Пингвиньи яйца

Сергей Константинович Иванов
При упоминании о море у большинства наших сограждан возникает ассоциация с летом, жарой, томлением на пляже, овощной и фруктовой диетой и множеством прочих приятностей, которые гармонично дополняют живописную картину заслуженного неустанным трудом отпуска. Причем картина в воображении рисуется обязательно как «южных ночей забытьё». Формулировку «северный берег Черного моря гораздо лучше, чем южный берег Белого моря» явно придумали жители южного берега Белого моря, регулярно принимавшие солнечные ванны на знаменитом одесском пляже Ланжерон.

Все это касается отпуска, отдыха, радостного расставания с честно заработанным в угоду будущих воспоминаний  на тему «Как я провел лето» — это не для меня . Отпуск я чаще всего проводил в горах, поскольку моя работа (командировочная ее часть) была связана именно с морем. Командировка летом — тот же отпуск на море, даже если море входит в состав Северного Ледовитого океана. В межсезонье или зимней командировке романтики, конечно, больше, но сравнить это с отдыхом может только законченный циник или тщательно замаскированный враг.
             
Я долго и отчаянно сопротивлялся, когда меня в середине осени вдруг решили отправить на Белое море. Причины две: во-первых, кто ж на море работы проводит, когда шторма, качка, тошнота-рвота и загар не пристает; во-вторых, у меня день рождения совпадал с днем прибытия к месту назначения. Вы в серьез думаете, что поздравления, подарки, дружеская атмосфера, каберне, мерло,  саперави и шардоне на праздничном столе, ломящемся от даров осени, усиленных моими кулинарными способностями, идут в хоть какое-то сравнение с видом на стальную пенящуюся даль, покрытую туманной дымкой, за напрочь задраенным мутным иллюминатором и короткими перебежками между каютой и кают-компанией?

Увернуться все-таки не удалось. Директор института, в конце концов, вызвал меня на ковер и воткнул два втыка: первый, с каких это пор молодых сотрудников Институт заказчика вызывает персонально, по фамилии имени и отчеству спец.телеграммой; второй, почему я еще здесь, а не уже там. Я только было воздуха набрал, чтобы… но слушать меня никто и не собирался. Персональный вызов! И хотел бы директор отправить менее ценного сотрудника на зимний отдых, не смог бы. 

Бухгалтерия, командировочные, аэропорт, билет по спец.брони, Мурманск, поезд, Кандалакша, автобус, г.Умба.

Ускорения хватило лишь до Мурманска. В Умбу я прибыл после того, как автобус до в/ч №… уже уехал, а следующий только завтра. Перспектива сохнуть в двухэтажной деревянной гостинице целые сутки, вдыхая запахи прошедших без меня лет, не прельщала. На экскурсию по городу было потрачено долгих 40 минут. Умба город маленький, а, может, и еще меньше. День рождения, блин горелый… Купить что ли шариков воздушных, надуть их на радость потомкам? Или под пол-литра монопольной стихов накрапать в грядущую вечность. Как Есенин. Интересно, чем Сергей Александрович занимался в Умбе? Про одно стихотворение, знаю, он точно. Написал.

От администраторши гостиницы узнал, что моя в/ч находится «за этим вот лесом», и, если не слишком торопиться и никуда не сворачивать с дороги, за полтора часа можно выйти к морю, на берегу которого она (в/ч) как раз и находится. День не жаркий, но, все же ,теплый. Полтора часа по сравнению с Вечностью, которая нас ждет, не время по определению. Не то чтобы я, как говорят, крутой, крытые бывают только яйца, да еще у свиньи хвост, но решимости (а может и дури) во мне достаточно.

И день сразу перестал быть томным. А когда я углубился в лес, настроение поднялось, поскольку начался долгожданный день рождения, приключения, движение, дорога в светлое будущее. И все это на фоне растущего чувства собственного достоинства. Круто! Ай, да я, ай, да молодец! Не стал ждать милости от природы, а взял их без спросу! На самом деле увернулся от тоски и сбежал от пьянки в одиночестве.

По дороге прошел сквозняком какую-то (не мою) воинскую часть. КПП на дороге был, а ограждения (забора) у части не было — только дикий лес. Пропустили меня, поскольку в командировочном удостоверении имелся пропуск. Не подумайте, что любой турист по военному обьекту беспрепятственно может разгуливать, то бишь «по воде аки по суху». Ага. Сунься непосвященный и получи проблемную биографию в тот же миг. Я – посвященный, потому в моей биографии до сих пор в негативе только «не привлекался», «не состоял», «не имеет».

Через некоторое время я вышел-таки на тот самый северный берег Белого моря. Мичман на КПП после проверки документов указал мне кратчайший путь до узла связи. В предписании значилась в/ч, но моя конечная точка — борт кабелеукладчика «Ингури».  Надо же! Я родился в Грузии, и очередной свой день рождения буду праздновать на борту корабля с именем грузинской реки Ингури! Судна с берега видно не было, где-то в загоризонтной дымке оно стояло на якоре. И связь с ним только по радио.

Надо сказать, что открытым текстом фамилию произносить в эфир категорически запрещено. Режим секретности. Поэтому, испросив мою фамилию, радист связался со своим коллегой на борту «Ингури» и сообщил, что прибыл представитель промышленности «И». По идее, в чем я справедливо сомневался, исходя из печального опыта прошлых лет, вызывающая сторона должна знать  и очень ждать «представителя промышленности «И». Это теория. На практике же радист отправился докладывать   руководству о прибытии «И», но своему руководству, т.е. командиру корабля. А тому ни дела, ни представления, ни разницы, кого еще из ученых принесло на борт, никакого нет. Да и буква «И» в зашифрованном виде ни о чем не говорила. Капитан запросил вторую букву. От мостика до радиорубки идти 40 секунд. (Как-то на «Ингури» я провел 4 месяца, я этот пароход, как дом родной знаю).  Буква «В» не добавила ясности, пришлось радисту опять бежать к капитану и обратно, с докладом о третьей букве в фамилии представителя промышленности. После чего командир корабля решил, что «ИВАНОВ» можно смело давать в эфир без всякого шифрования, поскольку для потенциального врага эта фамилия итак уже достаточно зашифрована. В общем, обещали вельбот за мной через час.

По лесу я шел достаточно бойким шагом. А Солнце, находясь в зените, хотя для приполярный зенит отличается от зенита Причерноморья, нормальненько так прогрело воздух. Я хоть и не запыхался, но вспотел основательно. Мне показали место будущей швартовки вельбота с «Ингури», я скинул с себя верхнюю одежду, потом и среднюю, оставшись в плавках растянулся на гладкой скале, сползающей в воду. Загораю. Вообще-то, было душно и влажно, поэтому  минут через 15 солнечных ванн возникло желание окунуться. Я понимаю, что октябрь, но солнечно и тепло. Я понимаю, что вода прохладная, руки и лицо я в Белом море ополоснул сразу, как вышел на берег. Но ждать без малого час на солнцепеке… А тут еще и вода такая прозрачная, что видна галька на дне. Да и глубина метра два с половиной — как раз для прыжка со скалы. Заманишка.

А! Быть на море и не искупаться, тем более в собственный день рождения! Когда еще так все сложится? Ну, я и прыгнул. Рыбкой, как говорили мальчишки дошкольного возраста в мое время.

Вы видели когда-нибудь документальном кино про Антарктиду, с какой немыслимой скоростью пингвины выныривают, вылетают подобно реактивному снаряду из воды на берег (на лед)? Конечно, видели! Вода оказалась примерно 4-5 градусов по Цельсию. Прыгнуть головой вниз на глубину в такую воду, это не руки прополоскать у поверхности. Первые (они же и последние) ощущения были, словно я окунулся в кипяток. Меня реально обожгло холодом. Как я оказался на берегу, не помню. Выпрыгнул как пингвин. Прыжок в воду, ощущение жгучего холода, и я уже стою на том месте, с которого нырял.

Я обтерся, оделся, но все равно еще минут 20 стучал зубами под непрестанную дрожь всего тела. Вскоре прибыл и вельбот. Он забрал меня и матроса с «Ингури», который неподалеку от моей «пляжной» скалы собирал Золотой корень (это северный побратим корня Женьшеня). Мальчишка видел мой «заплыв», подсел ко мне и с неописуемым восторгом и восхищением принялся выпытать у меня, как и ему, болезному стать настоящим моржом. С огромным трудом я его убедил, что наш идеал не морж, а пингвин. И что для моржевания максимально подходит исключительно Черное море в июле.

Вечером в кают-компании «Ингури» под бутылку молдавского вина мы праздновали мой день рождения. Народ дружно смеялся над неудавшейся попыткой представителя промышленности «И» пересечь Северный Ледовитый океан. А потом с Дедом (стармехом) в в его каюте, где в лечебных целях («Не хватало еще, чтобы ты заболел!») мы пили настоянный на спирту Золотой корень, и меня посетило озарение.

Теперь я точно знаю, почему у пингвинов яйца квадратные. Во-первых, они поочередно на них сидят. Во-вторых, в такой температуре они могут быть только квадратными.