Биостанция в 60-х годах. часть 4

Димитрий Морозов-Никифоровский
БИОСТАНЦИЯ в 60-х годах. Часть 4.

СКАЛОЛАЗЫ


Начну с цитаты:

Ильф Илья, Петров Евгений
Двенадцать стульев

Глава XLI. Под облаками

http://az.lib.ru/i/ilfpetrov/text_0120.shtml



«Отец Федор не выдержал муки преследования и полез на совершенно отвесную скалу. Его толкало вверх сердце, поднимавшееся к самому горлу, и особенный, известный только одним трусам, зуд в пятках. Ноги сами отрывались от гранитов и несли своего повелителя вверх.

   -- У-у-у! -- кричал Остап снизу. -- Держи его!
   -- Он унес наши припасы! -- завопил Ипполит Матвеевич, подбегая к Остапу.
   -- Стой! -- загремел Остап. -- Стой, тебе говорю!
   Но это придало только новые силы изнемогшему было отцу Федору. Он взвился и в несколько скачков очутился сажен на десять выше самой высокой надписи.
   -- Отдай колбасу! -- взывал Остап. -- Отдай колбасу, дурак! Я все прощу!

   Отец Федор уже ничего не слышал. Он очутился на ровной площадке, забраться на которую не удавалось до сих пор ни одному человеку. Отцом Федором овладел тоскливый ужас. Он понял, что слезть вниз ему никак невозможно. Скала шла и опускалась на шоссе перпендикулярно, и об обратном спуске нечего было и думать. Он посмотрел вниз. Там бесновался Остап, и на дне ущелья поблескивало золотое пенсне предводителя.
   -- Я отдам колбасу! -- закричал отец Федор. -- Снимите меня!»


В этом эпизоде, известном читателям романа «12 стульев» и зрителям двух одноименных кинофильмов, я прошу обратить внимание на эмоции скалолаза:

Его толкало вверх сердце, поднимавшееся к самому горлу, и особенный, известный только одним трусам, зуд в пятках.

Он очутился на ровной площадке, забраться на которую не удавалось до сих пор ни одному человеку.

Отцом Федором овладел тоскливый ужас.

Он понял, что слезть вниз ему никак невозможно.

Скала шла и опускалась на шоссе перпендикулярно, и об обратном спуске нечего было и думать.

Он посмотрел вниз.

 -- Снимите меня!


В мемуаразмах «Страх высоты» и «Легендарный тренер» на ПРОЗЕ.РУ я уже сознался, что с младенчества получил по наследству страх высоты.

После восхождения на высшую точку Европы вершину Западного Эльбруса (5633 м над уровнем моря) я  полностью согласился с афоризмом «Умный в гору не пойдет».

Но Карадагская биостанция была построена Терентием Ивановичем Вяземским в вулканическом районе.

ХОЛОДНАЯ НОЧЕВКА.



«Вертикаль» — советский художественный фильм режиссёров Станислава Говорухина и Бориса Дурова на тему альпинизма. Премьера фильма состоялась в июле 1967 года.
Именно после выхода на экраны этой картины началась всесоюзная известность и широкая популярность Владимира Высоцкого и его песен.

Наш сюжет развивался позже

В поселке биостанции, в домике, где мы жили, была одна комната для приезжавших гостей.
Как-то приехал кандидат биологических наук Ш. с приятелем.

Во второй половине летнего дня они пошли на прогулку по берегу моря от биостанции в сторону Кузьмичева камня.

Когда возвращались в поселок, этот приятель решил пойти другим путем.
На Карадаге он был впервые и ориентировался плохо. Полез на скальный откос.
Когда под ногами и из под рук стали осыпаться камни, возник «синдром Отца Федора» - Снимите меня!

Кандидат наук, бывал здесь многократно, но не успел остановить приятеля. Поспешил за помощью в поселок. Так как они остановились в нашем доме, мы первые узнали об этом происшествии.

Такие случаи бывали раньше не раз. У меня на чердаке хранился плетеный капроновый фал. Альпинисты называют такой страховочный конец основной веревкой. Традиционно она укладывается в бухту большими кольцами, чтобы было удобно носить через плечо. Как солдаты носят скатанную шинель.

Кандидат наук привел меня и нескольких болельщиков из местных жителей к скалолазу.

Из всех нас начальную альпинистскую подготовку проходил только я. Полез по сыпучему склону вверх.
Клиент сидел на небольшом уступчике рядом с кустиком.

И насвистывал мелодию альпинистской песни Владимира Семеновича Высоцкого из кинофильма «Вертикаль».

Бывают такие романтики – «люблю море с берега». У меня возникло желание сделать незабываемым для клиента этот эпизод.

Начинало темнеть. Кричу вниз болельщикам – " Будем спускаться на рассвете!
Остаемся на холодную ночевку".

Не снимая с плеча бухту веревки, развязываю марку. Это поперек больших колец веревки плотная стяжка виток к витку одним концом фала. Снял с плеча пару колец – примерно четыре метра.

Начал делать клиенту грудную обвязку. Альпинисты зовут этот узел булинь, а моряки беседочным.
Это незатягивающаяся петля известна с древности. Археологи находили этот узел в пирамидах Египта.

Обвязка проходит вокруг грудной клетки высоко, на уровне подмышек. Узел вяжется впереди у солнечного сплетения. Свободный короткий конец от узла перебрасывается через плечо. Продевается под петлю между лопаток и через другое плечо приходит к узлу. Здесь вяжется за петлю еще один старинный узел – выбленочный.

Таким образом из прочного каната образуется незатягивающаяся петля с плечевыми лямками, которая не может сползти к ногам. Есть важная деталь – в момент завязки булиня, нужно глубоко вдохнуть и задержать дыхание. Чтобы потом петля не мешала спокойно дышать.

Закончив с упаковкой клиента, я снял с себя еще пару петель. Хорошего выступа для крепления веревки близко не было. Пришлось для вида завязать страховочный конец за основание хилого кустика. Но в натяг от куста до клиента.

Пришло время и мне обвязаться. Я снял с себя всю бухту фала. И на втором конце израсходовал два с половиной метра веревки на свою грудную обвязку. Нашел не сильно покатое место для сидения и начал дремать.

Когда начало светать, стали готовиться к спуску.
В скалолазании спуск сложнее подъема. Ноги надо ставить наощупь - удобных выступов не видно. И вообще для паникеров вниз лучше не смотреть – они цепенеют.

Попытался втолковать клиенту правило трех точек. Всегда неподвижно опираются – две ноги и одна рука.
Или две руки и одна нога. А четвертая свободная конечность ищет надежную точку опоры. Спускаться надо очень медленно.

Клиент пошел вниз первым. Я сверху держал перед его лицом натянутым страховочный канат. Это вселило уверенность безопасности в скалолаза.

Хотя мне на верху зацепиться было не за что.

 Если бы клиент сорвался, то он бы легко сдернул меня.
Но я бы летел с более высокой точки, чем клиент.

Когда мы оба оказались на тропе на уровне моря, я освободил его от веревки.

 Болельщики увели скалолаза в поселок. А я остался сматывать веревку в  традиционную бухту.

Минут через двадцать я пришел домой. На кухне начинал завтракать клиент.
Я сел за стол напротив.

Скалолаз начал мне рассказывать, что делал Дима, когда поднялся к нему на скалу.

Он был в таком шоке, что не запомнил меня.

«Мы теперь с тобой одной веревкой связаны  -
Стали оба мы скалолазами!»
Стихотворение «Скалолазка» написано
В. С. Высоцким в 1966 году для к/ф Вертикаль, но в фильм не вошло.

Доброго Всем Здоровья!