Пустой манипуляторский трезвон

Моисей Харитонов
Попробую понять смыслы и действительное назначение еще одного «мобилизующего» произведения о «героях-иудеях».
Давид Блюм «Меч    Господа    в    руках   у   Гидеона». 2015 http://www.proza.ru/2015/01/10/2184

1.Куплет первый:

Давно   уже   разбиты    хананеи.
Свершила  подвиг  свой  Дебора  и  ушла.
Но   вот   беда  –  в  боях  ослабли  иудеи,
И   вражья   рать  опять  в  страну  пришла.
Мидяне,    амалекитяне,
Кочевники,   а   с   ними    разный    сброд.
Рвались   ордой    они    в    Заиорданье,
Почувствовав,   что   наш    народ   не  тот.

Не «в  боях  ослабли  иудеи». Ситуацию проясняет Энциклопедический словарь https://ru.wikisource.org/wiki//   «После смерти Иисуса Навина израильтяне остались без политического вождя. Каждое из 12 колен хотело управляться совершенно самостоятельно, при чем связующим звеном для них должно было служить общее живое сознание, что все колена составляют одно нераздельное царство Иеговы. Видимым знаком религиозно-политического единства была общенародная святыня — скиния. Но такое правление предполагает высокую степень религиозно-нравственного развития народа. Между тем, народ еврейский, только что вышедший из рабства, далеко не отвечал подобному идеалу, и потому вскоре в его среде пробудились мелочные племенные инстинкты, начался общий разброд, ослаблявший его силы, чем не преминули воспользоваться окружающие народы».

В наше время Израилю, видимо, надо рассчитывать на светско-нравственное развитие, которое обеспечило бы рационально-политическое единство ВСЕГО народа. Вместо предначертанного действующими сегодня отношениями проекта

- «еврейская верхушка спасает себя в ситуации межцивилизационной войны тем, что способствует расходованию низовой массы израильтян для некоторого торможения наката исламизма на американо-европейскую цивилизацию»

Израилем будет навязано американо-европейскому «партнеру» некое справедливое распределение жертвенных вкладов в общую борьбу с исламизмом. Для этого надо, в адекватном режиме времени, израильтянам надо бы нарастить в своей среде достаточное светско-нравственное развитие. В такую развитость входят способность сориентироваться, отмобилизоваться и организоваться к действиям по навязыванию обозначенного «партнерства».
 
2.Куплет второй:

Всегда   живут   в   Израиле   герои.
                Всевышний    выбрал  одного  из   них.
                Да,   речь  идёт   о  славном   Гидеоне,
                Любившим  наш  Израиль без  границ.
                Он   честен,   скромен  и   душою  мил.
                Алтарь   он   Господу   воздвиг   чудесный,   яркий.
                А   вражий   жертвенник   Ваалу   сокрушил
                И в честь творца развёл костёр на древе жаркий.

Красивое, но ложное сообщение – не был Гидеон одним из героев. И не было «Алтарь   он   Господу   воздвиг   чудесный,   яркий. / А   вражий   жертвенник   Ваалу   сокрушил / И в честь творца развёл костёр на древе жаркий» - проявлением героизма.
 
Господу угодно было обнадежить Гедеона поразительными знамениями Своего могущества и помощи, о которых подробно упоминается в 6, 7 и 8 главах кн. Судей. - https://ru.wikisource.org/wiki//
http://ja-tora.com/tora/shoftim-chapter-7/ (рисунок над текстом - отсюда): «И притеснял Мидьян израильтян, … когда Израиль делал посевы, приходили мидианитяне, амалекитяне и сыны востока и нападали на них. Становились у них станом, уничтожали урожай земли до самой Газы и не оставляли Израилю для пропитания ни овцы, ни вола, ни осла. … И весьма обнищал Израиль из-за мидианитян, и воззвали сыны Израиля к Господу...

… пришел посланник Господа, и сел под дубом, принадлежавшим Йоашу, а его сын Гидеон молотил пшеницу в давильне, чтобы скрыть ее от мидианитян. явился к нему посланник Господа, и … обратился к  нему Господь и сказал: иди со своим войском и освобождай Израиль от мидианитян; я тебя посылаю. И сказал ему (Гидеон): Господин мой, как же я буду спасать Израиль, ведь и род мой самый бедный, и в доме отца своего я самый младший. И сказал ему Господь: Я буду с тобой, и побьешь ты мидианитян, как одного человека. …

В ту ночь сказал ему Господь: возьми молодого быка из стада своего отца и еще одного семилетнего быка,  разрушь жертвенник Ваала, что у твоего отца, и сруби кумирное дерево, которое при нем. И построй жертвенник Господу, Богу твоему, на вершине этого утеса, в (должном) порядке, и возьми второго быка, и принеси его в жертву на дровах кумирного дерева, которое ты срубишь. И взял Гидеон десять человек из своих слуг, и сделал, как велел ему Господь, но поскольку он боялся сделать (это) днем из-за отцовской родни и жителей города, то сделал (это) ночью. встали утром жители города, и вот – разбит жертвенник Ваала, и срублено кумирное дерево, что при нем, а второго быка принесли в жертву на новом жертвеннике. говорили друг другу: кто это сделал? Расследовали, расспрашивали и выяснили: это сделал Гидеон, сын Йоаша. И говорили жители города Йоашу: выдай своего сына, и он будет предан смерти за то, что разбил жертвенник Ваала и срубил кумирное дерево, что при нем. А Йоаш говорил всем, (Ваал), если он бог, пусть и заступится за себя, ведь его жертвенник разбили! И стали (Гидеона) звать с того дня Йеруббаалем, как говорят: пусть Ваал заступится за себя, ведь его жертвенник разбили!

… И сказал Гидеон Богу: если ты действительно спасаешь Израиль моей рукой, как ты говорил, я расстелю на току стриженую шерсть; если роса будет только на шерсти, а вся земля (останется) сухой, я буду знать, что ты спасешь Израиль моей рукой, как ты говорил. Так и случилось: он встал на следующее утро, и выжимал росу из шерсти, и выжал из шерсти целую чашу воды. И сказал Гидеон Богу: не прогневайся на меня, если скажу я: еще только раз, только один раз, если можно, сделаю я испытание над шерстью. Пусть (теперь) только шерсть останется сухой, а на всей земле будет роса. Так Бог и сделал в ту ночь, и осталась сухой только шерсть, а на всей земле была роса».

Как видим, Гидеон, который «очень скромен и душою мил», который предусмотрительно готовится припрятать продукты к приходу сильного грабителя, совсем не герой. Ситуацию в пользу евреев разруливает некий Всевышний.

Верю, что это поэтическое сказание, выраженное в добротной музыке и явленное мастерскими (а, где-то, и талантливыми) голосом, позой, мимикой – могут впечатлить слушателя на какой-то момент почувствовать себя избранником Божеской воли, носителем силы Всевышнего. Когда человек находится в ситуации востребованности от него геройского проявления и сознает это, и хочет соответствовать, то возможность получить мощную психологическую поддержку таким искусством оказывается весьма кстати. Такую поддержку можно сознательно искать, можно и нужно заранее готовить.

Если же такой «возбудитель настроения» применяется без осознанного запроса со стороны человека, то это – случай манипулятивного управления. Некий другой субъект, желающий попользоваться возбужденным на «героизм» податливым человеком (податливой массой людей) применяет «возбудитель», подготовленный им самим или мастеровитым и БЕСПРИНЦИПНЫМ «исполнителем заказа».

В Главе 7 есть важное прояснение отношений: «И сказал Господь Гидеону: слишком много с тобой народу, не (могу) отдать мидианитян им в руки, а то возгордится передо мной Израиль и скажет: моя рука спасла меня!» Потусторонний Манипулятор, осуществляющий корректирующее управление отпущенной им на некоторую самостоятельность человеческой массой, упреждающим образом парирует возникновение иллюзий действительной самостоятельности. 

3. Куплет третий:

О,    Гидеон!   Жестокое    сраженье
Провёл   он,   победив  мидян  тогда.
Лишь   триста  воинов –  героев  иудеев,
Трубя в шофар, ворвались в стан врага.
Ведь  сам  Господь послал его на битву,
 И поселил могучий   дух    в него.
 – Ты победишь, – сказал он Гидеону,  –
Верь   только   в   силу   слова   моего.

После того, как будущему «герою» были представлены надежные свидетельства обращения к нему именно всевышнего, были предоставлены и надежные свидетельства гарантированности намеченной «победы».

В ту ночь Господь сказал ему: вставай и спускайся в стан (Мидьяна), ибо я отдаю его тебе в руки… послушай, что они (там) говорят. Это укрепит тебя, и ты сможешь пойти войной на них. И спустились Гидеон туда и слышит… один (из воинов) рассказывает другому сон и говорит: вот, видел я сон, будто круглый ячменный хлеб катился по мидьянскому стану, докатился до шатра, ударил по нему, и шатер упал, опрокинул его, и свалился шатер. И отвечал ему второй (воин): это не что иное, как меч Гидеона, израильтянина, – отдает Бог ему в руки Мидьян и весь (этот) стан. Когда услышал Гидеон пересказ этого сна и его толкование, он поклонился,  вернулся в стан Израиля  и сказал: Вставайте, ибо Господь отдает стан Мидьяна в ваши руки.

4. Куплет 4.

И «подвиг», ЗАПРОГРАММИРОВАННЫЙ/ГАРАНТИРОВАННЫЙ, - свершился:

Герой    Израиля   –  великий  Гидеон,
Спаситель   нашего древнейшего  народа,
Поднял   на   бой   всех  иудеев  храбрых  он,
Изгнал с Земли  Святой врага-урода.
Бежало    войско    амалекитян,
Мидяне  были  биты   у  кордона.
Под  звук  шофара  клич  везде   звучал…

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Я понимаю так: поосторожнее со сладкоголосыми посланниками от Б-га; если хотим, чтобы нынешние поколения взрослое-детское-внучатое выжили, не надо обольщаться красивыми национальными легендами – надо искать жизнеспасительный маневр путем интеллектуального переигрывания гигантских противников.

В первом куплете мимоходом упоминается «подвиг Деборы». А в http://www.machanaim.org/tanach/_da_sho/sho_06.htm есть хороший намек: «Эта женщина была выдающейся в своем поколении. Она работала над собой много лет, и дошла до состояния пророчества». Вот, и современным израильтянам надо вытренировывать в себе такое глубокое системное вИдение проблемных ситуаций, чтобы суметь высмотреть потенциал жизнеспасительного маневра.