Ромашковое поле

Ольга Лещинска
Давным-давно жил на свете один богатый вдовец, и было у него двое сыновей. Но однажды оба сына заболели неизлечимой болезнью и умерли. Опечалился вдовец, долго горевал по сыновьям и убрал всё своё богатство в сундук, говоря: «Я достану вновь мои сокровища только тогда, когда у меня снова появятся два сына». Но так как он был вдовцом, не могло у него быть родных детей. И тогда пошёл господин в город и увидел, как на различных площадях и на бульварах сидело множество сирот, протягивавших шапки, чтобы прохожие бросали в них милостыню. Все дети были одеты в лохмотья и дрожали от холода, а за шиворот им падал крупными хлопьями снег. Богатых детей родители вели за руки, и мальчики и девочки в своих красивых шубках любовались снежинками и даже пробовали их на вкус, наслаждаясь, чувствуя, как снег тает на их языках, словно мороженое. Они катались на коньках и играли в снежки, с весёлым смехом забрасывая друзей пушистыми белыми горстями. Но нищие сироты не могли оценить ни одной из радостей зимы, доступных только тем, у кого есть тёплая одежда и крыша над головой. Тогда богатый вдовец подошёл ко всем детям по очереди и сказал каждому:
– У меня было двое сыновей, но они умерли от тяжёлой болезни. Пойди за город, там есть волшебное поле, в котором растёт столько ромашек, что не видно ни конца ни края. Эти ромашки никогда не увядают и цветут даже зимой. Если найдёшь среди них розу, принеси её мне и станешь моим сыном.
Дети обрадовались и побежали за город. Найдя волшебное поле, они долго бродили среди ромашек, греясь весенним теплом и ища розу. Но розы нигде не было. И тогда многие дети побежали обратно в город и украли у торговцев цветами розы – кто по одному цветку, а кто по целому букету. И только двое детей – мальчик и девочка – остались на поле. Мальчик собрал букет ромашек, а девочка ничего не собрала. Когда все явились к богатому вдовцу, многие дети осыпали его ноги розами и сказали:
– Мы нашли на поле не одну, а тысячу роз. Их было больше, чем ромашек. Кого из нас ты возьмёшь в сыновья?
Богатый вдовец, который подглядел за детьми и увидел, каким образом они достали розы, окинул их взглядом, а потом обратился к мальчику и девочке, скромно стоящим в углу:
– А вы не принесли мне розы? Видите, сколько мне подарили ваши друзья. Неужели вы не нашли ни одного цветка на ромашковом поле?
Тогда мальчик с опущенной головой подошёл к богатому вдовцу, протянул ему букет ромашек и сказал:
– Простите меня, мой господин, но я не нашёл ни одной розы, хотя обыскал всё поле. Я собрал букет ромашек – это и всё, что я смог сделать.
– А ты не собрала мне ромашек? – спросил богатый вдовец у девочки, принимая у мальчика белые цветы, похожие на маленькие солнца.
Услышав этот вопрос, девочка расплакалась и прошептала:
– Простите меня, мой господин! Я искала розу под каждой травинкой, но не нашла. Я не стала собирать ромашки, потому что вы просили розу.
Тогда богатый вдовец сказал:
– Вы и будете моими детьми – сыном и дочкой, потому что только вы способны по-настоящему любить своего отца.
А остальных он прогнал и велел вернуть торговцам украденные розы. Но так как цветы почти увяли, многие дети выбросили их. Некоторые всё же послушались и вернули цветы, хотя и было стыдно признаться в воровстве. Они вновь стали бродяжничать и просить милостыню. А один мальчик, уходя от богатого вдовца, украл у него нож. Это не скрылось от глаз хозяина дома. Мальчик решил отомстить тому, кто не захотел усыновить его, укравшего больше всего роз.
С тех пор богатый вдовец стал тепло одевать оставшихся у него мальчика и девочку, сытно кормил их и часто баловал шоколадом и пирожными, дарил им книги, игрушки, водил на прогулки и любил их как собственных детей. Гуляя с ними, он наблюдал за нищими детьми, которых прогнал. Но вот в городе наступили такие лютые холода, каких никогда ещё не было. Люди боялись выходить из домов и даже у каминов с огнём дрожали от холода. Многие нищие изгнанники побежали спасаться от мороза на ромашковое поле, где всегда было тепло, а другие оставались в городе, не в силах куда-либо бежать. И тогда богатый вдовец сжалился над ними, вышел из дома и, хоть и сам очень замерзал, разыскал всех детей, даже мальчика, укравшего нож, и позвал их к себе домой.
– Теперь и вы будете моими детьми! – сказал он им. – Мой дом большой, но всё-таки в нём мало места для вас всех. Но это не страшно, мы все вместе перезимуем, а весной я построю новый дом, ещё больше этого, и мы счастливо заживём в нём.
С тех пор он стал любить и остальных детей так же, как мальчика и девочку, которых принял раньше всех. Они счастливо зажили, и вскоре холода кончились и первые лучи солнца, предвестники наступающей весны, заглянули в окна. Всем стало ещё радостнее, чем прежде, кроме мальчика, укравшего нож. Он ждал подходящего случая, чтобы ударить богатого вдовца. И вот однажды ночью, когда все уже легли спать, он прокрался в комнату своего приёмного отца и занёс над ним нож, думая, что тот спал. Но богатый вдовец открыл глаза, вскочил на своей постели, вырвал нож у испуганного мальчика и прогнал его вон, гневно воскликнув:
– Убирайся отсюда, негодяй! Мало того, что ты украл мой нож, так ты хотел им убить меня! Вот твоя благодарность за мою доброту! Быстро же ты забыл, как сидел на дороге в лохмотьях, подбирая жалкие монеты, которые тебе бросали прохожие!
Мальчик заплакал и ушёл из дома, а богатый вдовец незаметно последовал за ним, чтобы увидеть, куда отправится изгнанник. И когда мальчик подошёл к краю обрыва и хотел было кинуться в реку, протекавшую где-то глубоко внизу, богатый вдовец взял его за руку, остановил, погладил по голове и сказал:
– Хоть ты и хотел убить меня, но я не хочу твоей смерти. Пойдём домой!
Обрадованный мальчик упал в ноги богатому вдовцу, горько заплакал и обнял его колени, бесконечно раскаиваясь в своей злобе и неблагодарности.
– Простите меня, мой господин! Я недостоин снова войти в ваш дом, но если вы примете меня, я буду вашим верным слугой!
– Не зови меня господином! – возразил богатый вдовец. – Ты будешь мне не слугой, а сыном, и я буду любить тебя так же, как люблю остальных моих детей, как погибших моих сыновей!
Они вернулись домой и устроили такой праздник, какого никогда ещё никто не видел в городе. А вскоре богатый вдовец и вправду построил новый дом, в котором им зажилось ещё лучше, и все радовались жизни и были счастливы. А когда богатый вдовец умер, повзрослевшие юноши и девушки горько плакали на его могиле, которую осыпали тысячью ромашек, роз, незабудок, васильков, пионов и других цветов, собранных на волшебном ромашковом поле.