Базилика в Демре 4, 1. Ватикан реформа 1969г

Ирина Воропаева
…«И догорает позолота в стенах прохладных базилик». А.Блок «Равенна».               
*****

Иллюстрация: Венеция, собор Сан Марко, мозаика на западном фасаде, изображающая св.Николая.
Мозаики Сан Марко составлены из венецианского стекла, производившегося на острове Мурано; стекло накладывалось на золотую фольгу, чтобы придать мозаичным картинам эффект золотого сияния.   
*****
                Базилика в Демре.
                Часть 4, раздел 1.
              ВАТИКАН – БОГОСЛУЖЕБНАЯ  РЕФОРМА  1969  ГОДА.

Содержание: Скандальная деканонизация; Богослужебная реформа РКЦ, 1969 год;    
Двойное Житие свт.Николая; Исправленное Житие свт.Николая; Николай Чудотворец, орфография.
*****
                Скандальная деканонизация.               

Вероятно, спор городов относительно мощей св.Николая Чудотворца будет продолжаться, и для тех, кто в курсе всех этих запутанных дел, на этом поприще может произойти еще немало интересного. Как вариант, не исключено, что турки обретут свои собственные мощи св.Николая в крипте церкви в Демре, остальные участники спора не согласятся их признать и, поскольку авторитетная традиция окажется против турок, то подлинными будут по-прежнему считаться мощи из Бари. Хотя в конце концов не невероятно параллельное внедрение новой традиции. Множественность мощей одного и того же святого, подлинность которых отстаивает тот или иной город или монастырь, окружая свою святыню местным почитанием, далеко не редкость, таких примеров достаточно. К тому же св.Николай принадлежит к тем святым, которых можно назвать всеобщими, - он почитается христианами и небезразличен мусульманам. Недаром в Демре напротив здания церкви св.Николая стоит статуя Ноэль Баба в подчеркнуто турецком варианте.

И вот тут нужно отметить следующее – все это может оказаться просто лишним, поскольку Ватикан понизил статус Николая Чудотворца, одного из самых великих и значимых христианских святых, как, вероятнее всего, никогда не существовавшего на белом свете, а если существовавшего, то не совершившего настоящих чудес, поскольку приписываемые ему деяния, вроде петиции императору об отмене налогов и помощи бедным бесприданницам, лежат в обычной, не мистической плоскости. 

Новость эта уже достаточно давно как не новость, но отклика в нашем отечестве не получала вплоть до последних лет, и при этом все же продолжает оставаться мало известной, так как на самом деле людей, которые интересуются подобными вещами, - меньшинство.

Недавний итальяно-российский тур святых мощей из Бари привлек  дополнительное внимание ко всему, что связано с именем Николая Чудотворца, а всё – это и решение Ватикана. Между тем этому решению уже без малого полвека.

Характерные цитаты по данному вопросу, в том числе из официальных источников и от частных лиц, только что обо всем узнавших, с явным привкусом новизны:
    «В 60-е годы ХХ века под влиянием церковного кризиса Ватикан покаялся во многих своих грехах и разжаловал более сотни святых. Да ещё каких!!!
    Всех «чинов и званий» лишился святой Георгий Победоносец. Причина – его никогда не существовало. Легенда о храбром христианском воине, спасшем прекрасную девушку от зубов страшного чудовища – это переложение древнегреческого мифа о Персее и Андромеде и ничуть не более того. Точно также не было и святой Елизаветы, которую, согласно преданию, спас Георгий.
    Следующий разжалованный святой – Николай Чудотворец. Причина принудительной «отставки» та же, что и у Георгия. Католики также признали никогда не существовавшими Бригитту, Варвару, Екатерину, Мексиканскую Деву Гваделупскую, Христофора, Валентина (того самого, в честь которого 14 февраля празднуется день всех влюбленных)». (Процитировано по: форум «Православное кафе. Миссионер». 05.08.2011. orthodoxy.cafe)
 
«… в католической церкви (мы знаем это страшное событие) несколько лет назад был деканонизирован Святитель Николай, то есть его перестали почитать как святого, видите ли, потому, что его подписи не стояло под Деяниями Первого Вселенского собора».
(«Проповеди московских священников». Печенгский монастырь «Новая книга» Изд-во «КОВЧЕГ» 2000г. стр.95.)

«Крайне важным моментом следует признать то, что произошла также деканонизация целого ряда древних святых. Из общего списка выбыли некоторые святые древней неразделенной Церкви - под тем предлогом, что их жития не могут рассматриваться как достоверные. Речь идет, например, о святом великомученике и Победоносце Георгии, святой великомученице Варваре, святых Киприане и Иустинии и некоторых других. В связи с этим… следует подчеркнуть полнейшую вторичность нашего сегодняшнего православного реформизма по отношению ко Второму Ватиканскому собору. Ярким примером в связи с деканонизацией некоторых древних святых, произведенной на Втором Ватиканском соборе, является, в частности [поднимаемая тема] о «недостоверности» жития святых Петра и Февронии, пользующихся сейчас необычайно широким почитанием в нашем православном народе». (Из Доклада ст.научного сотрудника Института религиозно-социальных исследований РАН Владимира Семенко «Второй Ватиканский собор, как модель модернистских преобразований церкви». Санкт-Петербург, международная научно-практическая конференция «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?». 12.02.2010)

«Скандальной «деканонизации» Николая Чудотворца мир обязан Второму Ватиканскому собору (он же – «21-й вселенский»), проходившему в 1962–1965 годах. Кроме него из католических литургических календарей были удалены многие святые Древней Церкви… Всех их разжаловали до уровня «местночтимых» под тем предлогом, что их жития слишком смахивают на легенды и не могут рассматриваться как достоверные». («За что деканонизируют святых? «Разжаловали» Николая Чудотворца». Алексей Худяков. 27.03.2014. «Общероссийская газета Моя семья» №11. moya-semya.ru)

                Богослужебная реформа РКЦ, 1969 год.

Второй Ватиканский собор состоялся в 1962-1965 годах по инициативе папы Иоанна XXIII, произнесшего на церемонии открытия мероприятия перед более чем двумя тысячами собравшихся в базилике св.Петра в Риме иерархов РКЦ (Римской Католической церкви) буквально следующее: «Целью Собора является обновление Церкви  и её разумная реорганизация, чтобы Церковь могла продемонстрировать своё понимание развития мира и подключилась к этому процессу».

Папа Иоанн XXIII умер через год после того, как дал старт своему детищу, но его дело продолжил следующий понтифик – папа Павел VI, его единомышленник и ставленник. (В 2014 году «красный папа», как называли Иоанна XXIII его идеологические противники, был причислен к лику святых РКЦ.)

Мнения относительно происходящего в Ватикане, конечно, разделились. Консерваторы-традиционалисты продолжали стоять на том, что «первейшей заботой является свобода действия Церкви и поддержка ее прав» и расценили поступки и намерения своих  модернистки настроенных оппонентов, пытающихся «определить меру христианства, которую еще может выносить современное общество», как свидетельство наблюдающегося в РКЦ кризиса.

Но, в связи с тем, что кризис в самом деле был налицо (и продолжает углубляться – количество практикующих христиан неумолимо уменьшается, поскольку «Религию можно пытаться подстроить под наш век, но куда проще признать, что сегодня, когда мы кое-что узнали о природе, космосе и эволюции, она просто-напросто не нужна»), то в большинстве оказались модернисты, причем во главе с самими понтификами.

Целью Собора было направить усилия церковных деятелей на обновление внутрицерковной жизни («аджорнаменто») и экуменизм (идеология всехристианского единства, но в еще более расширенном понимании). Если еще короче – во главу угла ставилось выживание церковного института в условиях реалий современности. Ради этого были очень обдуманно, с проекцией на будущее, совершены некоторые решительные шаги.

РКЦ признала совершенные церковью ошибки и преступления и открыла архивы инквизиции. 12 марта 2000 года на мессе в соборе Святого Петра в Риме папа Иоанн Павел II  принес публичное  ПОКАЯНИЕ за членов католической церкви. Церкви свойственно призывать паству к покаянию, однако когда она сама готова смиренно преклонить колена и попросить прощения – это способно вызвать у окружающих, даже хорошо осведомленных обо всем, что натворила эта организация за века и несмотря на народную мудрость «горбатого могила исправит», положительные эмоции.

    Что касается «скандальной деканонизации» ряда знаменитых святых, с Георгием Победоносцем и Николаем Чудотворцем в первых рядах, то Ватикан поступил здесь по принципу «не можешь справиться – попытайся возглавить».

Продолжая упираться в почитании сомнительных останков сомнительных исторических личностей, католические иерархи во второй половине 20-того века рисковали оказаться в положении своих православных коллег начала этого же века, когда в советской России специальные комиссии массово и публично, с составлением протоколов, чтение которых до сих пор поражает воображение, вскрывали десятки рак почитаемых святых и находили там гнилые трухлявые кости от перепутанных остовов, тряпки, вату, воск, а то и еще более неподобающий мусор вроде «массы мертвой моли, бабочек, личинок» с попутным выделением «удушливого запаха».

В результате своего маневра с опережающим рассмотрением подлинности древних угодников Божиих, Ватикан избежал этих неприятностей и к тому же сохранил культы этих святых, только понизив их статус до необязательности их почитания всем католикам, но без порицания местного почитания. При этом были проведены некоторые научные экспертизы, как в случае с мощами св.Николая в Венеции (1992г.), что даже добавило делу солидности, зато другие назревшие исследования (например, в отношении самозакипающей крови св.Дженнаро в Неаполе), оказались аккуратно отклонены, ибо очевидно могут закончиться не на столь позитивной ноте.

Так что «кровь» продолжает закипать в положенное время согласно графика, «Спящая красавица» святая Бернадетта из Лурда по-прежнему почивает в своем стеклянном гробу, хотя ее восковое (в буквальном смысле) лицо теперь уже даже не совпадает с ее же прежним обликом, что явствует из сличения фотографий, а мощи святой Розалии из Палермо, кажется, так и не были обследованы, несмотря на казус, произошедший еще в 19-том веке, когда британский ученый Уильям Баклэнд опознал в них не косточки девушки, а косточки козочки (с тех пор мощи св.Розалии заключены в шкатулку и видеть их нельзя, но почитание их продолжается).

Совсем не повезло одному св.Христофору, честная глава которого «с лицом точь-в-точь как у собаки и с длинным ртом» некогда использовалась для освящения воды в московском Успенском соборе, - его-таки деканонизировали вчистую. Что на самом деле и не удивительно в отношении такого фантастического существа, как песьеглавец.
 
Все это имело место в рамках проведенной в 1969 году папой Павлом VI богослужебной реформы.

«В Ватикане в 1969 г. была создана специальная Комиссия по делам канонизации (для проверки представленных документов). Накануне II Ватиканского собора насчитывалось около трех тысяч святых. Затем количество святых стало регламентироваться календарем, изданным папой Павлом VI в 1969 г. Павел VI сократил перечень святых на 200 имен. Чествование таких почитаемых святых (особенно в России), как св. Николай Мирликийский и св. Георгий, и многих других было признано необязательным. Изъяты из перечня святые, чье историческое существование не доказано достоверно. Среди них популярные на Западе и на Востоке святые помощники – Варвара, Христофор, Екатерина Александрийская, Маргарита, Вит, Урсула и ряд других мучеников. … в католическом календаре… осталось всего 58 обязательных для всей церкви праздников в честь святых». (Рашкова Р.Т. «Культ святых: поминайте наставников ваших… подражайте вере их». religion.wikireading.ru)

    В православии самый полный и самый старый свод житийной литературы был составлен в 16-том веке – Великие Четьи-Минеи, в 17-том веке переработанные митрополитом Дмитрием Ростовским в сборник Житий святых, которым в общем и целом пользуются до сих пор.

В католичестве аналогичным собранием скорее всего является т.н. «ЗОЛОТАЯ  ЛЕГЕНДА» - сборник сведений и преданий о святых, составленный на основании записей и устных рассказов в 13-том веке епископом Генуи Якопо да Варацце (Иаковом Ворагинским) и затем еще отчасти дополненный разными авторами.

«Золотая легенда» была очень популярна в католических странах все Средние века и еще сверх того, но, поскольку ее тексты изобиловали занимательными, однако часто фантастическими и несуразными даже на не слишком предвзятый взгляд историями, то в связи с этим она и стала позднее объектом въедливой критики и насмешек. «Золотую легенду» развенчивали протестанты, над нею смеялись Эразм Роттердамский и Вольтер.

Сегодня практически не подлежит сомнению, что самый захватывающий эпизод Жития св.Георгия Победоносца (помимо описания его пыток, но это слишком на любителя) списан с древнегреческого мифа о Персее и Андромеде (в православной традиции «Чудо Георгия о змие»); что мученичество св.Екатерины Александрийской – калька расправы с преподавательницей Александрийской школы Гипатией христианскими фанатиками, которые содрали с нее кожу заживо (и это как раз было на самом деле – Пасха 415 года); что история святой Урсулы и ее свиты из 11 тысяч девственниц, всех вместе убитых варварами в Кёльне, выглядит, мягко говоря, как-то уж слишком неправдоподобно, - в отношении же все того же св.Христофора, согласно житийным преданиям однажды транспортировавшего юного Иисуса Христа через реку, то тут, наверное, и говорить не о чем, стоит только взглянуть на его старинные изображения. 
   
                Двойное Житие свт.Николая.
    
При всем при том имя святителя Николая, Николая Чудотворца, по-прежнему находится в числе святых общекатолического календаря, то есть ревизионная деятельность Ватикана коснулась его в меньшей мере.

В связи с чем можно заключить, что возмущение оппонентов реформы было вызвано не деканонизацией – она не произошла, а тем, что в принципе оказался поднят вопрос о данном предмете, что было расценено как покушение на устои.    

Итак, имя свт.Николая осталось на своем месте. Тем не менее его Житие, составленное из двух – св.Николая Мирликийского и св.Николая Сионского-Пинарского – было признано недостоверным. РКЦ на этом и остановилась, но РПЦ предприняла шаги по исправлению ситуации: как об этом говорят, по благословению патриарха Алексия II (1990-2008) было составлено новейшее Житие свт.Николая, стараниями председателя правления православного общества «Скиния» Александром Бугаевскии и архимандритом Владимиром Зориным. Эти агиографы 21-ого века убрали из традиционного текста Жития те вставки, которые относились к Николаю Пинарскому, и одновременно дополнили его за счет старинных источников.

    Пересыпанное цитатами и сравнениями из Св.Писания, ЖИТИЕ свт.Николая («Жизнь и деяния святого отца нашего Николая») византийского писателя Симеона  МЕТАФРАСТА, 10-й век (не самый складный текст на свете, надо сказать, хотя и прочувствованный), состоит из следующих эпизодов:

- рождение св.Николая – единственного ребенка в семье («невозможно женщине этой родить другое подобное чадо»); детство в родном городе Патаре;
    (Житие Дмитрия Ростовского, дополненное сведениями из других источников, сообщает имена родителей святого: Феофан и Нонна);

- «в краткое время Николай превзошел большинство наук» (дополнение из других сказаний: он учился в египетской Александрии, отсюда его морские путешествия);

- дядя св.Николая – тоже Николай, архиепископ Миры и основатель Сионского м-ря;
св.Николай становится пресвитером в храме Сиона (отсюда, видимо, убеждение, что св.Николай служил в церкви Сионского м-ря близ Миры – ныне Демре; но м-рь был основан в 6-том веке, а св.Николай жил в 4-том) и замещает дядю, уехавшего в Палестину на поклонение святыням;

- смерть родителей и благотворительность из оставленного ими достояния;

- МЕШОЧКИ С ЗОЛОТОМ: эпизод о подброшенном золоте для трех девиц-бесприданниц, ставший основанием для ежегодных подарков детям;

- СПАСЕНИЕ МОРЯКОВ: путешествие в Палестину, которое началось с поездки в Египет (у Дм.Ростовского – корабль проплывал мимо Египта); налетела буря, но корабль и все, кто на нем был, спасены молитвами св.Николая, а также возвращение им к жизни упавшего с мачты матроса;

- чудеса исцеления людей на берегу по прибытии (у Дм.Ростовского: «спокойно пристали к берегу Александрии. Исцелив здесь многих больных… святой Николай снова отправился по намеченному пути в Палестину»);

- прибытие в ПАЛЕСТИНУ; у Метафраста: «… святой направляется ко Гробу Господню и к честной Голгофе, где нас ради вкопан спасительный Крест»; в Житии Дм.Ростовского «Достигнув святого града Иерусалима, святой Николай пришел на Голгофу…»; Метафраст далее: «Ночью подходит ко святому Крестному древу, и сами собой перед ним распахиваются священные врата» (имеется ввиду храм Воскресения или Гроба Господня, но в то время этот храм построен еще не был); далее желание святого удалиться в пустыню, но вместо этого он едет домой - «ибо божественное видение повелело ему это, чтобы паства не была дольше лишена его сладчайшего гласа»;

- БУРЯ; возвращение на родину в Сионский м-рь, еще одно морское путешествие, когда имело место злоумышление моряков против святого (обманув его, «при попутном ветре они направились к своей земле»), но неудавшееся – сменился ветер и прибил корабль к берегам Ликии, а святой смилостивился над моряками, унял бурю, и они добрались домой благополучно;

- св.Николай избран  ЕПИСКОПОМ  Миры; в тексте эпизода к св.Николаю обращаются «дитя» - возможно, он был тогда еще молод; у Дм.Ростовского: «Следуй за мною, чадо»; (это произошло около 300 года, традиционно считается, что св.Николай родился в 280г.); при этом чудеса и божественные откровения, сопутствующие событию, как бы поясняют возведение еще молодого человека на епископскую кафедру;
 
- ДИОКЛЕТИАНОВО  ГОНЕНИЕ, темница; (303-311гг. и полностью 313г.);

- император Константин I, освобождение христиан (вероятно, имеется ввиду 313 год – Миланский эдикт о прекращении гонений на христиан, императоры-соправители Константин и Лициний; к единоличной власти Константин пришел в 324 году);

- свт.Николай возвращается на кафедру Миры, где он «прославился не только среди верных, но в скором  времени и среди многих неверных, и все выказывали неизреченное почтение к нему»;

- разрушение свт.Николаем  ХРАМА  АРТЕМИДЫ  в Мире; (у Дм.Ростовского: «Святой Николай разорил этот храм скверны, сравнял высокое его здание с землею и самое основание храма, бывшее в земле, разметал по воздуху, ополчившись более на бесов, нежели на самый храм»);

- НИКЕЙСКИЙ СОБОР (сост. в 325 г. в Никее и был посвящен критике арианства: анафема Ария); свт. Николай активно способствовал опровержению ереси Ария;

- ГОЛОД в Мире; Метафраст: «св. Николай во сне является одному купцу, торговавшему хлебом, и, дав ему задаток в три золотых, велит отправиться в Миры и продать хлеб тамошним жителям. Купец просыпается и находит деньги», после чего едет в Миры и раздает голодающим хлеб;

- ДЕЯНИЕ О СТРАТИЛАТАХ (обширный эпизод с участием трех императорских полководцев, включающий в себя два спасения от казни невинно осужденных – два раза по три человека):
     - «В скором времени тайфалы поднимают в Великой Фригии восстание. Император Константин… посылает во Фригию трех Стратилатов (их звали Непотиан, Урс и Герпилион)…»; войско прибывает на кораблях в порт Андриак; далее в Мире происходят беспорядки, когда воины начинают грабить горожан (столкновение у Плакомы – поселка или места между Мирой и гаванью Андриаке); св.Николай выступает примирителем сторон («После этого стратилаты усмирили своих воинов»);
     -  спасение от казни трех невинно осужденных, которых должны были обезглавить по приговору подкупленного игемона Евстафия; здесь свт.Николай называется уже старым («восполнив бессилие старости сердечным пылом»); освобождать узников он пришел вместе со стратилатами – и, можно предположить, их воинами («берет с собой упомянутых стратилатов», «Равнина превратилась в театр — все славословили святого»);
     (Событие происходит в неизвестном ныне местечке или городке под названием «Леон» у храма святых Крискента и Диоскорида, отождествленных местными с братьями Диоскурами, в связи с чем в тексте у Метафраста стоит: «Люди те отвечают: На равнине у так называемых Диоскуров» - это один из примеров вовлечения языческого в христианское.)
     - стратилаты, которые были в Мире и познакомились со свт.Николаем, далее подавили восстание во Фригии и вернулись ко двору (Метафраст: «Совершив там все, что следовало и что приказал им император, мужи эти довольные вернулись в Византий» - название города до 11 мая 330 года, когда Константин официально сделал город своей столицей), но вскоре были оклеветаны перед императором, брошены в темницу и приговорены к казни; они молятся св.Николаю, происходит чудо – ЯВЛЕНИЕ свт. Николая  ВО  СНЕ  императору  КОНСТАНТИНУ - свт.Николай раскрывает ему неправду, творимую в отношении узников; узники рассказывают императору о св.Николае, он освобождает их; они приезжают к святому благодарить его и привозят дары императора;

- СПАСЕНИЕ МОРЯКОВ: «Однажды какие-то моряки попали в сильную бурю»; по их молитве святой предстает перед ними на корабле и усмиряет бурю; прибыв в Миру, они видят перед собой человека, который являлся им чудесным образом на корабле; (у Дм.Ростовского: «Так, верный слуга Господа повелевал и морем, и ветром, и они были ему послушны»);

-  св.Николай достиг старости, вид его был как у ангела и от него исходило сияние; (у Дм.Ростовского: «И был он поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солью премудрости»);

- кончина, похороны в храме Миры, мироточение мощей; у Метафраста: «его честное тело святые епископы… перенесли в храм Мир, и с того дня оно начало источать мирро, целящее душевные и телесные недуги. Со всей земли туда стали устремляться люди, чтобы получить от неиссякаемой этой благодати»; у Дм.Ростовского: «От святых мощей угодника Божьего совершалось множество чудес. Ибо его мощи источали благовонное и целебное миро, коим помазывались больные и получали исцеление».

- Посмертное чудо:
     Некие паломники отправляются в путь на корабле, чтобы поклониться могиле святого в Мире (у Дм.Ростовского: «Некоторые богобоязненные мужи, жившие при устье реки Танаиса…»), но злой демон из разрушенного святым храма Артемиды принимает облик женщины, которая передает им сосуд с елеем с просьбой доставить его ко гробу св.Николая (Метафраст: «А заключалась в нем злая сила, достойная того, кто дал елей»); но святой является паломникам во сне и советует выбросить сосуд в море; далее следует впечатляющее описание произошедшего: «эти мужи сделали так и бросили сосуд с елеем в море. И тотчас высоко в небо поднялось пламя, показался зловонный дым, а воды расступились и, вскипев из глубины, громко взревели и обратились в огненные струи. Корабль, подхваченный таким водоворотом, начал тонуть…»; но св.Николай является паломникам и спасает их («корабль покинул это место, и люди перестали страшиться»).
    (У Дм.Ростовского это эпизод изложен так: «…мужи бросили бесовский сосуд в пучину морскую. Тотчас из него вышел черный дым и пламя, воздух наполнился великим смрадом, море разверзлось, вода закипела и заклокотала до самого дна, и водяные брызги были подобны огненным искрам. Находившиеся на корабле люди пришли в великий ужас и от страха кричали, но явившийся им помощник, повелев им мужаться и не страшиться, укротил бушующую бурю и, избавив путников от страха, сделал путь их в Ликию безопасным».) 
    Все это похоже на историю о ДИВЕРСИИ, хотя кому помешал корабль паломников? Сосуд, по видимости, был начинен взрывчатым веществом, к тому же в эпизоде описывается сильная детонация при броске бомбы за борт, в воду. Греческий огонь в Средние века в Европе знали, но порох в Китае зафиксирован в 13-том веке, а в Европе в 14-том веке. При этом Житие Метафраста относится к 10-тому веку. В общем, это любопытный эпизод, но, если «Деяние о стратилатах» и тем более «Мешочки золота» для бедных девушек часто на слуху, то вот эта история со взрывом в море известностью и обсуждением не избалована. 

                Исправленное Житие.

Считается, что первым выявил и доказал задвоенность Житий Николая Мирликийского и Николая Сионского-Пинарского в 19-том веке архимандрит Антонин [Капустин], церковный историк.

Цитата по статье М.Крутовой, «Святитель Николай Мирликийский в русской Исследовательской традиции»: «Не менее значимы для нас работы архимандрита Антонина, опубликованные в Трудах Киевской Духовной Академии под псевдонимом «А. А.». … В статье 1873 года, названной «Еще раз о святителе Николае Мирликийском», архимандрит Антонин сообщил о найденном им греческом, так называемом Синайском списке XI-XII вв., который «одной редакции с Ватиканским и Палестинским сказанием», но от обоих отличается «многими вставками, а частию и расположением частей». Обнаружение этого списка дало возможность архимандриту Антонину аргументировать ранее высказанное им предположение о том, что было два святых Николая, а именно: «архиепископ Мир Ликийских и исповедник Николай, современник Константина Великого» и «архиепископ Мир Ликийских, преподобный Николай, современник Юстиниана Великого. …В этой же статье исследователь представил комментированный русский перевод греческой рукописи».

    В наше время, как об этом пишут, оказались обнаружены новые источники сведений.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ  ЭПИЗОДЫ из обнаруженных источников:
Согласно сообщению А.Бугаевского, «в древних источниках обнаруживается, например, замечательное деяние свт. Николая, исключенное из текста его жития в X веке, — деяние о подати. … через шесть столетий при Василии II создавалась императорская менология (то, что у нас называется Четьи Минеи). … «Деяние о подати» императорские агиографы не включили в жизнеописание святителя Николая».
    Суть «ДЕЯНИЯ  О  ПОДАТИ» заключалась в том, что св.Николаю при личной встрече удалось уговорить императора Константина уменьшить разорительную подать, причем грамота об отмене подати была переправлена в Миру немедленно чудесным образом, по молитве св.Николая, так что император не смог ее отменить. 

Еще одно дополнение - «ДЕЯНИЕ  О  ХЛЕБОВОЗАХ» - напоминает эпизод о купце, торговавшем зерном, который получил чудесным образом деньги во сне от св.Николая и накормил хлебом голодающую Миру. В другом тексте история рассказывается несколько иначе: хлеб перевозился на корабле, входившем в императорскую флотилию из пяти кораблей, капитан не имел права сгружать зерно в Мире, но сделал это по просьбе св.Николая. О деньгах, переданных во сне, этот вариант истории о спасении Миры от голода не упоминает. 

    ДАТЫ  ЖИЗНИ  свт.Николая. Традиционно: 280-343\345гг. Версия: 260-335гг.
Также согласно А.Бугаевскому, ему удалось найти «Самые древние редакции рукописей о святом Николае [которые] хранятся в библиотеках Оксфорда и Вены. Они посвящены «Деянию о стратилатах». Я убежден, что эти тексты написаны в IV веке, вскоре после блаженной кончины свт. Николая».

По этим текстам, стратилаты хотели посетить свт.Николая еще раз после того, как он помог им освободиться из тюрьмы (что согласно логике повествования Метафраста произошло, вероятно, в промежуток 324-330 гг.), но по приезде узнали, что он умер.

Поскольку один из них в 336 году стал консулом, но в тексте нет упоминания о его титуле, то исследователь относит дату смерти св.Николая до 336 года (т.е. также до смерти имп. Константина, который умер 22 мая 337 г.), хотя традиционно считается, что смерть святого наступила в 343-345 годах. В таком случае, оказывается необходимым отодвинуть дату рождения – А.Бугаевский предполагает, что свт.Николай родился не в 280 году, а около 260-ого года (в 40 лет стал епископом, в 45 попал в тюрьму, в 75 умер).
Понятно, что все это выглядит достаточно гипотетически.

    ДАННЫЕ  из  ИНОГО  ЖИТИЯ.
В Житии Метафраста из жизнеописания свт.Николая Сионского-Пинарского взяты: имена родителей, история с дядей Николаем – епископом Миры, а также все, что связано с м-рем Новый Сион в окрестностях Миры.
    Кроме того, согласно Житию, свт.Николай Чудотворец ездил в Иерусалим к Святым местам (до 300 года, он еще не был тогда епископом), между тем совпадения с реальностью нет: название городу – Иерусалим - было возвращено имп. Константином в 325 году (до этого Элия Капитолина), старая императрица Елена приезжала в Иерусалим в 326 году, Храм Воскресения в Иерусалиме (Храм Гроба Господня) – построен и освящен в 335 году. Так что в Палестину тоже ездил свт.Николай Пинарский.

    ДЕЯНИЕ  О  СТРАТИЛАТАХ.
Эпизод, претендующий на историческую подлинность. Имп.Константин посылает трех стратилатов усмирить восстание тайфалов - одного из вестготских племен, переселенных во Фригию с Дуная. «Все три военачальника — исторически известные личности. Один из них, Непотиан, стал консулом в 336 году, другой — в 338 году» (А.Бугаевский).
    И все бы ничего, но Фригия находится далеко от Ликии, где жил св.Николай. Это  центр Малой Азии, ближе к Константинополю. Если стратилаты морем двигались от новой столицы Константина, то они проскочили пункт назначения, пройдя все удобные для высадки порты и попав на самую оконечность полуострова. У Метафраста это никак не объясняется, у Дм.Ростовского говорится о сильном морском течении, которое занесло корабли в порт Андриак близ Миры.  Вообще не очень понятно, как они собирались добраться морем до внутренних территорий.
    Справочно: в Римские времена по соседству с Фригией находилась резиденция императоров – Никомедия Вифинская (иначе Никомидия), которая была столицей Константина до стр-ва Константинополя на месте старого Византия в 324-330гг., когда он правил уже единолично (его соправитель император Лициний был убит им в 324г.).   

    По мнению Антонина (Капустина), который разбирался с образовавшейся за века житийной путаницей, Житию свт.Николаю Мирликийскому соответствовали следующие эпизоды: «его рождение в Патарах, невкушение во младенчестве молока матери по средам и пятницам (под сомнением). Его чудесный, Богом указанный выбор на Мирскую кафедру, его исповедничество при Диоклетиане и разорение языческих капищ в своей епархии. Его подвиги против Ария, присутствие на I Вселенском [Никейском] соборе, его заступничество за трех мужей в Мирах, его явление [во сне] святому Константину в Константинополе». (Процитировано по: М.Крутова, «Святитель Николай Мирликийский в русской Исследовательской традиции».)
    Однако с Арием в частности и с собором в целом тоже оказалось не гладко.

    ЗАУШЕНИЕ  СВ.НИКОЛАЕМ  АРИЯ.
Очень красочный эпизод, которого еще нет у Метафраста и который появляется у Дм.Ростовского, будучи неоднократно воплощен в иконографии.
     Метафраст (10-й век): «Пречудный Николай тоже был на этом святом соборе и решительно восстал против ереси Ария. Опровергнув ее и определив для всех незыблемый канон православной веры, он покидает Никею и возвращается к своей пастве». То есть речь идет о вполне цивилизованном диспуте, без рукоприкладства.
    У Дм.Ростовского (конец 17-того века) эпизод рассказывается с подробностями, которых нет у Метафраста, то есть появившимися позднее: «Инок Студийского монастыря Иоанн повествует о святителе Николае, что… он посрамил сего еретика Ария на соборе не только словом, но и делом, УДАРИВ  ЕГО  В  ЛАНИТУ. Отцы собора вознегодовали на святителя и за его дерзкое деяние постановили  ЛИШИТЬ  его архиерейского  САНА…»; далее говорится, что святым отцам было видение – рядом со св.Николаем стояли Иисус Христос и Богородица, и они поняли, что поступок св.Николая угоден небесам, вернули ему сан и «и воздали ему честь, как великому угоднику Божию», после чего св.Николай отправился обратно в Миру.

Подробность насчет рукоприкладства в эпизоде с Арием, который проповедовал учение относительно того, что природа Иисуса Христа тварная и он не равен Богу-Отцу по божеству, отвергнутое господствовавшей церковью как ересь, в православной традиции называется «Заушение Ария свт.Николаем», и появилась, предположительно, не ранее 15-того века. Произошло же это следующим образом:
    В одну из поздних редакций Жития свт. Николая, которая была составлена на основании текста Метафраста и так называемого «Синаксарного жития», редактором-переписчиком оказалась добавлена фраза: «И, ниспровергнув хульника – Ария, снова руководит своей паствой».
    Предположительно, слово «ниспровергнув» было истолковано позднее в качестве физического действия, что и нашло отражение в более поздних житийных редакциях, при этом как бы оправдывая нетерпимость и агрессию, которая бывает свойственна фанатичным приверженцам веры.
   (Ср. Иосиф Волоцкий, конец 15-того века: «Грешника или еретика руками убити или молитвою едино есть»; внутри Русской церкви шла борьба между разными течениями – иосифлянами и нестяжателями, кроме того, приходилось противостоять вольнодумным проявлением извне, которые лишь нарастали; наиболее репрессивным со стороны церкви стал 17-й век, ознаменованный церковной реформой, Великим Расколом и крайними проявлениями жестокостей в отношении преследуемых старообрядцев и прочих инакомыслящих).

Наметившаяся в первой половине 15-того века тенденция «сообщать о борьбе свт. Николая с Арием на Никейском Соборе в иных, чем прежде, и притом значительно более резких выражениях», в 16-том веке окончательно устоялась, что и было зафиксировано «Петром де Наталибусом в латинском «Каталоге святых», а затем уже митрополитом Навпактским и Артским Дамаскиным (… представителем Константинопольского Патриарха в России) в его слове «О жизни и деятельности преподобного отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца». (Процитировано по: протоиерей Игорь Прекуп «О заушении Ария и «гопническом православии», 19.12.2014, pravmir.ru)
 
    Все вышеприведенное очень интересно и в то же время – в то же время способно утратить всякий смысл, наткнувшись на серьезную преграду – сообщение Жития об участии, причем так или иначе, но бесспорно активном, свт.Николая Мирликийского в Первом Никейском соборе  БЕЗДОКАЗАТЕЛЬНО.
   
    НИКЕЙСКИЙ  СОБОР – Первый Никейский собор и он же Первый Вселенский собор, собравшийся в г.Никее (ныне Изник, Турция) в 325 году. Собор был собран по инициативе императора Константина I, посвящен устроению церкви и принятию основоположных догм, в связи с чем отверг и осудил Ария и арианство. Работа Собора продолжалась 2 месяца. Иерархов присутствовало по разным данным от 250 до 318 (в православной традиции принято 318), в основном восточных (при том, что всех христианских кафедр в то время насчитывалось около 1000).

    Святитель Николай Мирликийский  В  СПИСКАХ  участников  НЕ ЗНАЧИТСЯ. Это может быть ошибкой – предполагается, что списки не полные. Это может быть не ошибкой. Загадку решить нельзя, утверждать то, для чего нет реальных оснований, сложно.

    И вот образ прошлого, казавшийся материальным, плотным, живым, как будто расплывается перед мысленным взором, развеивается ветром, словно на миг сгустившийся и растаявший в голубом небе дымок…

                Николай Чудотворец, вопросы орфографии.

Эта заметка была вызвана к жизни вопросами относительно правил оформления публикаций, посвященных святому Николаю Мирликийскому и другим святым.

Согласно правил русского языка, не нами придуманным, лики святости следует писать с маленькой буквы, отсюда:  слова «святой» и «святитель» пишутся с маленькой буквы, если они стоят не первыми в предложении и не являются частью названия (пример: название фрегата в составе русского флота в 1770-1788 году: «Святой Николай»).
    Справочно: «Святитель – архиерей, архиепископ; это именование также применяется к иерарху, просиявшему в лике святых». (Энциклопедический словарь).
    «Среди всех прославленных угодников Божиих святители — это чин святых высшей степени священства — архиереев. В истории Церкви немало святителей, просиявших среди своих современников глубокой верой и благочестивой жизнью». (Архиепископ Сергий (Королев).)

Допустимы сокращения: «святой Николай» - «св.Николай», «святитель Николай» - «свт. Николай».

В отношении Николая Чудотворца чаще всего пишется «святитель», по его церковному сану, - святитель Николай Мирликийский (свт.Николай Мирликийский). Равноценный эквивалент - Николай, архиепископ Мирликийский. Однако он также является и святым – святой Николай Мирликийский (св.Николай Мирликийский). Оба варианта написания, с учетом сокращений, верны, хотя предпочтительнее «святитель», как иерарх, прославленный в лике святых.

По желанию, можно писать Святитель и Святой с большой буквы и не прибегать к сокращениям, однако это не является правилом, поэтому речь о его нарушении идти не может.   

Кроме того, в тексте «угодник Божий» и «чудотворец» пишутся с маленькой буквы: «почитается как чудотворец…», «и был этот угодник Божий…», но в отношении свт.Николая Мирликийского – «Николай Чудотворец» - общее определение перешло в имя собственное. «Никола-угодник», также «Микола-угодник» - простонародное поименование, зафиксированное собирателями фольклора 19-того века.   

    ЦИТАТЫ, демонстрирующие вышесказанное, взятые из наиболее уважаемых публикаций за период 19-21 вв.:

Симеон Метафраст, 10-й век, «Жизнь и деяния святого отца нашего Николая» (переложение на современный русский язык); в тексте встречается: «Отпрыск таких родителей, святой Николай…», «Так как святой много потрудился…», «люди… благодарили Бога и его слугу, и дивились вещим словам и помощи Николая», «Об этом стало известно пречудному Николаю…», «его честное тело святые епископы и весь клир, одетые в светлое облачение…».

Димитрий Ростовский, конец 17-того века, «Житие святителя Николая, архиепископа Мирликийского» (переложение на современный русский язык): «не желая отказать усердным мольбам собора, святой Николай принял паству…», «Так святитель Николай пас вверенное ему стадо…».

«Словарь исторический о русских святых», 1836г.: «церковь Воскресения с приделом святителя Николая», «Григорий, чудотворец Печерский», «Григорий, архиепископ Новгородский, брат св.Иоанна», «Однажды… из собора св.Софии», «Давид, святый, благоверный князь Ярославский».

Муравьев А. Н., «Мирликийская церковь и гробница святителя Николая Чудотворца», 1850 год: «бывшей кафедры великого святителя Мирликийского…», «Малая гробовая церковь святителя Николая», «Иконостас кое-как сложен из досок, и в нем три иконы греческие: Спасителя, Божией Матери и святителя Николая…».

Журнал Главного управления путей сообщения и публичных зданий, 1861 г., статья: «Открытие и возобновление древней 6азилики Святителя Николая в Мирех Ликийских».

Архимандрит Антонин, статья, опубликованная в Трудах Киевской Духовной Академии под псевдонимом «А. А.» в 1873г., название: «Еще раз о святителе Николае Мирликийском».

Павел Флоренский, нач.20-того века: «…образ Николая Чудотворца издавна установился не как образ одного из многих святых, но как тип святого, как представителя человеческой святости».
   
Н.Успенский, заслуженный профессор ЛДА, д-р Церковной истории, «Журнал Московской Патриархии», 1978, N 8: «С особым благоговением почитает христианский Восток, в частности Русская Церковь, святителя Николая Чудотворца», «Год перенесения мощей святителя и чудотворца Николая точно не известен», «В престоле во имя святителя Николая Чудотворца с западной стороны…», «исследование останков показало, что святитель Николай скончался в возрасте…».

М.Крутова, историк, статья «Святитель Николай Мирликийский в русской исследовательской традиции»: «Литература о святителе Николае Чудотворце…», «книга Ф. Гусева и А. Вознесенского «Житие и чудеса св. Николая Чудотворца»…», «исследователь приводит исторические факты о жизни святителя Николая и соотносит их с данными житий».   

«Приди и виждь. Свидетельства Бога на земле», Москва., Информационное агентство РПЦ, 2000 г.: «согласно церковным источникам, святой Николай явился во сне одному священнику в городе Бари», «колонна… чудесным образом приплыла из Малой Азии вслед за мощами Святителя Николая».

Александр Бугаевский, председатель православного общества «Скиния», писатель-агиограф, автор исправленного жития Николая Чудовторца, 2011г.: «подлинные святые останки свт. Николая Чудотворца…», «Оба города хотели завладеть мощами свт. Николая…», «Перенесение мощей святителя Николая…».

Протоиерей Игорь Прекуп, 2012г.: «Образ свт. Николая в массовом сознании связывается…», «о борьбе свт. Николая с Арием на Никейском Соборе…».

Все эти примеры показывают применение вышеизложенного правила на практике.
(октябрь 2017 – январь 2018)
*****
Продолжение: http://www.proza.ru/2018/02/10/1587
Предыдущий раздел: http://www.proza.ru/2018/02/10/883               
Начало:  http://www.proza.ru/2018/01/25/1955