Сила слова Ч. 1 гл. 7

Марина Давтян
   В очередной раз наш дом готовился к празднику 8-е марта. Женщины хлопотали на кухне, каждая на свой лад. Мужчины возвращались с работы, неся в руках букеты. Фрунзик обещал порадовать всех женщин очередным кондитерским “шедевром”. Погода стояла прекрасная, как на заказ. Торжественный ужин назначили на 7 вечера.
- Рубик, сынок! Постучись к Науму Павловичу, предупреди, скоро садимся за стол.
- Бабуля, дядя Ум не дома,- откликнулась Радочка, держа котенка на руках. – Я звала его, цтобы он завязал золтый бантик на Лизоньку, но он не отклыл двель.
Уже сели за стол. Время шло, а Аскета все не было.
- Где же Аскет? – возмутился Фрунзик. – Это на него не похоже. Скоро время дессерта, а его все нет. Вартан! Что ты стоишь, как вкопанный? Неси вазу с фруктами к столу!
Вартан, и впрямь стоял, как соляной столб, с вазой в  руках и куда–то смотрел...




  В проходе во двор показалась фигура Аскета, он был одет с иголочки. Рядом с ним  под руку шла миниатюрная, очень приятной  внешности женщина, лет 30-и: стройная фигурка; красивые ножки в туфельках на каблуках; строгий темно-синий костюм; бежевую кофточку украшает “камея”; ладно уложенные каштановые волосы и пикантные ямочки на улыбающемся лице.

Проходя мимо Вартана, она мягко улыбнулась, как бы здороваясь с ним, а он ошалело смотрел, не моргая, все еще обнимая злосчастную вазу.

- Добрый вечер, - обратился Аскет к присутствующим. – С праздником, дорогие дамы! Позвольте представить вам моего друга – Эстер. Прошу любить и жаловать.

“Проходите, здравствуйте, садитесь, приятно познакомиться” – неслось со всех сторон. В глазах соседей стоял большой вопросительный знак, сдобренный изрядной дозой любопытства – неужели, Эстер и есть дама сердца Аскета?

И только Вартан, продолжал стоять с вазой в руках, как под гипнозом. Сурик подошел к нему, взял вазу из его рук и тихо спросил :
- Вай! Что с тобой, Вартан джан? Ты в порядке, брат?               
- Ты, видел? - еще тише, почти шепотом спросил Вартан. – Это она …
- “Она“ – кто ?
- Я видел ее во сне, Сурик… не поверишь… я ее видел.
- Ты видел “ее” во сне, после приезда от родителей, так? Это нэ мудрено, ты же напиваешься как бэндюжник! Эсли я выпью столько, сколько пьешь ты, я нэ то что красивую жэнщину, я и русалку в шлеме, голую на мотоцикле увижу! – он оглянулся по сторонам. – Хочешь рассказать мне все твои сны? Пожалуйста! Но нэ сейчас!
 - Ты ничего не понял, Сурик! – Вартан громко шепнул прямо в ухо Сурику. - Это судьба … Это судьба!

- Это судьба! – очень громко, с особой торжественностью, как бы вторя Вартану, произнес Фрунзик.
Сурик вздрогнул: - Вай мэ!!! Фрунзик тоже видел сон? Вартан,что это вы с Фрунзиком пьете?

Вартан, лишь продолжал хлопать глазами.
- Это судьба, - снова повторил Фрунзик, - что именно сегодня я испек торт “Эстергази“ для нашей гостьи Эстер и для наших любимых женщин!
- Вот, и у тебя, дорогая Эстер, появилось личное кулинарное прозвище,- весело сказал Аскет.

Эстер улыбалась, не совсем понимая, о чем идет речь.                - Это наша добрая, дворовая традиция, придуманная Фрунзиком, он всем дает кондитерские имена,- Аскет попытался хоть как-то объяснить Эстер суть происходящего.


  Женщины восторженно зааплодировали творению Фрунзика, удовлетворенные особым вниманием. Очнувшись от оцепенения, Вартан  тихонько подошел к столу и сел с краю.
- Сурик! Что это с ним? - спросил Рубик, наблюдавший за странным поведением Вартана.
- Нэ знаю, клянусь мамой! Увидел какой–то сон и впал в кому! – важно, с раздражением в голосе заявил Сурик.
 
Пока поднимали бокалы с шампанским и произносили тосты, Аскет незаметно пошел к себе и вернулся с маленькими коробочками. . -Чтобы не ошибиться в предпочтениях милых дам, я позволю себе преподнести нашим любимым женщинам одинаковые подарки!

 В каждой коробочке был серебряный медальон, на котором красивым узором переплелись – “Вера, Надежда, Любовь”.
- Боже! Какая красота! – восторженно воскликнула Ася.
- Наум Павлович, - я подвинулся к нему,- мне почему-то кажется, это ваших рук дело!
- Я, лишь сделал эскизы, Микаэл, - смутился Аскет.               
- Раз так,- сказал дядя Жора,- то и первый тост за вами, Наум Павлович!

Аскет взял бокал: - Я не умею говорить красивые тосты, как вы, дорогой Жора! Лишь скажу! Пусть эти три восхитительные женщины, “Вера, Надежда и Любовь” хранят всех, не менее восхитительных женщин нашего дружного дома, которых я полюбил искренне и от всего сердца!
- Говорит нэ умею, а как сказал? – громко отреагировал Сурик, обращаясь к присутствующим. – Ты, уже стопроцентный кавказэц, Наум Павлович! Дядя Жора, бэрегись!



 Наших женщин до глубины души расстрогали нежные слова Аскета и его сюрприз. Они кинулись обнимать и благодарить его.
Когда эмоции поутихли, Моисей Ааронович хитро улыбнулся и сказал: - А ви, Наум Павлович – хитрец! А нам, как говорил мой дед Аарон – капец! Теперь,  весь “женский батальон” будет стоять за вас горой!
- Моня! Он не хитрец, а молодец! – парировала Бронислава Михайловна. – А вот тебе…- она угрожающе склонилась над мужем, подперев широкие бока руками, - точно будет капец, если на следующий женский праздник ты не подаришь мне цэ’почку  за этот медальон!
- Бронечка! За шо мне такой выговор? У тебя есть таки капля совести?
- Да! Тебе накапать, Моня?

Она залилась таким громовым хохотом, что Моисей вздрогнул и съежился. Эта сцена рассмешила всех, мы смеялись до слез…
И, только Вартан не ел, не пил, не говорил. Он тихо сидел у края стола, опустив голову, потупив взгляд и изредка ловил момент, чтобы взглянуть на Эстер.



Гости разошлись поздно, Айболит с дядей Жорой допивали кофе. - Вы заметили, Жора? Впервые, Вартан за весь вечер не взял и капли в рот. Что это с ним?
- Мне кажется, он влюбился! – весело сказал дядя Жора и прикурил сигарету.
- А мнэ  кажется, он умэр! – вмешался Сурик. – Доктор джан, ты у него пулс потрогай!
 - Он весь вечер не спускал  глаз с Эстер, подруги Наума Павловича, - сказал Айболит, не замечая выводов Сурика.
- Как он можэт положить глаз на жэнщину Аскета? – громко возмутился Сурик.               

Тихо скрипнула дверь Аскета. - Друзья! Эстер не моя девушка – она мой друг и адвокат, - услышали мы голос Аскета. – А где, Вартан?
- У себя! – с претензией в голосе ответил Сурик. – Навэрно лежит мертвый, с открытыми глазами и тихо повторяет – “Это судьба-а-а! Это судьба-а-а!”
- Микаэл! Если вы не будете пока ложиться, может заглянем вместе к Вартану? – спросил меня Аскет.               
- Пойдемте,- согласился я.



Аскет тихо постучался к Вартану и осторожно приоткрыл дверь. Сурик не ошибся: Вартан и в самом деле лежал на кровати, потупив взор в потолок, прижав к себе руки. Увидев Аскета он вскочил с кровати и виновато посмотрел на нас.
- Можно войти? - вежливо спросил Аскет.
- Да …да… конечно, - заикаясь ответил Вартан.

Мы вошли в комнату, Аскет подвинул стул и сел напротив Вартана, который обратно плюхнулся на кровать и опустил глаза.
- Сегодня, я заметил какое-то замешательство и дисконфорт в вашем поведении … Что-то произошло? Поделитесь со мной, Вартан, я пришел как друг!
- Простите  меня, Наум Павлович … я не мог … я не мог ничего поделать…
- Успокойтесь, мой друг! Я понял, что нечто связано с присутствием Эстер! Она мне просто друг и мой адвокат. Между нами нет ничего, кроме вышеупомянутого. Вы с ней знакомы?

Вартан глубоко, прерывисто вздохнул и, буквально выдохнул с отчаянием:
- Наум Павлович! Вы, вероятно, знаете историю моей жизни?
- Честно? Да, знаю! Вас оставила жена с годовалым ребенком на руках. Это очень жестоко и несправедливо. По крайней мере по отношению к малышу.
- Один Бог ведает, как мне было тяжело и больно! После ухода жены мой Арик стал таким плаксивым, таким нервным, не спал днями. Наверное, бедный малыш понимал, что мама бросила его. Как кормить, как поить, что надеть, как стать уже и мамой? Я не знал. Если бы не наши сердобольные соседки, я от отчаяния наложил бы на себя руки: малыш, работа, престарелые родители в деревне, пустое сердце и пустой дом! Тупик!!!


Его глаза увлажнились от тяжелых воспоминаний.
- Ну, зачем вы так, Вартан? - улыбнулся Аскет. – Вы сказали “один Бог ведает”, вы  правы – Он и ведает! Посмотрите с другой  стороны: у вас растет прелестный  малыш, он уже ходит в садик, вы прекрасно справляетесь с ролью отца, вы инженер, судьба окружила  вас хорошими и порядочными людьми!
- Все не так хорошо, Наум Павлович … Я пью… Сильно… Когда сына нет дома,- жалобно, с чувством стыда в голосе произнес Вартан. – Хочу бросить, обещаю, но не могу - не справляюсь. Боль не уходит. Обидно за свои чувства… Когда я познакомился с Гаянэ, то подумал – вот та женщина, с которой можно прожить! А теперь, я ее ненавижу!
- Вот, ваша первая ошибка – не надо выбирать женщину, с которой можно прожить, а выбрать нужно ту, без которой нельзя жить!               

Вартан, соглашаясь покачал головой.
- То, что сделала ваша жена – это грех. То, что делаете вы – тоже грех. Нельзя одну ошибку покрывать другой, нельзя один грех оправдать другим! Вы делаете больно не вашей жене: в первую очередь - невинному ребенку, который не имеет никого, кроме вас; во вторую очередь – самому себе, старикам–родителям и всем тем, кто вас любит.


Вартан, обхватив голову руками и уставившись в пол, продолжал слушать Аскета. - Да, я вас понимаю, Вартан, и согласен, что в вашей душе пустота. Ни один человек не может стать более чужим, чем тот, кого мы в прошлом любили. Но надо отпустить боль, обиду и найти сил простить Гаянэ! Она - несчастная женщина, не ведающая будущего. Ведь, если вы решитесь изменить свою жизнь, то и жизнь поможет вам и изменится к лучшему. Я более чем уверен, у вас все буде нормально! А вашей жене, когда-нибудь придется ответить на вопрос сына – “Как ты могла, мама?”. За что же ее ненавидеть? Ее можно только пожалеть!

Вартан прерывисто дышал. - Наум Павлович, скажите! Вы верите в чудо?
- Верю ли я в чудо? – Аскет на мгновение замолчал. – Верю ли я в чудо. Смотря, что вы имеете ввиду под словом “чудо”.


- Наум Павлович! Пару месяцев назад я увидел сон, скорее всего – это было видение: в мою дверь постучались, я открыл и вошла женщина, точь-в-точь похожая на вашу подругу. Мой дом наполнился светом, мне стало так тепло и уютно, как не было никогда, будто в дом пришло счастье! Мой сынок подбежал к ней и воскликнул – “Мама! Мама пришла!” Когда я проснулся, меня охватило такое отчаяние, что это не было наяву. Я был трезв, так что не мог списать увиденное на алкоголь. Вероятно, это моя глубинная, несбыточная мечта и мое одиночество стало причиной такого видения. Но с тех пор, независимо от меня, каждый день я впускал  в свою душу воспоминание  ощущения  того видения – это была моя, и только моя радость!- Он перевеь дух. – Когда сегодня я увидел ее, меня как-будто сразила молния! Я до сих пор не могу прийти в себя – что это было? Неподъемная мечта? Дежаву? Галлюцинация? Я,боюсь!




 Аскет по дружески обнял  Вартана и мягко сказал:
- Мой друг! Поверьте в этой  жизни может случиться все! Если вы боитесь, что мечта не исполнится, то вините себя! Мечта сбывается только тогда, когда уходит страх! Не сомневайтесь, мечтайте и идите к мечте. Очень может быть, что это знак судьбы, и вы, я надеюсь  знаете, чем вам нужно пожертвовать и как победить. Счастье всех тех, кого вы любите зависит от вас и не надо оправдывать свое малодушие несправедливым отношением кого бы то ни было к себе.

 Аскет сделал паузу.
- Вы спросили меня, верю ли я в чудо? Я верю в Бога … ну, а чудо – это одно из проявлений Создателя, одно из проявлений Его любви к нам, Его милосердия и человеколюбия! Каждый, кто верит  в чудо воспринимает это явление по-своему: для кого-то – это знак свыше; для кого-то – это предупреждение; для кого-то – это спасение от чего-либо; а иногда, и спасение через испытание. Я знавал одну бездетную пару, усыновившую, хромого на одну ножку, ребенка. Они пришли в детдом, естесственно не за больным малышом. Увидев глазастого, красивого мальчика, который сидел на полу и играл с машинкой, они подошли и попытались разговорить его. На вопрос, как его зовут, мальчик со слезами прошептал:”Тетя! Возьмите Еремку, он сильный и здоровый! У меня хромая ножка, зачем я вам нужен?“ Этот мальчик стал смыслом жизни и счастьем для этих людей. Мальчик отлично учился, стал известным хирургом-ортопедом и собственноручно, по кусочкам собрал своего отца, после страшной автобусной аварии. Позже, его отец рассказывал:<<Когда меня, побитого вдоль и поперек, привезли на каталке в операционную, мой сын, перед началом операции погладил меня по голове и сказал – “Отец, я здесь, с тобой, не бойся!“. В тот момент, я четко почувствовал – это Бог говорит со мной и гладит меня по голове!>>
Чудо не в том, что вы увидели ту женщину, так сильно похожую на Эстер. Вот, если вы справитесь с тем, что мешает вам жить полноценной жизнью, измените себя и поборите порок – это будет настоящим чудом!

Воцарилось молчание, Вартан поднял голову:
- Спасибо вам, Наум Павлович! Большое спасибо! Я справлюсь, вы придали мне сил, как никто другой! Обещаю!
- Не надо обещать  мне, дорогой Вартан, обещайте себе!- похлопав дружески  Вартана по плечу сказал Аскет.
Мы вежливо попрощались и вышли.


-С добрым утром, дорогие друзья? – услышали мы  задорный голос Вартана на следующее утро: он был чисто выбрит, аккуратно одет и улыбался по-новому – искренне, открыто, а не так, как раньше – вынужденно вежливо.
- Вай мэ!  Вартан воскрес и звучит, как Всесоюзное  радио,- удивленно воскликнул Сурик.
- Сынок! Как хорошо ты сегодня выглядишь! – сказала бабушка Еруш.
- Помните “Служебный роман”? <<Так я буду выглядеть всегда!>>– говорила главная героиня Алисы Фрейндлих, - сострил Вартан.
- Я думал, Аскет вчэра воскресил тебя. Но, эсли ты, Вартан джан, собираешься выглядеть, как Алиса Фрейндлих – это уже черная магия! Клянусь мамой! – рассмеялся Сурик.               

Вартан подошел ко мне и заговорщецки шепнул:
- Ты  знаешь, Микаэл! Я не спал всю ночь! Я пересмотрел все! Я простил Гаянэ, ты понимаешь? Я сумел ее простить! – последнее “сумел простить” у него вырвалось чуточку громче, на что Моисей Ааронович тут же отреагировал:

- Наш Вартан кого-то простил! Интересно … кого и за что?- он поднял вверх   указательный палец и застыл.


         

                (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


http://www.proza.ru/2018/02/12/227