Крупным планом - 3. Капитан Пётр Ханахбеев

Алевтина Крепинская
За свою жизнь
мне посчастливилось встретить
много интересных людей,
о которых я хочу рассказать.

= = = = = = = = = = = = = = =
Один из таких замечательных людей - Пётр Кузьмич Ханахбеев,
оставивший незабываемый след в моей жизни.
= = = = = = = = = = = = = = =


В Азовском море можно встретить теплоход-буксир «Пётр Ханахбеев». Человека, именем которого назван теплоход уже нет более двадцати лет. И никто из работающих на этом судне не знал его. Не знал, но слышал о нём, как о замечательном человеке.

А мне повезло. Именно повезло, знать его хорошо и работать с ним вместе.

C Пётром Кузьмичом Ханахбеевым я работала  вместе в Таганрогском морском порту, я начальником отдела  коммерческой и грузовой работы, а он капитаном порта. Впервые увидела его на второй день моей работы в порту. Тогда я ещё не была начальником отдела, была просто инженером,    а начальником был Виктор Тихонович Алексеев. Пётр Кузьмич пришёл к нему.
 
У моего бывшего шефа Виктора Тихоновича не было  в порту друзей, и ни с кем он не общался, кроме, как по делам. Но, Пётр Кузьмич был исключением. Его  он безгранично уважал и только с ним  мог разговаривать на темы, не касающиеся работы. А поговорить им было о чём. И один и другой отличались обширнейшим кругозором. Мне очень  нравилось, когда Капитан  приходил в наш кабинет.  Тогда я, притаившись в уголочке, и делая вид, что чем-то занята, слушала, о чем они говорят. Какие только темы не обсуждают эти два умнейших человека! Это и события в мире, и то, что и как было в древности, и какие изменения ждут землю в будущем. Слушать их интересно. Вот когда и зачем они изучали нашу галактику? Планеты, звезды и созвездия, тоже одна из тем их разговора. Слушала их, и понимала: как мало я знаю.

Капитана порта любили все в порту. И не только в порту. Его знали капитаны многих судов и, заходя в наш порт, обязательно привозили для него какой-либо необычный сувенир. И это нельзя назвать подношением. Делалось это очень искренне. Я любила бывать в его большом кабинете, заставленном множеством уникальных вещей. Здесь раритеты, которые можно рассматривать часами. В основном, всё связано с морем. Есть старинные приборы с затонувших кораблей, есть деревянные большие бруски, находившиеся в воде тысячи лет и сейчас больше похожие на металлические, есть уникальные старинные картины неизвестных авторов и тоже на морскую тематику, есть множество фотографий начала 20-го века, в которых запечатлена история нашего порта. Не рабочий кабинет, а настоящий музей. Пётр Кузьмич как-то даже предлагал сделать в порту музей, сетовал, что уже не молодой и беспокоился о сохранности своих уникальных экспонатов.  Не поддержали это его начинание. А он не зря беспокоился. После его смерти, а на работе он был до последнего дня, всё из кабинета исчезло неизвестно куда. Временно исполнял обязанности капитана его заместитель, а к  назначению нового капитана порта, кабинет уже был пустым. 

На самом деле, не только кабинет у Петра Кузьмича был уникальный, он и сам человек уникальный. В порту не было никого, кто бы его не любил. Также, с любовью и он относился к людям. И каждый думал, что Петр Кузьмич именно к нему относится по-особенному, выделяя из всех. Я тоже так думала, пока не поняла, что для него все люди особенные. Не знаю, сколько ему было лет на момент нашего знакомства, скорей всего возраст был пенсионный, но это не чувствовалось. Он был активен, многим интересовался и многое знал. Вот такой интересный человек мне повстречался!

После перевода моего Шефа начальником ВОХР, как он говорил, в сторожа, Пётр Кузьмич не перестал заходить ко мне в кабинет. Теперь он уже беседовал со мной. Мне это нравилось, его обширные знания по многим вопросам меня удивляли, но  он никогда не подчёркивал своего превосходства, и мне не было стыдно перед ним, если я чего-то не знала.

В память о нём, у меня на дачке растёт виноград «Русский конкорд». Это он давал мне лозу для посадки.

А у моей сотрудницы Людмилы Ивановны хранится стихотворение, написанное им в её день рождения. Тогда, на огромном листе, состоящем из четырёх ватманов, моя дочь нарисовала дружеские шаржи на некоторых портовиков, а каждый из них возле своего шаржа написал поздравление Людмиле Ивановне. Я помню, как Пётр Кузьмич сказал: «Три дня писал. Хотел, чтобы красиво было». И такое у него было отношение ко всему.

Вскоре после смерти Петра Кузьмича в конце восьмидесятых годов, порт закупил новый буксир и дал ему имя этого замечательного человека. Теперь теплоход «Петр Ханахбеев» можно встретить в Азовском море.

Для нового поколения портовиков это легендарный, но незнакомый человек. А мне посчастливилось знать его лично.