О творчестве, вдохновении и поисках себя

Рита Форд
В этом очерке я хочу рассказать о том, как я стала художницей-флористом. Есть такая категория художников декоративно-прикладного искусства, которые создают картины с использованием природного материала, высушенного под прессом. И о том, как после этого изменилась моя жизнь.
 
Многие люди верят в существование интуиции. Я тоже, но для меня такое понятие из православной (и не только) религии, как ангел и понятие интуиции - всё едино. Вместо фразы «внутренний голос подсказал» я обычно говорю, что мне «Ангел подсказал» и так во всём, что касается интуиции или, иначе говоря, внутреннего голоса. Случилось это со мной с десяток лет назад и стало привычкой.
 
Надо заметить, что у меня просто идеальные условия для занятия флористикой, то есть живописью засушенными растениями. И живу я загородом, на природе, и сад у меня огромный, тридцать соток, где каждый сантиметр облагорожен моими собственными ручками. В саду проживают около двухсот различных деревьев и кустарников, а также множество самых разнообразных цветов и трав, как природных, так и декоративных. Я не ошиблась, сказав о растениях в моём саду, что они «проживают». Это от того, что я к растениям отношусь, как к живым существам.
Мой сад подрастает, платит мне сторицей за все мои старания. По второму дополнительному образованию я - садовый дизайнер. Думала, что после переезда из России в США буду проектировать сады для американцев. Но случился кризис. И большинству людей стало не до ландшафтного дизайна, когда дома начали выставляться на продажу иногда улицами, иногда целыми деревнями, а иногда чуть ли не целыми городами (как, например, Детройт). Так что построила я пока сад только для себя, для своей семьи.
 
Сад — это моя зелёная лаборатория, моя мастерская. Это то, откуда я черпаю вдохновение для картин, откуда я беру с придыханием материал для создания картин, относясь к каждой былинке, как к подарку с небес.
 
Не успела я толком расстроиться по поводу неудавшейся карьеры садового дизайнера, как увлеклась флористическими коллажами. Как это случилось, я расскажу подробно.
 
Я учусь прислушиваться к своей Божественной половинке - Ангелу, то есть другими словами к своей собственной интуиции. Я думаю, что именно Она, моя Ангел привела меня к флористике, подарила мне занятие для души. Я, правда, довольно продолжительное время мечтала, чтобы я была причастна к ботаническому рисунку, а не к живописи засушенными растениями.

Ботанический рисунок – это рисунок растения, исполненный в реалистической манере, к которому прилагается описание растения и его полное научное название на латыни.  Очень меня привлекал в то время этот вид творчества. А Она, моя Ангел, по-видимому, почувствовала мои чаяния буквально, и меня вдруг потянуло делать картины из засушенных под прессом растений. Однако, флористический коллаж, рассуждая здраво, чем не ботанический рисунок? Берёшь растение, как оно есть, засушиваешь его и просто приклеиваешь к бумажной или ещё какой-либо основе. Реалистичней портрета растения уже не сделать. И названия использованных растений, кстати, мне необходимо знать и на русском, и на английском языках, и на латыни.

Итак, моя Ангелочек подвела меня к прессованной флористике. Дальше дело было за мной: мне нужно было осваивать опыт флористов, кто творил до меня, впитывать их бесценный опыт, как губка и затем идти дальше.
 
В портфолио я обычно пишу, что я самоучка. Некоторые художники иногда делятся тем, что порой во время создания картины всё выглядит так, что как будто бы кто-то водит их рукой по мольберту, а они всего лишь наблюдают за этим процессом как бы со стороны. Прочла однажды на выставке импрессионистов в Санкт-Петербурге такую фразу, сказанную одним из них: «Живописец создаёт нечто ценное только тогда, когда уже не знает, что он, собственно, делает».

Я не рисую кистью, поэтому никто не может водить моей кистью, создавая картину.  Но помощь Ангела в творческом процессе я тоже чувствую. Если у меня возникает затруднение, к примеру, я не знаю, с помощью какого растения изобразить на своей будущей картине то или иное, то мне всегда приходит подсказка. Это поразительно! Во-первых, это значит, что Ангелу действительно знакомо творчество. А во-вторых, сама подсказка выглядит следующим образом : ты как буд-то бы по-иному начинаешь смотреть на растение после «озарения» и только  удивляешься самой себе , что как же раньше тебе не приходило в голову использовать именно это растение  и  именно для того то и того то.

Так что, конечно, я – самоучка, в том смысле, что у меня не было живого учителя-человека, кто бы мне в реальной жизни что-то показал, рассказал, научил и так далее. Но реальный Советчик, Помощник у меня всё же есть. Самый лучший. Самый надёжный. Это моя Ангел.

Таким образом, увлёкшись с головой моим новым делом, я, не зная собственно для чего я этим занимаюсь, наделала что-то около тридцати (!) коллажей. Это было более чем достаточно, чтобы увешать все стены в нашем доме. Живу я, напоминаю, в глуши. Показывать моё творчество некому. Единственная идея узнать мнение людей о моём творчестве была организовать выставку моих первых работ для прихожан в церкви моего мужа. Что я и сделала.
 
В этой церкви время от времени заведено проводить ужины, куда прихожане приходят с друзьями, со своими семьями, общаются, ужинают. Помню, пришли на ужин где-то около ста человек. Пастор любезно согласилась представить мои работы на обозрение людям. Я, конечно, волновалась безумно. Это был первый выход в свет моих картин. Я понятия не имела, что меня ждёт.

Признаюсь, в тот вечер я была просто оглоушена счастьем, свалившимся на меня. Мне кажется, каждый из ста человек лично подошёл и выразил свой восторг по поводу увиденных картин. Говорили, что никогда раньше не видели таких удивительных картин. Одна прихожанка пригласила меня в художественную галерею, где она выставлялась со своими работами маслом. А я, кстати, видела эту галерею и мечтала в неё попасть, не как посетительница, а как художница. Она сказала, что меня галерея с удовольствием примет и подсказала, что мне надо для этого сделать. Помню, я тогда спросила у неё про то, что я делаю, это искусство или ремесло? Она без тени сомнения ответила, что это искусство. Но, я, честно признаюсь, до сих пор не знаю к чему относятся флористические коллажи. Некоторые называют их флористической живописью.  Однако, несмотря на это, я особо не заморачиваюсь на эту тему и учавствую во всевозможных мероприятих, где выставляются на продажу и предметы искусства, и предметы ремёсел.
 
Журналистка взяла у меня интервью для местной газеты, где, как выяснилось впоследствии, назвала меня талантливой художницей, а мои работы уникальными. Фотограф сделал снимок для статьи.

Все прихожане церкви после слов благодарности за мою выставку, произнесённых пастором, стоя, апплодировали мне. Мой муж сиял от гордости за меня.
А самое для меня неожиданное было то, что у меня появился первый покупатель. Вот уж к чему совсем не была готова. Он, бедный, даже не мог выбрать, что ему купить, так много ему нравилось картин. А я не знала какую цену назвать потому, что не ожидала такого поворота событий. Наобум назвала: «Сорок долларов». Это были мои первые деньги, заработанные в США.
 
Сейчас я вижу и понимаю, что могла бы некоторые цветочки на той картине развернуть в другом ракурсе, а то они смотрят все одинаково, неестественно. И «не сделаны» тени. Но я всё равно по-прежнему люблю эту работу. Я никогда не забуду один момент во время создания этого коллажа. Я положила все компоненты будущего коллажа на красную бархатную бумагу и… обомлела от красоты, а именно от сочетания синего, красного, жёлтого и белого цветов. До этого я не на сто процентов верила в гармонические сочетания цветов, склонна была думать, что это дело субъективное, но после этого маленького чуда сразу поверила.
 
После свершившегося факта продажи мой прагматичный американский муж сказал, что «Вот теперь ты для меня художница». Я впервые услышала, что я художница. Я поняла, что в моей жизни происходят чудеса.
 
На следующее утро, когда мы с мужем пошли в банк, чтобы внести на счёт мои кровно заработанные сокровища - 40 долларов  работницы банка, видимо,прочитав в газете статью обо мне, поздравляли меня с успешной выставкой и сказали, что они не знали, что я художница. Помню, я их поблагодарила за поздравления, а про себя подумала, что совсем ещё недавно, буквально до вчерашнего дня я сама тоже не знала, что я художница.
 
Как я праздновала мой «триумф»? Помню, сидела наедине в глубине садика и тихонечко плакала  от счастья, благодарила в душе Ангела, что направила меня туда, где я открою себя. Казалось бы, подумаешь выставка на сто человек и даже не в галерее, а в церкви. Но я поняла, что произошло событие вселенского масштаба, я имею в виду для моего Мира, для моей Вселенной, для меня – я нашла себя.

Я не знала тогда, что впереди у меня будут самые настоящие выставки, множество восторженных откликов, будут победы в конкурсах для художников, как в Соединённых Штатах, так и зарубежом, реклама моих произведений в печатных изданиях и на региональном телевидении. В общем, что будет всё, как у настоящей художницы. И даже зависть со стороны других художников тоже будет. Ничего этого я не знала.
 
Как известно, для полного счастья, нужно во-первых найти себя, а во-вторых реализоваться среди людей.

Понятно что в кризис, когда люди теряют дома,  предметы искусства – это, наверное, последнее, что покупают сейчас люди потому, что картины просто- напросто вешаются на стены в домах.

Но я чувствую, что моя Ангел ведёт меня потому, что в США, в стране, где по статистике каждый десятый художник, где проявить себя, пробиться очень и очень тяжело, мне везёт.
 
Художнику в Соединённых Штатах можно попробовать выставиться в принципе  где-угодно, по всей стране, но так сложилось в моей новой стране давным давно, что предпочтение всегда отдаётся местным художникам, которые как в русской поговорке «каждый кулик своё болото хвалит». Здесь нет такого явления, как, например, в России, что всё лучшее сосредоточено в центре, в Москве или в Санкт-Петербурге. И все стремятся туда. Этого просто здесь нет. Ну а на местном уровне, я везде активно пробую проявить себя  и всё проходит очень успешно.
 
Америка, в моём понимании - просто рай для творцов всех мастей. Здесь множество ярмарок для ремесленников, людей искусства. Всё очень организованно, на высшем уровне. Я путешествую по всей Луизиане, где только успеваю. Мы с мужем решили перебраться в город, чтобы у меня было больше возможностей для продажи своих картин.

Правда, даже при всей моей активности и успехе на средства, вырученные от продажи моих картин прожить невозможно. Я стараюсь не падать от этого факта духом. Может быть, как в песне поётся «Ещё не вечер…», и всё у меня переменится когда-нибудь в лучшую строну и в материальном плане. Я предполагаю, что  нашим Ангелам, возможно, невдомёк наши земные проблемы, они помогают нам только в том, к чему лежит душа, от чего душа будет парить. А то, что душа парит, когда мы  в творческом полёте, я уверена, известно всем.
 
Радость творчества. Вдохновение. Когда-то это были ничего не значащие для меня слова. Но, к счастью, я познала их значение. Какова природа вдохновения, как это всё происходит у человека? Знает ли кто-либо об этом? Думаю, что нет. Я говорю, что я познала, чтО такое вдохновение. Да, это так. Но объяснить другому, чтО это такое невозможно. Вдохновение может познать только каждый сам, когда с ним это случится.  Вдохновению невозможно научиться. Его невозможно передать. Его невозможно призвать усилием воли. Никто не в силах помочь тебе постичь вдохновение.  Таинственное вдохновение. Мы говорим: «Взлёт творчества, падение творчества». А по сути, если есть вдохновение есть творческий полёт, нет вдохновения – творчество в упадке. Когда оно снисходит к тебе – это время, когда проявляется твоя и только твоя индивидуальность, которая в свою очередь является следствием проявления твоей уникальной души, единственной и неповтормой во всей Вселенной. Как это важно - слышать подсказки Ангела и следовать желаниям своей души. Тогда  жить интересно,  быть человеком интересно.

Луизиана, США
2018