Малобюджетные картины российского кинематографа

Анжелика Миллер
Малобюджетные картины российского кинематографа

Для примера:

«Последняя сказка Риты» (режиссёр Рената Литвинова, 2012 год)
Картину с рабочим названием «Их было три подруги» Литвинова принципиально снимала за собственные средства, без привлечения спонсоров. Она также не привлекала к съёмкам ни сценаристов, ни продюсеров. Все функции вышеупомянутых специалистов Литвинова выполняла сама. За два года (а именно столько режиссёр снимала этот фильм) на его создание было потрачено около 200 тысяч долларов. Поклонники творчества Ренаты Литвиновой очень давно ждали эту её работу. Кинозалы во время премьерных показов были заполнены людьми. В конечном итоге «Последняя сказка Риты» принесла автору картины почти 500 тысяч долларов, что, несомненно, является большим финансовым успехом для этой необычной ленты. Фильм был номинирован на получение главного приза Московского международного кинофестиваля. 

«Неадекватные люди» (режиссёр Роман Каримов, 2010 год)
Комедийная мелодрама «Неадекватные люди» стала дебютным творением режиссёра Романа Каримова. На съёмки этого проекта ушло всего 100 тысяч долларов. После выхода фильма в прокат специалисты отметили абсолютную полноценность и цельность этой малобюджетной картины. Зрители также очень высоко оценили фильм – общая сумма заработка «Неадекватных людей» в прокате составила почти 700 тысяч долларов. Интересен тот факт, что некоторых актёров Каримов при помощи своих ассистентов нашёл в прямом смысле на улице. Так, например, исполнительница главной роли в картине Ингрид Олеринская получила приглашение пройти пробы во время прогулки по центру Москвы. Ей тут же вручили текст, который она выучила и блестяще прошла все несколько этапов прослушивания. 

«Пыль» (режиссёр Сергей Лобан, 2005 год)
Лобан снимал эту авангардную фантастическую драму, абсолютно не рассчитывая на зрительский успех. Изначально фильм «Пыль» планировали показать друзьям и на нескольких фестивалях. Три тысячи долларов – именно столько было потрачено во время съёмок этой экспериментальной картины. В прокат была отправлена одна единственная копия фильма – его показали в нескольких десятках кинотеатрах в крупных российских городах. Спустя несколько недель выяснилось, что «Пыль» смогла заработать 25 тысяч долларов. Сумма совершенно небольшая, однако из-за колоссальной разницы между бюджетом фильма и его заработком, картина была признана одним из самых рентабельных проектов за всю историю отечественного кинематографа. Кстати, эта работа Лобана получила приз Гильдии киноведов и кинокритиков во время проведения Московского международного кинофестиваля в 2005 году. 

«Любить по-русски» (режиссёр Евгений Матвеев, 1995 год)
Производство одной из самых популярных отечественных мелодрам 90-х стоило режиссёру Матвееву и его коллегам-спонсорам в сумму 80 тысяч долларов. Народ в нашей стране в то время не очень активно ходил в кино – люди приходили в себя после развала СССР, боролись за выживание и пытались хоть как-то сводить концы с концами. Однако фильм все равно с лихвой «отбил» эти деньги, заработав более 200 тысяч долларов. Картина оказалась настолько успешной, что постановщик практически сразу взялся за подготовку к съёмкам продолжения. В результате эта простая, понятная всем, трогательная киноистория превратилась в триквел. Третья часть «Любить по-русски» вышла на экран в 1999 году. 

«Бумер» (режиссёр Пётр Буслов, 2003 год)
На съёмки ставшего впоследствии культовым фильма «Бумер» у его создателей ушло около 700 тысяч долларов. В прокате картина смогла заработать на миллион долларов больше, чем ушло на её производство. Режиссёр Пётр Буслов, сыгравший в своей ленте небольшую роль бандита, "хозяина" автозаправки, на которой главные герои истории расплачиваются за топливо магнитолой, никак не ожидал, что его творение ждёт такой финансовый успех. После того, как «Бумер» закончили показывать в кинотеатрах, он продолжал зарабатывать: DVD-диски с фильмом продавались очень хорошо, люди также активно покупали рингтоны со знаменитой мелодией из картины. Кроме того, в России была выпущена компьютерная игра, созданная по мотивам кинохита Буслова. Проект получил название «Бумер: Сорванные башни».

==========================================

Фильмы и бюджеты:

*«Ёлки» - 170 миллионов рублей (курс 1 миллион рублей к 14 тыс. евро)
*«Бригада» - бюджет 1 серии – 200 тыс. долларов.

 Ниже представлен список фильмов с самым маленьким бюджетом. В списке представлены фильмы, на производство которых было затрачено менее $40 000, без учёта инфляции. В бюджет фильма не включены расходы на рекламу, промоушн, пост-продакшн и т. п. В списке присутствуют только те ленты, которые были представлены широкой аудитории (показ на широком экране, ТВ и т. п.)

5. Ночь живых мертвецов (бюджет — $114 тысяч)

Для создания этого ужастика использовали впечатляюще кошмарный грим и свиные потроха вместо компьютерной графики. Создатель картины Джордж Ромеро первоначально планировал снять комедию, однако, получился довольно жуткий фильм, от которого кровь стынет в жилах. Кроме того именно после «Ночи живых мертвецов» в кино появился термин «зомби». В прокате фильм оказался невероятно популярным, принеся создателям $42 миллиона.

4. Ведьма из Блэр: Курсовая с того света (бюджет — $20 тысяч) Этот малобюджетный ужастик был снят в 1999 году поклонниками независимого американского кино. По сюжету три студента заблудились в лесу во время съемок курсового проекта о местной легенде – таинственной ведьме из Блэр. Съемки на любительскую камеру, призванные удешевить картину, были восприняты аудиторией как оригинальная находка. Фильм оценили инвесторы, и компания Artisan Entertainment приобрела «Ведьму из Блэр» за $1.1 миллиона. В прокате картина собрала $248 миллионов.

3. Запал (бюджет – $7 тысяч)

Лента никому ранее неизвестного Шейна Карруты взяла первый приз престижного фестиваля независимого кино «Санденс». Режиссер сам написал сценарий и к тому же снялся в одной из главных ролей. Сюжет рассказывает о путешествиях во времени, а действие фильма происходит в отчем доме Шейна Карруты. В эпизодах снялась вся семья режиссера. Яндекс.Директ

Несмотря на высокую оценку жюри фестиваля, зрители ругают фильм за отвратительное качество звука и не вполне убедительную игру актерского состава. Однако во время показов никто не покидал зал, отмечая, что картина имеет некую завораживающую притягательность, несмотря на все недостатки.

2. В плохом вкусе (бюджет — $3 тысячи)

Этот фильм стал первой работой знаменитого новозеландского режиссера Питера Джексона. Съемки этого фантастического фильма заняли несколько лет, т.к. весь бюджет состоял из студенческой стипендии Джексона. Все инопланетное оружие в фильме сделали из алюминиевых труб, а маски для инопланетян мама Питера Джексона самостоятельно выпекала в домашней духовке. Так что ни о каких компьютерных технологиях и спецэффектах создатель «Властелина Колец» и «Кинг Конга» тогда не помышлял. Сам режиссер сыграл в картине 2 роли, остальные достались его друзьям. Кстати, ни одного персонажа женского пола в кино нет.

1. Большое ограбление поезда (бюджет — $100)

Этот фильм 1903 года длится всего 11 минут. Снял его Томас Эдисон, создав первую картину, которая не просто демонстрирует эпизод из жизни, а имеет путь короткий, но сюжет. Фильм основан на реальных событиях, и кратко рассказывает о дерзком ограблении поезда "Юнион пасифик" в 1900 году. Кстати, фильм оказался одним из самых кассовых в киноиндустрии. Сборы от показа «Ограбления» составили $20 тысяч, что в 200 раз превышает бюджет картины. Для примера, «Аватар» окупился в прокате лишь 11 раз.

25. «Музыкант»
Бюджет: 7000 долларов
Кассовые сборы: 2 миллиона долларов
Этот американский боевик 1992 года был первой частью знаменитой мексиканской трилогии Роберта Родригеса. «Музыкант» был написан на испанском, а снимали его в Сьюдад-Акунья, Мексика, — родном городе Карлоса Гальярдо.
24. «Розовые фламинго»
Бюджет: 12 000 долларов
Кассовые сборы: 7 миллионов долларов
Джон Уотерс стал режиссером, продюсером и сценаристом этого фильма. Вышел он в 1972 году. Фильм произвел шумиху благодаря своей «извращенности». В главных ролях — Дивайн, Минк Стол, Дэвид Локари, Эдит Массей и Мэри Вивьен Пирс.
23. «Паранормальное явление»
Бюджет: 15 000 долларов
Кассовые сборы: 193,3 миллиона долларов
Режиссер — Орен Пели. Сверхъестественный фильм ужасов о молодой паре Кэти и Мика, которых преследует призрак. Впервые фильм показали 14 октября 2007 года на кинофестивале Screamfest. Позже его приобрела компания Paramount Pictures, изменила и выпустила в прокат только по США 25 сентября 2009 года, а полный релиз состоялся 16 октября того же года.
22. «Халявщик»
Бюджет: 23 000 долларов
Кассовый сбор: 1,23 миллиона долларов
«Халявщик» — американская независимая комедийная драма, снятая Ричардом Линклейтером. Фильм кажется бессюжетным, в нем полно странных персонажей, которые появляются на экране всего на несколько минут, обсуждая такие темы, как социальные классы, терроризм, безработица, политическая маргинальность и даже контроль СМИ правительством.
21. «Открытое море»
Бюджет: 130 000 долларов
Кассовые сборы: 54,7 миллиона долларов
Этот психологический триллер 2003 года основан на реальной истории американской пары Тома и Эйлин Лонерган, которых случайно забыли в море во время дайвинг-экскурсии. В результате мучительного ожидания супруги погибают один за другим, став жертвами стихии и акул.
20. «В компании мужчин»
Бюджет: 25 000 долларов
Кассовые сборы: 2,85 миллиона долларов
Эта канадско-американская комедия была снята в 1997 году Нейлом ЛаБутом по его же сценарию. По сюжету двое мужчин-коллег, которым в целом надоели капризы женщин, решают злобно подшутить над глухой коллегой-женщиной.
19. «Клерки»
Бюджет: 27 572 долларов
Кассовые сборы: 3,1 миллиона долларов
Это американская черно-белая комедия 1994 года с Джеффом Андерсоном и Брайаном О’Холлораном в главных ролях. В этом фильме впервые встречаются персонажи Джея и Молчаливого Боба. «Клерков» сняли в продуктовом магазине всего за 27 575 долларов — в этом магазине в то время работал режиссер Кевин Смит. В итоге фильм имел кассовый успех.
18. «Братья Макмаллен»
Бюджет: 23 800 долларов
Кассовые сборы: 10,2 миллиона долларов
Комедийная драма Эдварда Бернса, который выступил режиссером, продюсером и сценаристом картины. История жизни трех братьев из Нью-Йорка, которые сделали для себя массу открытий в сфере религии, любви, сексе, браке и семье.
12. «Голова-ластик»
Бюджет: 20 000 долларов
Кассовые сборы: 7 миллионов долларов
Этот сюрреалистический фильм ужасов был срежиссирован Дэвидом Линчем по его же сценарию и вышел в 1977 году. Снимали на черно-белую пленку. Это был первый полнометражный фильм Линча после серии короткометражек. Сюжет крутится вокруг Генри Спенсера (Джек Нэнс), который вынужден заботиться о своем больном ребенке в промышленном городке. Фильм имел успех благодаря своей сюрреалистичности, сексуальным намекам и необычным звуковым эффектам.
11. «Ночь живых мертвецов»
Бюджет: 114 000 долларов
Кассовые сборы: 42 миллиона долларов
Американский независимый фильм ужасов, премьера которого состоялась 1 октября 1968 года. Режиссер — Джордж А. Ромеро. В главных ролях — Дуэйн Джонс, Карл Хардман и Джудит О’дея. Фильм собрал 12 миллионов долларов в США и 30 миллионов — во всем мире.
10. «Однажды»
Бюджет: 160 000 долларов
Кассовые сборы: 20,7 миллиона долларов
Ирландский фильм-мюзикл «Однажды» был написан и снят Джоном Карни. Снимали его в Дублине. Картина вышла в 2007 году, а в главных ролях снялись музыканты Маркета Ирглова и Глен Хансард, которые сочинили и исполнили все песни фильма сами. Фильм имел успех и у зрителей, и у критиков, и даже был номинирован на Грэмми.



"Данные совершенно естественные, потому что по-другому быть не может. У нас не слишком большой прокатный рынок. Бюджеты, которые необходимо затрачивать на производство фильмов, оказываются объективно выше, чем кассовые сборы, которые можно собрать с кинотеатров на территории России. Всего по всем городам работает около 1 тыс. кинотеатров и примерно 3 тыс. залов. Динамика почти отсутствует. В год производится примерно 80 фильмов, из них пять, восемь, иногда десять картин оказываются в числе окупаемых. Обычно это кинокомедии, то есть те фильмы, которые дешево стоят, но много собирают", — рассказал Иванов.
Подсчеты аналитиков абсолютно не соответствуют действительности, нельзя по данным о бюджете и кассовых сборах судить об успешности фильма, уверен продюсер фильма "Бумер" Сергей Члиянц.
"Если было бы так, то никто бы этим больше никогда не занимался. Вы пытаетесь на голубом глазу, тихонечко, по-привычному, посчитать: три рубля вложили, четыре получили. Молодцы. А если получили два с половиной, то не молодцы. Это не так. Существует длинная формула, она совсем другая. Если примитивно говорить, то сам по себе фильм не является единицей подсчета. Есть рентабельность всей кинокомпании, которая их создает, а есть игра в долгую, когда создается библиотека, фильмофонд. Есть устоявшаяся практика обмана инвесторов, завышения себестоимости, когда фильмы снимаются за маленькие деньги, а пишутся большие, и эти большие берутся, — пояснил Члиянц.
По данным Movie Research, в список успешных фильмов прошлого года не вошла самая кассовая картина за всю историю российского проката — "Сталинград". Производственный бюджет фильма Федора Бондарчука, Дмитрия Рудовского и Александра Роднянского составил 900 млн руб. Однако продюсеры не смогли собрать в прокате даже 500 млн.
Самые высокобюджетные российские фильмы
# Наименование Бюджет, $
1 «Утомлённые солнцем 2: Цитадель» 45 000 000
2 «Утомлённые солнцем 2: Предстояние» 40 000 000
3 «Обитаемый остров» 36 500 000
4 «Сибирский цирюльник» 35 000 000
САМЫЕ ДОРОГИЕ РОССИЙСКИЕ ФИЛЬМЫ:

10. Мы из будущего (2008) — 5 миллионов долларов.
9. Шпион (2012) — 6,5 миллионов доларов.
8. 9 рота (2005) — 6,7 миллиона долларов.
7. Белый тигр (2012) — 11 миллионов долларов.
6. Солнечный удар (2014) — 21 миллион долларов.
5. Сталинград (2013) — 30 миллионов долларов.
4. Сибирский цирюльник (1998) — 35 миллионов долларов.
3. Обитаемый остров (2008) — 36,5 миллионов долларов.
2. Утомлённые солнцем 2: Предстояние (2010) — 40 миллионов долларов.
1. Утомленные солнцем 2: Цитадель (2011) — 45 миллионов долларов.

С 26 декабря 2012 года по 29 декабря 2013 года в российских кинотеатрах было показано 63 отечественные картины, и лишь  10 из них окупились или принесли прибыль в кинопрокате. Напомним, что в 2012 году таких лент было 15. Прибыльными или окупившимися в прокате (по голливудской методике) мы считаем фильмы, сборы которых в кинотеатрах как минимум в два раза превышают их заявленный производственный бюджет. Рейтинг составлен в порядке убывания отношения сборов фильмов в кинопрокате к производственному бюджету.
Самой прибыльной не только в 2013 году, но и вообще за всю историю российского кинобизнеса стала комедия «Горько!», собравшая $25.53 млн при бюджете $1.3 млн (40 млн. рублей). Лента Жоры Крыжовникова побила достижение комедийной мелодрамы 2008 года «Ирония судьбы. Продолжение», которая при бюджете $5 млн собрала $49.92 млн.
Сказка «Три богатыря на дальних берегах», занимающая вторую строчку в рейтинге, стала самым кассовым анимационным отечественным релизом за всю историю (сборы - $31.51 млн при бюджете $4 млн). Комедийный альманах компании Enjoy Movies «С Новым годом, мамы!» (бюджет - $1.9 млн) заработал $11.85 млн и занял третье место. На четвертой и пятой позициях - снова комедии от Enjoy Movies: «Что творят мужчины!» и «Дублёр» соответственно. Далее следует ещё один новогодний альманах с бюджетом $5 млн «Ёлки-3», всего за четыре дня принёсший прокатчикам $11.1 млн (по данным на 8 января, сборы третьих «Ёлок» перевалили за $33 млн, но рейтинг составлялся 29 декабря). Приключенческая комедия «Остров везения» (бюджет - $2 млн, сборы $4.42 млн) – на седьмом месте (прокат также продолжается).
Спортивная ретродрама «Легенда №17» также стала прибыльной, отбив свой немалый бюджет уже в российском кинопрокате, чего не скажешь о ремейке «Джентльмены, удачи!» (бюджет - $5 млн, сборы - $9.8 млн). Правда, последняя картина добавила в свою копилку ещё сборы в Украине и странах Прибалтики - $0.91 млн и с учетом кассы в этих странах ее можно считать окупившейся. Замыкает десятку криминально-авантюрная комедия «Билет на Vegas» с бюджетом $4 млн, заработавшая в России $6.81 млн и ещё $0.72 млн в Украине и странах Прибалтики и практически окупившая себя в прокате.
Три отечественные картины («Три богатыря на дальних берегах», «С Новым годом, мамы!» и «Джентльмены, удачи!») стартовали ещё в 2012 году, но основную кассу собрали в 2013 году.
Девять фильмов из десяти – комедийного жанра.  Самая «дешёвая» в производстве – «Горько!» ($1.3 млн), самая дорогая – «Легенда №17» ($13.7 млн).
Прибыльные российские ленты в отечественном кинопрокате 2013 года
 
Составляя десятку самых провальных отечественных фильмов, автор этого обзора рассматривал лишь дорогостоящие проекты. Поэтому в рейтинг вошли картины, на каждую из которых было потрачено свыше 100 млн. рублей ($3.5 млн и больше). В списке провальных есть четыре копродукции (с США, Голландией и Францией), в каждой из которых Россия принимала участие в той или иной доле. Согласно принятой на вооружение голливудской методике, убыточной в прокате лентой считается та, сборы которой в кинотеатрах не превысили заявленный производственный бюджет. Рейтинг составлен по мере роста отношения сборов в кинопрокате к производственному бюджету.
Самым провальным российским  фильмом стала ретродрама «Машина Джейн Мэнсфилд» (бюджет - $12 млн), не имевшая успеха ни в одной стране мира (общие сборы - $100 тыс.), но востребованная на платных американских интернет-видеосервисах. Драма Йоса  Стеллинга «Девушка и смерть» вышла в прокат только в России, где заработала $90 тыс. при бюджете $3.5 млн. Приключенческая сказка «Страна хороших деточек» оказалась полностью проигнорирована зрителями нашей страны, что, однако, не помешало продюсерам этой сказки получить государственные деньги на следующий проект. Киноверсия телесериала с бюджетом  $12 млн «Три мушкетёра» собрала в широком (тираж – 977 копий) прокате смешные $1.22 млн.
Жаль, что в нашем прокате провалилась биографическая драма «Гагарин. Первый в космосе». По мнению некоторых аналитиков, это могло произойти потому, что её дистрибьютор на второй неделе после выхода этой ленты Павла Пархоменко выпустил в прокат американский триллер, который оттянул на себя потенциальную аудиторию «Гагарина». Возможно, фильм о первом космонавте будет востребован за рубежом. Анимационный «долгострой» Георгия Данелия «Ку! Кин-дза-дза» не нашёл своего зрителя в кинотеатрах. Боевик «Мачете убивает» провалился не только в России, но и в других странах мира (бюджет - $15 млн, общие сборы - $12.4 млн). Перемонтированный Ираклием Квирикадзе французский телесериал «Распутин» (бюджет - $8 млн) с «россиянином» Депардье интереса в России не вызвал (сборы - $1.67 млн). Казанский проект «Сокровища О. К.» с татарской кинозвездой мог собрать неплохую кассу только в Татарстане – но, будучи выпущен в широкий прокат во всей стране, заработал лишь $1.42 млн при бюджете $6 млн. Ну и, наконец, зачем было снимать новую версию «Тёмного мира», если даже оригинальный проект 2010 года не окупился в прокате?
А как же «Сталинград» и «Метро»? Самой кассовой отечественной картине за всю историю необходимо к почти $68 млн, заработанным в мировом прокате, добавить ещё хотя бы $14 млн, чтобы только окупить гигантский производственный бюджет в $41 млн (1 млрд 234 млн рублей). Впереди у ленты Фёдора Бондарчука выпуск в Италии, Великобритании, Сербии и даже, по заверениям продюсеров, в США – кто знает, сколько принесет фильму прокат в этих странах? Что касается первого российского фильма-катастрофы «Метро», то при запуске его в производство бюджет был определён в $9 млн, однако во время съёмок эта сумма увеличилась еще на $1 млн. Перед выходом в прокат 21 февраля 2013 года к итоговой сумме добавился бюджет на продвижение картины, равный $3млн. В нашей стране «Метро» заработало $12.06 млн, но прокат картины продолжается за рубежом – в январе фильм вышел в прокат на 3000 экранах в Китае.
Необходимо добавить, что за всю историю российского кинопроката по состоянию на 29 декабря 2013 года лишь 64 отечественных фильма из 1 175 показанных в кинотеатрах страны с 1992 года окупились или принесли прибыль в прокате.
Убыточные российские картины в отечественном кинопрокате 2013 года
 
В наступившем году в российский прокат выходят такие дорогостоящие проекты, как «Вий 3D» Олега Степченко (бюджет – $30 млн), «Солнечный удар» Никиты Михалкова (бюджет - $24 млн) и «Трудно быть Богом» Алексея Германа (бюджет - $10 млн). Между тем у этих картин хотя бы определены прокатчики, чего не скажешь об «Иване Поддубном» (бюджет - $13.5 млн) и «Территории» (бюджет - $11 млн). А о таких многообещающих проектах с бюджетом более $10 млн, как «Василиса Кожина», «Волшебный кубок Роррима Бо» и многострадальный «Дау», давно уже никто не вспоминает – хотя упомянутые производственные бюджеты освоены полностью.

ВСЯ ИНФОРМАЦИЯ СОБРАНА с ОДНОЙ ЦЕЛЬЮ – Я ХОЧУ СНЯТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ!