Разведка индейцев. Племена Юго-запада Ч. II

Игнат Костян
Индейцы Юго-запада в разнообразных формах широко использовали систему прикрытий в разведывательных целях. Под «прикрытием», как указывалось выше, могли  работать разведчики, выступавшие в роли переговорщиков,  (своего рода «дипломатическое прикрытие»).
 Агенты, которых маршрутировали в тыл противника для ведения торговли (коммерческое прикрытие).
 Агенты, выполнявшие роль «трудников» в торговых постах, фермах поселенцев,  фортах (прикрытие для работ по найму).
Например, апачи всегда, когда им нужна была передышка – отдых от военных действий, направляли в стан противника разведчиков  с дипломатической миссией. В роли разведчиков, как правило, выступали женщины апачей, но бывали и исключения из правил, когда под видом переговорщиков вместе с женщинами направлялись и мужчины из числа воинов, а также старики.
Вождь апачи-чирикауа (община чоконен) Кочиз под прикрытием переговорщика в стан противника часто направлял жену своего брата Койинтуры, которая знала испанский язык.
 Получив упреждающую информацию от шпиона Сиесты, о том, что в Ханосе людей Кочиза мексиканцы хотят отравить, вождь чоконен ушел к Фронтерасу с целью заключения мирного договора с мексиканцами в этой области. На переговоры с властями Кочиз отправил жену своего брата.
Женщина должна была довести до начальника гарнизона Габриэля Гарсиа, что чоконен стали лагерем в каньоне  Гуаделупе, а ее направили, чтобы сообщить мексиканцам о начавшейся среди индейцев лихорадке, и что, мол, заразу индейцы подхватили от выданных им пайков в Ханосе. Таким образом, Кочиз, как полагает историк Э. Суини, пытался заявить о своей лояльности мексиканцам, чтобы сдержать преследование своего бэнда со стороны жителей Соноры.
Гарсиа понял, что женщина ведет некую игру и добивается конкретной цели  – «возбудить сожаление к несчастным апачи, дабы их не трогали». Далее он поинтересовался у женщины, мол, «если вы все больны, то кто осуществляет набеги на Сонору». Ответ у разведчицы был заготовлен: «Это не мы, а наши братья из группы вождя Колчона». Это был стандартный ответ. Апачи часто сваливали вину друг на друга, и это не считалось предосудительным, а наоборот, являлось тактическим элементом для оправдания. Далее, в беседе женщины сообщила, что вожди чирикауа  ведут переговоры с американцами, которые через агента по делам индейцев в Нью-Мексико доктора Стека предлагают чирикауа вернуться в Нью-Мексико для заключения договоров, после чего индейцы будут обеспечены пайками.
Гарсиа счел последний посыл разведчицы весьма убедительным и доложил губернатору. Официальные власти северных мексиканских провинций из-за опасения заключения индейцами апачи соглашения с американцами, вынуждены  были склоняться в сторону мира с индейцами, поэтому на тот период бэнды чирикауа стоявшие у Фронтераса  и Ханоса получили долгожданную передышку, что позволило им восстановиться.
Разведывательно-дипломатическая миссия жены брата Кочиза увенчалась успехом. К тому же вернувшись в лагерь, женщина сообщила Кочизу сведения о численности солдат в гарнизоне, а также настроения  жителей Фронтераса, которые в отличие от официальных властей желали мира с апачи.
Известны также случаи, когда вожди апачи по каким-либо причинам игнорировали донесения своих осведомителей, и в результате случалась трагедия. Тому свидетельство бойня во Фронтерасе в июле 1858 года.
После совершения ряда удачных набегов, а также акций возмездия за гибель сыновей Мангаса Колорадаса, вождь чоконен Кочиз,  стал вынашивать намерения о заключении очередного мира с мексиканцами во Фронтерасе. Чоконен, дабы сохранить бэнд, не могли находиться в состоянии
войны  с  мексиканцами  и  американцами  одновременно.  Кроме того, их окружали и другие племена индейцев, с одними чирикауа враждовали исторически, а с другими торговали, приобретая оружие и боеприпасы. Проблем добавилось с момента прихода в Апачерию американцев, а точнее американской армии, которую чирикауа считали серьезным противником.
Поэтому чоконен рассматривали мир мексиканцами с целью самосохранения.
На то время во Фронтерасе под «коммерческим прикрытием» работали специально посланные Кочизом соглядатаи. Кочиз ожидал от них  сведений, касающихся обстановки во Фронтерсе в целом, а также настроений местной администрации в плане перспектив заключения мира с чирикауа. Сведений долго не поступало, но однажды, в июле к Кочизу прибыл связной от этой группы разведчиков. Он убеждал вождя, что во Фронтерасе мексиканцы готовят индейцам западню, и об этом открыто говорят простые люди.
Сонорцы действительно готовили западню для апачи. Обозленные предыдущими результатами переговоров, не принесших ожидаемого эффекта, беззащитные перед мощью индейцев, власти Фронтераса и командование гарнизона разработали план очередной резни индейцев.
В тоже время один из бэндовых вождей Колчон,  направил к Кочизу вестового с сообщением о том, что посланные во Фронтерас его разведчики, рассказывают о «благоприятном климате», мол, власти и граждане настроены миролюбиво, и ждут чоконен на переговоры для заключения мирного соглашения.
В целях проверки поступивших сведений, Кочиз направляет во Фронтерас своего проверенного разведчика – жену своего брата Койинтуры. Женщина должна была запросить мира для всего бэнда чоконен.
 Как ни странно ничего подозрительного разведчица-дипломат в действиях мексиканцев не отметила и заверила Кочиза в том, что индейцам во Фронтерасе ничего не угрожает.
 Уверенные в себе чоконен прибыли в город. Апачи вели себя надменно, ибо считали, что в мирных отношениях  на тот момент большего всего должны быть заинтересованы мексиканцы. Последние сначала выказали прибывшим индейцам массу знаков внимания, опоили их мескалем, а потом стали просто расстреливать.  Естественно,  чоконен  воспротивились  такому  отношению, и на улицах Фронтераса вспыхнула  бойня.
В  ходе этой  бойни  чоконен  понесли  существенные потери. Погибло три бэндовых лидера, двадцать три воина и десять женщин. Кочиз раз и навсегда сделал выводы в отношении мексиканцев.
 После этого случая результатами опрометчивых действий мексиканцев
воспользовались американцы, «распахнув униженным индейцам свои объятья».
Провокации, которые устраивались в отношении индейцев на переговорах, случались довольно-таки часто.  И эти провокации зачастую организовывали разведчики враждебного племени.
В опубликованных воспоминаниях индейцев апачи, последние рассказывали случай, произошедший с людьми из племени тонто.
Однажды к лагерю тонто-апачи прибыли послы из числа индейцев пима и марикопа. Эти племена традиционно враждовали против апачи и давно сотрудничали с американцами. Послы выполняли разведывательные функции. По наущению американцев они должны были убедить вождей бэнда в необходимости заключения мирных соглашений, а также отфиксировать наличие в лагере воинов тонто, способных оказать сопротивление. В ходе переговоров, выступавшие «под дипломатическим прикрытием» разведчики пима и марикопа, знавшие диалект тонто, сказали, что американские солдаты не хотят воевать и пришли к ним с миром. Более того они готовы раздать всем тонто подарки: ситец, одеяла, табак,  и много других вещей, в качестве гарантии своих дружественных намерений. «Много воинов и младших вождей согласились говорить с солдатами и получить подарки. Почти все мужчины из нашего лагеря пошли к солдатам. Главный вождь Дельшай сказал им, что будет счастлив, если все они вернуться живыми. Он никогда не доверял незнакомым людям и поэтому остался в лагере с некоторыми из мужчин», – рассказывал современник.
Во время переговоров, когда большинство вождей согласились пойти к американцам за подарками, один из послов сказал, что нет необходимости торопиться, сначала к американским солдатам отправиться он и кто-либо из воинов тонто, чтобы якобы заверить белых в том, что тонто придут с мирными намерениями. Так и сделали.
Разведчик пима, участвовавший в переговорах, достигнув лагеря солдат, развернутый ими накануне в окрестностях лагеря тонто, сообщил  солдатам численность вооруженных воинов тонто, которые намерены прийти на встречу, а также численность сторонников Дельшая отказавшихся примкнуть к основной массе племени.
Пока индейцы шли к обусловленному месту, американские солдаты подготовили им западню. Современник вспоминал: «Когда апачи вошли в лагерь солдаты выстроились в линию, с ружьями наизготовку. Они сказали индейцам сесть поодиночке, друг за другом. Разведчики пима и марикопа должны были подать солдатам условный знак, тот, кому из апачи они дадут табак первому, должен быть застрелен первым, ибо он главный. Затем солдатам надо было стрелять в других апачи, которых потом пима и марикопа, добьют ножами. Так все и произошло».
В 1865 году индейцы племени мохаве, проживавшие в долине Черепа близ форта Мохаве на реке Колорадо, поддерживали дружественные связи с горными индейцами из племени явапаев. Явапаи на то время воевали с белыми. Для того чтобы покончить с набегами явапаев, командование форта Мохаве решило заманить этих индейцев в ловушку. Основная роль в этом отводилась их союзникам индейцам мохаве.
Однажды вожди мохаве, под предлогом содействия в заключении мира между явапаями и американскими властями, направили в лагерь явапаев своих бегунов (связные) для того, чтобы пригласить вождей апачи в форт Мохаве. На Совет прибыло 35 вождей явапаев. Во время переговоров в доме Совета все вожди явапаев и были убиты индейцами мохаве.
По прошествии некоторого времени соплеменники убитых вождей, заподозрив неладное, для ведения скрытного наблюдения направили к лагерю мохаве своих разведчиков. Прибыв к месту, разведчики явапаев соорудили несколько наблюдательных точек, и обнаружили, что солдаты из форта Мохаве несколько дней назад были в лагере их союзников, и там расправились с вождями.
У явапаев созрел план отмщения, для реализации которого опять же были задействованы разведчики. Прежде чем устроить засаду на американских солдат, к форту Мохаве были направлены несколько лазутчиков, в задачу которых входило выяснить местонахождение основных сил противника. Установив, что основные силы солдат на данный момент сосредоточены между Дэйт-Крик и Кирклэнд, разведчики отправили к вождям в лагерь одного бегуна, выслушав которого вожди решили устроить солдатам засаду в этом месте.  Засаду обустроили на обочине тропы за кустарником. Как только группа солдат, среди которых находился уполномоченный по делам индейцев, приблизилась к месту засады, явапаи по сигналу вышли из укрытия и окружили белых людей. Нападавшие упрекали уполномоченного в том, что он «заключает с индейцами лживые договора», и по его вине три группы  явапаев ходившие в форт Мохаве оттуда не вернулись.  Уполномоченный просил индейцев не убивать его и приглашал прийти в форт для получения подарков, но явапаи не послушали его и хладнокровно застрелили. Такая же участь постигла и других белых кроме одного индейца, который оказался пленником из племени нападавших. Ему была сохранена жизнь.
Для ведения разведки «под прикрытием» индейцы Юго-запада, наряду с молодыми мужчинами, использовали мужчин средних лет, а также физически крепких стариков. Легендой прикрытия разведчиков, как правило, являлось желание устроиться на работу в форт за плошку супа, в качестве чернорабочих на кухню, конюшню, на заготовку дров и тому подобное. Такая форма разведки индейцами профилировалась в мирное или предвоенное время. Разведчики должны были наблюдать за маневрами военных и в час «Ч»,  и быть готовыми учинить какую-либо вредительство – порчу амуниции, конской сбруи, продуктов и тому подобное.
Старик по имени Таллака-паи-уа вспоминал, что апачи-юма (или явапаи – И.К.), которые жили возле военного поста в Дэйт-Крик, часто приходили туда, «чтобы работать на кухне или рубить лес». Их туда посылали вожди, чтобы следить за солдатами. За эту работу индейцы получали еду и одежду.  «Если это были молодые люди, то вожди обязывали их выучить английский язык, чтобы понимать, что солдаты замышляют», – отмечал Таллака-паи-уа.
 В 5-6 милях ниже этого военного поста у ручья располагалась хижина, в которой жили двое белых мужчин. Они продавали виски солдатам. Некоторые солдаты уходили туда и отсутствовали по 2-3 дня. Командиры солдат, по словам Таллака-паи-уа, когда кто-то из солдат долго отсутствовал, сразу же ставили под подозрение работников из числа индейцев, обвиняя их в убийстве солдат. Но потом пропавшие солдаты возвращались, и оказывалось, что они «по пьяни» просто заблудились, и не могли найти дорогу к посту.
Исходя из содержания рассказа видно, что индейские разведчики нанятые военными на работу в форт, находились, как говориться «под прицелом» и постоянно рисковали своими жизнями.
Случалось так, что солдаты из форта иногда даже исчезали, а потом их находили мертвыми. Погибали они от рук других индейцев, не тех, кто работал в форту. Для того чтобы индейцам из форта доказать свою  непричастность к убийству солдат, офицеры предлагали им принести «головы чужаков». Если  представлялось охотиться за соплеменниками, то разведчики, по словам Таллака-паи-уа, согласившись принести головы чужаков, уходили из форта, а потом и вовсе не возвращались, скрываясь в горах с остальными.
Но бывали случаи, когда ставка была слишком высока, чтобы покидать пост.  Однажды, разведчики (индейцы апачи-юма, работавшие в форту конюхами), которые следили за солдатами  в Дэйт-Крик, были поставлены перед фактом, добыть «головы убийц», либо самим пойти на плаху. Приходилось идти на хитрость. Разведчики отправились в горы  и принесли вещи и одежду, принадлежавшую четверым воинам апачи, которые якобы убили солдат. Но командир гарнизона не поверил им, он приказал посадить разведчиков на цепь, и поступать в последующем так со всеми апачи-юма, кто будет приходить в форт.
«Тех индейцев кого послали вожди следить за солдатами, жестоко  потом пытали, – вспоминал Таллака-паи-уа. – Их подозревали в том, что они заживо сожгли в хижине тех двоих белых, которые продавали солдатам виски».
Впоследствии  практику направления разведчиков  к  военным постам  вожди свернули, по причине участившихся боестолкновений индейцев с белыми. Целесообразность в этом отпала, поскольку риск был совершенно неоправданным. Например, когда разведчики апачи приходили в форт Макдауэл (Аризона) под предлогом устройства на работу, или  с целью приобретения выброшенных солдатами вещей (изношенной одежды), то солдаты выходили навстречу индейцам с ружьями и сажали их под арест. Если разведчики пытались бежать, то солдаты хладнокровно расстреливали их. «Однажды несколько индейцев, которых послал вождь наблюдать за солдатами в лагере ниже шахтерского поселка, пришли туда, и не успели даже ничего сказать, как солдаты схватили их и отрезали им головы, а трупы сожгли», – рассказывал позднее Таллака-паи-уа.
В 1873 году тонто-апачи находились на грани голодной смерти и вынуждены были поставить свой лагерь на реке Верде, где также находился  и военный пост американской армии. Территория, где находился лагерь тонто, считалась резервацией этого племени, которую индейцам выделило американское правительство.
Вождь тонто Дельшай никогда не доверял белым, и для того чтобы хоть как-то контролировать ситуацию в среде солдат, приобрел там осведомителя. В форту работала женщина тонто, которую еще в детстве захватили враждебные апачам индейцы племени пима. Эта женщина была замужем за скаутом по имени Арчи Маклинтон, который также работал в форту. К сожалению, имя этой женщины позабыто, но некоторое из ее дел на поприще индейского шпионажа стали достоянием истории.
К середине лета 1873 года Дельшай получил от женщины-шпиона информацию, о том, что власти намерены упразднить резервацию тонто на реке Верде и переселить тонто в резервацию Сан-Карлос. Более того, она сообщала, что генерал Крук осведомлен о том, что люди Дельшая вооружаются и готовятся покинуть резервацию, в связи с чем, приказал военным готовить арест Дельшая. К тому же, шпионка вождя тонто  рассказала, что военные на случай возможного бунта апачей отправили гонцов в лагеря пима и марикопа. Дельшай понимал, что пима и марикопа союзники американцев, и если военные их вызвали, то резни не избежать.
Для того чтобы осуществить побег из резервации индейцам требовались лошади, которых военные содержали в конюшнях форта. Чтобы завладеть лошадьми индейцам требовалось скрытно проникнуть в форт.
В одну из ночей 18 воинов и 24 женщины общины Дельшая тайно покинули ранчерию (место дислокации лагеря индейцев на территории резервации – И.К).  Оставшаяся часть индейцев из числа молодых воинов для отвлечения внимания солдат должны были бить всю ночь в барабаны, показывая тем самым, что жизнь в лагере индейцев идет обычным образом.
Семеро же разведчиков во главе с Дельшаем пробрались в форт и увели оттуда лошадей.  В этом им посодействовала женщина шпион. По условному сигналу Дельшая она отвлекла внимание одного из часовых у ворот форта, благодаря чему Дельшай с разведчиками беспрепятственно добрались до конюшни.
Когда часовой охранявший конюшню, отошел от ворот и направился в другую сторону, индейцы без шума  заползли внутрь и также без шума стали выводить лошадей. Таким образом, они благополучно добрались до реки и лишь на переправе дали себя обнаружить. Часовой открыл по индейцам огонь, но было уже поздно, апачи  исчезли в темноте и к утру были уже высоко в горах. На следующий день остальные тонто, которые оставались в лагере, чтобы бить в барабаны, последовали за соплеменниками.