Десять минут одиночества

Виталий Борисович Иванов
В голове постоянно крутилось «Покорять далекий полюс посылает нас страна…» Крутилось, когда мы шли по ровному льду и когда переползали через торосы. Далекий полюс! С чего он далекий? GPS-–навигатор напарника ясно указывал, что до «макушки планеты» рукой подать. Но попотеть пришлось изрядно.
Попутчик как-то сразу решил идти позади. Не удивительно. Французы, они такие. Боятся любой ответственности при принятии важных решений. Но в случае успеха первыми вскидывают руки вверх и с удовольствием пожинают лавры успеха.
– Витали, не так быстро. У меня нет знаний по ходьбе через стоячий лед, – слышу за спиной.
– Не стоячий, а торошенный, – отвечаю я и присаживаюсь на этот самый торос в ожидании напарника по совместной российско-французской экспедиции на Северный полюс. – Ты определись, далеко ли еще?
– Сейчас включу прибор и посмотрю.
Пока он возится с навигатором, я вспоминаю, как совсем недавно нас провожали в путь: поднимали государственные флаги, палили из ракетниц и жгли фальшфейеры. Желали нам успеха и скорейшего возвращения обратно.
– Мы уже совсем-совсем рядом. Надо идти. Иначе можно простыть и заболеть, – заботливо заметил француз.
– Главное – не замерзнуть. Арктика! – пробурчал я в ответ. – Куда нам?
– Туда, – и он показал рукой направление.
Только бы авиаторы не дрогнули. Мне долго пришлось упрашивать командира эскадрильи вертолетов Ми-8 Георгия Шелкового не вылетать к нам, пока не позовем. Он обещал. Но вдруг сердце летчика дрогнет, и он даст команду «Колеса в небо!». Георгий отлично знает, что мы впервые решили достигнуть точки, где всюду юг, и без какой-либо авиационной поддержки, и без снаряжения, и без воды и продуктов. Без всего. Шелковой сам был участником общего собрания, где было принято окончательное решение – автономной экспедиции быть!
– Авантюра. Чистой воды авантюра, – напутствовал меня Георгий Николаевич. – Нельзя так. Но вы выбор сделали. Удачи и ждем обратно.
И мы пошли. Какое-то время за спиной еще слышались звуки «Марсельезы», но постепенно и они затихли. Теперь только скрип снега под ногами и звук дыхания. Мы остались один на один с Арктикой.
– Витали! Витали, все, стой. Мы дошли. Смотри…
– Надень перчатку. Не Лазурное побережье, – говорю я напарнику и гляжу на прибор, который показывает 90; 00;00".
– Мы дошли?
– Дошли, если твой прибор не врет…
– Нет, он не врет. Он не американский, он японский. У них сильная электроника…
– Реклама?
– Чуть-чуть… Но главное – мы сделали это. Здорово! Ты знаешь, я уже второй раз на полюсе.
– Здорово, – ответил я и достал ракетницу. – Сейчас салют будет.
С этими словами я отвернул колпачок и дернул шнур. Зеленая ракета ушла в небо. Через пару минут мы увидели ответную.
– А когда ты был на полюсе впервые? – спрашиваю серьёзно.
– Два часа назад…
– Ну, тогда я в пятый…
– Ну что, пошли обратно? – спросил француз.
– Иди. Я догоню.
– Что-то случилось?
– Нет. Все нормально. Хочу побыть тут совсем один. Хотя бы условно. Иди, но аккуратно.
– О, я тебя понимаю…
Прошло минут пять, и он скрылся в торосах.
На одиночество я себе отмерил десять минут. Тишина была полная. Белизна абсолютная. Солнце над головой ослепительное… И было ещё одно – в этот миг я понимал, что на планете Земля сейчас нет ни одного человека, кто был бы севернее меня.
Есть Земля. У нее два полюса: Северный и Южный. Не знаю, что там в Антарктиде, а в Арктике, на полюсе, стоял я! Ребячество? Мальчишество? Безусловно!
6 мая 1992 года я в четвертый раз в своей жизни был здесь. Два раза меня привозили сюда атомные ледоколы и однажды – вертолет. Каждый раз ощущение было неповторимым. Под ногами несколько метров льда и четыре километра воды Северного Ледовитого океана. До ближайшего жилья, а это канадский поселок Алерт, что на острове Элсмир, около 800 километров. Наша земля дальше.
Я много читал о тех, кто пытался достичь этой точки. И о тех, кто все же совершил это. От одних перечислений имен дух захватывает. Это были Люди с большой буквы.
За два часа до этого наш вертолет, возглавляемый Георгием Шелковым, приземлился на полюсе. На его борту была группа французских туристов, экипаж и я. Минуты ушли на установку двух флагштоков, на которых были подняты флаги двух стран. Потом были шампанское, фрукты, хоровод вокруг «земной оси», фотографирование и игра в снежки. Кто-то предложил слепить снежную бабу. Слепили. И не одну.
В какой-то момент обладатели навигационных приборов GPS обратили внимание, что огромная льдина, на которой мы находились, отплыла от полюса под силой ветров (сдрейфовала) метров на 250 – 300. Причем в сторону Канады.
Тогда и возникла идея отправить к полюсу совместную российско-французскую автономную экспедицию. С нашей стороны выбор пал на меня, так как пилоты не могли уходить от вертолета. От Франции также отправили журналиста. А еще мы оказались самыми молодыми на том празднике.
Как я уже говорил, проводы были торжественными. Три сотни метров мы преодолели минут за тридцать. Движение сдерживало небольшое торошение льда. Вдвоем на полюсе мы пробыли минут десять, я в одиночестве – еще столько же. И полчаса на обратную дорогу. А затем опять торжественная встреча, шампанское, посадка в Ми-8 и путь домой, в Диксон, через мыс Арктический, остров Средний, мыс Баранова и Челюскин.
Тогда мне казалось, что шутка удалась. Мне и сегодня бывает весело от тех воспоминаний. А, с другой стороны, сколько жизней положено на алтарь Северного полюса ! Об этом я задумался много позже и решил, что больше не стану участвовать в каких-либо шоу на вершине планеты. Хотя туда все-таки тянет.


Виталий ИВАНОВ
2018 год