Получилось как всегда

Моисей Харитонов
Для заголовка позаимствовал «крылатое» выражение от незабвенного соловья моего поколения – Виктора Степановича Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Возможно Автор песни «В веках истории герои Иудеи», Давид Блюм, http://www.proza.ru/2014/12/14/148 действительно, хотел - «расскажу вам о героях Иудеи, Что храбро бились, защищая отчий дом». Но, поверхностное выхватывание сведений из публикаций по истории и построение на них «мощного» воспитательного проекта, одобренного ведущим русскоязычным депутатом израильского кнессета, - породило не более чем средство манипулятивного воздействия.

1. Первый куплет:

Шла    Иудейская    война,   дрались    евреи,
Могучий     Рим     полмира   захватил.
Сражались наши предки,  твёрдо веря,
Что     отстоят     родной     Иерусалим.
У    всех    народов   есть  свои    герои,
Кто  славен  больше?  И  писать  о  ком?
Я    расскажу    вам    о   героях   Иудеи,
Что  храбро   бились,   защищая   отчий   дом.

В главке «Финал ментального поражения»,  http://www.proza.ru/2018/01/08/575, я отметил, что в той ситуации был еще один, ныне притаиваемый, СУЩЕСТВЕННЫЙ нюанс: римляне не особенно-то и вмешивались в текущую жизнь «оккупированной» Иудеи; условия проживания определяли греки; евреи МЕНТАЛЬНО были слабее греков, отчего и были греками придавлены.

Современным Израилем пытаются играть (и создавали его под свой интерес) государства с греко-римской культурой; исламистские государства заполняли своим студенчеством американские и европейские университеты – освоили современные уровни этой культуры: системно-целостное, холистическое вИдение проблемных ситуаций; критическое мышление и т. д.
 
Израилю полезно извлечь соответствующий урок из древней ситуации иудео-греко-римского конфликтования. Чтобы выжить в среде противоборств государств-гигантов и межгосударственных коалиций, Израилю надо бы обладать преимуществом в культуре ориентирования и мобилизации. Это – если ставится задача выживания Государства Израиль, а не задача в традиционной парадигме еврейских общин «верхушка выживает за счет сдачи ею врагам низовой еврейской массы».

2. Следующий куплет:

История,       история,      история  . . .
 Дневник  свидетелей   тех   давних    дней, 
 И   описание   сражений   и  героев,
Что   след   оставили   в   истории  людей.
          Их  слава к нам пришла из  тех столетий.
Их     имена    хранят    евреи   и   весь  мир:
Йоханан   Гискальский ,    Шимон   бар - Гиора
А    на     Массаде     Элиэзер      бен   –   Яир.

Из книги Михаила Туваля (историк-религиовед, докторская диссертация по древнееврейской истории, был членом группы, изучавшей трансформацию античного иудаизма «из религии храма в религию общины») выясняем следующее.

Сочинения Флавия, Кумранские свитки, Новый Завет и иудейская апокалиптическая литература показывают, что бОльшую часть населения Эрец-Исраэль в 1 веке составляли деревенские жители, верящие в разные небылицы о роли злых духов, демонов, Сатаны, Вельзевула, Ангела Тьмы в управлении миром; многие готовы были идти за любым шарлатаном и демагогом, который «лечил» больных, «изгонял бесов», «воскрешал» мертвецов, «возносился на небо» (или «нисходил» оттуда), показывал «чудеса и знамения» и, особенно, если он обещал им «свободу». Проповеди «мессий» и «царей», спекулировавших на этом невежестве, сыграли немалую роль в приготовлении благодатной почвы для поднятия уровня национального безумия до вооруженной конфронтации с «сынами Тьмы» и одержимыми бесами «людьми жребия Велиала», идолопоклонниками-римлянами.

Организационные корни той группы, что засела в крепости Масада, начинаются от Йеуды Галилеянина, сына «бандита» Хизкияу, некогда казненного царем Иродом. Йеуда Галилеянин объявил себя посланником Б-га. От своих последователей требовал царских почестей и богатств, и его главным занятием была вооруженная борьба с другими подобными ему главарями сектантских шаек, претендовавшими на власть. Погиб в боестолкновении. Его сын, Менахем, возглавил одну из враждовавших между собой военизированных группировок; претендуя на царскую власть, явил себя народу посреди Храма в царском одеянии в сопровождении «братков» — за что был схвачен и зверски убит не признававшими его авторитета членами конкурирующей группировки. Племянник Менахема, Элеазар бен Яир, бежал с единомышленниками своего дяди в крепость Масаду. Оттуда они занимались разбоем и грабежом окрестных еврейских поселений — например, напали на жителей Эйн-Геди во время праздника Песах и, вырезав семьсот человек (в основном женщин и детей), разграбили их имущество.
Было ли демонстративное «идеологическое» коллективное самоубийство девятисот «защитников» Масады и, если было, как их предводитель побудил к этому – нет данных для достоверных суждений.

Ограбления с убийствами как-то не очень подкрепляют красивые слова первого куплета о «защите отчего дома».

3. Третий куплет:

Был   грозен   Рим,  крушил  святыни,   храмы,
Народы   мира   пали   перед   ним.
Лишь   иудеи  шли   на  бой  кровавый,
Не   принимая   тот   враждебный   мир.
Одна  беда:  между  собою враждовали.
А    Рим     хитёр,    коварен    и    силён
Погибли    все  –  «зелоты»  и  «сикарии»,
Плечом   к   плечу,   спасая   отчий   дом.

Только ли Рим, который «хитер, коварен», вызывал вражду между группами иудеев, мешал им быть «плечом к плечу»?

4. Заключительный куплет:

Да,    Иудейская    война    –  это    история,
Что   учит   и   сегодня   наш   народ.
Вражда  собратьев  дорого  им   стоила,
Не   знали  наши  предки,  что  их  ждёт.
Придя к родной земле, должны всегда мы помнить,
Что    Иудейская    война   –   война  за   мир,
Чтоб    не    было   изгнаний    и    страданий,
Как  предки,  встанем  за родной Иерусалим.

Намек есть – «Вражда  собратьев  дорого  им   стоила», но бесполезно поверхностный. Пустую, лишенную смыслового наполнения, красивость, если её облечь в музыку пафосного звучания, можно включать в манипулятивные воздействия.
Манипулятивное управление одной какой-то категорией израильтян в отношении другой – это современное выражение «вражды собратьев».

Потрясать воображение, поднимать волну эмоций – ложными сообщениями, придуманными картинами – и все это с доведением до гибельного исхода – это вражда «собратьев». Обслуживание подобных манипуляций своими песнями, стихами, публикациями – есть участие в смертельном враждовании «собратьев».