Диалог с моим читателем

Людмила Яременко
Недавно у меня произошел интересный диалог с одним моим читателем по поводу «нетленной души», о которой я написала в произведении «Главная душевная загвоздка», посвященном мыслям великих людей о смысле жизни, смерти и бессмертии души, и я решила рассказать, о чем мы дискутировали.
Во втором абзаце произведения «Главная душевная загвоздка» после вступительной части есть фраза: «В ХХ веке многие ученые и философы подошли к пониманию того, что душа человека, будучи волновой субстанцией, не может быть подвержена разложению, как его материальное тело. А раз душа нетленна, то она вечна!»
Один мой читатель, дочитав до этой фразы, написал:
- Я не знаю, что такое «нетленная душа». Если она имеет, как Вы пишете, волновую природу, то обязательно должен быть источник волн. И если этот источник не постоянный, то и волны очень быстро затухнут, как например волна от брошенного в воду камешка.
В своем ответе моему читателю я напомнила о Наталье Петровне Бехтеревой, возглавлявшей в советское время Институт экспериментальной медицины Академии медицинских наук СССР, сказавшей в одном интервью, что элементарные частицы, из которых состоит тело человека, в частности электрон – это одновременно и частица и волна, и масса и энергия. Именно поэтому тело человека является постоянным источником соответствующих волн. Далее я написала моему уважаемому читателю:
- Эйнштейн считал, что масса – это сгущенная энергия, о чем говорит его знаменитая формула: Энергия равна произведению массы на скорость света в квадрате. Во Вселенной идет не ослабевающее реликтовое излучение от Большого Взрыва. До нас доходит не ослабевающий свет от звезд, расположенных от нас на расстоянии нескольких миллиардов световых лет. Уже, может быть, этих звезд нет, а свет от них идет! Великий Циолковский считал, что в конце концов вся масса вещества во Вселенной превратится в лучистую энергию. Ученый мир пытается понять, что происходит с человеком после смерти и гипотезы имеют право на существование, пока нет полного понимания. Стивен Хокинг в книге «Краткая история времени» написал, что цель ученых – полное понимание всего происходящего вокруг нас и нашего собственного существования. У меня был личный опыт выхода моей души из тела во время операции и я (моя душа, не связанная в тот момент анатомически с телом) все видела и слышала. Душа – это волна, то есть энергетический сгусток. Так предполагают многие ученые, и я хочу верить в то, что в могиле моего мужа осталась только его материальная оболочка, а душа его, освободившись от тела, превратилась в лучистую энергию. Эта вера помогает мне жить. Свою веру я никому не навязываю, я только делюсь этим.
- Я Вас понимаю, - ответил мой уважаемый читатель, - но лично я не верю в бессмертную душу…Сравните масштабы, энергию и время существования звезд, от которых идет свет, и человека.
- Спасибо Вам за дискуссию, - ответила я, - и за пример с брошенным в воду камнем. В человека не нужно бросать камень, чтобы он начал излучать волну, хотя жизнь показывает обратное. Это – шутка! То, что тело человека, состоящее из элементарных частиц, излучает, открыли всем известные супруги Кирлиан…А то место в эссе, где я говорю о душе, как волновой субстанции, считаю, что нужно дополнить, например, таким доводом. В 1991 году член-корреспондент Академии наук Республики Беларусь профессор Альберт Вейник опубликовал книгу «Термодинамика реальных процессов». Согласно его выводам, вся Вселенная заполнена неким метрическим веществом, состоящим из квантов. Кроме метрического вещества (от слова метрон – мера, размер) существует вещество невидимое и не квантовое (тепловое, магнитное, электрическое, вибрационное) и хрональное (от слова хронос – время). Если душа не содержит хронального вещества, то она существует вне времени, то есть вечно?
Мой уважаемый читатель на это ответил так:
- Насчет души во Вселенной…Наша Вселенная, по предположению ученых, существует приблизительно около 15 миллиардов лет. Возраст человека разумного около 40 000 лет. Динозавры «владели» планетой Земля более 160 млн. лет, а возраст бактерий около 2 млрд. Я не хочу Вас расстраивать, но сами подумайте, что такое для Вселенной 40000 лет?
- Эти хронологии я знаю из научных книг, - ответила я. – Книг на эту тему много…Возраст Земли – порядка 4,55 млрд. лет и за этот период на Земле существовала не одна высокая цивилизация…А сколько высоких цивилизаций было во всей нашей Вселенной? Это не подсчитать. Интеллектуальный запас Вселенной огромен! Существует такая точка зрения, что в момент «схлопывания» материи накопленная ею информация не исчезает. Если учесть, что тело человека состоит из элементов, возраст которых миллиарды лет, то вполне возможно, что каждый новый человек может подсознательно нести в себе эту информацию, и в какой-то момент она может сделаться достоянием сознания. Возможно, так рождаются гении – Эйнштейны, Моцарты, Чайковские, Пушкины, подобные которым уже когда-то были. Как устроена жизнь, как копится и передается накопленная во Вселенной информация, пока тайна, но над ее разгадкой бьются ученые. Ученый мир не занимался бы этим, если бы не было веры в то, что ничего в жизни не проходит бесследно.
Дискуссию с моим уважаемым читателем о ледниковых периодах и других катаклизмах на Земле, о которых он написал мне, я опускаю, так как она не касается поднятой темы, и в своем очередном ответе я напомнила ему, что говорила не только об интеллектуальном потенциале Земли, а речь шла о всей нашей Вселенной, в которой по данным астрономов миллиарды таких звезд, как наше Солнце, и вокруг них тоже крутятся планеты, а на некоторых из них без всякого сомнения есть разумная жизнь. Далее я написала:
- Павел Флоренский в книге «Мнимости геометрии» писал, что радиус нашей Вселенной приблизительно – 15 миллиардов световых лет. (В настоящее время ученые считают, что диаметр нашей Вселенной составляет порядка 93 миллиардов световых лет). Это все я говорю к тому, какой огромный суммарный интеллектуальный потенциал может быть накоплен во всех галактиках нашей Вселенной. Еще не был открыт Интернет, а ноосфера вокруг Земли существовала, ее открыл Вернадский. Такие же ноосферы существуют вокруг планет других галактик, где существует разумная жизнь.
Прочитав это письмо, мой уважаемый читатель снова вернул меня на древнюю Землю, делая упор на том, что даже во время кембрийского взрыва, длившегося 10 млн. лет, на Земле обитали только трилобиты и им подобные.
Поскольку мой уважаемый читатель снова начал говорить о древней Земле, я вернула его в настоящее время.
- По прогнозам ученых, - ответила я, - в 2040 – 2100 гг. земная цивилизация пойдет по ноосферному направлению развития. Уже сейчас социальная жизнь погружается в виртуальную реальность. Когда разум все меньше будет зависеть от тела, человечество приблизится к обретению бессмертия. Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется…И на этой грустной ноте я попрощалась с моим читателем.
Но мой уважаемый читатель решил продолжить дискуссию:
- От нашей Солнечной системы, - написал он, - до ближайшей звезды Проксима Центавра более 4,22 световых года. Но эта ближайшая к нам звезда является красным карликом и не имеет спутников, тем более годных для жизни. Если где-то далеко в космосе есть обитаемые планеты с жителями, способными совершать огромные перелеты, то зачем им наша Земля?
- Я уже хотела прекратить диалог, - ответила я, - но на Ваш ответ о ближайшей звезде хочу сказать, что недалеко находится и звезда Альфа Центавра. По теоретическим расчетам ученых вокруг нее вращается гипотетическая планета чуть больше Земли. Стивен Хокинг в 2016 году объявил о начале подготовки полета на Альфа Центавру нано-спутника на лазерных парусах. Полет займет 15 лет. По космическим меркам это совсем немного.
- Вот именно ГИПОТЕТИЧЕСКИ, - ответил мой уважаемый читатель. – И этим все сказано. Но даже если допустить, что нано-спутник будет построен и долетит до звездной системы Альфа Центавра, то что это докажет? Что там есть жизнь? Или там была жизнь? А какая это жизнь? Я могу задать еще миллион вопросов, но это никак не приблизит нас к теме о нетленной душе, с чего собственно и начался наш диалог. Или Вы полагаете, что эти души путешествуют от одной планеты к другой? Ну что же, это Ваше право, но лично я в это не верю.
- Вы все время меня вызываете «на ринг», - парировала я. – Хочу заметить, что Бозон Хиггса тоже был ГИПОТЕТИЧЕСКИМ, но в 2012 году мир облетела сенсация – Большой адронный коллайдер открыл Бозон Хиггса или ту самую «частицу Бога», существование которой предполагал советский академик Альберт Вейник. Он называл ее в семье «духом». У некоторых ученых есть предположение, что именно из этих микрочастиц состоит энергоинформационное пространство Вселенной и сознание человека, которое после смерти продолжает существовать в так называемых тонких мирах. Я так же, как и Вы выросла на материализме, отрицавшем все это. Первый переворот в моем сознании произошел, я уже говорила, во время операции. Когда мне начали давать наркоз и я еще была в сознании, я почувствовала, как моя душа стала плавно выскальзывать через макушку головы, а я, боясь боли от операции, стала ее мысленно подгонять: «Скорей! Скорей!» И в одно мгновение моя душа, покинув тело, оказалась за тысячу километров от операционной – в городе моей юности. В советское время я об этом никому не рассказывала, боялась, что засмеют. Но умом я тогда поняла, что душа в экстремальных ситуациях может покинуть тело и для нее нет ни пространства, ни времени – она их может преодолеть мгновенно. Современная квантовая механика, изучающая законы микромира, доказала, что квантовые связи могут игнорировать пространственную отдаленность. Два объекта, находящиеся далеко друг от друга, с точки зрения квантовой механики, как бы составляют единую сущность. Поэтому душе не надо путешествовать, чтобы преодолеть пространство до других планет. В соответствии с законами квантовой механики, душа может оказаться в одно мгновение в любой части Вселенной, так как с ее ноосферой она составляет единую сущность. Книга одного из ведущих физиков современности Брайана Грина «Ткань космоса: пространство, время и текстура реальности» (2009 г., 608 с), хотя и тяжела для понимания таких пожилых людей, как я, сформировавшихся на законах классической механики, тем не менее помогла мне взглянуть в совершенно ином ракурсе на окружающую нас действительность.
На это мое письмо ответа не последовало, но считаю, что в целом диалог был интересным.
И вот совсем недавно я прочитала интересную заметку под названием "Загробная жизнь может быть реальностью". В ней говорится о мнении на эту тему профессора космологии и физики Калифорнийского технологического института Шона Кэрролла, который считает, что душа человека представляет собой некую совокупность субатомарных частиц. После смерти человека душа никуда не исчезает и, покидая телесную оболочку, она возвращается в свои поля. По мнению профессора Шона Кэрролла, для каждого типа частиц, согласно квантовой теории поля, есть свое поле во Вселенной: одно для фотонов, другое для электронов и так далее. Таким образом, все составляющие не исчезают совсем, а разлетаются по своим местам. В заметке также было отмечено, что немногим ранее похожее заявление было сделано ученым из Северной Каролины Робертом Ланцем, который также утверждает, что душа человека после смерти не исчезает, а просто начинает существовать в другом виде.
Спор о том, бессмертна или нет человеческая душа, сегодня не утихает. В настоящее время некоторые ученые считают, что человеческий мозг подобен квантовому компьютеру, наше сознание – это подобие его программного обеспечения, а душа – это информация, накопленная на квантовом уровне. Меня эта тема стала волновать после смерти супруга, а иногда я даже чувствую присутствие его Духа рядом. Как тут не поверишь!
В заключение хочу сказать о довольно интересной книге российского ученого Полосухина Бориса Матвеевича «Феномен вечного бытия. Некоторые итоги размышлений по поводу алгоритмической модели сознания» (М.: Наука, 1993. – 176 с.), в которой автор выдвигает и обосновывает научную гипотезу о том, что существование следующих жизней – реальный природный феномен, тесно связанный с другим феноменом – человеческим сознанием.
Б.М.Полосухин в этой книге делает очень интересные выводы, поэтому приведу их дословно: «Смерть и бессмертие - противоположности, но не исключающие, а дополняющие друг друга. Смерть – жестокое испытание для тела. Она полностью уничтожает его, но ей не под силу уничтожить атомы тела, и они включаются в бесконечный круговорот материи. Смерть – суровое испытание для личности, она «отрывает» ее от тела, но на большее она не способна: личность остается жить иной жизнью в социуме, отражаясь в других личностях…
Смерть бессильна против третьей ипостаси человека – субъективного начала: оно, как бы спрятанное в броню из остальных двух сущностей, ценой их гибели выдерживает третье испытание и, казалось бы, погибая, тут же, как птица Феникс, возрождается вновь. Отказываясь от тела и от личности, природа приберегла в своих неисчерпаемых кладовых более сильное, неподвластное времени средство сохранения преемственности жизни – субъективное бессмертие».
Б.М.Полосухину плодотворным представляется в будущем путь копирования информации, записанной в памяти мозга. «Тогда, - написал ученый в послесловии для скептиков, - если содержимое памяти одного человека ввести в мозг другого (мы не ставим здесь вопрос о технической и этической стороне эксперимента), то этот другой человек, если справедлива наша гипотеза, должен, не теряя своей личности, воспринимать внесенные в его мозг чужие воспоминания как свои, правда, каким-то образом преломленные через другую личность. Но вопрос подобного копирования – дело далекого будущего. Остается ждать этого или других подтверждений (может быть, опровержений?) нашей гипотезы, и поэтому, как говорится, поживем, умрем, увидим».