Вторая Флоренция и функции бороды

Елеон Горчинский
Начало здесь: http://www.proza.ru/2018/02/12/1901

- Знаю, что вы преподавали в военной академии.

- 25 лет назад в Академии РВСН возникла инициатива создания факультета православной культуры со свободным посещением. Были приглашены священники, среди которых известный проповедник - отец Димитрий Смирнов, отвечавший за связи патриархии и военного ведомства. Он был ректором, я его замом.  Я хорошо помню слушателей, среди которых были, как высшие чины, так и курсанты. Многие из них впоследствии крестились, венчались, крестили детей. Интеллектуальная военная элита – люди любознательные, со многими ракетчиками-теоретиками я дружу до сих пор. Тогда уже было видно, насколько наше общество созрело для христианского просвещения. Лекции там читаются и сейчас.

- Многим не нравится сотрудничество Церкви и армии.

- Вероятно, им нравится то, что происходит на Западе, где военнослужащим разрешено вступать в однополые браки. Моральное разложение, свидетельствует история, способно уничтожить армию. Пускай эта армия американская, смысла бояться ее уже не будет. Мы же опираемся на тысячелетнюю традицию военно-церковного тандема. Всем знакомы имена Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова. Внуком священника был Георгий Жуков. Его дочь рассказывала мне, как он в своем «козлике» под брезентом, возил по полям сражений Казанскую икону Богоматери. Представители других религий, при соответствующем запросе от военнослужащих, также имеют возможность посещать воинские части.

- Кто ваши любимые писатели, какую предпочитаете музыку?

- Любимый писатель, он же - недосягаемый идеал – Пушкин, из-под камергерского сюртука которого все мы и вышли. Литературный язык – моя стихия, я привез с собой несколько книг чисто литературного содержания. «Открытие занавеса» - мои размышления о «Маленьких трагедиях» Александра Сергеевича. Книга «Мосты через реку» посвящена более чем полусотне поэтов, начиная Пушкиным, кончая Евтушенко. Всякий писатель, интегрированный в русскую культуру, так или иначе, находится в преемстве с предыдущими поколениями. Книга – мысленный диалог с Булатом Окуджавой, Владимиром Высоцким и другими известными авторами.
 
Музыку люблю классическую. У меня есть литературно-музыкальная композиция, в котором «Времена года» Вивальди перемежаются с моими размышлениями. А вообще, музыку слушаю нечасто, после работы силы остаются только на то, чтобы добраться до постели, перекреститься и лечь спать. В этом смысле тишина – это тоже музыка.
 
- Отец Артемий, у пушкинского Черномора в бороде была вся сила, а вам зачем такая длинная борода?

- Если бы мы были на обеде у английской королевы, то, желая сохранить свой фрак незапятнанным, должны были бы повязаться салфеткой. Мне же это ненужно. Когда кусочек ветчины выпадает изо рта, он застревает в бороде, из которой я его тотчас же извлекаю. (Смеется). На самом деле, ко всему можно привыкнуть. Бритвенным прибором я перестал пользоваться, став дьяконом.

- Последний вопрос. Бывали ли вы раньше на Крайнем Севере и каковы ваши впечатления от наших мест?

- Я был в районе нефтегазовых месторождений в Надыме, Уренгое, бывал в Архангельске. Север полезен, приехав в Североморск с московским насморком, я, благодаря любви и гостеприимству местных жителей, быстро исцелился. Они дали мне варенье из морошки, заварили клюквенно-брусничную фантазию и обложили палтусами. Рельеф города – вторая Флоренция, где трудился Микеланджело. Впечатляет береговая линия Баренцева моря, о котором я слышал еще на уроках географии. Вспоминая о союзниках России армии и флоте, давно желал посетить эти места. Приятно, что священниками здесь нередко становятся бывшие воины.