Бабушкины сказки. Сундук

Любовь Белая 2
Мы сидели в столовой, бабушка торопливо  довязывала  мне носок  из пушистого клубка и слушала радио. Передавали  оперу. Там все время пели непонятные слова, а бабушка тихонечко подпевала.   Я сидела напротив за столом, подперев лицо руками, стараясь хоть что-то разобрать, потом решила спросить  про что поют, а бабушка, показала знаком, чтобы я помолчала.
- Потерпи минуточку, сейчас уже закончится второе действие.
Я от скуки начала примерять связанный носок на руку. Он был очень  похож на Валеркиного щеночка, что подарила ему мать на день рождения, такой же крошечный и пушистый, сидел в коробке из под обуви и кутался в старую шаль. Когда по радио петь перестали,  а диктор сказал:
- Вы прослушали второе действие оперы  Николая Римского-Корсакова «Царская невеста». -  бабушка  отложила вязание, вытерла мокрые от слез  глаза и сказала:
- Какая постановка! Словно в опере была, как тогда в 36 году в Малом, в Ленинграде.
Я никогда не была в опере, и что это такое не знала, потому смотрела на бабушку, широко раскрыв глаза.
- Вижу, не водили тебя в театр. Странно, вы же в городе живете. Ребенку культуру надо прививать с детства. Это нам в глуши простительно, у нас даже Дома культуры нет, только клуб .
Бабушка сняла с моей руки носок, собрала вязание в корзинку и предложила:
- А не попить ли нам чайку, деточка? Давай накроем стол. Неси скатерть, что я утром гладила, вон ту, с цветами.
Я не любила когда бабушка  называла меня деточкой, мне через неделю будет 8 лет, а осенью я пойду во второй класс, я уже совсем взрослая.
Я принесла скатерть, бабушка поставила на стол  чашки с блюдцами, корзиночку с печеньем, молоко , и пузатый блестящий самовар. Большие куски сахара лежали в специальной вазочке вместе со щипцами.
- Может  еще вареньица положить?- спросила бабушка, наливая чай в чашки. - Я прошлой осенью варила из райских яблок, – и принесла вазочку с вареньем, сироп был прозрачным,  яблочки крошечные и тоже прозрачные, даже меленькие семечки были видны.
На столе было нарядно, как будто праздник. Дома, в городе было все просто, так накрывали только для гостей, а мы с бабушкой сидели за столом вдвоем, и никакого праздника не было. Бабушка взяла большой кусок сахара и щипчиками, ловко, отломила кусочек. Мама всегда покупала песок, да и щипчиков таких у нас в городе не было.  А бабушка, словно прочитав мои мысли сказала:
- Ты попробуй кусочек, он слаще любых конфет, а песок, только на варенье годится.
Мы пили чай за празднично-красивым столом,  и я сказала :
- Бабуль, мы с тобой, как в опере,  царские невесты.
- Да-да, невесты без места – рассмеялась бабушка.
- Бабуль, а правда, что у цариц полные чемоданы сокровищ, - не унималась я.
- Правда. Только не чемоданы, а сундуки, - ответила бабушка.
- А в твоем сундуке тоже сокровища?  - спросила я, и испугалась, два дня назад я сломала на сундуке замок, и бабушка видно еще не догадалась, а я проболталась про сундук.
- А ты видно уже пыталась рассмотреть сокровища, что там хранятся?
Щеки мои вмиг покрылись румянцем,  и я опустила глаза.
- Иван Семенович все починил, еще вчера, не переживай. Но то, что тебе стало стыдно, похвально!
-А можно мы с тобой посмотрим на твои сокровища, ну хоть одним глазком ?- я взглянула на бабушку с надеждой.
- Можно, - ответила бабушка.   -  Да только не все золото, что блестит.
- Давай-ка, помоги мне, уберем со стола, да и за сокровища примемся, - бабушка  хитро улыбнулась.
Сундук был деревянный, покрашенный коричневой краской, такой же, как полы. По бокам были приделаны железные ручки,  спереди он  был украшен металлической чеканкой в виде двух лебедей. Когда убрали старый пестрый ковер с кистями, я увидела, что крышка вся потерлась от старости и краска кое-где откололась. Я с замиранием сердца ждала,  когда же  бабушка откроет крышку, и удивилась, что сундук заполнен  не до краев, и даже меньше, чем наполовину.
- Это и есть твои  сокровища?
- Да, и они мне дороже любого золота на земле – сказала бабушка.
На самом верху лежал сверток, в завязанном цветном  платке, бабушка его не развязала, а вытащила и положила на стол.
- Не трогай до времени, рано еще, подожди чуток.
Под этим свертком лежал большой альбом, темно-синего цвета с блестящими металлическими уголками, а  между страницами была вклеена матовая бумага, такая гладкая, как шелк. Бабушка  листала  страницы и рассказывала мне о людях, которых я никогда раньше не видела. На старых фотографиях были бабушкины мать и отец, их  уже нет в живых, старшая сестра, которая умерла от тифа, и сама бабушка, совсем молоденькая, в черной длинной юбке, в белой атласной блузке с воротничком из жемчуга, в высоких ботинках  на каблуке, стоит на сцене, как в нашем актовом зале в школе, а в руках держит  скрипку.
- Бабуля, ты разве умеешь играть на скрипке? Я только один раз слышала на школьном концерте, как одна старшеклассница играла на скрипке, мне понравилось!
- Умела. Да только война распорядилась по-своему, сколько судеб искалечила, не перечесть. Посмотри,  пальцы кривые, да в шишках, ревматизм, какая уж теперь скрипка, да и забыла всё давно. Как в 42 году приехали в село, уж не до скрипки  было.  А остались бы в Ленинграде,  и не выжили бы.  Да нечего судьбу корить ,  живы остались, и за  то спасибо!
Бабушка перелистнула страницу альбома,  и я удивилась двум малышам, сидящим на одном широком стуле.
- А это кто?
- Да неужто не узнала? Это папка твой в платьице, ему здесь два года всего, а рядом Левушка, старший сын, да Танюшкин отец, ты ж его знаешь!
- А зачем папа мой в платье, он же мальчик?
- Ах, деточка! Как же  я доченьку хотела, но Бог двоих сыновей дал. Уж папке твоему я и кукол покупала и зайца плюшевого,  думала мягким вырастет, покладистым. А он куклы ломал, да все больше к железкам тянулся. Он ведь в школе на отлично учился, математику на зубок знал.  Жесткий вырос, в отца.  Все, всегда  по-своему. В 16 лет из дома уехал в железнодорожный техникум,  так и глаз не показывал, а как женился, так и приехал.  А молодая то, на 10 лет старше, да и с ребенком . А  я ведь только сначала возражала, а как ты родилась, копия отец, так и смирилась. А мама твоя меня простить  не хочет.  Ой, что-то заболталась я , лишнее говорю, ты не слушай меня старую, деточка.
- А мама когда приедет? – заволновалась я.
- Через пару дней приедет. Как вихрь в поле! Вмиг тебя соберет  и на поезд. Редкий раз заночует, уж и не помню когда. Увезет тебя, а я потом целый год ждать буду. Хорошо хоть ты гостишь каждое лето, и то спасибо. Ну да ладно, что уж теперь, виновата я.
Бабушка закрыла альбом, вытерла передником глаза и сказала:
- Спать пора. Завтра обещала  тебя на работе показать. Пристают, приведи свою городскую внучку. Ты ж у меня красавица, как две капли воды на папку похожа!
-Бабуль, ну давай еще посмотрим, вон там еще сколько всего!
Бабушка отложила альбом в сторону и достала белое, кружевное  платье, оно немного пожелтело от старости, но все равно было очень красивое.
-  Это свадебное платье, но про свадьбу тебе еще рано, на другой раз оставим.- сказала бабушка.
-  А вот и скрипка!
Бабушка достала покрытый черной кожей футляр, а в футляре настоящая скрипка.
- Прошу тебя, только  не трогай руками,- сказала бабушка, это очень ценный инструмент,  скрипка это мастеровая, отец мне купил её,  по случаю,  у заезжего купца, а купец выиграл в карты у какого-то музыканта. Вот такая не простая у неё история.
Бабушка еще немного  полюбовалась, не вынимая скрипку из футляра, нежно погладила гриф, а потом аккуратно закрыла футляр , завернула в платок и убрала на дно сундука.
- Ну давай, будем складывать мои сокровища на место.
Она свернула и положила назад свое свадебное платье, поверх положила несколько цветастых платков с кистями, темно-синий альбом с фотографиями. А я подала ей сверток со стола, завязанный в цветной платок. А бабушка сказала:
- Развяжи, посмотри что внутри.
Я развязала платок, внутри лежал шерстяной свитер, и такие же варежки,  еще коробка с прозрачной крышкой, а в ней  немецкая кукла с закрывающимися голубыми глазами,  с  белокурыми кудрями, в голубом крахмальном платье, в белых туфельках с пряжками . Она была точь-в точь похожа на ту, что я видела в универмаге, и просила маму купить,  но из-за тройки мама сердилась и куклу не купила. А теперь у меня настоящее счастье!
- Деточка, ты уедешь совсем скоро,- сказала бабушка. - У тебя через неделю день рождения, это тебе мой подарок.
В ту ночь я никак не могла уснуть. Я прижимала к груди свою новую куклу, закрывала глаза и видела бабушку,  молодой-молодой, как на фотографии, в длинной черной юбке, в белой блузке с жемчужным воротничком, и со скрипкой в руках.  Она играла красивую музыку, а мне от этого было хорошо и радостно!  А может это и есть счастье?
©Любовь Белая