Сила слова Ч. 3 гл. 25

Марина Давтян
В тот год весна наступила раньше, чем обычно, вокруг все цвело и запахло весной. Лед с реки сошел быстро, вода в ней стала теплой и, как говорили монахи, “веселой”. Я спросил разрешения у Отца Иоанна, если мне можно искупаться в реке.
Удовольствие, которое я испытал от плескания в кристально-чистой теплой реке, такой ласковой и живой, наполнило мое тело не только энергией свежести, но и особым наслаждением для души. Но, на каком-то энергетическом уровне я чувствовал, что чего-то мне не хватает, казалось нечто не завершено. Как-будто я не полностью очистился, не умылся до конца. Это странное чувство, частично умытого, поселилось во мне и я не мог понять – что же это?


В тот день Отец Иоанн зашел ко мне днем, много раньше, чем обычно. Он был чем-то озабочен, хотя его глаза, как всегда “излучали” доброту, лицо улыбалось, но было заметно внутреннее беспокойство.
-Ну, как наши дела, сын мой?  
- Прекрасно, отец Иоанн, спасибо… Вы, чем-то обеспокоены?
- Я видел мою матушку сегодня ночью во сне, видно скоро встречусь. Скучаю я сильно по ней… и по отцу, и по сестре. Слишком долго я живу на этом  свете, маленько задержался! - он усмехнулся.
- Отец Иоанн! Не сочтите за бестактность – как вы относитесь к смерти?
- Мне кажется, ты хочешь спросить боюсь ли я смерти?

На  миг он замолчал, глубоко вздохнул и продолжил.
– Если когда-нибудь, кто-то скажет тебе, что он не боится смерти, не верь! Только у каждого этот страх разный, как и сама смерть. Человек, не верящий в Бога верит, что это конец, не видать ему больше света Божьего, своих родных и близких, лежать ему в холодной могиле и т. д. Для такого человека это и впрямь конец, тупик и повод для крайнего отчаяния и животного страха. Для человека верующего – это  не конец, а новое начало. Но и в этом случае страх присутствует, поскольку все, что не изведано раньше, покрыто тайной и зависит от степени прощения Бога, от Его милосердия конкретно к данному человеку, которому придется пройти этот путь
одному, а не держась за руки с кем-то… ведь тоже страшно?

Если спросишь меня, в чем мой страх, то отвечу: никто, даже святые и праведники не могут быть абсолютно уверены, что будут прощены. Я сильно уповаю на милосердие и человеколюбие Отца Небесного, который обещал всем тем, кто поверит в Христа, обретет покой, будет прощен и удостоится вечности. Он обещал всем нам это спасение в Священном Писании. Иоанн Богослов свидетельствует: “Сие же написано, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя, имеем Жизнь во Имя Его. “

Смерть – это великое таиство, это рождение человека из земной, временной жизни в вечность, а земная жизнь – лишь подготовка к ней. Человек создан для вечности.
Вот, что говорит святитель Игнатий:<<Смерть – это  казнь бессмертного человека, которой он поражен преслушанием Бога. Смертью болезненно рассекается и раздирается человек на две части и отдельно существует Душа его.>>

Я все это тебе рассказываю, сын мой, не для обретения ужаса, а для того, чтобы ты знал – что это не конец. Верить в Бога – это не значит только верить в Его существование. Верить в Него - это значит, верить всему, о чем Он с нами говорил, о чем наставлял, что обещал, о чем предупреждал. Если я скажу тебе – верь мне, это ли не означает – доверься мне, положись на меня, ведь так?
- Отец Иоанн! Мне не совсем понятно, как человек после смерти может претерпевать мучения, если у него уже нет физического тела?

- Когда прекращается ви’дение телесными очами, начинается ви’дение духовное.
Душа, выйдя из тела, вступает в новую форму существования, однако не теряет ни память, ни способности мыслить и чувствовать. Она уходит в другой мир, отягощенная грузом ответственности за свою жизнь, неся в себе память о ней. В притче о Страшном Суде Царь не спрашивает людей, ходили ли они в церковь, соблюдали ли посты, подолгу ли молились, но спрашивает, как они относились к ближним. Дела милосердия, совершенные или несовершенные человеком в жизни оказываются главным критерием на Суде. Бог будет судить всех: но, если христиане будут судиться по Евангелию, то неверующие – “по закону совести”, написанному в их сердцах. Несмотря на неестественность смерти, она допускается Богом, чтобы зло не стало бессмертным !

- Но, ведь не всегда смерть – это мучение?
- Все зависит от того, как она приходит: она может быть врасхлоп пришедшей страшной гостьей туда, где бурно и радостно, только что, текла жизнь; она может быть утешительницей, когда приходит к человеку после долгих и тяжких телесных страданий. Наконец, она может быть Божьим посланием, прилетевшим за человеческой душой тогда, когда совершил человек на земле свое делание. Она приходит по
разному, но что общее в ней – это то, что она всегда представляет из себя что-то новое. И только одна вера в Христа, в Христа живого и животворящего, чрез Себя и в Себе смертью поправшего смерть – единственная сила для верующего, чтобы открытым взором посмотреть в лицо смерти и несокрушимой силой победить ее!

Отец Иоанн молча гладил свою седую бороду.
- Вольтер всю жизнь боролся с религией, с Богом. Однако последняя ночь его жизни была ужасна. Он умолял врача:<<Заклинаю вас, помогите мне, я дам вам половину своего имущества, если вы продлите мою жизнь хотя бы на полгода.>> Он хотел пригласить священника, но его свободомыслящие друзья не позволили это сделать. Умирая Вольтер кричал:<<Я покинут Богом и людьми! Я пойду в ад! О, Христос! О, Христос!>> В ответ на предложение отречься от диавола он ответил:<<Теперь не время наживать себе новых врагов.>> Сестра милосердия, француженка писала:<<Я служила медсестрой у смертного одра Вольтера. За все богатства Европы я не хочу видеть другого умирающего безбожника – это было нечто ужасное. Очевидно, что смерть Вольтера гораздо красноречивее, чем его жизнь, свидетельствует о существовании Бога.>>

 Отец Иоанн снова вздохнул, покачал головой и грустно улыбнулся.
– Я знавал в свое время некого Александра Осипова, из Ленинградской духовной Академии, который скандально отрекся от веры. Его личная секретарша вела дневник  болезни и записывала последние распоряжения Осипова. 4 октября 1967 года она записала в дневнике :<<Невозможно смотреть на это издевательство смерти. Он кричал, обезумев – “Я был там!.. Я был там !” Где "там", если Осипов ни в  какое “там” не верил ?
- Означает ли это, что все они видели ад?

- У Достоевского, старец Зосима, духовный наставник Алексея Карамазова, говорит: <<Что - есть ад? Страдание о том, что нельзя больше любить!>> Если Любовь – есть Бог, значит ад – есть место, где нет Любви, т.е. там полное отсутствие Любви – Бога. Любовь – Бог, что является для праведных в раю источником блаженства и утешения, то для грешников в аду становится источником мучения, так как осознается непричастность Ей. Мучимые в геенне, поражаются мечом Любви. Человеку не уместна мысль, что находящиеся в аду лишены Божьей Любви.
В нашем мире, даже для человека не верящего  в Бога, всегда есть возможность обратиться к Нему. Даже в этом грешном мире человек, на подсознательном уровне, чувствует Его присутствие везде, даже, если нет Бога в его сердце. Нам не понятно ощущение полного, абсолютного отсутствия Бога. Его вездеприсутствие заложено  в нашей генетической  памяти, еще со времен наших первозаветных родителей. Я знавал людей, которые не особенно спешили стать верующими, или каяться, думая, что всегда успеют, ведь Бог всегда рядом, грубо говоря, всегда под рукой. Если мы смогли бы это представить, хотя бы понять приблизительно, что это такое – абсолютное, безусловное, окончательное отсутствие Бога там, где мы пребываем, то уверен, никто и никогда, ни при каких обстоятельствах, не грешил бы. Это мучение и есть раскаяние, однако раскаявшегося никто не слышит!


Пока Отец Иоанн говорил со мной, я слушал и думал, какое счастье и какая удача, что судьба привела меня на этот скит, дала мне такой уникальный  шанс познакомиться с таким мудрым, редким человеком, как Отец Иоанн, тем самым предоставив мне исключительную возможность не только приобщиться к вселенской мудрости, но и найти путь для лечения моей больной души.

- Отец Иоанн! Рассуждая о смерти, вы говорили о том, что этот путь мы должны пройти сами. А как-же Ангелы или Ангел-Хранитель? Они разве не с нами?
- По этому поводу Василий Великий пишет:<<Всякая душа, оставшаяся, за укорение во зло, без защиты Ангела-Хранителя, предается на разграбление врагам и на
попрание>> Т.е., если человек – это храм, где пребывает душа, частица Бога, то враг – это диавол, мородер, грабящий этот храм и святотатствующий в нем. Когда одного благочестивого старца члены одной семьи спросили, почему в их жизни постоянные ссоры, скандалы и разлад, старец ответил:<<Вы своими грехами прогнали ваших хранителей, а вашим поводырем по путям жизни стал лукавый.>>
Ты  знаешь, сын мой, в IV в. был такой святой Павел Препростой, он имел дар видения. Однажды во время службы он увидел монаха с мрачным лицом, душой озлобленной, будучи окружен бесами. А его Ангел-Хранитель следовал за ним, в отдалении, со слезами. После службы он увидел, что лицо монаха радостно, Ангел-Хранитель поддерживает его за руку, а бес, не смея приблизиться, плелся позади и рыдал. Когда мы  грешим, мы теряем Благодать Божью. Бесы постоянно что-то нашептывают людям и те начинают  грешить: клевещут, ссорятся, воруют и дальше по списку.

- Отец Иоанн! Расскажите пожалуйста то, о чем не говорится в Библии, о поздних свидетельствах.
- Про Василия Блаженного ты, конечно, слышал. Свидетели, простые люди, рассказывали, что проходя мимо домов, где жили люди благочестивые, в чьих сердцах была любовь, Василий улыбался и иногда бросал камни в углы тех домов. На вопрос, почему он это делает, Василий отвечал:<<Я радуюсь святости таких домов, а камнями я отгоняю бесов, которые не могут находиться в доме и, поэтому сидят на его стенах >>. А иногда, проходя мимо домов, где жили люди злые, безбожные, где занимались непотребством или пьянством, Василий горько плакал и обнимал углы таких домов. Касательно этого он говорил:<< Святые Ангелы-Хранители наши, приставленные к нам Богом для нашего хранения, не терпя всего этого, не могут пребывать в том доме и сидят на углах снаружи дома в скорби и унынии. Я приветствую их и прошу умолить Господа о спасении тех людей>>. Ангел-Хранитель – это ангел, приставленный Богом всякому человеку при крещении, для охраны и помощи в добрых делах, если мы не прогоняем его своими проступками, как дым разгоняет пчел.

- На какой срок человеку дается Ангел-Хранитель? Куда он уходит после окончания нашей жизни?
- В Писании говорится “от святого крешения, от Бога дарованного ми вовеки”, т.е. от крещения и до окончания жизненного пути, “в страшный же час смерти неотступен буди ми”. Он сопровождает душу умершего на его пути в загробную жизнь. И на Страшном Суде Ангел-Хранитель будет предстательствовать пред Христом, моля о прощении хранимого им человека, и в случае прощения, становится последнему неразлучным другом в вечности.
Если бы не были приставлены Ангелы-Хранители к людям, тогда демоны истребили бы весь род человеческий, ибо злоба их к людям безмерна и зависть их к человеку не имеет пределов. А суть ненависти демонов к человеку заключается в том, что человек сотворен по образу Божию и предназначен к наследию вечной жизни в единстве с Богом, на место падших ангелов.


 Мы услышали стук в дверь моей кельи и наш разговор прервался. Отец Иоанн вышел на несколько минут, о чем-то тихо поговорил и вернулся.
- Что-то мы с тобой сегодня, сын мой, припозднились!
- Ну, что вы, Отец Иоанн! Я готов вас слушать до рассвета! Вы даже не представляете, что дает мне общение с вами!
- И? Что дает?
- Отец Иоанн! Уже прошло много месяцев с тех пор, как я здесь, у вас. Я искренне хочу креститься и, поверьте, это  мое  добровольное желание и, ни в  коем случае, не желание сделать что-то в угоду вам. Если бы я не желал этого от всей души, то не обмолвился бы и словом. Впрочем, и вы, ни разу не  спросили меня об этом.
- К Богу, нельзя идти иначе, чем по доброй воле, Он зрит в сердце. Его не обманешь!
- Отец Иоанн! Вот уже долгое время, как я мучаюсь некоторыми вопросами.
- Поделись со мной, сын мой, - он нахмурил свои пушистые брови и, сосредоточившись приготовился меня слушать.

- Скажите, почему вы никогда не называете меня по имени? Вы ни разу не спросили имена всех тех, о ком я вам и только вам, рассказал.
- Сын мой! Все эти имена ведает Бог! Ты и сам ни разу не называл их по имени, что я буду спрашивать? Ты, пройдя муки совести, не сломался, не озлобился, все эти годы заботился обо всех, кого ты любишь, причем инкогнито. Настоящяя благотворительность не подразумевает благодарности. Уверен, в своих молитвах ты упоминаешь их имена. А тебя, я не звал по имени, ожидая ту благую весть, о которой  ты известил меня только-что  – буду обращаться к тебе по твоему крещенному  имени.

- Я все время думаю, почему жених моей любимой не назвал моего имени в той предсмертной записке?
- А, на этот вопрос ты получишь ответ, если не в этой жизни, то после нее, сын
мой. Предположений  может быть много. И мое, может быть неверным. Но узнав тебя поближе, мне видится, что он верил в твою преданную любовь к своей избраннице. 
- Вы знаете, чем дольше я здесь пребываю, тем больше осознаю, какова сила слова. Одно, глупо вырвавшееся слово, подпитанное неконтролируемой энергией злобы, обернулось трагедией для самых дорогих мне людей и вырвало мою жизнь с корнем, швырнув и меня заодно на обочину моего существования. Отец Иоанн! Как вы думаете, когда-нибудь я могу заслужить прощение ?
- Сам Господь обещал, если искренне покаялся – ты прощен!
- Не сочтите то, о чем я вам скажу, проявлением гордыни, но я точно знаю – я сам себя никогда не прощу!

- И правильно, сын мой! Если простишь, то потихоньку начнешь себя оправдывать, со временем, не без помощи лукавого, оправдаешь себя полностью и душа твоя снова окажется в плену зла. Не казни себя, но и не забывай содеянного, чтобы не повторить. Это и есть глубинное покаяние – не забыть о содеянном и не повторить той же ошибки ни при каких обстоятельствах. Запомни, твоя слабая сторона – это может быть беспричинная, непредсказуемая злость, влекущая  за собой необдуманно брошенное  слово. Человечество по-разному относится к слову: дипломаты говорят, язык дан человеку, чтобы лгать; философы, чтобы говорить глупости; лжецы, чтобы скрывать истинные намерения; женщины, чтобы говорить слова любви. Человек использует слово не заботясь о последствиях и не ведая, что за этим стоит: лгут, сквернословят, проклинают, клевещут, сплетничают, угрожают, унижают, оскорбляют, обижают. По закону бумеранга в ответ идет ненависть, зависть, уныние, страх, равнодушие, ярость, злость и, как правило, долго не проходящая обида. А это, уже хронические тяжелые заболевания. Вот тебе и закон греха – один грех порождает другой.

- А иногда, слова могут и убить… как в моем случае.
Отец Иоанн продолжил говорить, сделав вид, что не услышал моих слов.
- И так, без конца, не ведая, что на этом пути они посылают болезни своим родным и близким, наносят удары, от которых не каждый может увернуться ...
 Отец Иоанн резко остановил свою речь и сменил критический тон на проникновенную, нежную интонацию.

- Однако, вовремя сказанные слова сочувствия, поддержки, понимания, а главное – слова покаяния, сожеления и принятия своих ошибок, творят чудеса и мгновенно останавливают лавину зла, наполняя освободившуюся пустоту светом. В Евангелии от Иоанна сказано:“Вначале было Слово, и Слово  было у Бога, и Слово был Бог.“ Оставляя метафизическую, вселенскую суть сказанного, т.е. что есть исток истоков и начало начал, единственный вывод, который напрашивается касательно “Слова” можно выразить так: Слово дано человеку, и только ему, чтобы глаголить Истину, прославлять Бога и говорить о Любви!ВСЕ!!!

- Да, вы правы, как всегда, Отец Иоанн!
- Не я, сын мой, а Бог!
- Скажите, Отец Иоанн! Почему я так беспечно обошелся со словом, почему все зто случилось со мной?
- А сам, как думаешь?
- Честно? Не знаю! Я задаю себе этот вопрос снова и снова.
- Все это стало возможным потому, что ты не знал себя, ты не предполагал, ты не контролировал и не осознавал своей слабой стороны, ты не ведал! Отсюда вывод, чтобы не спотыкаться так сильно, нужно познать себя. Познать, а не знать – это очень важно уразуметь их различие.

- Помогите мне познать себя, Отец Иоанн!
- Хотеть и уметь – это ведь тоже, разные понятия. Чтобы суметь, т.е. справиться, надобно пройти сильное испытание.
- Я пройду, обещаю, поверьте! Что нужно делать?
- Только строжайшим постом, молитвой живой и неустанной, уединением и сильной волей можно пройти это испытание.
- Я согласен!
- Если справишься, это будет подвигом. Обещаю, изменишься на всю жизнь!
- Когда, Отец Иоанн?
- Я подумаю и ты узнаешь о моем решении, согласен я или нет… завтра.





                ( ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ )
  http://www.proza.ru/2018/02/12/900