Начало строительства социалистической культуры 191

Равиль Байбурин
В первые же дни Советской власти по указаниям В. И. Ленина и под его непосредственным руководством началась большая работа по развёртыванию культурного строительства.

Советская власть решила сделать образование, науку, культуру достоянием всего народа.

•    В январе 1918 года В. И. Ленин говорил:

 «Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого – просвещения и развития. Теперь же, все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием…»

Культурно-воспитательная деятельность стала одной из важнейших функций Советского государства.

* * *

Культурным строительством в стране ведал Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) РСФСР.
Он был образован по декрету II Всероссийского съезда Советов.
        Народным комиссаром по просвещению был утверждён Анатолий Васильевич Луначарский.
Поручая Луначарскому эту ответственную работу, Центральный Комитет партии учитывал его разносторонние знания, огромную эрудицию во многих областях общественных наук.
Наркомат просвещения РСФСР был наделён очень широкими функциями:
 -   дошкольное воспитание,
-   средняя и высшая школа,
-   профессионально-техническое обучение,
-   ликвидация неграмотности,
-    культурно-просветительская работа в массах,
-   библиотечное и издательское дело,
-   управление наукой, литературой  и всеми видами искусства.

На руководящую работу в Народный комиссариат по просвещению были направлены также Н. К. Крупская, М. Н. Покровский, П. К. Штернберг, М. И. Лепешинский, Ф. Н. Петров и другие известные общественно-политические деятели и учёные.
Наркомпрос начал свою деятельность в трудных условиях:
-   отсутствовали необходимые кадры,
-   не было никакого опыта,
-   недоставало средств.
Высшие и средние чиновники старого министерства народного просвещения объявили саботаж. Только низшие служащие заявили о своей готовности поддерживать мероприятия Советского правительства.

•    А. В. Луначарский в своих воспоминаниях писал:
 
«Согласовать большевистскую власть с чиновниками министерства народного просвещения оказалось невозможным. Решено было отправиться на приступ мрачного дома, откуда расходилась паутина высоких царских чиновников-пауков, великих, по выражению Щедрина, мастеров народного затемнения. Решено было, что же поделаешь! выгнать оттуда все чиновничьи сонмы... и постараться потом постепенно заполнить образовавшуюся пустоту нашей медленно растущей и, увы, далеко не совершенной коллекцией «квалифицированных сил».

Преодолевая большие трудности, Советское правительство осуществляло культурное строительство.
Советское государство превратило во всенародное достояние все очаги культуры: школы, клубы, библиотеки, театры, музеи, картинные галереи, - открыло свободный доступ в них всем желающим.
 Миллионы людей приобщались к достижениям культуры и науки.
 
1. Культурно-просветительская деятельность большевиков.

 Во время Гражданской войны сложилась целая система культурно – просветительных заведений, приспособленная для проведения политической линии большевистской партии.
Всеми вопросами культурной жизни на местах занимались отделы народного образования губернских и уездных Советов.
 В проведении массовой политической работы среди населения участвовали также:
-    политорганы Красной Армии,
-   профсоюзы,
-   комсомол,
-   женотделы партийных комитетов.
 Важная роль принадлежала учителям.

* * *

В первые годы существования Советской власти самое широкое распространение получила устная агитация.
Она проводилась на митингах, собраниях, рабочих и крестьянских беспартийных конференциях. Там обсуждались наиболее важные вопросы политической жизни, выступали с докладами и лекциями коммунисты, разъяснявшие политику Советской власти.
 Особенно большое значение придавалось пропаганде в народе декретов Советской власти, которые В. И. Ленин рассматривал как «призыв к массам, призыв их к практическому делу».
Блестящие примеры агитационной работы показывали Артём (Ф. А. Сергеев), В. П. Затонский, Д. З. Мануильский, Г. К. Орджоникидзе, Г. И. Петровский, Н. А. Скрыпник, В. Я. Чубарь и другие.
По мере укрепления Советской власти, по мере приобретения рабочими и крестьянами собственного политического опыта изменялись формы и масштабы массовой агитационной и пропагандистской работы.
На фабриках и заводах, в деревнях среди крестьян проводились:
-    беседы,
-  лекции и
-   доклады на научно-популярные и общественно-политические темы.
Наряду с этим широкое распространение получили такие массовые формы политической и культурно-просветительной работы, как:
-    митинги-концерты,
-   политические диспуты,
-   вечера вопросов и ответов.
Они неизменно собирали многочисленную аудиторию.
Для участия в них привлекались лучшие пропагандистские кадры, артисты.

В политическом воспитании масс, в повышении их общеобразовательного и культурного уровня огромную роль играла партийная и советская печать.
В стране налаживалась издательская деятельность.
 Массовыми тиражами выпускали популярную политическую литературу.

* * *

В это время появлялись новые, рождённые революцией, культурно-просветительные учреждения:
-  Клубы (партийные, рабочие, крестьянские, солдатские,  профсоюзные, молодёжные).
Они становились центрами политической и культурно-просветительной работы.
 В клубах проводились собрания и митинги, читались лекции и доклады по различным вопросам, ставились спектакли, организовывались концерты, работали кружки. При них открывались библиотеки.
 Клубы привлекали большое количество людей.
-  Дворцы труда, культуры.
-  Народные дома.
-  Библиотеки.
Местные Советы при активной помощи трудящихся принимали меры для сохранения библиотек, принадлежащих ранее помещикам и буржуазии, организовывали новые библиотеки, на что отпускались необходимые средства.
-  Избы-читальни.
 Они были опорными пунктами просветительской работы среди крестьянства и пользовались большой популярностью в деревне.
Избы-читальни, как правило, содержались на средства самого населения и возникали по его инициативе.
-  Сельбуды (крестьянские дома) и т.п.

•    Н. К. Крупская писала:

«Каждый завод, каждая фабрика заводила у себя библиотеку, нанимала своего библиотекаря, заводила свою школу, свой клуб. Вся эта культурно-просветительная работа велась с большой энергией самими рабочими. То же самое наблюдалось и в деревне».

Кроме того большевики создавали мобильные средства политической агитации:
-  агитпоезда;
-  агитплощадки;
-  агитпароходы.
Они совершали поездки по прифронтовым и тыловым губерниям.
Их коллективы организовывали лекции, концерты, митинги.
 А также  печатали и распространяли брошюры, открытки, листовки, газеты, политические плакаты.
И плюс - демонстрировали кинофильмы.
Агитационно-инструкторский поезд «Октябрьская революция», который воз¬главлял М. И. Калинин, за четыре поездки по стране в 1919 году побывал в 15 губерниях, 36 уездных городах, 70 волостях и сёлах.
Коллектив агитпарохода «Красная звезда» во главе с Н. К. Крупской, совершая поездку по Волге, посетил 93 населённых пункта, в том числе 6 губерн¬ских городов, 21 уездный город, заводы Сормова, Ижевский, Боткинский, Мотовилиху и около 40 сел и деревень. За время рейса было проведено 202 митинга, дано 195 киносеансов, которые посетили 225 тысяч человек.
Насколько тщательно готовились агитпоезда и как они совершали свои рейсы, можно показать на примере агитпоезда «Красный казак». Он был направлен в 1920 году на Дон и Кубань, только что освобождённые от деникинцев.
В год предстоящей поездки в курских железнодорожных мастерских всю зиму расписывали поезд московские художники, украшали вагоны карикатурами, рисунками, лозунгами.

•    Один из иностранных журнали¬стов, часто посещавших в те дни мастерские, отмечал:

 «Мы смотрели аги¬тационный поезд... Сразу завладел он нами могучей силой революционных идей. Эта сила яркими красками изображена прекрасно... Агитационные поезда делают чудеса. Они революционизируют миллионы людей, яв¬ляются мощным орудием массовой пропаганды и просвещения, словом, художественным образом, кинематографом и музыкой».

В апреле 1920 года «Красный казак», нарядный, ярко раскрашенный, укомплектованный богатой библиотекой, множеством грампластинок (300 штук астрономическая цифра для того времени), разнообразными филь¬мами, двинулся наконец из Москвы на Дон и Кубань.
 И всюду, где бы ни останавливался «Красный казак», в Ейске или Армавире, Новороссий¬ске или Новочеркасске, он привлекал массу народа своим праздничным оформлением вагонов, внушительной афишей киносеансов, выступлениями агитаторов.
Каждая его остановка была для местных жителей событием. Они узнавали новости из пер¬вых рук, знакомились с декретами Советской власти.
Рабочий день в агитпоезде начинался рано. Ответственные представи¬тели наркоматов, агитаторы спешили на митинги, читали лекции, разбира¬ли жалобы. Учили, проверяли, помогали, направляли работу местных Со¬ветов. И сами учились на местном опыте.

Большевикам не было равных в агитационной работе.

2. Образовательная политика большевиков.

Дореволюционная школа, как известно, была построена на принципах:
-    сословности,
-   национального угнетения и
-   неравноправия мужчин и женщин в получении образования.
Сама школьная система была крайне сложной и запутанной.
Она была построена таким образом, чтобы лишить детей рабочих и крестьян возможности получения ими среднего и высшего образования.
На все учебные заведения распространяла своё влияние церковь.
Особенно притеснялось население национальных окраин.
Так, среди киргизов грамотные составляли 0, 6%, среди таджиков 0, 5%, туркмен 0, 7%, узбеков 1, 6% и т. д.
Не имели своей письменности 48 национальностей.
Искусственно сдерживалось женское образование...

* * *

В основу практической деятельности Советской власти в области народного образования легли положения, изложенные В. И. Лениным в работе «Материалы по пересмотру партийной программы», написанной ещё в апреле-мае 1917 года.
Это:
-    право населения получать образование на родном языке,
-   отделение церкви от государства и школы от церкви,
-   бесплатное и обязательное общее и политехническое образование для всех детей обоего пола до 16 лет,
-   бесплатная государственная помощь учащимся учебными пособиями, пищей и одеждой,
-   широкое привлечение населения к делу народного образования.

•    Как считает С. Г. Кара-Мурза:

«Школа – главный государственный институт, который «создаёт» гражданина и воспроизводит общество. Это – консервативный «генетический аппарат» культуры.
…Главная задача буржуазной школы – воспроизведение классового общества, и такая школа в принципе есть школа двойная. Она состоит из двух «коридоров», которые расходятся уже в начальной школе. Один формирует элиту, другой – человека массы. Школа для элиты общеобразовательная, она основана на университетской культуре и даёт целостное знание в виде дисциплин. Школа для массы основана на «мозаичной» культуре и даёт так называемые «полезные» знания. Резко различаются методики преподавания и уклад обоих «коридоров» школы.
Советская школа стала формироваться как единая общеобразовательная, вся основанная на университетской культуре и ставящая своей целью воспроизводство народа, а не классов. Это была невиданная социальная роскошь, которая с трудностями и частными неудачами, была предоставлена всему населению СССР».

* * *

Огромное внимание уделялось борьбе с неграмотностью – одного из тяжелейших наследий прошлого.
В стране безграмотной, говорил В. И. Ленин, построить коммунистическое общество нельзя.
А в России царское самодержавие оставило тяжелое наследие - в то время  более 2/3 населения было неграмотным.

•    В. И. Ленин ещё в 1913 году писал:

«Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, страны в Европе не осталось ни одной, кроме России».

Для того чтобы привлечь трудящиеся массы к активной, сознательной политической жизни, пробудить у них чувство ответственности за великое дело строительства социализма, нужно было научить их элементарной грамоте.

•    В. И. Ленин говорил:

 «Безграмотный человек стоит вне политики,  его сначала надо научить азбуке. Без этого не может быть политики...».

Поэтому Коммунистическая партия поставила ликвидацию неграмотности на первый план всей политико-воспитательной работы среди трудящихся.
Через несколько дней после Октябрьской революции Наркомпрос опубликовал обращение.
 В нём он провозгласил задачу – в кратчайший срок добиться всеобщей грамотности населения путём введения обязательного бесплатного обучения.
 
А 27 декабря 1919 года Ленин подписал декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР».

•    В нём говорилось:

«В целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны Совет Народных Комиссаров постановил: 1) Всё население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию».

Тем, кто обучался грамоте, рабочий день сокращался на два часа с сохранением заработной платы.
Через полгода была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.
По всей стране широко развернулось движение за овладение грамотой.
Одолеть букварь, познать грамоту было нелегко.
 Но учились миллионы рабочих и крестьян охотно.
Кончался трудовой день – они шли в библиотеки, красные уголки, клубы, избы-читальни, чтобы участвовать в «громкой читке» газет.
Садились за парты и столы и, водя пальцем по строчкам первых советских букварей, читали по складам: «Мы не рабы. Рабы не мы».

Одной из форм приобщения масс к знаниям явились народные университеты.
Это были школы для взрослых, создаваемые самими трудящимися при помощи местных органов власти.
Они ставили своей целью политическое просвещение и общее развитие слушателей.
В этих учебных введениях наряду с изучением русского языка и арифметики учащиеся получали знания по общественным и естественным наукам.
В число слушателей этих школ зачислялись преимущественно рабочие и крестьяне.
Народные университеты были организованы в Москве, Петрограде, Костроме, Смоленске, Астрахани, Ярославле, Саратове и многих других городах.
Наряду с народными университетами широкое распространение в первые месяцы Советской власти получили:
 -   рабочие общеобразовательные и профессионально-технические курсы,
-   школы взрослых,
-   культурно-просветительные кружки.
Они сыграли огромную роль в политическом просвещении и повышении культурно-технического уровня трудящихся.

Благодаря усилиям Коммунистической партии и Советского госу¬дарства, активному участию самого населения к концу 1920 года в стране насчитывалось около 41 тысячи школ и пунктов ликвидации неграмотности для взрослых, в которых обучалось 1157 тысяч человек.

 Всего же в стране за 1917 - 1920 годы ликвидировало свою неграмотность около 7 миллионов человек, в том числе 4 миллиона женщин.

Это было значительное достижение Советской власти, которого она добилась в исключительно сложных условиях ожесточённой Гражданской войны и экономической разрухи.
Перед сотнями тысяч крестьян, рабочих, ремесленников, до революции обречённых на безграмотность, открывался путь к овладению приобретениями цивилизации.

* * *

В ведение Наркомпроса перешли все школы, в том числе и частные.
Большую заботу проявило Советское правительство также о народном учителе.
В конце 1917 года учителям была значительно повышена заработная плата.
 Среди них развернулась большая политико-воспитательная работа.

Сразу была начата реформа образования, узаконенная в 16 октября 1918 года Декретом ВЦИК.
Им были утверждены:
-    «Положение о единой трудовой школе Российской Социали-стической Федеративной Советской Республики» и
-   «Декларация о единой трудовой школе».

Общественно-полезный труд становился основой школьной жизни.
Надлежащее место отводилось физическому и эстетическому воспитанию.
Единая трудовая школа основывалась на таких педагогических принципах, как уважение личности ребёнка, воспитание сознательной дисциплины в коллективе.
  Вводилось бесплатное обязательное образование детей в возрасте от 7 до 16 лет.
 Вводилось совместное обучение мальчиков и девочек.
  Вводилось преподавание на родном языке.
  Предусматривалось дошкольное воспитание детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Вместо ранее существовавших гимназий, реальных училищ, церковноприходских и земских школ была создана единая трудовая школа 2-х ступеней:
-   первая – для детей от 8 до 13 лет (пятилетний курс),
-   вторая – для юношей и девушек от 13  до 17 лет (четырехлетний курс).

Обучение сочеталось с трудовым воспитанием.
 В школах открывали столярные, слесарные и другие производственные мастерские.
В деревне ученики работали на пришкольных земельных участках.
Советское правительство расширило сеть школ, особенно в национальных районах.
Следует сказать, что единую трудовую школу приходилось создавать в чрезвычайно трудных условиях.
 Так, инспектор Наркомпроса в своём отчете о состоя¬нии школ в Хамовническом районе Москвы отмечал, что общее недоеда¬ние, отсутствие одежды, обуви и других предметов первой необходимости ощущалось детьми, так же как и взрослыми, несмотря на особое внима¬ние, уделявшееся подрастающему поколению Советской властью. Можно сказать, говорилось в документе, что не будь в школе завтраков, то она совсем бы опустела.
В отчёте Оренбургского губернского отдела народного образования (конец 1919 года) указывалось, что работа школ проходила при полном отсутствии книг, руководств, материалов, инструментов, что школы размещались большей частью в тесных, неприспособленных зданиях, где нет возможности организовать трудовые процессы и даже ввести горячие завтраки.
Ещё сложнее было работать по созданию единой трудовой школы в тех районах, где происходили военные действия или территория которых - подвергалась оккупации.
Так, пагубно отразился на жизни школ Воро¬нежской губернии набег банд Мамонтова и Шкуро осенью 1919 года, когда вся губерния в течение месяца находилась в их власти, а южные районы до января 1920 года. В результате этого набега одни школы были разбиты, разорены до основания, другие остались без учителей, третьи без книг, без пособий, без топлива.
После изгнания белых с Дона там остались только остовы разрушен¬ных школьных зданий, поломанное оборудование; не было учителей, бумаги, книг, учебных пособий.
 
•   Вот как работали сельские школы:

«У каждого ученика была дощечка, выструганная, а иногда и покра¬шенная. Висела она через плечо на веревке. Писали и тотчас же стирали, не давая времени закрепиться зрительному образу. Лица, руки, одежда были в мелу. Мел тонкой пылью носился в воздухе, оседал плотным слоем на полу, на партах... букварей не было... Всякий клочок печатной бу¬маги, отрывок газеты все использовалось в целях обучения».

Огромные усилия Советской власти позволили расширить в стране сеть школ и увеличить число учащихся в них.
Если в 1914/15 учебном году в дореволюционной России насчитывалось 105 524 школы, в которых обуча¬лось 789 6249 учащихся, то в 1920/21 учебном году количество школ в Советской Республике достигло 118 398, а число учащихся в них возросло до 978 099 человек.

Государство частично обеспечивало школьников бесплатными питанием, одеждой, обувью и учебниками.
 Тогда же была предложена долгосрочная программа развития народного образования, которая и выполнялась в течение всего советского периода.
Эта программа, определившая черты, так называемой советской системы образования, возможно, лучше всех других выражает суть Советского государства.
Советская власть основное внимание уделяла социальному реформированию школы, подчинению её задачам «коммунистического воспитания».
 

3) Процессы в высшей школе.

В августе 1918 года Ленин подписал декрет о новых правилах приёма в вузы:
-   В первую очередь принимались рабочие, беднейшие крестьяне и их дети.
-   Женщины уравнивались в правах с мужчинами.
-   Была отменена плата за обучение.
-  Нуждающимся студентам выдавались государственные стипендии и бесплатные общежития.

Чтобы помочь рабочей молодёжи готовиться к обучению в высшей школе, в конце 1919 года при высших учебных заведениях начали открывать рабочие факультеты (рабфаки).
Приём на рабфаки производился по путёвкам партийных и профсоюзных организаций, исполкомов Советов.

Несмотря на крайнюю бедность, Советское государство выделяло значительные средства на строительство высшей школы.
Было создано много новых университетов, высших технических, педагогических и других учебных заведений.
 В 1920/21 учебном году в стране имелось 244 вуза (в 1914 году – 91).
 А число студентов по сравнению с дореволюционным временем возросло почти вдвое.

Таким образом, в 1917 - 1920 годах в области просвещения произошли положительные сдвиги.
Была уничтожена старая система, складывалась новая.
 За эти годы сотни тысяч детей и  взрослых самостоятельно или в школах и кружках ликбеза получили элементарное образование.

4.   Наука.

Научно-технические кадры понесли ощутимые потери за время войны и революции.
Многие их них сочли целесообразным не бороться с большевиками. А помогать им, чтобы уменьшить отрицательные результаты их деятельности и увеличить положительные.
 
Советский строй с самого начала включал науку в качестве важнейшей производительной и духовной силы.
С самого начала государственная идеология создала в массовом сознании очень высокий престиж науки.
Уже в 1918 году была заложена основа советской системы организации науки.

Советское государство сохранило и сделало Академию наук главным ядром всей системы.
Научная политика Советского государства в первые годы его существования очень показательна.
 
Советское государство в эти тяжёлые годы выделяло крупные средства на:
-   ор¬ганизацию широкой сети научно-исследовательских учреждений,
-   разви¬тие фундаментальных и прикладных направлений науки,
-  разви¬тие  эксперименталь¬ной базы научных исследований,
-   подготовку кадров.

А)   Было организовано большое число экспедиций.
Самая значительная из них – в районе Курской магнитной аномалии – не прекращала работы даже в зоне боевых действий.

Б)   В 1919 – 1923 годах Комиссия по улучшению быта учёных организовала снабжение учёных особыми пайками.
 Это предотвратило возможное в условиях революции и Гражданской войны прекращение развития русской науки.

В)   За 1918 – 1920 годы было создано 20 специализированных отделов Комиссии Академии наук по изучению естественных производительных сил России (КЕПС).

Г) В годы Гражданской войны был разработан знаменитый план электрификации России (ГОЭЛРО).
Этот первый в нашей стране единый государ¬ственный план развития экономики разрабатывался по инициативе В. И. Ленина.
Владимир Ильич придавал исключительно большое значение этому плану.
Он назвал его «второй программой партии».
В. И. Ленин самым тесным образом связывал план ГОЭЛРО с восстановлением народно¬го хозяйства, повышением культуры и образования трудящихся.
Он го¬ворил, что восстановление промышленности не может быть на старой почве: её нужно восстановить на почве современной техники. Это значит электрификация промышленности и подъём культуры.
В подготовке плана при¬няло участие более 200 ученых и инженеров во главе с Г. М. Кржижанов¬ским.

Д) Только в 1918-19 гг. было организовано 33 научно-исследовательских института.
 Среди них:
-   Прикладной химии (академик Курнаков),
-   Радиевый (академик Вернадский),
-  Платиновый (академик Чугаев),
-   Географический (академик Ферсман),
-   Оптический (профессор Д. С. Рождественский).
-  Ленинградский фи¬зико-технический институт, руководимый А. Ф. Иоффе.
- Центральный аэрогидродинамический институт в Москве, возглавляемый Н. Е. Жуков¬ским и С. А. Чаплыгиным.
 -  биологической физики,
-  экспериментальной биологии,
- гидрологический.

 В 1919 году была создана государственная Академия истории материальной культуры.

* * *

В исключительно сложных условиях, переживая голод и холод, ра¬ботали учёные в годы иностранной военной интервенции и Гражданской войны.
 Не хватало специального оборудования, подсобного мате¬риала, вспомогательного персонала и т. д.
Несмотря на это, передовые деятели науки и техники самоотверженно выполняли свой долг перед Родиной.
В феврале 1919 года в про¬мёрзшем полутёмном Петрограде собирается Первый съезд советских физиков.
В июне 1920 года в Саратове проходит Всероссийский селекционный съезд, на котором с изложе¬нием новых основ теории изменчивости вы¬ступает молодой учёный профессор Н. И. Вавилов.
«Большая физическая аудитория была полна до отказа. Сидячих мест не хватало, и люди стояли тесно, плечом к плечу в проходах. Когда он кончил, зал на какой-то миг замер, а потом разразился овацией».
Так при¬ветствовали делегаты и гости съезда науку, поставленную на служ¬бу народу.
Не покладая рук работали учёные И. П. Павлов, В. И. Палладии, А. И. Бах, В. Л. Комаров, Н. Д. Зелинский, А. П. Карпинский, Н. С. Курнаков и многие другие.

•    В одном из своих писем А. М. Горький, характеризуя работу учёных в труднейшие годы Гражданской войны, отмечал:

 «С каким скромным ге¬роизмом, с каким стоическим мужеством творцы русской науки пережива¬ли мучительные дни голода и холода, видел, как они работали, и видел, как умирали. Мои впечатления за это время сложились в чувство глу¬бокого и почтительного восторга... Я думаю, что русскими учёными, их жизнью и работой в годы интервенции и блокады дан миру великолепный урок стоицизма и что история расскажет миру об этом отрадном времени».

С горячим призывом трудиться на благо Советской страны обратился к деятелям науки К. А. Тимирязев.

•    Другой видный учёный профессор В. М. Бехтерев в одном из своих выступлений говорил:

«На переломе истории нельзя стоять на перепутье и ждать нужна воля к действию, к строительству и созидательной работе, и для нас, научных деятелей, которые всегда отдавали свои силы на служение чело¬вечеству, не должно быть колебаний. Мы должны отдавать себе отчёт, будем ли мы с народом, который, завоевав себе свободу, хочет строить своё будущее сам и зовёт нас соучаствовать в этом строительстве... Мы должны поэтому стре¬миться к тому, чтобы сократить по возможности время разрухи, отдавая всю сумму наших знаний и все умение на созидательную работу в настоя¬щих условиях страны на пользу народа».

-  Каждое утро отправлялся читать лекции в МВТУ основоположник современного самолётостроения Н. Е. Жуковский.
 Когда стал вопрос о развёртывании научных исследований, он вместе со своим учеником, ставшим всемирно известным авиаконструктором, А. Н. Туполевым принёс в ВСНХ проект создания института гидро- и аэродинамики.
 Не дожидаясь, пока будет подготовлено помещение, учёный отвёл под него часть своей квартиры и приступил к делу.
Созданный в 1918 году под руководством профессора Н. Е. Жуковского Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) сыграл ведущую роль в развитии советской авиации.

-  Группа учёных под руководством академика Н. Д. Зелинского разработала способ получения авиационного бензина из тяжёлого солярового масла и керосина, что имело большое практическое значение.

-  В 1918 году под руководством выдающегося учёного М. А. Бонч-Бруевича в Нижнем Новгороде была создана радиолаборатория, которая впервые стала проводить опыты радиовещательных передач.

-  В 1918 году под руководством И. М. Губкина началась разведка нефти и газа между Волгой и Уралом.

-   В 1919 году группа учёных и инженеров, возглавляемая академиком П. П. Лазаревым, широким фронтом развер¬нула работу по изучению Курской магнитной аномалии, открыла большие залежи железных руд.

-   В 1920 году под руководством академика А. Е. Ферсмана началось геологическое  изучение природных богатств Кольского полуострова.
 Там были открыты громадные залежи хибинских апатитов, из которых впоследствии стали производить минеральные удобрения.

-   Советская власть предоставила широкие возможности для научного творчества выдающемуся биологу, преобразователю природы И. В. Мичурину.

-   Большая поддержка оказывалась великому учёному К. Э. Циолковскому, который разработал теорию ракетных двигателей и межпланетных сообщений.

Принимая меры для развития науки, Советское правительство по¬стоянно заботилось об улучшении условий жизни и труда учёных.
 В де¬кабре 1919 года на заседании Совнаркома под председательством В. И. Ле¬нина было принято постановление «Об улучшении положения научных специалистов».

•    В этом важнейшем государственном документе было ука¬зано:

 «В целях сохранения научных сил, необходимых для социалисти-ческого строительства, для поднятия производительности народного хо-зяйства и культуры, а также наиболее целесообразного обеспечения нужд рабоче-крестьянской обороны Совет Народных Комиссаров постановляет:
Предоставить усиленное довольствие наиболее выдающимся спе-циалистам тех отраслей, которые являются существенными для разреше¬ния указанных выше задач.
Освободить этих специалистов от всякого рода повинностей (тру-довой, военной и т. д.), не имеющих отношения к их научным занятиям.
Создать для научной работы этих специалистов жилищные условия, обеспечивающие их минимальными, безусловно для такой работы не-обходимыми удобствами».

В целях проведения в жизнь данного постановления Совнаркома была создана Петроградская комиссия по улучшению быта учёных.
Возглав¬лял комиссию А. М. Горький.

5.  Литература.

Революция поставила перед каждым деятелем искусства вопрос:
С кем он?
С революционным народом или против него?

Художест¬венная интеллигенция по-разному встретила революцию:
- Одна часть не приняла её, была настроена откровенно враждебно и покинула родину.
-   Другая, хотя и осталась в стране, чётко не представляла себе целей и за-дач революции, не понимала происходящих событий, занимала выжида¬тельную позицию.
-  Те, кто сразу отдал свои силы служению народу, со¬ставляли немногочисленную группу.
 Среди них родоначальник пролетар¬ской литературы М. Горький, талантливые писатели и поэты В. Брюсов, А. Серафимович, А. Блок, В. Маяковский, выдающиеся деятели русско¬го театра В. Немирович-Данченко, К. Станиславский, Е. Вахтангов, известные скульпторы М. Андреев, И. Шадр (Иванов), баталист М. Гре¬ков, живописец и график И. Бродский и другие.

* * *

В годы Гражданской войны в области художественной литературы появляется ряд значительных произведений, проникнутых пафосом рево¬люционного героизма.
Таковы:
 -   Пьеса В. Маяковского «Мистерия-буфф» (1918), его поэма «150 000 000» (1920).
Своими стихами и плакатами он призывал трудящихся на смертный бой с буржуазией, международным империализмом.
-   Поэма Александра Блока «Двенадцать» (1918).
-   Полные революционного пафоса стихи В. Брюсова.
-  Острые, проникнутые духом борьбы за дело рабочего класса басни, памфлеты и песни Демьяна Бедного.
Они воодушевляли советских воинов на борьбу с интервентами и белогвардейцами.
-   Героизм рабочих и крестьян на фронте и в тылу показывает в своих произведениях Александр Серафимович.
-   С революционными стихотворениями высту¬пают Н. Асеев, Э. Багрицкий, С. Есенин и другие поэты.
-   Свои первые произведения опубликовали Дмитрий Фурманов, Михаил Светлов, Лидия Сейфуллина, Всеволод Иванов и другие писатели.

В августе 1918 года организовалась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП).

6.   Театральное,  музыкальное  и  хоровое  искусство.

В 1917 – 1920 годах произошли существенные изменения в театральном поприще.
С целью установления жёсткого контроля за репертуаром при театральном отделении Наркомпроса в 1918 году создаётся репертуарная секция.
В её составе работали А. А. Блок, Н. Бахтин, В. Мейерхоьд, К. Чуковский.
В тяжёлые годы Гражданской войны партия большевиков и Советское правительство стреми¬лись создать условия для развития театрального искусства.
26 августа 1918 года СНК принял декрет «Об объединении театрального дела», предусматривавший национализацию театра.  То есть, театры со всем их имуществом объявлялись национальным досто¬янием.
Партия принимала меры к перевоспитанию представителей старой театральной интеллигенции, помогала росту молодых кадров, стремилась превратить театр в орган коммунистической пропаганды, усилить его политико-просветительные функции, создать подлинно народный театр.

•    О новой роли театров и настроениях передовых представителей театраль-ной общественности рассказывал в своих воспоминаниях выдающийся
режиссёр, один из создателей МХАТа К. С. Станиславский:

«Театр получил новую миссию: он должен был от¬крыть свои двери для самых широких слоёв зрителей, для тех миллионов людей, которые до того времени не имели возможности пользоваться куль¬турными удовольствиями... Мы очутились в беспомощном состоянии при виде нахлынувшей на театр громады. Но сердце билось тревожно и радост¬но при сознании огромной по важности миссии, выпавшей на нашу долю».
 
Создание нового театра, приход в него трудящихся масс сопровождал¬ся идейной перестройкой старых театров, пересмотром их репертуара, иным, чем прежде, подходом к принципам истолкования сценических об¬разов.
 И советский театр делает первые шаги по пути утверждения социалистического реализма.
 Наряду с пьесами Островского, Чехова, Шиллера, Шекспира, Гюго и других классиков в театрах шли новые постановки. В них делались попытки показать революцию, борьбу народных масс против внутренних и внешних врагов, отразить подвиги героев Гражданской войны.

* * *

Появляется особый тип театра - массовые представления на улицах и площадях городов с участием зрителей.
Например, 1 мая 1920 года на пор¬тале Фондовой биржи в Петрограде была представлена массовая инсцени¬ровка «Мистерия освобождённого труда». В ней участвовали большой оркестр, актёры театров и цирка и более 2 тысяч красноармейцев.

В эти годы возникают новые профессиональные театры:
-   Только в Москве в 1918 году работало 45 профессиональных театров.
-   В 1918 году в Петрограде при участии М. Ф. Андреевой, А. А. Блока, М. Горького, А. В. Луначарского был основан Большой драматический театр.
Его представителем и литературным руководителем стал А. А. Блок.
Спектакли ставили режиссёры Н. Н. Арбатов, Р. В. Болеславский, А. Н. Лаврентьев, оформляли художники А. Н. Бенуа, А. В. Добужинский, В. А. Щуко. Музыку для театра писали композиторы Б. В. Асафьев, Ю. А. Шапорин, а в спектаклях играли Н. Ф. Монахов, В. В. Максимов, В. Я. Софронов и другие.
-   В 1920 году открываются сту¬дия Вахтангова, Театр РСФСР, Театр революционной сатиры и другие.

 Начинали создаваться национальные театры:
-    В 1920 году на Украине был открыт Театр имени Ивана Франко,
-  в Чебоксарах начал свою деятельность 1-й чувашский национальный театр,
-  в Уфе открылся 1-й башкир¬ский театр.

* * *

Бригады артистов выезжали на фронты Гражданской войны.
В народных домах, на массовых митингах с большим успехом выступали прославленные артисты: Мария Ермолова, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова и другие.
В 1920 году Советское правительство по инициативе В. И. Ленина учредило почётное звание – Народный артист республики.
Это звание было присвоено замечательным артистам – М. Н. Ермоловой, Л. В. Собинову, А. В. Неждановой, К. С. Станиславскому и другим.

* * *

С победой Октябрьской революции были созданы все необходимые условия для широкого развития музыкального искусства и музыкаль¬ной культуры народа.
 На основе специального декрета, подписанного В. И. Лениным в ноябре 1917 года, были национализированы оперные театры.
 В июне 1918 года были объявлены государствен¬ными Московская и Ленинградская консерватории, а в декабре музы¬кальные школы и издательства.
Передовые композиторы старшего поколения и представители моло¬дёжи активно включаются в пропаганду русской реалистической музыки.
В острой борьбе против формализма, модернистских влияний и вульгаризаторских извращений начинает складываться советская музыкальная культура.
В годы гражданской войны широкий размах получает массовая кон-цертная работа, развивается музыкальная самодеятельность.

Появляются песни о революции и Гражданской войне:
-    «Марш Будённого» Дмитрия По¬красса,
-   «Проводы» («Как родная меня мать провожала... ») Д. С. Васильева-Буглая и другие.

7.   Изобразительное искусство.

В огне Гражданской войны погибло много художественных ценностей: картин, скульптур, памятников, архитектурных ансамблей.
Вместе с тем были созданы новые произведения, несшие на себе печать времени.
Значительное развитие в годы Гражданской войны получает изобра-зительное искусство.
Широко распространенной её формой, прежде всего, являются агитационно-политические плакаты.
Они выпускались Государ¬ственным издательством, Политическим управлением Реввоенсовета Рес¬публики, отделениями издательств на фронтах, филиалами РОСТА в крупных городах.
Отличительная черта советского плаката тех времён  конкретность, лаконичность, злободневность.
Плакаты в яркой, доступной форме доносили до широких масс лозунги Коммунистической партии, звали к беспощадной борьбе с врагом, внушали веру в победу тру¬дящихся.
Большой популярностью пользовались военные плакаты:
-    Д. Моора (Д. С. Орлова) «Ты записался добровольцем? » (1920), «Врангель еще жив, добей его без пощады»,
-   В. Дени (В. И. Денисова) «Антанта под маской мира» (1920) и другие.
Серьёзную мобилизующую и воспитательную роль играли «Окна сатиры РОСТА», созданные в 1919 году художниками-реалис¬тами вместе с Владимиром Маяковским и Демьяном Бедным.
Они откли¬кались на самые насущные вопросы дня, на события на фронтах и т. д.
В плакатах тех лет получили отражение темы борьбы с голодом, болез¬нями, пережитками прошлого в быту и т. д.
Политические плакаты звали народ на борьбу с интервентами и белогвардейцами, разоблачали врагов революции, призывали к героическому труду в тылу.

8. Советский план монументальной пропаганды.
 
    В 1919 – 1920 годах началось осуществление большевистского плана монументальной пропаганды.
    В мае 1919 года был опубликован Декрет СНК УССР «О снесении с площадей и улиц памятников, возведённых царям и царским приспешникам».
       Взамен рекомендовалось открывать памятники выдающимся революционерам.
       Во многих городах были открыты памятники Марксу, установлены бюсты Ленина, Энгельса, Свердлова, Розы Люксембург.
      Одновременно уничтожались установленные до революции монументы, многие из которых были настоящими произведениями искусства.

* * *

Первые шаги в годы Гражданской войны делало советское киноискус¬ство.
27 августа 1919 года был обнародован декрет СНК «О переходе фотогра¬фической и кинематографическсй торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению».
Он узаконил национализацию кинематографа.

В то тяжёлое время не было ещё возможности создавать большие кинофильмы.
Главным образом снимались кадры хроникального характера.
 Основное внимание уделялось съёмкам боевых действий на фронтах Гражданской войны.
Создатели фильмов и те, кто им помогал, работали в слож¬ной обстановке, нередко подвергая себя опасности и проявляя боевой энтузиазм.

•   Вот как описывал один из эпизодов фронтовых съёмок оператор Э. К. Тиссе:

«...Мне было поручено снимать наступление наших войск на Керчь, где засели количественно превосходящие, вооружённые англо--французскими интервентами белогвардейские части. Для съёмок мне пре¬доставили отбитый у противника потрёпанный трофейный танк (своих у нас ещё не было). Танк шёл впереди наступающих красноармейцев и красно¬флотцев. Он содрогался от выстрелов, но водитель вёл его хладнокровно в самую гущу боя, изредка спрашивая меня, хорошо ли все видно. Танкист, наблюдавший за моей работой, кричал мне: «Больше снимай, чтобы все знали, как сражаются большевики».

Снимались и другие важные события в жизни нашей страны - съезды партии и Советов, революционные праздники, парады Красной Армии и т. д.
С 1917 года по 1920 год было заснято около 30 документальных фильмов, в которых нашёл воплощение образ В. И. Ленина.
 Всего в 1918 – 1920 годах было выпущено более 200 хроникальных кинолент.
Среди них:
-    «Вскрытие мощей Сергия Радонежского»,
-   «Петроград на страже революции»,
-   «На Красном фронте» и другие.

С 1920 года контроль за киноискусством стал осуществлять Отдел агитации и пропаганды при ЦК РКП(б).

* * *

Как мы видим, в 1917 - 1920 годах были достигнуты заметные успехи в области культурного строительства, хотя военная обста¬новка и хозяйственная разруха в стране сдерживали темпы этой работы.
В эти годы довольно интенсивно проводилась работа по ликвидации неграмотности, как на фронте, так и среди гражданского населения.
Осу¬ществлялся переход к новой, советской системе народного образования.
Началась работа по перестройке высшей школы и созданию социалисти¬ческой интеллигенции.
Претворялся в жизнь ленинский план мобилизации науки на службу социализма.
Закладывались основы советской литературы и искусства.
 С учётом обстановки совершенствовали формы и методы своей работы культурно-просветительные учреждения.