Сила слова Ч. 3 гл. 24

Марина Давтян
-Над чем ты размышлял вчера, сын мой? –спросил Отец Иоанн.
- Отец Иоанн! Если можно я выражусь своими чувствами. Честно говоря, меня возмутила наглость Адама! – ответил я.
Отец Иоанн рассмеялся от души, впервые в моей келье прозвучал смех.
- Ну и рассмешил ты, сын мой! Давно я так не смеялся! – сказал он, вытирая слезы.
– Сколько наивного возмущения! Еще недавно, ты изо всех сил верил, что Бог слишком сурово обошелся с нашими прародителями. И,что же случилось?
- И, так! Сотворив человека, Бог вводит его в Рай, который полностью отдает Адаму во владение. Вот, я выписал:<< Адам имел на лице “сияющую славу”>> , он был другом Божьим, пребывал в чистоте, царствовал над своими помыслами и блаженствовал. Так?
Отец Иоанн медленно кивнул головой, соглашаясь.
- Я тут сделал кое-какие выписки, чтобы быть точным… Бог приводит к человеку всех зверей,<<чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую  душу живую, так и было имя ей>>. Человек понимает язык зверей, они были послушны ему, все стихии подчинялись ему, как царю. Огонь его не преодолевает, вода не потопляет, зверь ему не вредит…
- До сих пор все верно. Но, как ты думаешь, зачем Бог дал ему столько власти?
- Не знаю,- я пожал плечами.
- Бог вводит человека в мир, как священника всего видимого творения, и весь мир и все мироздание Бог вручает человеку, как дар, как любящий отец, ничего не жалеющий для своего чада. Он отдает человеку все самое лучшее, взамен прося лишь преданность и веру в Него.

- Дальше… Бог позволяет человеку вкушать от всех деревьев Рая, в том числе от древа Жизни, дарующего бессмертие.
- Однако ?..
- Однако, Бог запрещает вкушать от древа познания добра и зла. Здесь вопрос – зачем надо было сотворять вообще это дерево, добра и зла?
- Это древо – есть некое испытание и проба, упражнение послушания и не послушания человека. То есть, человеку дается право выбора между добром и злом, хотя  Бог и подсказывает Адаму, каков должен быть выбор, предупреждая о последствиях грехопадения. Познать “зло” – означает приобщиться ко злу и отпасть от блаженства и бессмертия… И?
- На сцену выходит змей. Здесь мне не очень понятно. Это и есть диавол, т.е. сатана ?

- Некогда, он был Светоносцем(Люцифером), но отпал от любви Божьей и сделался врагом всякого добра. Кстати, сатана, на древнееврейском  означает – противник. Многие отцы христианства утверждают, что лукавый использовал змея, как орудие. Признаком величайшей гордости является стремление сделаться равным Богу, вопреки Ему!
- Но, может не стоило создавать человека с таким большим правом на свободу выбора?
- Сын мой! Бог, создавая  человека свободным, в некотором смысле шел на риск. Софроний писал: “Создание чего-либо, всегда рискованное предприятие, и создание Богом человека по своему образу  и подобию, включало определенную степень риска. Предоставление человеку богоподобной свободы открывало возможность в какой-либо форме противостоять предопределению. Бог, в силу своей любви к человеку не хотел вторгаться в человечкскую свободу и насильственно предотвратить грех. Но и
диавол, не мог принудить человека ко злу. Виновником грехопадения является сам человек. Сатана использовал змея, а Адам не распознал обмана. Все это в равной степени касается каждого из нас. Наказание гордому – падение, досадитель же – демон. Гордость – это стена между Богом и человеком.

- Но веь Бог же знал заранее о возможности грехопадения? Ведь Он все знает, Он –совершенен! Может Адам и не был венцом творения и, тогда может и нет его вины?
 - Иоанн Дамаскин писал:“ Бог все знает, но не все предопределяет. Он знает все заранее, но не предопределяет. Ибо Он не желает, чтобы происходило зло, но и не принуждает к добру.“
- То есть, судьба Адама была решена заранее и не было бы ему прощения в любом случае?
- Нет, почему же? После грехопадения Адам лишается светоносной одежды, ощущает свою наготу, ему стыдно и он пытается скрыться от Бога. Жгучее чувство стыда за свой срам – вот первое ощущение человека после того, как он совершил грех. Второе желание – скрыться от Бога, т.е. он утратил понятие вездеприсутствия Бога и ищет место, где Его нет. Но падение, еще не есть отпадение: человек мог покаяться и этим возвратить себе прежнее достоинство. Даже после всего Бог зовет его – “Где, ты?”, надеясь на его покаяние.

- Получается,что вездесущий Бог не знал, где Адам ?
- Бог говорит ему – “Где, ты?”, как бы напоминая Адаму – посмотри в каком состоянии ты был прежде, и где ты теперь. Если бы Адам покаялся, повинился, искренне пожалев о содеянном, то непременно был бы прощен…
- Разрешите, Отец Иоанн, я вас перебью? – Он одобрил кивком. – Вот здесь в Адаме меня раздражает все. Вместо покаяния, Адам, как последний трус, оправдывает себя, обвиняя во всем свою жену – Еву: "жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел." То есть, как-бы обвиняя еще и Бога… А жена обвиняет змея. Вот эта его наглость, вконец возмутила меня.
 
Отец Иоанн вновь громко рассмеялся:   - Своей непосредственностью, ты опять напомнил мне ребенка, сын мой! Да, мы люди, и в самом деле бываем крайне активными, когда надо себя оправдать. А тем более, когда это касается Бога, мы всегда внутри себя, как избалованные чрезмерной заботой дети, уверенны, что Бог простит, Он же Бог, а я всего лишь Его слабое дитя!
 Не согласиться с доводом старца я не мог.


- Сын мой! Ты стоишь на верном пути, а идти тебе еще всю жизнь!
 В келье воцарилось молчание, слышны были лишь звуки зимнего леса и гукание ночной совы.
- Отец Иоанн! Как странно, что этот прекрасный мир, окружающий нас, полон страданий. В нем больше горя, чем счастья, не так ли?
- Сын мой! Гениальный Омар Хайям писал :
“ Я знаю этот мир ,/ В нем вор сидит на воре,/ Мудрец всегда проигрывает в споре,/ Бесчестный честного стыдит,/ А капля счастья тонет в море горя…”

Мне так не хотелось завершать нашу беседу.
– Я расскажу  тебе одну притчу. Как-то собрал сатана всех демонов и устроил собрание, где главная тема была – как успешнее приобщить род человеческий ко злу? Со всех сторон посыпались разные предложения: давайте внушим людям, что не было Христа; давайте твердить человеку, что Христос – не Сын Божий, а праведник; давайте науськивать человеку на ухо, что и без покаяния Бог простит человека в силу своей безмерной любви к нему…” И только один маленький демон, тихо сидел в углу и ничего не предлагал. Тогда к нему обратился сатана:
“Почему ты молчишь? У тебя нет никаких идей?” Маленький демон ответил: “Мне кажется, что лучше всего внушить человеку, что нас – нет!”
“Вот! – воскликнул сатана. – Гениальная мысль – НАС НЕТ!”

Отец Иоанн замолчал, задумавшись о чем-то, посмотрел на меня своим удивительным добрым взглядом, улыбнулся и, хлопнув  ладонями о колени, медленно встал, по-стариковски опираясь на них руками. Он пошел  к выходу, посох в его руке,  ритмичным стуком шел вслед его, слегка шаркающим, ногам. Неожиданно Отец Иоанн остановился и, повернувшись ко мне сказал :
- На всю жизнь запомни, сын мой! Когда Бог на первом месте, то все остальное находится на своих местах…




                ( ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ )


http://www.proza.ru/2018/02/12/871