Леший

Николай Ишимов
У народа Коми -леший-Чукль-мукль. И другое название есть Метс-Иджанд.
Первое понятно-изогнутый, кривой. А второе не ведаю. Они -коми-
знают-  в лютые морозы приходят из леса  и ночуют в банях, что на отшибе,могут и закружить в лесу, как об этом пишут в сказках!. Мудрый народ
относится к лесным жителям спокойно , без злобы, хотя и побаивается. Вот
 какую историю поведала мне бабушка,пока я ей чинил холодильник.       
            
" Пошла я по морошку на Мырич -Нюр.(Нюр-болото).Ивана--мужика
своего(царство ему небесное, 10 лет как нет его...) оставила дома с детишками ,
да цыплятами. Далеко , однако. Но морошка там знатная, Прихожу на
болото, а навстречу странного вида мужик в армяке  , в шапке и
подпоясанный таловой веткой.Я было заспешила назад--Да не бойся ты!
Женщина ! Помощь нужна! -Видишь за   болотом дымок из трубы идёт?! Там
мой дом . Жена второй день разродиться не может-помоги ей , прошу!
Пошла покорно-не поспоришь. Прихожу-баба мается.Вода на плите кипит.
Чистые льняные тряпицы наготове. Дело привычное-мы сами дома
рожаем-через два часа -разрешилась , бедняга! Мальчиком!  Завернула ,
положила на широченную лавку- он забрыкался , присел. Волосы на голове
чёрненькие-хаткой. Смотрит так весело. Вдруг встал , да пошёл голышом
по лавке! Мать скорёхонько его подхватила , шлепнула легонько по заду и
дала титьку! Засопел озорник. Попили чаю с роженицей-она быстро так
оклемалась! Слава Богу! Попрощались и на болото! Там - пестерь мой (это
 как в сказке Маша и Медведь -где Маша с пирожками ехала) поолнёхонек
спелой и крупной  морошки! Поклонился мужик  мне и говорит:"Спасибо тебе
 , Марьюшка! Я всё знаю. И ещё-У Ивана твоего "урок"-(обязательная
повинность вырубить две десятины леса , разделать по шесть метров ,
сложить в штабель и выкорчевать пни-под участок для посева
зерновых)-так пусть пойдёт и засечки поставит. Пришла домой-ни жива ,
ни мертва! Иван быстро привёл в чувство-накинулся- "Где ходит, Где
ходит -то дети убегут , то цыплята... Собрала всех. Успокойся ,-говорю.
 А завтра иди в лес-поставь на делянке засечки!  Сходил-таки! А через
два дня-пришёл-глаза на лбу! "Ты , Марья -ведьма?!"  "А что,?"
говорю! "Ты знаешь, лес то на деляне кто-то  свалил, раскряжевал и в
штабель уложил.Да не пилой , но топором! А ещё-пни все выкорчеваны да в
 кучу сложены!" Оставила мужика в недоуменьи. Скажешь-сочтёт за
дуру.Холодильник заработал .Чаю с шаньгами попили попрощались. Никому не
 рассказывал-тоже как Марья боялся-сочтут за  ненормального !