Красный цвет опасности и скорости

Олег Аркадьевич Александров
Г. Браэм в прекрасной книге Психология цвета утверждает, что красный – самый древний цвет, указывая на лингвистические исследования. Многие историки ментальности, тем более – цвета, могут оспорить данное утверждение. Углубляясь в историю и ее предтечу – мифологию, эпос, легенды – мы видим зарождение черно-белого, а не красного мира. «И да рассеет свет тьму» примерно так описывает начало жизни на Земле популярнейшая книга – Библия. Из хаоса, царства тьмы, возникает свет, порождая краски жизни.
Конечно, спор о первичности белого или черного сродни дискуссии о том, что появилось первым – яйцо или курица. Но очевидно, что человек, даже не видя тьму, ощущал ее в утробе матери. Одно из первых представлений человека о мире – время, сменяющее день на ночь. В природе многие явления и процессы зарождаются и происходят одновременно, либо с малозаметной задержкой. Так же случилось с цветом: Человек и Общество научилось различать цвета почти одновременно, придавая им сакральные смыслы.
После черного и белого на сцену истории выходит красный цвет. Цвет крови и жизни, опасности и тревоги. Цвет войн, проходящих красной нитью через всемирную историю. Красный цвет бросает вызов скромности и аскетизму. Одновременно он – цвет крови Христа, недаром римские папы и кардиналы будут носить красные мантии, а художники изображать сына Бога в красной одежде.
Но что было до принятия Европой христианства, до появления этой цивилизации на осколках Римской империи ? Воспринимали ли красный цвет греки и римляне ?
В Древней Греции и Римской империи красный цвет считался ценным, символизируя успех . Красная краска стоила дорого, вследствие чего красная одежда указывал на богатство и высокий социальный статус. Примечательным фактом является использование красных чернил для подписи государственных указов в Византии. Несомненно, эта традиция уходит в историю Римской империи. С тех пор данная традиция дошла до наших дней: в бухгалтерском учете ошибки и неправильные учетные записи выделяются красным цветом (красное «сторно»), учителя зачеркивают ошибки красными чернилами (в советской России подчас красной ручкой писали неудовлетворительные оценки).

Падение Римской империи, возникновение христианства изменили отношение к красному цвету. Отныне это цвет крови И. Христа. Художники пишут волхвов и святых в одеждах красного или красно-белого цвета. Это картины Джотто ди Бондоне (Поцелуй Иуды, 1303/1306 гг.), Б. Дуонинсинья (Тайная вечеря, 1308/1311 гг.), Фра Анджелико (Снятие с креста, 1437/1440 гг.), Мазаччо (Распятие, 1426 г.), П. Лоренцентти (1320 г.) и других художников.
Позже, в период Реформации и Возрождения, красный цвет, несмотря на осуждение протестантами (вспомним слова Мартина Лютера о римском папе, уподобляющемуся вавилонской блуднице), не теряет популярность в лоне католической церкви. Для иерархов красный символизировал силу, власть над жизнью и смертью.
В XVI-XVII веках красный цвет уступит первенство черному и синему. В мире моды его потеснят другие цвета, любимые королями, аристократией, высшим духовенством: фиолетовый, лиловый, золотистый (но не рыжий, воспринимаемый как цвет Иуды!). К слову, отсюда недоверчивость к рыжим людям, которые в Средневековье приравнивались к колдунам и ведьмам.
Ранее отмечалось сложность в получении чистого цвета в Средние века и Новое время (вплоть до XIX века). Черный цвет был серо-черным, белый – серым и т.д. Примитивные технологии добывания красок из растений не позволяли получать чистые, сочные цвета. Поэтому в реальности люди не носили одежды таких сочных, ярких красок, как изображены на полотных средневековых художников и их преемников в Новом времени.
Тревожность, напряженность красного цвета побудили европейское общество обратить внимание на «родственные» цвета – бордовый, лиловый, фиолетовый (кстати, фиолетовый получали путем смешивания красного с черным, а не с синим, как это стали делать в Новое время). Бордовый, лиловый, фиолетовый – плотные, насыщенные, «теплые» цвета, в отличие от «холодных» синего, белого, серебристого.
Воспользуемся правом историка, и перенесемся в другую эпоху – окончание Нового времени. Эпоха промышленных и буржуазных революций, бурного развития науки, появления новых направлений в живописи и архитектуре.
Бросим взгляд на модников и модниц XVIII-XIX веков. Высшая знать, богатая буржуазия, высшее духовенство щеголяет в изысканных одеждах черного, синего, золотистого, бордового и фиолетового цветов. Художники реагируют на эти изменения, создавая портретные галереи, сцены войны, балов и праздников в буйстве красок. Элита европейских стран на полотнах Ж. Фрагонара, Н. Пуссена, Каналетто, Ф. Гварди, Т. Гейнсборо, Ф. Гойя и многих других одета в одежду ярких, сочных цветов. В этот период красный станет цветом Великой французской революции, «отменившей» Старый порядок. Красный цвет любил Наполеон Бонапарт, как до него – революционеры Марат и Робеспьер. Такое восприятие красного, конечно, не ново: это цвет войны еще во времена Древней Греции и Римской империи, цвет Марса, Гефеста, Юпитера.
Красный цвет начнет экспансию от южной Европы, в том числе Испании, где его всегда любили (знаменитая испанская красная кожа в Средние века), до Северной Европы. В наши дни куртки красного и желтого цвета носят скандинавы (особенно в Норвегии), а также полярники. НТР подарит европейской цивилизации, а вслед за ней – остальному миру – новые культурные и технические объекты: автомобили, персональные компьютеры, мобильные телефоны…Красный цвет, в сочетании с черным, золотистым, оранжевым, в различных оттенках, займет достойное место в цветовой палитре инновационных товаров. Красная спортивная машина – символ роскоши и скорости, вызова; красные ноутбуки и смартфоны, книги, мебель…список можно продолжать, но вряд ли нужно. Красный цвет будоражит и нервирует, подстегивает и оповещает об опасности. Это цвет креативных, эпатажных людей, желающих выделиться из толпы.
Красный цвет стал «родоначальником» других ярких, сочных цветов – фиолетового, оранжевого, бордового, лилового. В этом его, может быть, главная заслуга с точки зрения моды и живописи.