В Москву

Александр Чурсин 2
               
   
" Москва, как много в этом звуке, для сердца русского слилось..." ( из романа "Евгений Онегин" А.Пушкина). Каждый ребенок страны Советов мечтал побывать в Москве хотя бы раз, потому что с этим городом ассоциировалось все самое величественное, главное, интересное. В 80-х годах, 20 века, и по телевизору, и по радио, тема Москвы и событий с ней связанных, в ней происходящих, занимала половину эфирного времени, создавалось впечатление, что есть Москва, стоящая особняком, а есть весь остальной Советский Союз. Отсюда, кстати, и особое обеспечение Москвы товарами народного потребления, вплоть до продуктов питания. На особом режиме, кроме Москвы, были еще столицы союзных республик и Ленинград, как культурная столица России. Что до остальных городов и весей тогдашнего СССР, то хорошо если они посещались иностранцами, то есть были открытыми городами, а вот если они были закрыты, как наш город Горький или просто глубокая провинция, то качество обеспечения, да и жизни вообще, оставляло желать много лучшего. В этом заключалась одна из самых заметных несправедливостей жизни в нашей стране, с самым " справедливым" устройством государственного правления. Так что, мои ровесники и люди постарше, могут припомнить те времена, когда за элементарными вещами ( например квадратными батарейками, бананами, колбасой и т.д.), жители близлежащих городов или находящиеся в столице проездом, выстраивались очередями в московских магазинах, вызывая глубокое раздражение коренных москвичей. Вот, коротенько, об особенностях тогдашней повседневности, ну да я немного отвлекся.
   
   Итак, в Москве я бывал несколько раз, и постараюсь поведать вам о том, что особенно запомнилось. Самые яркие воспоминания связаны с 1980 годом, когда я первый раз, осознанно ( может я там бывал и раньше, но не отложилось в памяти), побывал в Москве. Как правило, все эти посещения были проездом, когда мы возвращались из деревни домой. Ну, обо всем по порядку. Когда подходил к концу отпуск отца, заканчивалась и наша деревенская идиллия, радовало только то, что на обратной дороге, мы проездом будем в Воронеже и в Москве, причем в столице целый день. Зарезав традиционную курицу, которая чем-то провинилась перед вышними силами, и налив полную литровую флягу молока, а также снабдив отца некоей суммой порядка ста рублей ( все таки для своей тетки, которая в деревне и жила, он был любимый племянник, да и помощь в каждый приезд оказывал существенную), с традиционным лобызанием нас провожали домой. Вечерний автобус привозил отпускников на станцию, а поздний поезд "Калач-Воронеж" на утро следующего дня доставлял до замечательного города. Воронеж мне понравился, несмотря на прошедший накануне дождь. Запомнилась чистота улиц, красивые дома, немноголюдье на тротуарах, а еще особенного вкуса мороженое, в каких-то нестандартных, укороченных и слегка широких стаканчиках, и конечно комната смеха. Я первый раз побывал в сем аттракционе, и к удивлению своему обнаружил, что весь смех состоит в том, что ты смотришь на свои отражения в разных причудливо изогнутых зеркалах, а я ранее полагал, что там находится что-то иное. В середине дня мы уже садились на московский поезд и рано утром, следующего дня оказывались в столице.
   
   Москва, ощущение Москвы,  окутывает сразу после выхода из вагона - огромные массы людей, величественная архитектура вокзалов, постоянные объявления по громкоговорителям и суета, там даже воздух был какой-то особенный. Сдав чемодан в автоматическую камеру хранения ( это как ячейки в современных гипермаркетах, только железные и дверца открывается шифром - ввел шифр ( букву и три цифры) на внутренней стороне дверки, бросил 15 копеек и захлопнул дверцу, а потом пришел за вещами, бросил 15 копеек, ввел шифр с наружной стороны, дверца открылась, вещи забрал, а вот если забыл шифр... Приходилось вызывать дежурного милиционера с ключами и доказывать, что извлеченные вещи твои), мы отправлялись в город.
   
   Первое впечатление - метро, с длиннющими эскалаторами ( длиннее только в Питере), с которыми нужно еще найти общий язык, правильно зайти и вовремя шагнуть с коварной дорожки, которая хочет схватить тебя за ноги и поглотить, ведь у нас в Горьком таких не было. Интерьер станций поразил своим великолепием и поистине дворцовой роскошью, особенно самых первых, построенных до войны. Обилие скульптур, монументальная роспись потолков в стиле соцреализма, мозаичные панно - все это, как нельзя лучше, в жизнерадостном ключе, лучше всякой пропаганды, повествовало о героическом прошлом нашей страны и о ее величественном настоящем, оказывая неизгладимое впечатление на иностранцев, а наипаче на собственных граждан, впервые оказавшихся в этом городе. Кстати до войны, в подобном дворцовом великолепии строились почти все мало мальски значимые социальные объекты: санатории, вокзалы, дворцы культуры, стадионы и т.д. Товарищ Сталин, законодатель всех тогдашних мод, прекрасно сознавал значение подобной пропаганды и ее влияние на умы людей, так что решая свои политические задачи, он оставил богатое наследство будущим поколениям, за что нельзя не сказать ему спасибо. Московское метро по праву считается самым красивым в мире. Кстати, поделюсь чисто рациональным моментом относительно метро, как сказала старшая туристической группы ( это уже во время других, более поздних поездок в школьные каникулы через Москву) - передвигаясь на метро нельзя заблудиться - что, согласитесь, достаточно актуально для нахождения в таком мегаполисе.
   
   Приехав в центр города, мы позавтракали в кафе на Кузнецком мосту, и это было вполне по карману, не то что сейчас, что ни говори, а при советской власти, с твердыми ценами на услуги общепита, создавалось чувство уверенности, что голод тебе не угрожает, цены были одинаковы для любого города, а вот ассортимент блюд в столице был получше. Удовлетворив плоть, можно подумать и о более высоких вещах, ну куда может хотеть восьмилетний мальчик в первую очередь, правильно - к игрушкам! Побывать в Москве и не посетить самый большой магазин игрушек, "Детский мир" - это непростительно и жалеть будешь всегда.
   
   Приехали по адресу, на площадь Дзержинского, где здание главного детского магазина соседствует со зданием главной советской спецслужбы - КГБ, они стоят под прямым углом к друг другу. Поразительно устроена жизнь - место, от которого кровь стыла в жилах у миллионов людей, где навсегда исчезли тысячи наших сограждан, где в былые годы находилось словно адово представительство с соответствующими мучениями для подопечных, вполне мирно соседствовало с территорией детства, звонкого смеха и радостных глаз. Конечно, в ту пору я ничего такого ужасного не знал, помню только, что тротуар возле КГБ был пуст и помню, что проходя мимо, я внимательно прочитал вывеску сей чудной организации, чем, наверное, весьма озадачил дежурного внутри. Кстати, Феликс Эдмундович демонстративно отвернулся, не желая замечать такого странного мальчика ( памятник Дзержинскому расположен спиной к фасаду здания его родного детища - ЧК, потом НКВД и наконец КГБ). "Детский мир" был огромен с кучей покупателей и оравой детей. Наверное мы обошли его весь, но запомнилось только, что там была железная дорога, которую я возжелал, но видимо она была дороговата, так что ограничился я пистолетом "Огонек",на батарейках, который тарахтел и светился, при нажатии на курок. Я вообще был довольно дисциплинированным ребенком и не устраивал истерик с криками " купи, хочу", сказали нет, значит нет, так что отцу моему со мной, в этом плане было легко, но и без игрушек меня тоже не оставляли.
   
   Вооружившись, я захотел во что бы то ни стало, попасть в самую главную достопримечательность Москвы, куда стремился давно, в Мавзолей. О моем интересном отношении к личности Ильича и посещении Мавзолея я довольно подробно написал в этом рассказе (https://vk.com/wall389303649_149 ), подмечу только, что очередь, начинающаяся от угловой башни кремля и растянувшаяся на половину площади, шла довольно быстро, а на самом подходе к Мавзолею милиционеры особенно тщательно осматривали людей, заставляя оставлять за трибунами, расположенными рядом, все посторонние предметы и любые сумки, отца заставили оставить батарейки, но самое смешное в том, что мой большой пистолет, висящий на шее и лишь слегка прикрытый болоньевой курткой, одетой нараспашку, они не заметили. Так что проморгали спецы потенциального террориста, подвергнув "угрозе" святая святых нашей страны.
   
   После Мавзолея мы еще побывали в музее Ленина и историческом музее, расположенных рядом, там я мало что запомнил, более запечатлелось посещение собора. Собор "Покрова Пресвятой Богородицы" или по иному собор "Василия Блаженного", поразил своей мощью и убранством. Внутри была открыта только половина собора, остальное  было на реставрации, но я отчетливо запомнил макет собора, выставленный внутри, смутно помню росписи сводов, но вот высокие каменные ступени лестницы, на которые я еле ноги поднимал, я помню до сих пор. Кстати, в свое время собор хотели снести, потому что он якобы мешал проведению парадов и демонстраций, но, к счастью, злодеяния удалось избежать по прямому указанию все того же товарища Сталина - ведь была же все таки польза от его огромного влияния. Ограничились лишь переносом памятника Минина и Пожарскому, работы скульптора Мартоса, из центра площади к собору. Погуляли по самой площади, а вот в сам кремль не попали, и до сих пор я там не побывал, но зато я видел, как туда въезжал на черной "Волге", через Спасскую башню, Брежнев. Стоп! Конечно это не был Леонид Ильич, но просто мне хотелось верить, что человек на заднем сиденьи машины, именно он, и я говорил отцу:"Папа, смотри, это Брежнев поехал" - велика детская непосредственность и желание видеть то, что хочется. В тот день мы еще побывали в музее революции, про который тоже мало что помню. Вообще, впоследствии, так и повелось, что где бы я ни был, в первую очередь я уделял внимание музеям и достопримечательностям, а все остальное оставлял на потом, наверное по этой причине я могу теперь, спустя много лет делиться с вами всем увиденным и пережитым, ведя свою маленькую летопись и оправдывая историческое призвание.
   
   Еще одно посещение столицы, врезавшееся в память, о котором хотелось бы сказать пару слов, состоялось в 1987 году, в этот раз мы последний раз ездили в деревню и традиционно возвращались через Москву. Не помню точно какие достопримечательности мы посетили, но были в ЦУМе и ГУМе, где приобрели пару кухонных комбайнов прибалтийского производства, себе и семейству моей сестры. А потом, подустав, решили сходить в знаковый кинотеатр "Пушкинский", что находится на одноименной площади, с памятником поэту, на только что вышедший фильм "Покаяние" режиссера Т.Абуладзе. Мой вам совет, дорогие друзья, не ходите на серьезные картины с философским подтекстом в измотанном состоянии, а то будет как с нами. В начале отец дремал, а я его будил, а потом беспардонно храпел и я, и хотя зрителей было немного, все равно было стыдно. Не помню досидели, а вернее доспали, мы до конца этого двухсерийного фильма или ушли раньше, но конфуз имел место быть.
   
   И в 1980 году и в 1987 году, изрядно помотавшись по городу, под конец дня желание одно - лечь спать, а поезд на Горький только часов в 9 - 10 вечера. Помню сидел где-то вечером, убивал время до поезда, потягивал молоко из прямоугольного пакета (в Горьком были только пирамидки), снял обувь, а ноги гудят...И только в желанном вагоне обреталось отдохновение, мы проваливались в сон. Прощай,Москва!
   
   Были и еще посещения первопрестольной проездом во время различных турпоездок, но не такие запоминающиеся. Но если раньше я хотел жить в Москве и завидовал москвичам, то с возрастом все более охладевал душой к этому. А когда мне довелось, во время самого последнего посещения столицы, опять таки проездом, чуть не стать жертвой привокзальных бандитов, очень сильно испортивших мне настроение, то я начал испытывать некую неприязнь к сему городу. Сейчас, конечно, все намного проще, но прежняя симпатия к Москве ушла безвозвратно. Москва обладает бешеным ритмом жизни, она подчиняет себе людей и делает их хуже, исчезает душевность и покой сердца, там вращаются большие деньги, которые порождают большие проблемы. Впрочем, кому то это по душе - каждому свое и каждый пусть имеет своё мнение. За сим позвольте откланяться, всем здоровья и радости!
©                ( А.В.Чурсин)

P.S. Для меня, как и для многих советских детей, посещение Москвы в то время было словно для мусульманина хадж в Мекку. Ныне все уже по другому и страна иная. Каталог всех произведений опубликованных ВКонтакте здесь https://vk.com/wall389303649_505.