Разведка индейцев. Принципы ведения разведки

Игнат Костян
Совершенно иная концепция шпионажа была характерна для племен Юго-запада американского континента.
Индейские войны этого региона  вначале колонизационного периода представляли активные боевые действия, которые периодически вели племена между собой. Важным инструментом их военной концепции была разведка по формам и принципам несколько отличающаяся от выше рассмотренных нами индейских шпионских практик.
Большинство индейцев Юго-запада, постоянно находилось в состоянии напряженного ожидания и бдительно следило за тем, чтобы не подвергнуться неожиданному нападению. Для реализации данного замысла были необходимы разведчики – люди, способные неусыпно проявлять бдительность и использовать свои умения и навыки в целях безопасности остальных членов племени. Они патрулировали территорию, являлись дозорными, бегунами (вестовыми), связниками, а также работали под прикрытием на постах, в городах и фортах белых людей.
Страх перед нападением врага, несущим смерть и разграбление, был постоянным фактором повседневной жизни индейцев Юго-запада. Именно из-за страха быть застигнутыми врасплох индейцами региона приобретались разведывательные навыки, благодаря которым они становились более искусными в деле ведения войны и рассматривали противника как добычу.
«Их знания страны, их способность к наблюдению и вычислению, их осторожность, выносливость, способность позаботиться о себе в любых обстоятельствах – все эти качества позволяли им казаться какими-то высшими существами из другого мира. Удивительно, но наши солдаты не могут поймать их – обычных подобных себе людей», – так характеризовал разведчиков апачи офицер 10-го кавполка лейтенант Шипп.
В отличие от белого человека, индейцы Юго-запада не имели тщательно разработанной разведывательной, и тем более, шпионской доктрины, ориентированной как у белых людей не только на период военного времени, но и на мирное время. У индейцев этого региона не было шпионской стратегии, и они поверхностно, с точки зрения современного понимания разбирались в шпионской тактике. Если целью шпионажа у белого человека  являлось навязывание противнику своей тайной игры, то есть принятия им невыгодного для себя решение, то для индейцев юго-запада, шпионские практики являлись всего лишь инструментом наблюдения за противником. Для чего? Для того чтобы отстоять то жизненное пространство, на котором они проживали и за редким исключением расширить его, захватив чужие охотничьи угодья, даже в том случае, если племя вело исключительно оседлый образ жизни.
 Индейцам приходилось неоднократно переносить поселение на новое место туда, куда они считали нужным. И прежде перемещения всего племени, «в страну далече» направлялись соглядатаи, которые выясняли там, так сказать «оперативную» обстановку. После анализа информации представленной соглядатаями, вожди при благоприятном раскладе,  принимали решение о перемещении (перекочевке) всего племени.
Разведывательная деятельность индейцев Юго-западного ареала обитания  строилась на следующих стратегических и тактических принципах.
– принцип упреждения противника, то есть своевременное выявление  угроз для племени;
– принцип осведомленности;
 «Знай своего противника или умри», – говорил вождь навахо Мануэлито своему разведчику.
– принцип взаимодействия и координации, подразумевал согласованность общих усилий разведчиков, которые вели наблюдения за противником;
 Например, разрозненные локальные племенные группы апачи кочевали по обширной территории, и для того, чтобы вождям  поддерживать   связь между собой, необходимо было координировать действия разведчиков, высылаемых в дозор или бегунов (вестовых-связников), целью которых являлось непрерывное наблюдение за противником и своевременное информирование вождей о его передвижениях.
– принцип импровизации, то есть для разведывательной практики индейцев Юго-запада нехарактерно использование некоего единого шаблона. Каждый разведчик при выполнении задания поступал исходя из обстановки. Для каждого индейского разведчика был характерен свой почерк, например, в скрытном передвижении на местности, в способах маскировки. Одним словом каждый уважающий себя разведчик проявлял творчество, как говорится, импровизировал. Поэтому индейские разведчики  Юго-западного ареала имели славу «неуловимых призраков». Более того их методы ведения разведки отличались между собой.  У апачи были одни методы, у пима, марикопа, опата, мохаве, навахо – другие.
– принцип внезапности;
 «Индейские разведчики, – писал лейтенант Шипп, в своем дневнике, – появлялись внезапно из ниоткуда, и также внезапно исчезали в никуда», то есть совершали неожиданные, непредвиденные для противоборствующей стороны действия по времени, месту, масштабам, составу и способам применяемых, неизвестных противнику сил и средств, что позволяло заставать его врасплох и способствовало достижению успеха.
– принцип целенаправленности, разумности, и практической полезности предполагал наличие определенной цели, ради которой и организовывался весь процесс добывания информации. Полученные результаты индейцы использовали в практической деятельности в ближайшей, либо отдаленной перспективе. Для индейцев Юго-запада характерно то, что они никогда не распыляли усилия разведчиков на решение бесполезных, несвойственных для них задач и проблем;
– принцип дезинформирования, пожалуй, один из основополагающих принципов  разведывательной стратегии «юго-западников». «Верить нашим  краснокожим осведомителям до конца никогда нельзя, – говорил генерал Карлтон, – ибо они плуты и лжецы. Их вожди специально наущают их лжи, и все для того, чтобы ввести нас в заблуждение. Убедившись, что обман сработал, они всегда извлекают пользу для себя. Передайте капитану Хэмблу, чтобы немедленно прогнал из форта тех двух стариков-переговорщиков апачи. Пусть передаст им мой ответ, только сдача на наших условиях и никаких мирных переговоров».
– принцип скрытности или конспирации  в действиях;
Этот тактический принцип для индейских разведчиков являлся незыблемым правилом, которое они соблюдали в ходе ведения разведки. Неприемлемым для разведчика считалось состояние «привыкания к опасности». Если разведчик пребывал в таком состоянии, он, в конце концов, терял бдительность, что в свою очередь могло навлечь бедствие на остальных членов его племени, поэтому он всегда помнил об ответственности. Ни один индейский связной не должен был знать ничего сверх того, что ему необходимо было знать для того, чтобы доставить нужную информацию, и в особенности он никогда не посвящался вождем без крайней необходимости в единый замысел того или иного мероприятия. Конспирация для индейских разведчиков – это требования направленные на сохранение в тайне сведений,  утечка которых могла нанести ущерб племени.
– принцип оригинальности мышления;
Это тактический принцип тождественен стратегическому – принципу импровизации. Повторять тот или иной разведывательный способ для разведки у племен Юго-западного региона, означало совершать ошибку. Ранее совершенный способ считали индейцы так или иначе уже известен противнику, который сделал необходимые выводы. Поэтому индейский разведчик должен работать на опережение в мышлении противника, у него должно быть развито воображение, но он не должен был им слишком злоупотреблять. Вот, почему эффективно идти по следу индейцев апачи могли только индейцы апачи, а никто либо другой.  Вот, почему вождь тонто-апачи легендарный Дельшай, всегда боялся разведчиков пима и марикопа, имевших навык скрытно и незаметно подбираться к лагерям апачей, ибо разведчики пима и марикопа никогда не повторялись в своих действиях, то есть проявляли оригинальность мышления.
– принцип естественности;
Разведчик попадая во враждебный лагерь должен вести себя естественным образом, то есть сообразно обстановке или говоря профессиональным языком «легенде прикрытия». Племена Юго-запада профилировали «легендирование» тогда, когда вождям необходимо было получать информацию из стана противника систематически, будь-то военный форт или торговый пост. С этой целью к объекту разведустремлений  (форты, фактории, станции, шахтерские поселки и др.) направлялись разведчики под видом попрошаек, желающих устроиться на заготовку дров, скотниками и тому подобное. Данный принцип требовал, знания разведчиком этнических особенностей, а также психотипа того народа, среди которого разведчику приходилось действовать. Стоит отметить, что в этом плане преуспевали разведчики апачи, навахо, явапаи, которые были хорошо знакомы с традициями и морально-нравственными устоями белого общества, ведь многие из индейцев Юго-запада по воле судьбы воспитывались среди белых людей и с детства усваивали культуру белого человека.
– принцип недоверия;
Например, разведчик мохаве не доверял никому, даже тому, кто считался союзником его племени, и никогда, не будь на то разрешения вождя, не передавал информацию союзнику, даже если это обуславливалось стратегической необходимостью или просто элементарной целесообразностью. В этом плане разведчики мохаве, да и других племен Юго-запада, повсеместно декларировали полный цинизм, холодный расчет, и опору на собственные силы и возможности.
– принцип разумной достаточности, характерен не только для индейских вождей – организаторов разведдеятельности, но и разведчиков-исполнителей. Это принцип обуславливался точным определением того минимума сил и средств, необходимым для проведения той или иной разведывательной акции. Например, такие вожди апачи как Кочиз, Мангас Коларадос, Викторио, Нана, Джеронимо (в меньшей степени) никогда не требовали от своих разведчиков лишнего. Они всегда знали, что может сделать в тех или иных условиях разведчик, а чего он сделать не может, где будет оправдан их риск, а где нет.
 Помимо вышеуказанных принципов, определяющих разведывательную стратегию и тактику, у индейских племен Юго-запада можно выделить ряд управленческих принципов, то есть совокупность норм управления, соблюдая которые вожди или военные лидеры формировали, поддерживали и развивали необходимые условия, достаточные для успешной деятельности своих разведчиков.
Разумеется, вся разведдеятельность индейских племен указанного региона зиждилась на принципе единоначалия, при котором разведчик всегда подчинялся тому вождю, который его направлял, не Совету и не группе вождей из числа знати, как это можно видеть у племен восточного ареала, а только вождю. Если лидером был Кочиз то Кочизу, если Викторио – то только ему.
Нельзя сказать, что набеги, походы или рейды индейцев Юго-запада осуществлялись хаотично и импульсивно как это может показаться на первый взгляд,  если ознакомиться с рядом литературных источников. Нет, всякий набег за лошадьми или скотом, а также рейд с целью мщения или военный поход, а также процесс урегулирования военного конфликта, вождями планировался, и огромная роль в этом отводилась разведчикам. Таким образом, принцип планирования в индейской разведке предусматривал своевременность действия, его обоснованность, конкретность, целенаправленность, оптимальность эффективность и гибкость.