Для заголовка позаимствовал «крылатое» выражение от незабвенного соловья моего поколения – Виктора Степановича Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Возможно Автор песни «В веках истории герои Иудеи», Давид Блюм, http://www.proza.ru/2014/12/14/148 действительно, хотел - «расскажу вам о героях Иудеи, Что храбро бились, защищая отчий дом». Но, поверхностное выхватывание сведений из публикаций по истории и построение на них «мощного» воспитательного проекта, одобренного ведущим русскоязычным депутатом израильского кнессета, - породило не более чем средство манипулятивного воздействия.
1. Первый куплет:
Шла Иудейская война, дрались евреи,
Могучий Рим полмира захватил.
Сражались наши предки, твёрдо веря,
Что отстоят родной Иерусалим.
У всех народов есть свои герои,
Кто славен больше? И писать о ком?
Я расскажу вам о героях Иудеи,
Что храбро бились, защищая отчий дом.
В главке «Финал ментального поражения», http://www.proza.ru/2018/01/08/575, я отметил, что в той ситуации был еще один, ныне притаиваемый, СУЩЕСТВЕННЫЙ нюанс: римляне не особенно-то и вмешивались в текущую жизнь «оккупированной» Иудеи; условия проживания определяли греки; евреи МЕНТАЛЬНО были слабее греков, отчего и были греками придавлены.
Современным Израилем пытаются играть (и создавали его под свой интерес) государства с греко-римской культурой; исламистские государства заполняли своим студенчеством американские и европейские университеты – освоили современные уровни этой культуры: системно-целостное, холистическое вИдение проблемных ситуаций; критическое мышление и т. д.
Израилю полезно извлечь соответствующий урок из древней ситуации иудео-греко-римского конфликтования. Чтобы выжить в среде противоборств государств-гигантов и межгосударственных коалиций, Израилю надо бы обладать преимуществом в культуре ориентирования и мобилизации. Это – если ставится задача выживания Государства Израиль, а не задача в традиционной парадигме еврейских общин «верхушка выживает за счет сдачи ею врагам низовой еврейской массы».
2. Следующий куплет:
История, история, история . . .
Дневник свидетелей тех давних дней,
И описание сражений и героев,
Что след оставили в истории людей.
Их слава к нам пришла из тех столетий.
Их имена хранят евреи и весь мир:
Йоханан Гискальский , Шимон бар - Гиора
А на Массаде Элиэзер бен – Яир.
Из книги Михаила Туваля (историк-религиовед, докторская диссертация по древнееврейской истории, был членом группы, изучавшей трансформацию античного иудаизма «из религии храма в религию общины») выясняем следующее.
Сочинения Флавия, Кумранские свитки, Новый Завет и иудейская апокалиптическая литература показывают, что бОльшую часть населения Эрец-Исраэль в 1 веке составляли деревенские жители, верящие в разные небылицы о роли злых духов, демонов, Сатаны, Вельзевула, Ангела Тьмы в управлении миром; многие готовы были идти за любым шарлатаном и демагогом, который «лечил» больных, «изгонял бесов», «воскрешал» мертвецов, «возносился на небо» (или «нисходил» оттуда), показывал «чудеса и знамения» и, особенно, если он обещал им «свободу». Проповеди «мессий» и «царей», спекулировавших на этом невежестве, сыграли немалую роль в приготовлении благодатной почвы для поднятия уровня национального безумия до вооруженной конфронтации с «сынами Тьмы» и одержимыми бесами «людьми жребия Велиала», идолопоклонниками-римлянами.
Организационные корни той группы, что засела в крепости Масада, начинаются от Йеуды Галилеянина, сына «бандита» Хизкияу, некогда казненного царем Иродом. Йеуда Галилеянин объявил себя посланником Б-га. От своих последователей требовал царских почестей и богатств, и его главным занятием была вооруженная борьба с другими подобными ему главарями сектантских шаек, претендовавшими на власть. Погиб в боестолкновении. Его сын, Менахем, возглавил одну из враждовавших между собой военизированных группировок; претендуя на царскую власть, явил себя народу посреди Храма в царском одеянии в сопровождении «братков» — за что был схвачен и зверски убит не признававшими его авторитета членами конкурирующей группировки. Племянник Менахема, Элеазар бен Яир, бежал с единомышленниками своего дяди в крепость Масаду. Оттуда они занимались разбоем и грабежом окрестных еврейских поселений — например, напали на жителей Эйн-Геди во время праздника Песах и, вырезав семьсот человек (в основном женщин и детей), разграбили их имущество.
Было ли демонстративное «идеологическое» коллективное самоубийство девятисот «защитников» Масады и, если было, как их предводитель побудил к этому – нет данных для достоверных суждений.
Ограбления с убийствами как-то не очень подкрепляют красивые слова первого куплета о «защите отчего дома».
3. Третий куплет:
Был грозен Рим, крушил святыни, храмы,
Народы мира пали перед ним.
Лишь иудеи шли на бой кровавый,
Не принимая тот враждебный мир.
Одна беда: между собою враждовали.
А Рим хитёр, коварен и силён
Погибли все – «зелоты» и «сикарии»,
Плечом к плечу, спасая отчий дом.
Только ли Рим, который «хитер, коварен», вызывал вражду между группами иудеев, мешал им быть «плечом к плечу»?
4. Заключительный куплет:
Да, Иудейская война – это история,
Что учит и сегодня наш народ.
Вражда собратьев дорого им стоила,
Не знали наши предки, что их ждёт.
Придя к родной земле, должны всегда мы помнить,
Что Иудейская война – война за мир,
Чтоб не было изгнаний и страданий,
Как предки, встанем за родной Иерусалим.
Намек есть – «Вражда собратьев дорого им стоила», но бесполезно поверхностный. Пустую, лишенную смыслового наполнения, красивость, если её облечь в музыку пафосного звучания, можно включать в манипулятивные воздействия.
Манипулятивное управление одной какой-то категорией израильтян в отношении другой – это современное выражение «вражды собратьев».
Потрясать воображение, поднимать волну эмоций – ложными сообщениями, придуманными картинами – и все это с доведением до гибельного исхода – это вражда «собратьев». Обслуживание подобных манипуляций своими песнями, стихами, публикациями – есть участие в смертельном враждовании «собратьев».