О сущности литературного дневника

Владимир Каев
О, сущность! Существенное для существования! Осуществимо ли!…

Буквы… слова… не будь я так пристрастен знакам на бумаге, разве стал бы понапрасну тратить время просиживая за экраном, полагая его лучшим образом листа, на котором так славно вытягивать строчки, точки, запятые.

В чём отличие традиционного дневника от литературного на сайте? В литературном размещаешь то, что даёт читателю возможность заглянуть в повседневное состояние пишущего лица, заполненное тем, что кажется ему примечательным и, вполне возможно, имеющим какое-то отношение к литературе.

Дневник – форм существования размышляющего субъекта во времени. Кому ещё может быть так дорог этот протокол смены тем, тем и существенный, что нет у человека ничего дороже времени, одно лишь время ему дано. Что-то в этом роде две тысячи лет назад сказал Сенека. Точнее, написал. И хорошо сделал.

Ровесник Христа не был распят, прожил вдвое дольше. Луций Анней Сенека был настолько умён и авторитетен, что ему приказано было покончить с собой, чтобы не мешался у власти под ногами. Он вскрыл себе вены сначала на руках, потом на ногах, потом принял яд и лёг в горячую ванну – как ни старался переступить последнюю черту, жизнь не отпускала. Обрызгав водой окружавших его рабов, сказал, что это возлияние Юпитеру Освободителю. Некоторые считают его принадлежащим к первым христианам. Вряд ли. Писал Сенека сам, не имея команды за него пишущих. Был причастен власти, был богат, был беден. Был. Читая им написанное, словно заглядываешь в дневник или в частную переписку – чувствуешь себя тем, кому доверяют.

При чём тут Сенека? Не при чём. Пришёл на ум, пока подбирался к теме. Оглянулся, попал в иные времена. Имею право, не обязан соблюдать хронологию, извлекать мораль, строить сюжеты.

Этот сайт для меня, прежде всего, хороший повод узнавать и переживать. Не в смысле мучительных раздумий и возбуждения светлых или сомнительных чувств, а в смысле пересчитывания ступенек лестницы времени: день за днём, минута за минутой, машинально и в нечаянной полной осознанности.

                Перешагни, перескочи,
                Перелети, пере- что хочешь –
                Но вырвись: камнем из пращи,
                Звездой, сорвавшейся в ночи…
                Сам затерял – теперь ищи…

Владислав Фелицианович Ходасевич (1886-1939) – русский поэт, критик, мемуарист и историк литературы, пушкинист. Помечено весной 1921 и 11-м января 1922. Слово вынашивалось, стремясь к завершению:

                Бог знает, что себе бормочешь,
                Ища пенсне или ключи.

Ключи ищу. Имея склонность к перемене обстановки, нуждаюсь в ключах от мест исходно не предполагающих моего присутствия.

«Какое наслаждение иметь в кармане свой ключ от чего-нибудь. Все равно от чего».
Ярослав Голованов (1932-2003)

Предпочитаю обустроенные пустые дома или квартиры, хорошо меблированные, тогда наслаждение становится так близко, так возможно.

Сайт тоже место обитания, предполагающее ключ к нему, у каждого свой. Для меня – любопытство и привычка к чтению. Прилагается также склонность к письму. Графомания не грозит ввиду природной лени, в признании не нуждаюсь, дилетант по призванию.

Наличие двух зон формирования текстов – публикаций и литературного дневника – моделирование существования в двух измерениях, пространственном и временном. Метафизика сайта.

Для меня сайт зона эксперимента… Зона – вот и фигура сталкера, возникшая с подачи Стругацких во второй половине прошлого века. Интересно бывает обнаружить скрытую сущность, что-то странное и значимое в том, что написано под настроение или по случаю. Впрочем, сталкер рисковал, а я в полной безопасности, разве что рискую время потерять зря. Уже потерял. Зато можно возвращаться раз за разом, в поисках неожиданных открытий, мало кому доступных (точнее, мало кому интересных). Открываешь, закрываешь книгу без страниц и обложек, унося с собой то, чего в ней не убывает.

Справедливости ради стоит заметить, что на сайте есть настоящая литература, хоть отыскать её не так просто. На то она и Зона.

P.S. Посмотрел собственный дневник и с удивлением обнаружил, что первая запись в нём (2.04.2012 – "Округление читателя" – http://www.proza.ru/diary/miage/2012-04-02) именно о сущности литературного дневника.

P.S.S. А вот и ещё одна запинка на теме дневника, случайно обнаруженная 17.01.2019  "Конструкция с бабочками" – http://www.proza.ru/diary/miage/2016-10-10

Дневник – форма присутствия: виртуально на сайте, в пространстве частной жизни, во внимании читающего. Теория относительности мира текстов: если проносишься мимо со скоростью близкой к скорости света, текст превращается в точку, исчезает; если скорость замедляется – время растягивается, текст образует систему, наполняется ассоциативными связями, смыслы образуют структуры.