Потомок наместника 1-15

Елистратов
Без даты [добавлено позже]
ОГЛАХТЫ: ЧТО СКРЫВАЛИ МУМИИ,
И ЧТО СКРЫВАЛИ МАСКИ
-Коллекции столичных музеев крайне редко покидают их стены. Помнишь, выставку ГИМа в абаканском музее? Нас туда на экскурсию БН водил, вместо семинара. - Глеб по обыкновению рассуждал вслух. - Ведь привезли ничтожные крохи, способные вызвать восторг разве что у закоренелого профессионала. Для широкой публики они интереса не представили. Заполучив однажды подлинные шедевры, музеи стараются не расставаться с ними ни на мгновение.
(Читать дальше…)

Этот разговор произошёл незадолго до нашего отъезда на Коровий перевал. Мы бродили с Глебом по адриановским раскопам.
-Шестьдесят лет мумии из Оглахтов никто не трогал. Даже когда их убрали из постоянной экспозиции. Их просто вынули из витрин и аккуратно перенесли в запасники. Никто даже не попытался их просто перевернуть. А зря…
-Это почему же – зря?
-Лет на двадцать раньше обнаружились бы татуировки.
Глеб прислонился к роскошной красавице-берёзке, что пустила свои корни когда-то в перелопаченных нанятыми Адриановым землекопами отвалах. Слева ширилась синь – небесная и морская, разделённая надвое свинцовой хребтиной величавого Тепсея. Ветерок шумел в листве. Глеб время от времени делал паузы в беседе, прислушиваясь к нему.
-Чему ты удивляешься? Куртку и штаны с мужской мумии для реставрации сняли только в 2002 году. Пригласили военного судмедэксперта. Между прочим, доктора наук. Мне потом коллега из Эрмитажа рассказал. Кожа мумий высохла. Ну, совсем как пергамент. Стали чистить – а на ней синеватые пятнышки едва-едва различимые.
-Татуировка?
-Так я про что и толкую. На плечах, на шее, на спине, на руках.
Записанная рукой архимандрита Иакинфа фраза. Миллионы миллионов раз разошедшаяся на цитаты в академические труды и копирайты на учёность лишь претендующие.
-«Они горды и стойки. Храбрые из них татуируют руки себе». Если ничего не путаю, так писали китайцы в своих летописях о кыргызах. А таштыкцы ведь их предки. Значит, не врут источники.
-В общем и целом – не врут. – согласился Глеб и замолчал.
Он явно погрузился в слух.
Я тоже прислушался.
Но кроме тонкоголосого пения ветра не услыхал ровным счётом ничего.
В отличие от Глеба. Хитро щурясь, мой друг испытующе взглянул на меня, и продолжил.
-Невооружённым глазом эти рисунки на мумифицированном теле мужчины читались скверно. Поэтому коллеги применили рентген и инфракрасные лучи. Насчитали тринадцать вполне так сохранившихся фигур. Фотографии, как сам понимаешь, мне никто не показал. Нашёл публикации в интернете. Паша – ну, помнишь такого? Из ленинградцев. Выложил. Честь ему и хвала... За скорбный труд и дум высокое стремление.
Порывшись у себя в планшетке, мой друг извлёк несколько отпечатанных на принтере рисунков. Протянул мне.
-В семантике, прямо скажу, не силён. Не моя стихия. Потому будем с тобой полагаться на знания и наблюдательность других. Вот здесь, на левой руке чуть пониже локтя. Символ в виде буквы М. Предположительно, изображение лука. Помнишь, в могиле нашли колчан со стрелами. Он был воином – лучником. А почему бы и нет? Идём далее. Ну, это уже абстракционизм какой-то.
-На паука или какого-нибудь моллюска похоже.

-Ага. А также на морских хищников, «рогатых» тигров Пазырыка и ещё ни бог весть на что. Я соглашусь с мнением Светы из Эрмитажа. Аналоги рисунка она отыскала где-то на шерстяных тканях из степей Восточного Туркестана. Ну и здесь, в долине Енисея, разумеется. На щите и на груди воинов с деревянных плакеток, найденных когда-то МихПетом у Тепсея. Там сцены какой-то баталии изображены, между местными витязями и чужеземными. Со щитом как бы всё ясно. Это могло быть нечто вроде головы горгоны на эгиде Афины Паллады. А вот что на груди? Не совсем понятно. Быть может, тиснение или гравировка на доспехах, а может быть и татуировка. Если так, то закономерно будет спросить: а могли ли они наносить татуаж на лица? Косвенные подтверждения этому как будто бы есть. – Глеб задумчиво смотрел на море.
-Ты имеешь в виду погребальные маски?
-Именно маски. Завитки, спирали... Доказать сложно или правильнее будет, практически невозможно. Снять тонкую гипсовую маску с черепа, не повредив её, удаётся не всегда. Кстати, а ты хотя бы в курсе, что маски изначально были цветными?
-Вот удивил. Уж кто-кто, а я точно в курсе. Скажу более – одним из первых увидел эти фотографии. Борис Долинин, сделав пробных снимков, показал их мне. Обычная грязно - серая гипсовая погребальная маска из музейной витрины оказалась полностью раскрашенной. Причём, сразу нашлись скептики, которые взялись утверждать, что это чистой воды «фотошоп».
-Признаться, поначалу я тоже так подумал.
-Дилетант. И «мыльница» - твой потолок. Ты про «световое перо» хотя бы слышал?
-Дилетант. – согласился Глеб. – Не слышал. Расскажи.
Для наглядности я вооружился обломком сухой веточки и принялся чертить на земле схему. Прямо у подножия той самой берёзки, к которой с неожиданной нежностью прильнул мой университетский товарищ.
Приглянулось ему это деревце сразу. Как только мы принятый у хакасов обряд «сек-сек» сделали, Глебушка тут же к веточке берёзы ленточку красную привязал «чалама». Чтобы местных духов задобрить. Если не ошибаюсь, потом Глеб то же самое проделал и на Коровьем перевале, в первый же вечер, как мы приехали.
-Представь, что вот это - наш объект. Маска, крынка глиняная, что угодно. Нужен обязательно тёмный фон, подойдёт обычная чёрная тряпка. Фотоаппарат со светосильным объективом. И «перо». Сойдёт хороший фонарик с галогенной лампой. Надеваем на него склеенный из бумаги конус, чтобы собрать все лучи в единый пучок и – за работу. Фотографировать нужно в полной темноте. Ставим камеру на штатив, включаем режим задержки съёмки секунд на десять и быстро прорисовываем кистью контуры, объёмы и поверхность нашего объекта... Вот так миру и открылись лики древней Хакасии. Снимки, которые, надо полагать, уже объехали полсвета. Таким же способом можно сделать снимки наскальных рисунков и мелкую пластику. Ну, есть теперь вопросы?
-Есть.
Такого вопроса, честно говоря, я не ожидал.
-Это можно проделать в полевых условиях? Использовать вот это «перо»?
-Вполне. Только какая в этом необходимость...
-Ну, вот предположим, кусок скального фриза с древними петроглифами ты как собираешься в фотолабораторию тащить? – не моргнув глазом, откликнулся Глеб. – Мне ли тебе объяснять, насколько непредсказуема жизнь археолога – «полевика»?
(Продолжение следует…)

Прочти громадные стопы книг,
изведи на это занятие лучшие годы своей жизни –
или же попытайся понять это сразу.
Такое возможно,
однако ни разу мне не довелось встретить человека,
которому бы это удалось.