Личность и человеческие объединения

Сергей Лебедев 3
Все претензии групп, организаций и других объединений людей на приоритет над и перед личностью основаны на их притязаниях на статус некоторой гиперличности - сверхчеловеческого субъекта, полностью и достаточно гармонично соединяющего в себе все потенции, силы и способности составляющих его людей. Однако для подавляющего большинства социальных объединений это состояние "подлинной соборности" не является даже осознанным идеалом, не говоря уже о каком-то его реальном подобии. Как следствие, к нему приближаются только очень немногие коллективы, как правило, на краткий период времени и чаще всего те, которые как раз не склонны к таким притязаниям. Коллективные единства практически всегда аккумулируют только некоторую часть каждого из своих человеческих элементов - часть, содержательно однобокую в качественном отношении и довольно небольшую в количественном, оставляя за бортом основное содержание человека. В результате получается то, что Л. Мамфорд называл "мегамашиной" - этакая человеческая "многоножка", которая, неимоверно превосходя отдельного человека в ресурсном отношении, настолько же примитивнее и ниже него по своим субъектным свойствам.