Сказы деда Пафнутия. 2

Стас Волгин
                Сказ 2. ГЕНЕРАЛЬША

     В трёх километрах от нашей деревни расположилось село под названием Устюгово. Раньше там дворянское имение стояло. Несколько красивых домов с колоннами, окружённых вековыми липами и Барским прудом, где лебеди когда-то плавали. Сейчас от этого поместья только груда развалин осталась. Да церквушка небольшая. Её недавно отреставрировали.
     Так вот. Во времена оные, ещё в позапрошлом веке, проживал в этом имении знатный господин – генерал Садовников. Александр Фёдорович. Во многих военных баталиях участвовал, имел почётные императорские награды. Всё по балам, по светским приёмам  да по гостям с женой разъезжал. Однако время быстро пролетело. Дети подросли и разъехались по разным местам. Стали своими семьями жить. А супруге что-то занеможилось. Промаялась она несколько месяцев и… умерла от чахотки.
     Остался наш генерал в одиночку вдовствовать. Затужил от тоски, запечалился. Едва сам не помер. Спасло только то, что начальство отправило его в очередной военный поход. Куда-то на Запад. Там, где-то в Польше, и встретил Александр Фёдорович молоденькую дамочку по имени Кристина. Понравилась она ему. Очень! Чертовски хороша была. Стал он клинья под неё подбивать. Всяческие знаки внимания оказывать. Сердечко Кристины однажды дрогнуло, и в конце концов согласилась она замуж за Садовникова выйти. Генеральшей, значит, стала. Обвенчались они уже в России. По православному обычаю. И переехали в Устюгово, в то же поместье…
     Жили неплохо. Хорошо даже. Ладили меж собой. Частенько наведывались в гости к отставному полковнику Денисову. Петру Аркадьевичу. Тот с семьёй в соседнем имении обитал. Когда-то они вместе с генералом в одной военной кампании участвовали. Сдружились очень. И теперь, в отставке, друг друга навещали. С превеликой радостью.
     Прошло несколько лет. Александр Фёдорович похварывать начал. То одна болячка привяжется, то другая. А однажды его так скрутило, что он перестал вставать с кровати. Чувствуя, что силы уходят, повздыхал как-то генерал и сказал своей молодой жене:
   – Кристиночка моя! Дорогая! Светик мой! Послушай меня, что я скажу… Наверно, я уже не поправлюсь. Худо мне что-то. Совсем… Если помру, схорони меня в родовом склепе. Вместе с родителями. И себе оставь там местечко. Чтобы вместе потом лежать…
     Генеральша заплакала и замахала руками:
   – Да что ты, Сашенька! Уймись! Ты ещё вполне крепкий и здоровый мужчина. Выздоровеешь!.. Мы ещё летом в Германию с тобой поедем. В Баден-Баден. Там, говорят, воды очень целебные. И грязи… Вмиг тебя на ноги поставят. Ещё мазурку вместе танцевать будем…
     Супруг кисло усмехнулся и еле слышно ответил:
   – Нет, моё золотко. Поздно. Видно, отплясал я своё… Обещай мне после моей кончины не сразу замуж выходить. Повремени немного. Хотя бы годика три. Мне так спокойнее лежать будет…
     Кристинка ещё сильнее разрыдалась. Начала успокаивать своего благоверного. Мол, всё обойдётся. Правда! Вот увидишь!.. Но тот опять за своё:
   – Поклянись, что три года будешь хранить мне верность! Прошу тебя…
     Задыхаясь от всхлипываний, женщина поклялась. И три раза перекрестилась.
     Через неделю Садовников почил в бозе. Облачившись в траурное платье, жена выполнила все его наказы. Схоронила генерала в родовой усыпальнице и два с половиной года прожила в имении в полном одиночестве. Ни с кем не встречалась. Лишь исправно посещала место захоронения супруга, ухаживала за мраморным надгробием и молилась за упокоение генеральской  души…
     Однако не зря в народе говорят: «Мёртвым – вечная память, а живым – живое». Потихоньку стала Кристина в себя приходить. Начала в свет выезжать. Как-то раз на одном балу положил на неё глаз молодой офицер, поручик Сергей Яковлев. На один танец пригласил, на другой. После нескольких комплиментов начала оттаивать и наша вдова. Разрумянилась, заулыбалась, разговорилась. Похоже, поручик ей тоже очень глянулся. После бала Яковлев помог Кристине добраться до своего имения. Попросил разрешения увидеться снова. Та многообещающе кивнула. Вскоре между молодыми людьми завязались дружеские отношения. А через два месяца воспылавший страстью офицер признался ей в сердечной любви.
   – Сударыня! Вы настолько покорили меня, что я уже и дня не могу прожить без вас! – искренне заявил он. – И днём, и ночью думаю только о вашем милом облике. Кристиночка! Пожалуйста, будьте моей женой! Я вас на руках всю жизнь носить буду, прелесть моя! Никому в обиду не дам. А если откажете, то застрелюсь. Непременно!..
     Генеральша растерялась.
   – Какой же вы нетерпеливый, Серж! – вспыхнув, ответила она. – Я, право, даже не знаю… Дело в том, что я дала обет своему покойному мужу. Не выходить замуж за другого мужчину на протяжении трёх лет. Осталось совсем немного. Каких-то четыре месяца. Давайте подождём. А потом я дам вам окончательный ответ. Время пролетит быстро. К ноябрю я благополучно освобожусь от всех клятв и обещаний. Договорились?..
     Поручик нахмурился.
   – Я, сударыня, ещё не говорил вам… – разочарованно пробормотал он. – Через месяц меня должны перевести в другой полк. Под Оренбург. В дальний гарнизон. И сколько продлится это расставание – никому не ведомо… Я бы очень хотел обвенчаться с вами, Кристина. До моего отъезда. Потому что не знаю, когда ещё выпадет такая возможность. Может, придётся несколько лет ждать… Помилуйте, я этого не вынесу!..
     Женщина совсем голову потеряла.
   – А если мы поженимся, вас могут освободить от перехода в другой полк? – с надеждой спросила она.
   – Не факт, но… Вполне вероятно! – кивнул офицер. – Начальство может и по-другому отнестись к женатому человеку. Проявить великодушие к подчинённому, только что вступившему в брачный союз…
     После этих слов Кристина решила, что отказать Яковлеву она уже не силах. Да и что такое четыре месяца по сравнению с тремя годами? Ерунда! Александр Фёдорович на неё не обидится. Она и так два с лишним года отсидела в поместье безвылазно. Хватит!.. 
     В общем, венчание состоялось через три недели. В той самой церквушке неподалёку от Барского пруда. После праздничной церемонии в устюговском поместье прошёл званый обед для особо приближённых персон. К вечеру гости разъехались по домам. Когда счастливые молодожёны уединились в спальне, на улице разыгралась небывалая гроза. С проливным дождём и ураганным ветром. Молнии за окном полыхали так, что было светло, как днём. Несколько вековых лип не выдержали напора стихии и рухнули прямо на посыпанные песком аллеи.
     Кристина, которая не успела ещё освободиться от свадебного платья, задрожала от недоброго предчувствия. «Это мой покойный генерал посылает мне возмездие! – с ужасом подумала она, содрогаясь от диких раскатов грома. – Зачем я поторопилась? Почему ослушалась и прежде времени вышла замуж? Похоже, Садовников не на шутку разгневался. Как бы чего худого не случилось…»
     Не успела она так подумать, как дверь в спальню осторожно отворилась. Хотя была заперта на ключ. В тёмном проёме показалось что-то бесформенное и белое. Будто призрак какой. Онемев от страха, молодая женщина тихо ойкнула и застыла на месте. Перепуганный Яковлев сначала схватился за саблю, а потом догадался нашарить пистолет, лежавший на туалетном столике. В это время призрак сделал пару шагов вперёд и, перекрикивая шум ветра и раскаты молний, громко произнёс:
   – Ох, обидела ты меня, изменщица! Не дождалась своего часа. Потревожила мои косточки. Нарушила мой сон… Будь ты проклята, неверная! Во веки веков!..
     Истошно завопив, Кристина упала на колени и на карачках добралась до кресла, стоявшего рядом. Укрылась за ним. Однако бравый ухажёр не растерялся. Прицелившись, он выстрелил в привидение. Белое пятно покачнулось и с глухим стоном рухнуло навзничь. На шум сбежалась дворня. Слугам было велено принести огня. Когда в спальне запылало несколько канделябров, Яковлев склонился над призраком. Из укрытия выползла и его молодая жена. Она увидела, что под белой простынёй лежит незнакомый седоволосый мужчина. Он уже не дышал. Умер. Едва тело перевернули на спину, Кристина сразу узнала в нём… соседа по имению. Друга и сослуживца Александра Фёдоровича. Того самого Петра Аркадьевича Денисова. Полковника в отставке. Она тотчас всё поняла. Похоже, старый приятель генерала не смог перенести нарушенное Кристиной обещание. Решил немного постращать заблудшую вдовушку. А оно вон как обернулось…
     Побелев от ужаса и схватившись за голову, молодая женщина лишилась чувств. Упала на ковёр рядом с окровавленным телом мужчины. Вызванный в имение врач констатировал обширный паралич. Спустя три дня, не приходя в сознание, генеральша скончалась. Её похоронили в родовом склепе Садовниковых. В непосредственной близости от мужа…
     А поручика Яковлева окружной военный суд оправдал. Но в скором времени ему было предписано отправиться на Кавказ. Где-то там, в долголетней войне с горцами, он бесследно и сгинул. Больше о нём никто ничего не слышал…
  …В середине семидесятых прошлого столетия местные власти решили снести старое кладбище, заросшее бурьяном на берегу обмелевшего Барского пруда. Разобрали и полуразрушенный склеп семейства Садовниковых. Поговаривают, что в обветшавшем  гробу генерала, стоявшего под мраморными плитами, человеческих останков не обнаружили. Нашли только истлевший мундир бывшего военачальника. Набожные бабки уверяют, что покойник просто не захотел лежать рядом с женой, которая согрешила, нарушив его предсмертный наказ. Вот он и перебрался куда-то. В другую могилку. Но как это проверить? Да, видно, уже никак. Теперь на месте старого погоста стоят крутые особняки новорусских богатеев. Однако в пруду лебеди больше не плавают. Ни белые, ни чёрные. И рыбы там тоже никакой нет Даже мелких карасей. Вот и весь сказ…