Гуторки салтыковского околотка

Михаил Полев
               
.ГУТОРИТЬ (ГУТАРИТЬ), БАЯТЬ…
Древние русские слова, бытовое применение которых я и мое поколение захватило еще в середине прошлого века.
Значили они РАЗГОВАРИВАТЬ, ГОВОРИТЬ, БЕСЕДОВАТЬ.
Использовало их уже в основном старшее поколение, бабушки – старушки.
А в данной статье я хочу вспомнить, как разговаривали в нашем околотке деревень в первой половине  прошлого века.
В то время речь людская в каждой деревне выделялась по сравнению с другими.  А иного человека после первой фразы можно было однозначно определить, из какого он населенного пункта.
Наиболее правильная речь относительно принятых форм русского языка была в селе Салтыково, и возможно в Пичкиряево.
Дело было в том, что Салтыково располагалось на трассе. Начало заселения сельца, затем села теряется в первой половине 17-го века.
Его заселение шло как целенаправленно боярином П. С. Салтыковым после получения своей вотчины в 1686 году, так и стихийно разнородным людом, работающим на окружающих будных майданах.
Но и боярин Салтыков по последним данным С. Пичугина, активно работающего с материалами переписей, не ограничивался переселением своих людей из Владимирского уезда.
Но и освежал кровь подданных переселением из Михайловского уезда, распределяя из по своим деревням Крутая, Салтыково, Студенец.
Хотя на речь деревень эти подселения резко повлиять не смогли.
В Салтыково не было цоканья и других не привычных отклонений в разговоре.
Зато присутствовало московское средневековое Оканье, как бы законсервированное на протяжении трех с половиной веков.
В разговоре моей мамы со мной это звучало примерно так:
- мЫлОток, мЫлОдец….
То есть происходила замена О в первом слоге на Ы, а звук О произносился с ярким выделением.
Но этот анализ удалось совершить лишь после расставания с малой родиной, когда слух адаптировался к правильной городской речи.
Население деревень Студенец, Новая, Каменка окало и цокало, нигде не скатываясь на Аканье.
Приведу яркие воспоминания уроженки деревни Новая Татьяны Глазковой:
-Поколение моих родителей , уже не цокали , а вот поколение бабушек - цокали все . Соседка , бабка  Настасья , остограммившись после баньки, пела частушку :
 " А я цайницила , самоварницила , всю посуду перебила ,накухарницела "
Сейчас эта речь звучит для меня как музыка, когда удается пообщаться с жителем деревни Ряньзя, выселками из деревни Новой, Николаем Никитичем Назиным….
Образчик речи деревни Каменка привела Татьяна Гордеева (Бирюкова):
- так цово ж, ты мил цолек (человек), конечно цовокали. Нас в Пичкиряевской школе так и дразнили… Цовокалки…
Приведенным примером также подтверждается резкое различие говоров Пичкиряевского и Каменского.
В деревне Шафторка цоканье и оканье присутствовало также ярко. Но оно сглаживалось тем, что деревня располагалась на трассе и было к тому же приписано к шацким церковным приходам. А шацкое население ярко акало.
И население Шафторки к середине прошлого века цокать почти перестало, попутно заместив звук О на А.
Особняком стоит говор деревни Лесные Цветы, поскольку она была поздними выселками из под Шацка.
Там звучало яркое Яканье: Лясные Цвяты….
И совершенным особняком стояло исчезнувшие совсем недавно оканье и цоканье деревни Крутое.
Это объясняется тем, что согласно результатов наших поисков жители деревни Крутое прямым транзитом с небольшой задержкой лет в сто-двести прибыли из Новгородчины.
К слову сказать, у мужского населения деревни Крутое обнаружены гены ВАРЯГОВ.
Но это уже другая история….