Эврика, катарсис и лавры Чичикова

Елеон Горчинский
Начало здесь: http://www.proza.ru/2018/02/09/2145

- Как это произошло?

- Я выделю два фактора. Первый – круг чтения. После поступления  в университет, для меня открылись двери Императорской публичной библиотеки, в которой я обнаружил фонды святоотеческой литературы. А перед этим увлекся русской религиозной философией. Павел Флоренский, Николай Бердяев, Владимир Соловьев изменили мое мироощущение. Я стал раздумывать над вечными вопросами бытия.

Второй – кончина горячо любимой бабушки. Возникло противоречие – ум понимал, что ее нет, а сердце ощущало ее живой. Я это описал в книге мемуаров «С высоты птичьего полета». Стараясь вновь завязать эту оборванную ниточку, я мало-помалу, начиная с обращенных к ней стихотворений, пришел к молитве. А посещение тихой неспешной службы в храме, в котором молилась бабушка, стало той самой «Эврикой!» - откровением. Я интуитивно почувствовал присутствие Божие. Гармония ума с сердцам пришла позже, в ходе своего рода катарсиса – очищения от ложных умственных установок. Это принесло мне большие страдания, но потому и дело оказалось прочным – вера была выстрадана.

- Когда вы приняли сан?
 
- Став работать педагогом, я уже посещал храм. Отец Андрей Кураев, параллельно учившийся на философском факультете МГУ, дал мне рекомендацию в МДАиС, благодаря чему я, начиная с 1986 г., 10 лет преподавал в стенах этого древнейшего учебного заведения России, языки и Новый Завет. Священником я стал в ночь на Рождество 1988 г., то есть, ровно 30 лет назад. Четверть века был настоятелем в храме Всех святых в Красном Селе в Москве, расположенном на территории бывшего женского Алексеевского монастыря, который нам удалось возродить. Четыре года назад оставил административную работу и стал духовником обители. А настоятельницей теперь служит, выросшая на нашем приходе Ксения Чернега, занимающая ныне пост главы юридической службы Московской патриархии.

Став священником, помимо учительства и храмовой проповеди, начал получать приглашения от коллег-педагогов, директоров школ, духовенства на выступления. И мало-помалу, словно Чичиков принялся объезжать Россию, только в охоте не за мертвыми, а за живыми душами. 30 лет прошли в непрерывных путешествиях.
 
- Как формировалась ваша манера общения с аудиторией?
 
- У меня за плечами 35 лет педагогического стажа. Преподавая русский язык и литературу, я ежедневно общался с самыми разнообразными слушателями. Манера выработалась, я думаю, благодаря моему педагогическому призванию. Сейчас я много размышляю о секретах живого слова, устной речи, психологии восприятия. Выпустил книгу «Искусство слова» с курсом лекций на эту тему, прочитанный в ПСТГИ.
 
Промысл Божий привел меня из педагогики в священство. Каждый раз, размышляя над последствиями встречи с людьми, испытываю легкий страх, понимая, что сверхзадача священника, ставшего перед залой, заключается не в передаче информации, а в прикосновении к струнам души. Оставаясь неудовлетворенным, продолжаю искать. Это помогает мне развиваться, находить новые методы. Нельзя закоснеть, ведь перед священниками ныне открываются университетские аудитории, их зовут в радио- и телеэфиры.
 
- Ваш стиль общения напоминает чем-то манеру детского поэта Сергея Михалкова, вы не пытались ему подражать?

- Придется вернуться к разговору о корнях. Моя прабабушка происходит из старинного рода Глебовых, она, кстати, была крестницей премьер-министра царской России Петра Столыпина. Глебовы были в тесных связях с Михалковыми: Сергей Михалков – двоюродный брат моей бабушки, Никита Сергеевич – мой четвероюродный дядя. Я иногда посматриваю, как и многие другие, выступления дядюшки, и вижу его козыри в открытости и непосредственности общения. Между нами, по отзывам, люди находят определенное сходство.

  - Вы упомянули телеэфиры.

- Много лет я веду передачи. Все началось в далеком 1991 году, когда мне предложили принять участие в проведении детских телепрограмм «Праздник каждый день», демонстрировавшихся по советскому еще 1-му каналу ТВ. Это был мой первый опыт общения с многомиллионной аудиторией. Долгое время моей площадкой была появившаяся в то время радиостанция «Радонеж». Сейчас это радиопортал «Вера», где я веду по субботам с Туттей Ларсен «Семейный час». Государственный телеканал «Спас» приглашает участвовать в прямых эфирах.

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2018/02/13/2056