали перед мысленным взором, стоило только закрыть глаза.   

   Часто представлялась девушка, в честь которой Лиза и получила свое, довольно редкое теперь, имя. Родная сестра бабушки Петра Александровича, Лиза Фомкина закончила школу в сорок первом году. В сорок втором она ушла на фронт добровольцем. Погибла Лиза в сорок пятом, меньше чем за четыре месяца до конца войны. Шел ей двадцать второй год.

   Вечером в гости к Лизе и ее отцу приехал брат последнего и, соответственно, Лизин дядя, Андрей. Психиатр по профессии, Андрей Александрович жил и работал в Петрозаводске. Он тоже увлекался историей, занимался историческими реконструкциями.

   Сегодня Петр Александрович позвал брата с корыстной целью, его вновь тревожила дочь. В глубине души отец винил себя в том, что Лиза так рано осталась без матери, и боялся, что неполноценность их семьи в итоге скажется на девушке. Он регулярно просил брата понаблюдать за Лизой и озвучить свои выводы.

   Вечер прошел в беседе. Когда Лиза ушла к себе, Петр Александрович метнулся к брату.
 
   - Ну, что скажешь? – спросил он.

   - Что ты опять хочешь от меня услышать? – спросив, Андрей нахмурился.

   - Твое мнение о Лизе. Она как-то очень несовременна. В социальных сетях не сидит, все книги читает. Ты много сейчас видишь таких детей?

   - Не надо драматизировать, брат, Лиза нормальная девушка. Да, не любит она сидеть «В Контакте», так что ж теперь? Ей это просто неинтересно. Она же поступает в этом году?

   - Да.

   - Ну и пусть себе читает. Дай ребенку спокойно готовиться к экзаменам.

   - Да она все о Великой Отечественной читает. Другие темы Лизу гораздо меньше волнуют.
 
   - Здесь ты сам постарался, на свои интересы внимание обрати. Положим, будет у тебя ребенок специалистом по этому периоду, чем плохо? Все равно в историки собралась. К тому же, признай, Лиза подкована в истории и смежных науках гораздо сильнее своих сверстников. Она и выглядит старше и серьезнее их, - произнес Андрей, с улыбкой поглядывая на брата.

   - Признаю. Отрицать очевидное глупо. Но все же, ты не думаешь, что отсутствие матери могло сказаться? – спросив, в волнении Петр Александрович снял очки.

   - Могло, естественно. Кстати, Лида не объявлялась?

   - Нет. Опять три месяца никаких вестей.

   - Ладно, бог ей судья. На самом деле, психикой твоей Лизаветы можно гвозди заколачивать. И таких спокойных детей я редко встречаю. Поверь мне, как специалисту, никаких отклонений у нее нет. Я тебе это раньше уже говорил и говорю снова. И опять же, нельзя назвать Лизу необщительной. Она ведь посещает свой клуб?

   - Да, конечно, - ответил Петр Александрович.

   - И фехтованием занимается?

   - Да.

   - Вот тебе еще одно подтверждение, что волноваться нечего. У Лизы просто другие интересы. 

   Лизавета действительно была одним из активных участников подросткового клуба «Гардемарин» и занималась историческим фехтованием. И то, и другое ей очень нравилось.

   Продолжение: http://www.proza.ru/2018/02/14/2176