Рецензия - Мифическое в фильмах Белый тигр, Притяж

Герман Лён
«Белый тигр»
Много лет назад была создана замечательная, светлая, философская  картина «Белый тигр»
Когда мы имеем дело с мифом, тогда в повествование на уровне аллегории приходят все магические элементы несказанного. Чары такого метода работают в нашем сокрытом от ума сознании, и мы начинаем принимать на веру любую историю, потому что её подогревают внутри нас уже доказанные ранее кармические установки.

Работать с мифом могут только великие мастера, которые проникли в тайны магии путем кропотливого труда. Туда нельзя пройти без определённых даров от Природы. Это такие спрятанные от обычного обывателя смыслы, которые нельзя описать, нарисовать, выразить вербально – это некое предчувствие чего-то очень точного, очень убедительного и неизменного.

Гениальность мифа в его универсальности и многозначности сюжетных линий. Если ты рассказываешь о мифе, тогда миф сразу слышит об этом (стоящие наготове фантазии) и открывается информационный портал, через который уже миф будет рассказывать, как он хочет выглядеть. Шутка ещё и в том, что рассказчик будет считать внезапно охватившую его негу вдохновения за свою. «У Бога всего много» - бери – не хочу! Эта необъяснимая тайна творчества и есть сопричастность с Замыслом.

Страдания от переписывания сценариев наступают именно тогда, когда мифа нет, а истории мифическая. Нехватки целого лежат в Причине, а не в следствии. Переписывание поверхности истории без погружения в причину не даёт никаких результатов – история меняет лишь форму, а содержание выглядит незыблемо.

Глубоко нырять в подтекст – дело тонкое и в гастрономе не продаётся. Жить в иносказании – это талант художника и его главная проблема на уровне обычной жизни. Зачастую попытки говорить из замысла заканчиваются полным непониманием и прокруткой пальца у виска у озлобленных слушателей.

Мир абсурда гоним и недоступен на каждом углу и поэтому самые талантливые, глубокие сценаристы не находят путь к славе, деньгам и погибают в одиночестве. Кому-то везёт больше – его озвучивают после смерти. Но, кому от этого легче?
Я вспомнил просьбу Кафки к Броду перед смертью – Никогда не рисуй жука на обложке «Метаморфозы». Брод пообещал и Кафка умер. Книга вышла с жуком.

У мифа всегда один вопрос – Как вернуть гармонию обратно, которую украло Зло. Вопросы Зла выглядят многолико, и уловить их присутствие очень трудно. В реальном мире оно реализовано в форме, но родина зла – душевная дисгармония. Если идти так дальше – Зла нет в этом мире! Зло – это отсутствие Добра! Это Пустота, откуда ушла Любовь ввиду разных причин. Искать причину – найти причину – убить Зло!

Красота конструкции «Белого тигра» именно в его заблуждении, в его убеждённости, что он творит добрые дела. Нацизм имеет свою правоту, свою веру, свою конечную цель – в этом его могущество. Нельзя убедить его в обратном. Никто из нас не может сразу отказаться от своих убеждений. Но, и нельзя родиться со Злом внутри – его не создано в Замысле, это приобретение практическое. И Зло нельзя убить, поэтому сегодня и завтра тема возвращение коричневой чумы звучит до сих пор
набатом.

Очень легко поймать юного зрителя на крючок анархии и превосходства. Фашизм очень ловко и красиво упакован – он и есть Дьявол в одном из проявлений. Киевский майдан – удачный бизнес – план Дьявола внутри славянской нации. В фильме народ един, сегодня – Разделяй и властвуй!

Силы чар «Белого тигра» лежат в обещании впрок о неких дарах, которых у человека никогда не будет в обычных условиях. Но, ещё глубже он бессмертен в алчности власти. Там нет запретов – табу сняты – ты свободен!

В фильме очень точно показаны схватки Добра и Зла – бессмертный танкист и белый робот из металла. Они появляются сквозь время и также исчезают, когда их присутствие исчерпало себя. У них нет категории времени и дела до нас с вами – это мифические герои, которые вчера были архангелы, а завтра будут ехать с кем-то в метро.
В прямой картинке фильма появление (проявление из неведомого) Тигра и Танкиста носит основную сюжетную линию, которая создаёт невидимую атмосферу присутствия Божества. И работает созвучно с Великими идеалами победы. Солдат в окопе не может себе сказать – Мы всё равно победим! Человек будет сомневаться, когда он брошен, отделён от Мифа. Когда миф работает, тогда все персонажи по умолчанию наполнены верой, заботой, уверенностью – это им дают такие установки мифические силы, которые говорят за них эти слова, толкают на подвиг. Великие лозунги победы всегда сотканы из этих живых, трепетных и невидимых смыслов. Иван Сусанин доказал, что может быть с доблестной армией, когда она брошена мифом на произвол судьбы.

Думая о мифе, нужно принять Нечто большее от Вселенной и попытаться признать насколько такое возможно – мы видим лишь узкую полоску света в бесконечности жизни. Тогда такие понимания приведут нас к признанию своей вторичности перед чем-то несоизмеримо большем в нас, что придаст нашей жизни чью-то невидимую заботу. И тут уже нет места Злу, потому как сопричастность с целым лишает Зло его целесообразности.

Бабушки ходят в церковь и принимают на веру многие вещи – это рабочая технология. Прикладная практическая психология, которая как единственная душевная аптека ни разу не подвела. Это тоже упрощённый миф – миф для каждого из нас.

Пересказывать сюжет фильма нет необходимости, если есть иное прочтение во время просмотра. С мифом идёт несколько фильмов сразу и невозможно сбиться с пути. Я могу долго вспоминать - какие фильмы были лет десять назад, но память сразу выдаёт «Белый тигр» как редкое явление в нашем кинематографе, потому что он берёт объёмом и надеждой.
                ***
В фильме «Притяжение» сценарий переписывали бесконечно, но так и не нашли закадровый смысл. С большой уверенностью можно утверждать, что у всех сценаристов было предчувствие – так всегда бывает у истории, которая граничит с чем-то большим. Бессознательно идёт дискомфорт и ожидание какого-то чуда, но обладают способностью вывести, как Буратино, на другой уровень понимания истории очень редкие люди. В той аудитории, где были предпосылки сделать фильм более великим, не нашлось такого человека.

В ненайденном, что могло сразу изменить повествование «Притяжения», не было принятия другого разума как дружеский жест. Нет никакого желания у высших существ с нами воевать. Мы же не ждём, что муравьи будут с нами воевать? Нет таких мыслей. Мы их игнорируем. Хотя, очень даже зря. По весу мир муравьёв превышает мир людей в несколько раз. Если Природа даст команду нас съесть – человечество погибнет за несколько часов.

В «Притяжении» на уровне мифа можно было попробовать увидеть некое визуальное проявление инопланетян так, как изображено ещё не было ранее. Вопрос лишь в том – если ты позволишь мифу быть, тогда он сам себя проявит.

В этом мире много заблуждений по поводу собственного величия, но когда Моцарт признаёт то, что он слышит готовые мелодии и просто их записывает, тогда это лишает его собственного тщеславия. Гений боится, что мы узнаем – он лишь проводник. Нет, мы всё равно будем тобой восхищаться – ты гений! Избавиться от гордыни – это личное дело и люди здесь не помогут, чтобы они не думали.
                ***

В фильме «Коловрат» произошло недоразумение с мифом, которое закончилось провалом. Главный герой так и не стал Легендой из-за того, что элементами мифа неправильно, грубо и поверхностно, легковесно воспользовались. Такое не срабатывает – русский медведь появился и исчез. Дорога была начата, чтобы Коловрат смог в кульминации затащить весь русский дух на защиту Родины. А умер как крестьянский парень в одиночестве, умер обычно, не ярко, что украло великий пафос и героизм. Ничто не поддерживало Коловрата на уровне подтекста – Русский дух пошёл спать дальше от бесхозности происходящего. Его будить надо уметь!

На мой взгляд, сегодня кино не имеет у себя в резерве проницательных рассказчиков – сценаристов, редакторов, которые смогли бы заглянуть в тайны легенд. У них нет острого носа Буратино!