Иордания. Петра. Влюбиться и вернуться. Часть 5

Шестакова Евгения
Улица Фасадов

От Аль-Хазарне, от Сокровищницы,  мы отправляемся дальше.  Я бы сказала мы идем вниз, по Фасадной улице. Все отвесные скалы здесь, и на площадке перед Сокровищницей усыпаны склепами.  Хотя гид не устает повторять, что так до конца неизвестно, были ли изначально эти места склепами.  И неизвестно, где в таком случае жили местные жители города Петра. А если это место – только огромный некрополь, то зачем тогда были проложены водопроводные канавки и арыки?

Из некоторых могил были извлечены древние кости, но и это ничего не доказывает, так как кости относительно молодые по возрасту. Сейчас они находятся в музее города Петры.   

На вершинах некоторых фасадов на Фасадной улице видны вырезанные лестницы - лестница в небеса. Многие фасады очень обветшалые, и не удивительно, ведь они здесь простояли не одно и даже не два тысячелетия. Археологи, как  и в Египте,  пронумеровали все гробницы.  Лишь в некоторых из них есть скальные рисунки и редкие, почти затертые надписи, большинство из которых  прочитать невозможно.
В гробницах очень неуютно себя чувствуешь.   Хочется скорее выйти на свежий, пусть и дико холодный воздух. Родители мерзли в теплых куртках, в которых мы прилетели из Казахстана, ребенок бегал в одной майке, только потому, что не взял из автобуса теплые вещи.


Из известных гробниц стоит отметить номер 813,  это гробница Унайши. Гробницу так назвали по фрагменту текста, который удалось разобрать на камне. Он лежал недалеко от гробницы. Собственно говоря, этот камень мог и не иметь к  гробнице Унайши  никакого отношения.

Унайши был братом набатейской царицы Шакилат. Ее существование полностью доказано, так как  портрет царицы целых 60 лет чеканился на монетах. Правда непонятно кем она была? Женой царя Ареты IV, дочерью или матерью последнего набатейского правителя или женой сына Ареты IV.

Как рассказал нам гид, некоторые нюансы жизни набатеев говорят о том, что в Петре мог быть матриархат, но опять же – ничего не доказано.

К интересным и не безымянным гробницам  можно отнести гробницу Урны.   Бедуины называют это здание – Суд. Верх высокого фасада гробницы достаточно разрушен, хотя его и венчают остатки урны, а вот снизу сохранились будто средневековые арки. Издали кажется, что арки выложены из крупного кирпича. Когда подходишь ближе, то понимаешь, что это обтесанные камни. По словам гида,  нижний этаж очень напоминает тюремные каморки, а верх гробницы - огромный зал для судебных заседаний. Но так же считается, что нижние арки – это византийский стиль, и арки достроили первые христиане, после того, как римляне окончательно ушли из этих мест.

Далее нас ждет Шелковая гробница.  У которой украшение фасада – это необыкновенно красивая естественная окраска гор.

У Коринфской гробницы сильно разрушен фасад, эрозия не пощадила твердый камень. По Петре двести лет назад бродило много исследователей и  художников. Они искали в фасадах знакомые черты, и многие гробницы были названы  именно в те времена. Но и у этой гробницы прослеживаются общие черты, присущие набатейской скальной архитектуре.

Одна из самых больших гробниц долины – это Дворцовая гробница. Кто-то подумал, что гробница напоминает римские дворцы, вот и назвал ее так.  Длина фасада – 49 метров. К привычному красному и желтому рисункам песчаника тут добавляется и белый с голубым. Прожилки достаточно хорошо видны вблизи. Эту гробницу узнать легко.  Верхний ярус представляет собой этакие склеенные с общей скалой колонны. Раньше гробница была еще выше, но верхний «этаж» неумолимо разрушается из-за частых землетрясений. Есть предположения, что в ней действительно был захоронен кто-то из царского рода, но ни костей, ни каких любо других доказательств нет.

Если уйти очень далеко, куда обычно не водят группы, можно дойти до древнеримской гробницы. Похороненный в ней человек был наместником провинции, легатом Августа.  Звали его – Тит Ананий Сектий Флорентин. И умер он в 130 году до нашей эры. В это время Рим уже 25 лет присутствовал на этих землях.

Историкам и исследователям так до конца неизвестно, какие отношения были у местных жителей – набатеев и римских завоевателей и как сильно римляне насаждали набатеям своих богов. Но доказано, что в то время в Петре стояли скульптуры Венеры, Юпитера и других богов римского пантеона. Разбитые скульптуры, головы от скульптур были найдены ранними  археологами.

Вообще мне Петра очень напомнила Помпеи в том плане, что в Помпеях тоже были пустыне помещения безо всякой утвари.  Хотя кувшины, очаги и тд в изобилии хранились тут же  в городе в большом пыльном помещении, которое выполняло роль хранилища и было обнесено решеткой.

Среди римских разбитых скульптур был найден квадратный камень, с которого глядела какая-то явно набатейская или просто восточная богиня с узкими раскосыми глазами. Камень был найден возле Храма Крылатых львов.

Еще одна дорога ведет вверх, к жертвеннику. Подниматься по этим ступеням очень долго – час, полтора. Когда изможденные туристы вползают таки на вершину холма,  им сразу хочется прилечь на ровной поверхности. Делать этого нельзя. Нужно вспомнить,  для чего сюда набатеи приводили людей…И зачем они их бросали на жертвенный камень…

На скале сохранились желобки, по которым текла кровь жертв, и далее все это стекало по скалам вниз. Вот почему говорят, что скалы в Петре цвета человеческой крови.

За каменным театром, который существовал еще во втором веке до нашей эры, и в римские времена был существенно расширен, начинается «жилая» часть Петры. Так называемая Долина Муравьиных пещер. Горы выглядят так, будто они изъедены гигантскими червями. И опять же, не доказано,  жили ли в этих пещерах набатеи, или разные народы использовали эти помещения для своих религиозных или других целей. В ту часть можно прогуляться, но ничего интересного там не замечено.

В районе Петры есть большой холм, весь усеянный пещерами и гробницами, внутри которых ученые нашли вырубленные в камне кресты. Холм был отнесен к тому времени, когда в Петре люди жили в общинах и занимались сельским хозяйством.  Их называют предками христиан. Самая большая гробница украшена все той же лестницей в небо, напоминающий египетский иероглиф, плюс к рисунку добавлены круглые щиты и кирасы древних римлян.

Этот холм не пустует, в гробницах и пещерах живут бедуины и туристов туда не возят. А холм так и называют – Пещера христиан.

К этому времени мы провели в Петре около трех часов.  Если вы не устали и не замерзли, можно прогуляться еще дальше. Туда,  где есть несколько интересных гробниц.

В гробнице Аль-Туркмания был найден длинный  клинописный текст, а вообще сам фасад сильно разрушен, такое впечатление, что нижнюю его часть кто-то просто вырезал ножницами.

В тексте говорится о боге Душара и том, что никто не должен быть похоронен в этой гробнице, кроме тех, кто наречен. Из текста можно судить о том, что в древности в гробницах проводили различные ритуалы. Специальные люди принимали участие в мистических ритуалов и поддерживали связь живых с Богом и с миром мертвых.